Одним из первых этапов в организации воспитательной работы с учащимися является планирование. При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант формы, структуры и содержания работы на учебный год. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Нередко к плану относятся лишь как к административному требованию. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентирован в деятельности. Предназначение плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. По моему мнению, план должен указывать содержательные ориентиры деятельности, определять ее порядок и направления, объем и временные границы.
Начиная планирование работы с учащимися 5 класса, я изучила всевозможные формы и структуры планов и пришла к выводу, что в практике составляются самые различные планы, включающие в себя множество самых разнообразных разделов, в зависимости от подхода в воспитании учащихся. Предлагались планы, в которых отражены либо направления в формировании личности (учение, общение, досуг, здоровье) либо объекты воспитательной деятельности (индивидуальная работы, семья, учителя-предметники) либо представлены различные формы воспитательной работы в виде календарного плана-сетки.
На основе изученного материала, мною была составлена собственная форма плана воспитательной работы, являющаяся по нашему мнению наиболее удобной в работе и отражающая все направления и формы работы со всеми участниками воспитательного процесса в полной мере. Данная форма плана предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в тоже время вносить по ходу работы дополнения и изменения.
Предлагаю вашему вниманию планирование воспитательной работы на 1 четверть.
Одним из основных направлений работы классного руководителя является работа с родителями и важнейшей ее составляющей – изучение семьи учащихся. При первом знакомстве с семьями детей я рекомендую использовать разработанную мной анкету, которая включает в себя наиболее важные сведения об учащихся. По моему мнению, это позволит классному руководителю получить наиболее полную информацию о ребенке, его семье, состоянии здоровья, увлечении и интересах, условиях проживания. Эта информация окажет неоценимую помощь в планировании и организации воспитательной работы в классе.
РЕБЕНОК:
Фамилия___________________________________________________________________
Имя_______________________________________________________________________
Отчество___________________________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________
С какого времени посещал начальную школу____________________________________
как складывались отношения в начальной школе ________________________________
Состояние здоровья ________________________________________________________
Друзья (их возраст, характер взаимоотношений, их влияние)______________________
Увлечение, интересы_______________________________________________________
Особенности характера _____________________________________________________
Кто из семьи наиболее авторитетен для ребенка ________________________________
Режим дня: _______________________________________________________________
Чем занят в свободное время ________________________________________________
Участие в домашнем труде __________________________________________________
В какой помощи нуждается ребенок(что необходимо для полноценной учебы) ______
_________________________________________________________________________
РОДИТЕЛИ:
1. _______________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________
Образование:
Отец _____________________________________________________________________
Мать_____________________________________________________________________
Профессия ________________________________________________________________
Место работы_____________________________________________________________
Телефоны: рабочий __________, домашний ____________________________________
Возраст: Отец ______, Мать _________________________________________________
Возраст существования семьи _______________________________________________
Семья (не) полная (нужное подчеркнуть)
Количественный состав семьи (сколько детей) _________________________________
Жилищные условия: (особняк или квартира, отдельная комната у ребенка,
место для приготовления уроков и.т.д.) ________________________________________
Адрес: ____________________________________________________________________
Материальное положение ___________________________________________________
Интересы, увлечения, хобби, традиции семьи __________________________________
Влияние на ребенка ________________________________________________________
(использование методов поощрения или наказания и каких именно)
Как часто посещаете родительские собрания, школу, встречаетесь
с классным руководителем _________________________________________________
Чем можете помочь классу: _________________________________________________
(материально, организовать экскурсию, поездку, классный час, беседу, помочь с транспортом или что либо еще)
Чем можете помочь в ремонте класса ________________________________________