ЦЕЛИ УРОКА:
- показать бережное отношение коренного населения к своему краю, его любовь к Родине, восхищение красотой Севера на примере произведений поэтов, художников и писателей;
- на примере произведений художественного творчества (сказок, картин, рисунков, поделок) продемонстрировать и наш интерес к жизни и творчеству коренного населения, к миру природы Севера;
- расширить представление о творческой и духовной жизни народов Севера;
- воспитывать уважительное отношение к чувствам людей коренного населения, к их образу жизни, бережное отношение к природе;
- развивать навыки выразительного чтения, монологической речи, видеть эстетическую ценность произведений художественного творчества, умение сочинить сказку на северную тематику.
Оформление и оборудование урока: оформленная доска, выставка работ местных художников, выставка книг писателей Севера, выставка работ учащихся.
Интегрированный урок (литература Ямала и эстетика).
К морю стремился, морем дышал на юге, Но если мне сердце слушать начнут врачи, Они услышат отчетливо посвист вьюги И голос филина ухающего в ночи. Бьет кабарга копытцами дробно-дробно. Бьется над логом сохатого трубный зов. Это Сибирь в груди моей дышит ровно Всей протяженностью древних моих лесов. Это во мне снега по весне не тают И ноздреватый наст у краев примят. Птицы Сибири в груди у меня летают. Реки Сибири в крови у меня гремят. Это во мне медведи заводят игры, Грузно кряжи качаются на волне. Ветер низовой. Кедры роняют иглы. Хвойные иглы – это во мне, во мне. Юрий Левитанский |
СПРАВКА: Левитанский Юрий Давыдович (родился в 1922 году)
– Русский поэт. Участник Великой Отечественной войны. Долгое время жил в Сибири. Автор книг: “Листья летят” /1966/, “Теченье лет” /1969/, “Два времени” /1980/ и др. Выступает как переводчик и пародист. Живет в Москве.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя. Чтение эпиграфа (стихотворение Ю.Д.Левитанского).
- Мы не случайно взяли эпиграфом к нашему уроку стихотворение Ю.Д.Левитанского. Он участник Великой Отечественной войны, долгое время жил на Севере. Полюбил этот край.
И это “чувство Севера” появляется почти у всех, кто жил и работал в Сибири. А для многих из вас, ребята, это еще и родина.
Поднимите руки, кто родился в Уренгое?
- Вот видите, как много из вас могут назвать Север своей родиной. А о своей родине человек должен знать все; знать географию Ямала, богатство этого края, искусство и литературу Севера, коренное население, его обычаи, традиции и с уважением относиться к их особому миру, учиться жить у них в полном согласии с миром природы, беречь и охранять ее.
Первое представление о северном народе мы встречаем в летописи Нестора “Повесть временных лет” ХI века: “Югра же есть людье язык в нем и сидят с самоядью в ношных странах”. Затем в новгородском сказании ХV века “О человецах незнаемых в Восточной стране”: “На Восточной стране, за Югорскою землею, над морем живут люди Самоедь, зовомые малгонзеи. Ядь их мясо оленье да рыба”. “Сии люди не в великии возрастом, плосковидны, носы малы, но резвы велмы и стрельцы скоры и горазды. А ездят на оленях и собаках, а платье носят соболье и оленье, а товар их соболи …” Есть в этом сказании и даже страшное описание: "голов нет, шеи нет, а глаза – между плеч".
2. Чтение стихотворения Ю.Н.Шесталова “Северная Азия”.
а/ Историческая справка;
б/ Стихотворение;
в/ Основная мысль стихотворения.
Шесталов Юван Николаевич /1937 года рождения - мансийский писатель и поэт. В 1961 году вышла его книга “Пойте, мои звезды”, в 1966 году – “Огонь на огонь”, в 1969году – “Песня последнего лебедя”, в 1979 году – “Огонь и снег”. Выступает в основном как прозаик и фольклорист. Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.Горького. Живет в Санкт-Петербурге.
СЕВЕРНАЯ АЗИЯ Где-то там в заморской дали, шепчутся лукаво, |
Юван Шесталов в своем стихотворении стремится разрушить то старое историческое преставление о Сибири и ее людях. Коренное население любит свой край, свою родину, они рождены природой, они - ее дети, в их душах – “чувства-вьюги”. Народ Севера не искушен достижениями прогресса цивилизации, его мысли, жизнь – открытая книга для всех. Он живет в полной гармонии с природой, просит у матери – природы помощи, пользуется ее дарами и благодарит ее исполнением ритуальных танцев. Такое благодарное поклонение природе, любовь к ней вряд ли можно увидеть у других народов нашей Земли.
Шесталов Юван Николаевич называет свой край “юной красавицей”, “краем дивным, родным”.
3. Ханты, ненцы, манси, населяющие Север, бережно относятся к своим обычаям, передают свое мастерство, искусство, творческое наследие из поколения в поколение. Для них мир вокруг одушевлен, и этот мир живой природы Севера они за всю историю своего существования хорошо познали, научились понимать и любить язык природы.
ЯЗЫК Это вот - рыбы плывут в струях воды ледяной. |
4. Стихотворение Микуля Шульгина “Язык”. Прекрасное знание своего языка дает возможности духовного развития человека. Шульгин Микуль /Иван Иванович/- хантыйский поэт. Автор книги “Медовая Обь”. Родился в 1940 году, живет в Ханты-Мансийске.
Без языка люди перестанут понимать друг друга. И это мы хорошо понимаем. Для Микуля Шульгина – его язык – это постижение мира природы, это язык любви. Хантыйский язык прекрасен, “пригож, ладен”, “журчит, словно ручей”, “огромен, словно тайга”, “глубок, словно могучая Обь”, а для врага он прогремит, “словно гром”. “Песней” называет свой язык Микуль Шульгин.
5. Стихотворение Л.Лапцуя “Далекое селение”. Лапцуй Леонид Васильевич /1932-1982/ - ненецкий поэт. Работал пастухом, рыбаком, председателем райисполкома, редактором газеты. В 1962 году вышла его книга “Рассказы о Ямале”, в 1977 году – “На Севере-утро”.
У самой воды притулился поселок Се-Яха. Его материнскою грудью вскормила река. Метели его осыпают игольчатым прахом, Сияньем полярным прошиты над ним облака. Корнями он накрепко врос в мерзлоту вековую, И панцирь ледовый сковали морозы ему. Сгущаются тучи, и злобные ветры лютуют, И снежные вихри его окунают во тьму. Но в дружбе со всеми охотники, ненцы селенья. Зимою из нор выползают подобно песцам, И смотрят с прищуром, и высмотрят тропы тюленьи, И что там морозы охотничьим сильным сердцам! Когда же река забурлит половодьем веселым И снежную корку слизнет хлопотливой волной, Далеко он виден, оттаявший добрый поселок, Радушный поселок с его лебединой весной. Обласканный Обью, напьется воды животворной И взглядом проводит в моря уплывающий лед, И весь-то овеян он крыльями стаи проворной, Когда для приветствия лебеди снизят полет. А нынче Се-Яха расправил широкие плечи, Охотничьим ухом прислушался к добрым вестям. И вот с вездеходом повел он степенные речи, Помощником умным он вышел к желанным гостям. Геолога русского встретил охотник как брата, И вырвалась нефть из-под спуда коры ледяной, И в шапке песцовой красуется ныне богатый Поселок Се-Яха, обласканный обской волной. |
Поэт с любовью пишет о людях и о своем суровом крае: Приход весны сулит радость и оживление, весна у поэта “лебединая”, “река забурлит половодьем веселым”, “поселок овеян крыльями стаи проворной”, ласковая Обь напоит его “животворной водой”. Ненцы – добрые, приветливые, смелые охотники, привыкшие к морозам и метелям. Они готовы быть добрыми соседями русскому человеку, помогать ему, чтобы увидеть свой край богатым, а людей – счастливыми.
6. Учитель эстетики проводит экскурсию.
7. Выставка книг писателей Севера. /Показать и указать авторов/.
Многие писатели–публицисты, очеркисты, сказочники пишут о природе с особой нежностью. Они умеют видеть необычное, делать открытия, восхищаться каждым кустиком, былинкой: глазами неба смотрит на мир голубика, заморозки хитрые, снег – это “белые комары”, зимние дни – месяцы Большой темноты, у недоброго человека сердце – льдина, а брусника – красавица.
8. Чтение сказки Е.Г.Сусой “Первые заморозки”.
Вот какой сказочный, добрый, образный и поэтический мир создала писательница!
9. А теперь давайте послушаем сказки, которые сочинила группа ребят. /Оценка каждой сказки/.
10. Работа экскурсоводов.
“Чувство Севера” живет, нам кажется, в каждом из нас. Северная природа заставляет восхищаться своей необычной красотой, думать и активно выступать в защиту экологии Севера. И каждый это делает по-своему: художники создают картины, писатели – статьи, книги.
11. Работа группы художников класса. /Показ своих рисунков/.
12. Поделки.
13. Выводы.
14. Оценки.