Третий год работаю над темой самообразования “Развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста в рамках учебных занятий”. Проблема внимания у младших школьников является наиболее значимой, ведь они очень часто на уроках отвлекаются, несобранны. Для развития произвольного внимания у своих учеников я провела консультации с психологом, изучила специальную литературу по этому вопросу. Подготовила методические пособия на каждого ученика. На каждом уроке использовала такие виды упражнений на развитие произвольного внимания:
- корректурные задания, находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте (5 раз в неделю по 5 минут, 3-4 месяца);
- прослеживание перепутанных линий;
- кодирование слов через цифры и числа через различные символы;
- находить отличия по картинкам;
- игра “Муха”;
- отделять в сплошном тексте слова друг от друга;
- находить слова среди напечатанных букв;
- разгадывать буквенные путаницы;
- находить ошибки в тексте;
- собрать рассыпанные слова;
- найти закономерность и вписать нужное слово и д.р.
Для каждого урока я подбираю различные виды упражнений. Так для уроков чтения предлагаю следующие задания.
1. Корректурная проба.
Проводится на этапе оргмомента. Оно помогает
настроиться на урок, успокоиться после активной
перемены. Вычеркивание букв, символа начинаем с
одного элемента, затем постепенно количество
букв, символов увеличиваем.
2. Анаграммы (рассыпанные слова).
Этот вид упражнений использую на этапе
вступительной беседы к теме урока. Подбираю
слова, например фамилии авторов, названия
произведений, имена героев, объединенных общим
признаком.
Пример. Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее.
ИАКБНИ (Бианки)
КВАСЛАДО (Сладков)
УРЧШИНА (Чарушин)
КОВЫЛР ( Крылов)
- Что обозначают эти слова?
- Какую фамилию вы бы исключили из этого списка? Почему?
Дальше работа строится в соответствии с темой урока.
3. Первым этапом каждого урока чтения, как правило, провожу разминки, где развиваем с помощью различных упражнений и артикуляционный аппарат и внимание.
Пример. Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующимися буквами.
ТАЧКА – ТОЧКА – БОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ДОЧКА
НАПИСАЛ – ЗАПИСАЛА – РАСПИСАЛСЯ – ПОДПИСЫВАЕТ
4. На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением, провожу игру “Разведчики”. Кто быстрее в тексте найдёт ответ на вопрос.
Пример. Е.Л.Шварц “Сказка о потерянном времени”.
- Сколько раз Петя позвонил в дверь?
Учащиеся находят строчку и зачитывают.
5. Для развития беглости чтения использую следующие приемы:
- чтение за диктором (нужно успевать читать за ведущим и во время контрольной остановки показать слово, на котором остановились);
- чтение с отрывом взгляда от текста;
- игра “Прятки”.
Все эти упражнения улучшают не только внимание, развивают навыки чтения, но и повышают интерес к уроку.
На уроках русского языка очень хорошо зарекомендовали себя следующие здания:
1. Найти слова среди напечатанных без пробелов букв. Это упражнение использую на всех этапах урока.
Пример. Найдите и выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки.
ВУКПРСАБАКАЖЮТР
ЯЫЙЦЁОРТПЕТУХЬЖЭЪ
МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ
ЛЗАЯЦУКАПРОДШГ
2. “Путаница”. Используется на любом этапе урока.
Детям предлагается рисунок, на котором несколько контурных изображений разных предметов.
Пример. Найдите замаскированные изображения и запишите слова существительные, укажите склонение.
3. Отделять в сплошном тексте слова друг от друга.
Пример. Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу. Запишите ее, над глаголами укажите время и спряжение.
ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ)
4. На минутках чистописания использую такой приём.
Найти спрятанные буквы.
На уроках математики, так же применяю упражнения на развитие внимания:
1.На этапе устных упражнений удобно применять известные числовые таблицы Шульте.
Пример. Найдите числа от 1 до 25, называйте вслух.
21 |
12 |
7 |
1 |
20 |
6 |
15 |
17 |
3 |
18 |
19 |
4 |
3 |
25 |
13 |
24 |
2 |
22 |
10 |
5 |
9 |
14 |
11 |
23 |
16 |
- Найдите сумму чисел 1и 4 столбца каждой пары.
- Числа 1 столбика увеличьте в 5 раз.
Для 4 классов можно использовать трехзначные числа.
1. Графические диктанты.
Под диктовку учителя двигаться по клеткам в заданных направлениях.
2. Кодирование слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.
Пример. Зашифруйте слова: метро, торт и д.р.
Н | М | Е | Т | Р | А | Л | О | С |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 0 |
23458, 4854.
- Прочитайте числа, которые у вас получились.
- Разложите эти числа на разрядные слагаемые.
- Назовите общее число сотен, десятков и т.д.
Из приведённых мною примеров видно, что любое
упражнение, направленное на развитие внимания,
можно адаптировать к любому уроку и связать его с
темой урока.
В течение двух лет я применяла эти упражнения на
своих уроках, а психолог проводил диагностику
внимания у моих учеников. В результате у каждого
ученика заметно увеличился показатель
эффективной работы.
Результаты диагностики показали:
3 “А” класс 2002 г. – входная диагностика – эффективность работы в среднем по классу составила 50 баллов;
3 “А” класс 2003 г. – промежуточная диагностика – эффективность работы уже возросла до 78 баллов;
4”А” класс 2004 г. – контрольная диагностика – 84 балла.
Если принять 84 балла за 100%, то эффективность работы за два учебных года, в среднем по классу, возросла на 40%.
Работа над развитием внимания положительно отразилась на учебной деятельности моих учеников. Дети стали более собраны, повысилась активность на уроках, даже у слабых учащихся. В письменных работах по русскому языку стали допускать меньше ошибок. Исчезли такие ошибки, как замена и пропуски букв, значительно уменьшилось число ошибок на безударную гласную в корне слова. В классе повысилась успеваемость
Анализируя эти результаты и результаты контрольной диагностики, я сделала такие выводы: благодаря регулярным упражнениям, можно значительно повысить не только уровень внимания, но и успеваемость каждого ученика.
Приведу в пример план-конспект открытого урока по истории в 4 классе, где применялись различные виды упражнений на развитие внимания.
Тема: Необычный царь. Строительство Санкт-Петербурга.
Цели урока:
- познакомить учащихся с личностью и деятельностью Петра I;
- развивать внимание, мышление, интерес к истории;
- воспитывать уважение и любовь к истории Родины.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Настрой на работу. Упражнение “Муха” в парах.
“Перепутанные линии” индивидуально.
II. Проверка домашнего задания.
Работа с историческими датами.
На доске карточки с датами: 1380 г., 1147 г., 988 г., 1480 г., 1564г. Учащиеся выходят к доске и крепят напротив каждой даты карточку с историческим событием. Затем учитель задает вопросы:
– В каком городе происходило крещение Руси?
– В чем отличие битвы на Куликовском поле от
битвы на реке Угре?
– Кто считается основателем Москвы?
– Как называлась первая русская печатная книга?
Учитель. А теперь нужно рассказать, как создавалась первая русская печатная книга (рассказ ученика).
Рассказ ученика о подвиге Минина и Пожарского.
III. Работа над темой урока.
Учитель. Каким вы себе представляете Царя?
Дети. На троне, в золоченой карете, во дворце, окруженного подданными, в богатых и длинных одеждах.
Учитель. Но вот в России появляется совсем
необычный царь: Петр I.
Он стал царем, когда ему было всего 10 лет. Понятно,
что управлять государством маленький Петр не
мог, поэтому за него управляли бояре и дворяне. А
маленького Петрушу привозили только на
церковные церемонии. Не заботились бояре и об
учебе маленького царя. Только в 15 лет он узнал о
четырех математических действиях. Но его
отличали энергичность, целеустремленность,
желание многому узнать и многому научиться.
В зрелые годы Петр I поражал собеседников
обширными знаниями, чем был обязан только самому
себе.
Чем же еще отличался Петр I от других царей,
прочитайте об этом на странице 53 учебника. Читаем
и на каждую букву “и” машем рукой.
Вопросы по прочитанному тексту.
Учитель. Петр много работал, мог сам себе сшить башмаки, начертить и построить корабль, ловко взобраться на мачту. А как это он все успевал, нам расскажет Павленко Катя.
Подготовленный рассказ по дополнительной литературе “Рабочий день Петра I”.
Учитель. Давайте представим, что мы с вами археологи и в подвалах царского дворца нашли такую запись (запись демонстрируется на доске):
QWRДYUЕSFGЛJIУLPRYW
ZVNJВGFРDSQЕYILМZSЯQE
RПWОQUТIGЕFХSЕZJNQWS
WSFЧGDQАSZСVNJYUIQSD
Нам нужно ее расшифровать.
– Что это за выражение? Как объясните? ( “Делу время – потехе час”)
Это любимое изречение Петра I, Которое он любил
повторять своим придворным.
Россия до Петра I сильно отставала от Европы в
своем развитии. Петр своим правлением смог
сократить эту отсталость и повысить
международный авторитет и культурный уровень
России.
– Что нового появилось в России в правление Петра I, вы узнаете на странице 54 и выполните задание в тетради на странице 26.
Проверка выполнения задания.
4. Демонстрация картины Серова “Петр I”.
Учитель. Рассмотрите внимательно картину. Каким изобразил художник Петра I?
Ответы детей.
Учитель. В историю Петр I вошел как
царь-реформатор. Вспомним, что означает слово
реформа?
За заслуги перед своим Отечеством Петру I
присвоили титул Великий, а Россия стала
называться – Российской Империей.
Империей называют большие и сильные государства.
Учитель. У вас на столе лежат буквенные путаницы. Найдите спрятанные слова, работайте в парах.
М |
К |
В |
Р |
О |
Д |
О |
И |
Е |
О |
Г |
В |
С |
К |
В |
А |
Н |
О |
– Какие нашли слова? (Москва, Киев, Новгород)
– Что общего у этих слов?
– Что роднит эти города?
– Это столицы Русского Государства. При Петре I в
России строится новый город, который становится
ее столицей. Это город– Санкт-Петербург.
– Какой юбилей праздновал в этом году
Санкт-Петербург?
– В каком же году был построен Санкт-Петербург?
(1703г.)
– Шведский король Карл III говорил: “Пусть царь
Петр I занимается пустой работой - строит города,
а мы оставим себе славу брать оные”. Однако за
всю свою историю город Санкт-Петербург ни разу не
был сдан врагу.
– Как и где строился город, об этом прочитайте на
странице 54. Читаем и считаем вслух строчки.
– На какой местности строился город?
– Как строили город?
– Какие лишения испытывали рабочие?
Работа в тетради на странице 27, объяснить смысл пословиц В.И.Даля о городах: Новгороде, Киеве, Москве, Петербурге.
Учитель. В знак уважения к личности Петра I потомки возвели на главной площади ему памятник. (Демонстрируется фотография памятника Петру I скульптора Э.М.Фальконе.)
– В чем особенность этого памятника нам расскажет Буц Сережа.
Рассказ ученика.
– К этому уроку я просила вас узнать, что означает выражение “окно в Европу” и откуда оно появилось.
Ответы детей.
– Но правление Петра I сопровождалось и ухудшением жизни простого народа. Об этом прочитайте на странице 55.
Вопросы по прочитанному.
IV. Итог урока.
– Что вы сегодня узнали для себя нового?
– Что вам было наиболее интересно на уроке?
– О чем бы хотели узнать подробнее?
– Какую дату можно поместить в нашу таблицу?
– Какие новые слова сегодня узнали?
– Какие чувства у вас вызывает личность Петра I?
V. Домашнее задание.
Страница 53-55 учебника пересказ статьи, найти в дополнительной литературе, что еще интересного происходило в России во времена Петра Великого.
Рекомендуемая литература:
- “Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений”. Авт.-сост. Е.Е.Данилова. – М; “Академия”, 1999 г.
- М. Безруких “Леворукий ребенок в школе и дома”.– Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1998 г.
- “ Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: “Ось-89”, 2004 г.
- А.С. Батова “Графический диктант” стр. 82, О.Г.Павлова “Новые виды коррекционных заданий” “Начальная школа” №9, 2003 г., стр. 85.
- А.В. Лизунова “Развитие внимания на уроках русского языка” “Начальная школа” №7, 2004 г., стр. 13.