Дидактические цели:
- осмысление того, что единое человечество складывается из общностей граждан разных государств. При этом любое государство, вне зависимости от его размеров, местоположения, цветов флага, имеет право на суверенитет и самостоятельное решение своих внутренних проблем;
- осознание учениками различий между государствами, которое достигается при знакомстве с первичными представлениями о таких типах государств, как монархия и республика, демократическое и недемократическое государство (диктатура) и существующих в них органах власти – парламент, президент, король, диктатор;
- знакомство с основными политическими правами человека: права на участие в управлении собственным государством, свобода, свобода слова и др.;
- дать ученикам предварительный минимум исторических общечеловеческих навыков; обучить навыку их использования в жизненных ситуациях.
Развивающие цели:
- формирование начальных навыков исторического мышления (осознание изменяемости, развития общества как части окружающего мира);
- формирование знаний целостной элементарной картины мира, умение познавать мир.
Воспитательные цели:
- развитие патриотического чувства гордости за свою страну, формирование системы ценностей гражданина, активной гражданской позиции.
Тип урока: комбинированный.
Формы:
- фронтальная беседа;
- технологии обучения:
- технология А.Г. Равина,
- модульная технология.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Оборудование:
- словарь
- общественно-историческая задача;
- рабочая тетрадь на печатной основе Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова;
- учебник Д.Д. Данилов, Г.Э. Бемщкая и др.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний и проблемная ситуация
Учитель: Давайте прочитаем, как называется наш раздел и тема урока.
“Человек и многоликое человечество” и “Короли, президенты и граждане”.
Учитель: Откройте свои дневники и запишем домашнее задание по этой теме. Стр. 39–44, выборочный пересказ, рабочая тетрадь № 94.
А теперь давайте еще раз вернемся к теме урока. Как вы думаете, о ком пойдет речь у нас на уроке?
О королях, президенте и гражданине.
Учитель: Давайте, исходя из темы урока, попробуем сформулировать цели нашего урока.
- Вспомнить, кто называется королем, и узнать форму правления.
- Вспомнить, кто называется президентом, и узнать форму правления.
- Чем правление короля отличается от правления президента.
- Вспомнить, кто является гражданином.
Учитель: Мы поставили перед собой цели урока. А теперь давайте посмотрим на какие вопросы мы уже можем ответить, а на какие нет?
Воспользуемся приемом “знаем – не знаем”
Знаем | Не знаем |
1. Короли и президенты – главы
государств. 2. Государство – способ управления обществом с помощью правительства, законов, армии, милиции. 3. Государств много, на картах их изображают разными цветами. 4. Гражданин – человек, связанный с каким-либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой. |
1. Форму правления короля 2. Форму правления президента 3. Отличие форм правления. |
Учитель: А раз мы знаем, кто такие короли, президент, гражданин – зачем же нам предложили к изучению данную тему?
– Мы не знаем формы правления в государстве.
III. Открытие нового знания
Учитель: Чтобы ответить на данные вопросы мы должны познакомиться с содержательной частью урока № 21, применив при подготовке технологию А.Г. Ривина (т.к. поработать в вариационной паре).
Вопросы для работы лежат у каждого на столе:
- Расскажи о формах правления короля (монархия и конституционная монархия).
- Расскажи о формах правления президента (демократическая республика и недемократическая республика).
- Найди и назови отличие в формах правления.
- Все ли граждане мира имеют право на участие в управлении государством?
Итак, основные цели урока мы выполнили. Перейдем к закреплению изученного материала.
IV. Закрепление изученного материала
По отрывкам из сказок определить форму правления, объяснить свой выбор и прочитать с интонацией.
Учитель: При закреплении изученного материала каждый из вас получит оценку,
приступив к работе по модульному блоку. Для того, чтобы получить:
- “З” – надо правильно выполнить № 92, 95.
- “4” – надо правильно выполнить № 92, 95 + № 97.
- “5” – надо правильно выполнить № 92, 95, 97 + № 96.
V. Итог урока
– Давайте еще раз вернемся к теме нашего урока.
– Назовите цели, которые мы ставили для себя на уроке.
– Как вы думаете, выполнили мы цели, поставленные в начале урока?