Цель игры:
- закрепить знания по материку, обобщить изученный материал.
- развивать память, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний. Развивать интерес к предмету.
- воспитывать умение работать в коллективе, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.
Оборудование:
физическая карта Африки,
картины по теме,
магнитофон и запись африканской мелодии.
Организация игры
Класс делиться на 2 команды знатоков по 5 человек и 2 команды болельщиков. Команды располагаются по разные стороны класса, напротив них болельщики. Жюри 2 человека следят за временем и фиксируют количество баллов.
Урок начинается вступительным словом учителя, которое заканчивается приглашением в Африку, звучит мелодия.
1 гейм. Каждая команда получает 5 вопросов, задаются по одному, на обдумывание 15 секунд, правильный ответ – 1 балл.
Вопросы:
- Неповторимые черты Африки по природным условиям. (Самый жаркий материк).
- Какое государство Африки называют родиной небоскребов? Каков их возраст? (Эфиопия, 500 лет).
- “Бушменский рис”. Что это такое? (Яйца гусениц и термитов).
- Назовите древнее государство, существующее на территории современного Туниса. (Карфаген).
- Какой “иглой” нельзя уколоться? (Мыс Игольный).
- Государство Африки, на территории которых существовали цивилизации, , в которых процветали ремесла, торговля, строительное дело? (Египет, Карфаген).
- “Вельвичия удивительная”. Чем удивительно это растение? (Имеет только два листа, отмирающих постепенно, живет 150 лет).
- Какая страна Африки называется “страной меди” и почему? (Замбия – “медный пояс”).
- Причины образования пустынь у северо-западных и юго-западных берегов Африки? (холодные течения).
- Какую природную зону Африки называют
одновременно “ослепительная красавица” и
“зеленый ад”? (Влажных экваториальных лесов).
2 гейм. “Заморочки из конверта”. Капитаны получают по 1 конверту, в которых 5 вопросов, на обдумывание 5 минут.
Вопросы первой команды:
- Какая река Африки описана в этом стихотворении Н. Гумилева? (Нил)
- На карточке наклеена контурная карта с выделенными границами государства. Вопрос. Это государство известно как родина кофе. Назовите это государство? (Эфиопия)
- На карточке часть контура Африки:
“Ты торжественным морем течешь по Судану,
Ты сражаешься с хищною стаей песков,
И, когда приближаешься ты к океану,
С середины твоей не видать берегов,
Бегемотов твоих розоватые рыла
Точно сваи незримого чудо-моста,
И винты пароходов твои крокодилы
Разбивают могучим ударом хвоста.”
- В каких климатических поясах лежит эта часть Африки?
- Какое время года сейчас в переходном поясе этой местности?
- На карточке описание животного. “Этот зверь известен как самый воинственный. Наверное, потому, что он не очень умен и плохо видит. Он хорошо различает предметы лишь на расстоянии не дальше 10 шагов. Смелость заменяет у него недостаток рассудка, а острое чутье компенсирует плохое зрение. В большинстве случаев он будет нападать, независимо от того, есть для этого повод или нет. А когда нападает, делает это всерьез, быстро и решительно.”
- На открытке крааль – жилище африканских негров.В какой природной зоне можно увидеть такую картину? (В саванне).
О каком животном Африки идет речь? В какой природной зоне оно обитает? (Носорог, саванна).
Вопросы второй команды:
- Какая природная зона описана в этом стихотворении Н. Гумилева: (Пустыня)
- На карточке контур государства на контурной карте. Эта страна – самая большая по численности населения в Африке, одна из богатейших по запасам нефти. Назовите эту страну. (Нигерия).
- На контуре южная часть Африки.
“И звенит, и поет, поднимаясь, песок,
Он узнал своего господина,
Воздух меркнет, становится солнца зрачок,
Как гранатовая сердцевина.
И чудовищных пальм вековые стволы
Вихри пыли взметнулись и пухнут,
Выгибаясь, качаясь, проходят средь мглы,
Точно веришь – вовеки не рухнут.
Так и будут бродить до скончанья веков,
Каждый час все грозней и грознее,
Головой пропадая среди облаков,
Эти страшные серые змеи.”
- В каких климатических поясах лежит эта часть Африки? (тропический, субтропический).
- Какое время года здесь сейчас?
- На карточке описание животного: “Здоровый, полный сил, этот зверь никогда не бывает людоедом. Охотится на зебр и антилоп, чаще всего по ночам. Причем, здесь ему нужны глаза, а не нос. Видит прекрасно в темноте, зато обоняние у него плохое. Ему почти никто не угрожает, потому защитное средство – обоняние ему ни к чему, и оно у него не развивается.” О каком животном идет речь? В какой природной зоне оно обитает? (Лев, в саванне).
- На открытке – свайные постройки дагомейцев. В какой части Африки можно увидеть такую картину? (В западной, на побережье).
Пока команды обсуждают вопросы ведущий задает вопросы болельщикам:
- Древний материк, частью которого является Африка (Гондвана).
- Сезоны, резко выделяемые в субэкваториальном поясе (Сезон дождей, сезон засухи).
- Португальский мореплаватель, определивший очертания материка Африки на юге. (Васко де Гамма).
- Мелководное озеро, площадь которого зависима от осадков и разлива впадающих рек. (Озеро Чад).
- Главное препятствие в развитии сельского хозяйства на материке (Засуха).
- Горы, получающие обильные осадки от юго-восточных пассатов (Драконовы горы).
- Хищная птица, охотящаяся за грызунами и змеями (Птица секретарь).
- Сильнейший ветер, часто дующий летом по Сахаре и несущий тучи песка (Самум).
3 гейм. Каждому игроку команды ведущий задает один вопрос.
- Насекомое-переносчик возбудителя сонной болезни (муха цеце).
- Пустыня, для которой характерно удивительное растение – Вельвичия (Намиб).
- Как называется островок растительности в пустыне (оазис).
- Тектоническое образование лежащее в основе материка (платформа).
- Расы, к которым относится население Африки (европеоидная, негроидная, монголоидная).
- Растение с толстыми мясистыми листьями, широко применяемое в медицине (алоэ).
- Сухие русла рек, наполняемые водой после сильных дождей (вади).
- Насекомые, строящие высокие постройки разнообразной формы (муравьи-термиты).
- Самая длинная река Африки (Нил).
- Назовите самые увлажненные территории Африки (бассейн реки Конго).
4 гейм. Команды отвечают на вопросы болельщиков (по три вопроса подготовлены заранее).
- Сочные плоды, которые заменяют местному населению и животным полупустыни воду (арбузы).
- Самое большое озеро Африки (озеро Виктория).
- Самый сильный и грозный хищник Африки (лев).
- Доля Африки в добыче алмазов (98%).
- Пальма, из плодов которой получают пальмовое масло (масличная).
- Назовите самое жаркое место на Земле (Триполи, +58 °С).
5 гейм. Космический. В течение двух минут командам надо ответить на как можно большее число вопросов.
- Почему пустыня Сахара увеличивает свои размеры, что сделано, чтобы ее остановить? (Сведение лесов, посадка лесополосы).
- Какой пролив в древности был известен как “Геркулесовы столбы”? С чем связано такое название? ( Гибралтар, в честь героя мифов – Геркулеса).
- У меня черная или темно-зеленая древесина. Из меня делают дорогую мебель. Как называется это дерево? (Эбеновое дерево).
- Какое открытие получило название: “Зоологическая сенсация двадцатого века”? (Открытие окапи).
- Какое растение Африки называют “деревом жизни” и почему? (Финиковая пальма, финики, используемые в качестве хлеба и т. д.)
- Какую реку Африки знают даже маленькие дети и почему? (Лимпопо, живет доктор Айболит).
- Докажи положение – “Африка – самый жаркий материк Земли”. (Триполи +58 °С, среднемесячная температура не бывает ниже +8 °С).
- “Дети леса”. Какие народы Африки так называют и почему? (Пигмеи, живут в гилее).
- Какое растение – один из священных символов Африки южнее Сахары? Его использование (Баобаб – “хлеб обезьян”, изготовление веревок, сока и т.д.).
- Химические элементы, определяющие красный цвет ферралитных почв экваториальных лесов (Железо, алюминий).
- Причины отсутствия горных систем в Африке (Древность материка).
- На вершину какой горы вы подниметесь быстрее?
Почему?
а) Кения (ниже); б) Килиманджаро (Наивысшая точка). - Назовите лозунг “страны вечной жажды” (Ботсвана, “Пусть будет дождь”).
- Каких животных называют “волосатыми людьми” и где они обитают? (Гориллы, гилея).
- Причины образования на реке Конго множества порогов и водопадов (Плоскогорный рельеф).
- Какое озеро Африки и за что называют сестрой Байкала? (Танганьика, сходное происхождение, форма, второе по глубине).
- Позорная страница истории, унесшая миллионы человеческих жизней африканских народов (Работорговля).
- Важнейший фактор, от которого зависит годовое количество осадков (Атмосферное давление).
- Животное, полностью уничтоженное в Африке (Зебра квангг).
- Крупные животные, обитающие в Африке (Слоны, жирафы, бегемоты).
- Что означает слово “Калахари”? (Мучимая жаждой).
- Причины, способствующие развитию густой вечно-зеленой древесной растительности (Высокая температура, влажность).
- Что означает слово Сахара? (Однообразная, коричневая пустынная равнина).
- Как называется климатический пояс, в котором только один сезон-лето? (Экваториальный пояс).
- Самые высокие народы Африки, живущие в саваннах северной части материка? (Банту, средний рост 180-200 сантиметров).
- Преобладающие формы рельефа Африки (Плоскогорье).
- Ценные культуры, родина которых – Эфиопия (Кофе, твердые сорта пшеницы).
- Самая большая по населению страна Африки? (Нигерия).
- Молодые хребты, расположенные на северо-западе материка (Атлас).
- Ценные тропические культуры, выращиваемые в Африке (Бананы, кофе, какао).
- Крупное хищное животное, обитающее в реках Африки (Крокодил).
- Какова площадь Африки вместе с островами? (33,3 миллиона км2).
- Народы, живущие на самом юге материка (Африканеры).
- Государство в Африке, которое, по мнению Н.И.Вавилова является Родиной ценных (твердых) сортов пшеницы (Эфиопия).
- Кем был открыт и как называется водопад, называемый местными жителями “дым который гремит”? (Д.Ливингстон, водопад Виктория).
- Представители животного мира экваториальных лесов, обитающие на деревьях (обезьяны).
- Что означает название материка Африка? (По названию племени африти).
- Какая часть Африки получила название Невольничьего берега? (Побережье Гвинейского залива).
- Какую птицу Африки можно использовать как пастуха? (Страус).
- Лемурия! Что это такое? (Остров Мадагаскар).
Подведение итогов.