Цель:
Формировать представления учеников о народном календаре.
Учить сочинять продолжение сказки, составлять пословицы и их объяснять.
Развивать познавательную деятельность к предмету через речевое творчество, обогащать словарный запас по теме.
Воспитывать уважение к народным традициям, чувство восхищения веры в чудеса и межличностные отношения в коллективе.
Этапы урока.
- Организационный момент. Постановка цели.
- Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Усвоение новых знаний:
- Объяснительная беседа,
- Творческое задание по группам.
- Самостоятельная работа по теме.
- Сюрпризный момент.
- Заключительный момент.
- Задание на дом.
Тип урока: урок творчества.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оформление.
Зрительный ряд: репродукции произведений русских и советских художников “Сказки”, репродукция картины Александрова Д. Я. “Зимняя сказка”, иллюстрация “Женские и девичьи головные уборы”, кружева. Подсвечник со свечой, волшебный ларец, карточки с пословицами, образцы кокошников из бумаги, заготовки из цветной бумаги для орнамента, клей.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский “У камелька” из цикла “Времена года”, М. Варламов “Красный сарафан”, русские народные мелодии в исполнении Оркестра народных инструментов имени Н. Осипова.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Загадаю вам, ребятки, загадку:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки … (мороз).
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а… (лёд).
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Скажите, что за месяц это? (январь).
Идёт январь – “перезимье”, морозами лютыми да зимнею стужей людей пугает. По русскому народному календарю это первый месяц светлой половины года, когда от одного дня к другому “разгорается солнце”!
В народном представлении первые дни января завершали солнцеворот. Позади оставался дух холода и тьмы Карачун. Поэтому всем миром устраивали весёлые праздничные гуляния.
Какими праздниками богат январь?
(Ответы учеников: Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещение.)
Как праздновали?
В стародавней Руси звался январь – месяц “сеченем” и “просинцем”.
Словарная работа.
Январь – сечень, просинец.
Сечень – сечёт зиму пополам.
Просинец – в январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Снега и льды становятся тоже будто синими.
Творческое задание “Сложи и объясни пословицу”.
(Класс делится на четыре группы. Каждой группе даны карточки со словами. Необходимо сложить карточки так, чтобы получилась пословица).
- Январь – году начало, зиме середина.
- Месяц январь – зимы государь.
- Январю – батюшке морозы, февралю – метелицы.
- Январь трещит – лёд на реке в просинь красит.
В январе между Крещением (19 января) и Татьяниным днём (25 января), есть неделя, которая называется “Емельян – накрути буран”, “Емельяны – перезимники”. В эту неделю, каждый вечер собирались ребятишки после уличных зимних забав в натопленной избе послушать бабушкины сказки, да самим их потом рассказывать.
Собрались и мы позабавиться да потешиться,
Пошутить, да ума – разума со дна зацепить!
Мудрая пословица гласит:
“Красна сказка складом…”
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Ответы учеников.)
Учитель: Верно. Складывать, сочинять
сказку, чтобы она получалась красивая.
Но прежде, чем мы начнём складывать сказку,
проведём разминку.
“Волшебный ларец” в нём три буквы Е, М, З. Нужно
достать из ларца буквы и назвать героев сказок,
чьи имена начинаются с данной буквы.
Выполняет роль “волшебника” ученик.
Учитель: Ой, смекалистый народ.
Знают всех наперечёт.
Чтоб нам сегодня не тужить,
Пора и сказочку сложить.
Свечка загорается, сказка начинается.
Иллюстрация “Зимняя сказка” в центре.
“В некотором лесном царстве, в зимнем государстве жила в снежном тереме Сударушка Метелица. Была она мастерица – рукодельница, очень любила плести снежные кружева. Бывало наплетёт кружев, выйдет из терема на заснеженную полянку и начнёт танцевать, кружева повсюду расстилать. Весь лес любуется работой Метелицы и её танцем. Нарезвится Метелица, подарит свои кружева берёзкам, ёлочкам, соснами вновь отправится в терем, приниматься за работу.
Но однажды …
Что же могло произойти?
Творческое задание: сочини продолжение сказки.
Ответы учеников. Выслушать 2-3 человека.
Учитель: Очень хорошие сказки сложили ребята. Я вам предлагаю потрудиться. Украсить кокошники для героини нашей сказки сударушки Метелицы
Словарная работа:
Кокошник – девичий головной убор.
Творческая работа по группам.
Класс делится на три группы. На столах лежат шаблоны кокошников из белой бумаги, украшение для них из цветной бумаги в форме кружков, треугольников, ромбов и т. д., клей-карандаш. Учитель даёт задание каждой группе изготовить
Учитель: Зимнее время – время волшебства. Наша встреча сегодня не исключение. Стоит вам, ребята, на несколько мгновений закрыть глаза, произойдут тут же чудеса.
(Ребята закрывают глаза. Звучит музыка. Входит сударушка Метелица, ученица 11-ого класса.)
Метелица: Здравствуй, хозяюшка!
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, гости желанные!
Снег пушистый стелется,
Улица бела.
Я Метель-Метелица из сказки к вам пришла.
Знаю, вы для меня кокошники украшали,
Но меня совсем не ждали.
(Примеряет кокошники.)
Мне кокошники в самый раз,
Благодарю, ребята, вас!
За такое рукоделье, подарю я вам веселье.
Вокруг меня все соберитесь,
В моём танце закружитесь.
Все ученики исполняют танец по показу Метелицы.
Метелица: Проявили мастерство вы в танце ярком,
Кружева мои для вас будут подарком.
(Раздаёт кружева.)
Метелица: Традиции народные вы уважайте,
Сказки, песни сочиняйте.
Старайтесь не лениться,
А хорошо учиться!
До свидания!
Учитель: Какие красивые кружева подарила нам Метелица, а в них заморожена песенка. Как же нам её разморозить?
(Ответ учащихся: Спеть.)
“Размораживается” и исполняется песня “Старая сказка”, музыка В. Мигули.
Учитель: Я обратила внимание, что на некоторых кружевах на обратной стороне есть буквы. Выйдите ребята с кружевами и сложите из букв слова.
Что же получилось?
“Песня ладом” - это окончание пословицы “Красна сказка складом, песня ладом”.
Заключительное слово.
Красивые сказки сложили мы вместе,
Дружно и ладно спели мы песню.
За ваше старание, мастерство
Я и Метелица вас угощаем,
Чай со “снежными” комочками попить приглашаем.
Домашнее задание: Записать сказку, нарисовать Метелицу