Урок "Красна сказка складом, песня ладом"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Формировать представления учеников о народном календаре.

  • Учить сочинять продолжение сказки, составлять пословицы и их объяснять.

  • Развивать познавательную деятельность к предмету через речевое творчество, обогащать словарный запас по теме.

  • Воспитывать уважение к народным традициям, чувство восхищения веры в чудеса и межличностные отношения в коллективе.

 

Этапы урока.

    1. Организационный момент. Постановка цели.
    2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
    3. Усвоение новых знаний:
        • Объяснительная беседа,
        • Творческое задание по группам.
    4. Самостоятельная работа по теме.
    5. Сюрпризный момент.
    6. Заключительный момент.
    7. Задание на дом.

Тип урока: урок творчества.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оформление.

Зрительный ряд: репродукции произведений русских и советских художников “Сказки”, репродукция картины Александрова Д. Я. “Зимняя сказка”, иллюстрация “Женские и девичьи головные уборы”, кружева. Подсвечник со свечой, волшебный ларец, карточки с пословицами, образцы кокошников из бумаги, заготовки из цветной бумаги для орнамента, клей.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский “У камелька” из цикла “Времена года”, М. Варламов “Красный сарафан”, русские народные мелодии в исполнении Оркестра народных инструментов имени Н. Осипова.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Загадаю вам, ребятки, загадку:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки … (мороз).

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а… (лёд).

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Скажите, что за месяц это? (январь).

Идёт январь – “перезимье”, морозами лютыми да зимнею стужей людей пугает. По русскому народному календарю это первый месяц светлой половины года, когда от одного дня к другому “разгорается солнце”!

В народном представлении первые дни января завершали солнцеворот. Позади оставался дух холода и тьмы Карачун. Поэтому всем миром устраивали весёлые праздничные гуляния.

Какими праздниками богат январь?

(Ответы учеников: Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещение.)

Как праздновали?

В стародавней Руси звался январь – месяц “сеченем” и “просинцем”.

 

Словарная работа.

Январь – сечень, просинец.

Сечень – сечёт зиму пополам.

Просинец – в январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Снега и льды становятся тоже будто синими.

Творческое задание “Сложи и объясни пословицу”.

(Класс делится на четыре группы. Каждой группе даны карточки со словами. Необходимо сложить карточки так, чтобы получилась пословица).

    1. Январь – году начало, зиме середина.
    2. Месяц январь – зимы государь.
    3. Январю – батюшке морозы, февралю – метелицы.
    4. Январь трещит – лёд на реке в просинь красит.

В январе между Крещением (19 января) и Татьяниным днём (25 января), есть неделя, которая называется “Емельян – накрути буран”, “Емельяны – перезимники”. В эту неделю, каждый вечер собирались ребятишки после уличных зимних забав в натопленной избе послушать бабушкины сказки, да самим их потом рассказывать.

Собрались и мы позабавиться да потешиться,

Пошутить, да ума – разума со дна зацепить!

Мудрая пословица гласит:

“Красна сказка складом…”

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 

(Ответы учеников.)

Учитель: Верно. Складывать, сочинять сказку, чтобы она получалась красивая.
Но прежде, чем мы начнём складывать сказку, проведём разминку.
“Волшебный ларец” в нём три буквы Е, М, З. Нужно достать из ларца буквы и назвать героев сказок, чьи имена начинаются с данной буквы.
Выполняет роль “волшебника” ученик.

Учитель: Ой, смекалистый народ.

Знают всех наперечёт.

Чтоб нам сегодня не тужить,

Пора и сказочку сложить.

Свечка загорается, сказка начинается.

Иллюстрация “Зимняя сказка” в центре.

“В некотором лесном царстве, в зимнем государстве жила в снежном тереме Сударушка Метелица. Была она мастерица – рукодельница, очень любила плести снежные кружева. Бывало наплетёт кружев, выйдет из терема на заснеженную полянку и начнёт танцевать, кружева повсюду расстилать. Весь лес любуется работой Метелицы и её танцем. Нарезвится Метелица, подарит свои кружева берёзкам, ёлочкам, соснами вновь отправится в терем, приниматься за работу.
Но однажды …
Что же могло произойти?

Творческое задание: сочини продолжение сказки.

Ответы учеников. Выслушать 2-3 человека.

Учитель: Очень хорошие сказки сложили ребята. Я вам предлагаю потрудиться. Украсить кокошники для героини нашей сказки сударушки Метелицы

Словарная работа:

Кокошник – девичий головной убор.

Творческая работа по группам.

Класс делится на три группы. На столах лежат шаблоны кокошников из белой бумаги, украшение для них из цветной бумаги в форме кружков, треугольников, ромбов и т. д., клей-карандаш. Учитель даёт задание каждой группе изготовить

Учитель: Зимнее время – время волшебства. Наша встреча сегодня не исключение. Стоит вам, ребята, на несколько мгновений закрыть глаза, произойдут тут же чудеса.

(Ребята закрывают глаза. Звучит музыка. Входит сударушка Метелица, ученица 11-ого класса.)

Метелица: Здравствуй, хозяюшка!
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, гости желанные!

Снег пушистый стелется,

Улица бела.

Я Метель-Метелица из сказки к вам пришла.

Знаю, вы для меня кокошники украшали,

Но меня совсем не ждали.

(Примеряет кокошники.)

Мне кокошники в самый раз,

Благодарю, ребята, вас!

За такое рукоделье, подарю я вам веселье.

Вокруг меня все соберитесь,

В моём танце закружитесь.

Все ученики исполняют танец по показу Метелицы.

Метелица: Проявили мастерство вы в танце ярком,

Кружева мои для вас будут подарком.

(Раздаёт кружева.)

Метелица: Традиции народные вы уважайте,

Сказки, песни сочиняйте.

Старайтесь не лениться,

А хорошо учиться!

До свидания!

Учитель: Какие красивые кружева подарила нам Метелица, а в них заморожена песенка. Как же нам её разморозить?

(Ответ учащихся: Спеть.)

“Размораживается” и исполняется песня “Старая сказка”, музыка В. Мигули.

Учитель: Я обратила внимание, что на некоторых кружевах на обратной стороне есть буквы. Выйдите ребята с кружевами и сложите из букв слова.

Что же получилось?

“Песня ладом” - это окончание пословицы “Красна сказка складом, песня ладом”.

Заключительное слово.

Красивые сказки сложили мы вместе,

Дружно и ладно спели мы песню.

За ваше старание, мастерство

Я и Метелица вас угощаем,

Чай со “снежными” комочками попить приглашаем.

 

Домашнее задание: Записать сказку, нарисовать Метелицу