Урок истории по теме: "Короли, президенты и граждане"

Разделы: Начальная школа


Дидактические цели:

  • осмысление того, что единое человечество складывается из общностей граждан разных государств. При этом любое государство, вне зависимости от его размеров, местоположения, цветов флага, имеет право на суверенитет и самостоятельное решение своих внутренних проблем;
  • осознание учениками различий между государствами, которое достигается при знакомстве с первичными представлениями о таких типах государств, как монархия и республика, демократическое и недемократическое государство (диктатура) и существующих в них органах власти – парламент, президент, король, диктатор;
  • знакомство с основными политическими правами человека: права на участие в управлении собственным государством, свобода, свобода слова и др.;
  • дать ученикам предварительный минимум исторических общечеловеческих навыков; обучить навыку их использования в жизненных ситуациях.

Развивающие цели:

  • формирование начальных навыков исторического мышления (осознание изменяемости, развития общества как части окружающего мира);
  • формирование знаний целостной элементарной картины мира, умение познавать мир.

Воспитательные цели:

  • развитие патриотического чувства гордости за свою страну, формирование системы ценностей гражданина, активной гражданской позиции.

Тип урока: комбинированный.

Формы:

  • фронтальная беседа;
  • технологии обучения:
    • технология А.Г. Равина,
    • модульная технология.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский.

Оборудование:

  • словарь
  • общественно-историческая задача;
  • рабочая тетрадь на печатной основе Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова;
  • учебник Д.Д. Данилов, Г.Э. Бемщкая и др.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний и проблемная ситуация

Учитель: Давайте прочитаем, как называется наш раздел и тема урока.

“Человек и многоликое человечество” и “Короли, президенты и граждане”.

Учитель: Откройте свои дневники и запишем домашнее задание по этой теме. Стр. 39–44, выборочный пересказ, рабочая тетрадь № 94.

А теперь давайте еще раз вернемся к теме урока. Как вы думаете, о ком пойдет речь у нас на уроке?

О королях, президенте и гражданине.

Учитель: Давайте, исходя из темы урока, попробуем сформулировать цели нашего урока.

  1. Вспомнить, кто называется королем, и узнать форму правления.
  2. Вспомнить, кто называется президентом, и узнать форму правления.
  3. Чем правление короля отличается от правления президента.
  4. Вспомнить, кто является гражданином.

Учитель: Мы поставили перед собой цели урока. А теперь давайте посмотрим на какие вопросы мы уже можем ответить, а на какие нет?

Воспользуемся приемом “знаем – не знаем”

Знаем Не знаем
1. Короли и президенты – главы государств.

2. Государство – способ управления обществом с помощью правительства, законов, армии, милиции.

3. Государств много, на картах их изображают разными цветами.

4. Гражданин – человек, связанный с каким-либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой.

1. Форму правления короля

2. Форму правления президента

3. Отличие форм правления.

Учитель: А раз мы знаем, кто такие короли, президент, гражданин – зачем же нам предложили к изучению данную тему?

– Мы не знаем формы правления в государстве.

III. Открытие нового знания

Учитель: Чтобы ответить на данные вопросы мы должны познакомиться с содержательной частью урока № 21, применив при подготовке технологию А.Г. Ривина (т.к. поработать в вариационной паре).

Вопросы для работы лежат у каждого на столе:

  1. Расскажи о формах правления короля (монархия и конституционная монархия).
  2. Расскажи о формах правления президента (демократическая республика и недемократическая республика).
  3. Найди и назови отличие в формах правления.
  4. Все ли граждане мира имеют право на участие в управлении государством?

Итак, основные цели урока мы выполнили. Перейдем к закреплению изученного материала.

IV. Закрепление изученного материала

По отрывкам из сказок определить форму правления, объяснить свой выбор и прочитать с интонацией.

Учитель: При закреплении изученного материала каждый из вас получит оценку,

приступив к работе по модульному блоку. Для того, чтобы получить:

  • “З” – надо правильно выполнить № 92, 95.
  • “4” – надо правильно выполнить № 92, 95 + № 97.
  • “5” – надо правильно выполнить № 92, 95, 97 + № 96.

V. Итог урока

– Давайте еще раз вернемся к теме нашего урока.

– Назовите цели, которые мы ставили для себя на уроке.

– Как вы думаете, выполнили мы цели, поставленные в начале урока?