Цели.
- Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы условия их жизни и труда; выявить сущность натурального хозяйства и причины его господства в средние века, подвести к выводу, что прежняя свободная община попала в зависимость к феодалу, но продолжала развиваться и укрепляться и играть огромную роль в жизни крестьян.
- Продолжить формирование умений анализировать исторические явления, описывать их на основании нескольких источников знаний. Формировать умение прослеживать причинно – следственные связи и выявлять признаки понятий.
- Воспитывать уважение к крестьянскому труду.
Термины и понятия: сеньория (вотчина), повинности, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.
Источники и средства обучения.
- В.А. Ведюшкин. История средних веков § 13. Просвещение. 2000г.
- М.Л. Несмелова. Конспекты уроков для учителя истории. 6-7 кл. Владос-пресс. 2002г.
- В.В. Сухов и др. История средних веков. 5-6 кл.: дидактические материалы. Дрофа 2000г.
- Г.Д. Донской. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. Просвещение, 1987 г.
- И.Я. Эльфонд. История средних веков: тетрадь с печатной основой для учащихся 6 кл. Саратов: “Лицей”, 1997 г.
- В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. История средних веков (5-15 вв.): хрестоматия ч.1. Просвещение, 1990 г.
- Схема сеньории.
- Рабочие листы с отрывками из документов для учащихся.
- Словарь урока.
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала.
Учитель. В эпоху средневековья самым ценным, что было у человека, являлась земля, так как она его кормила и одевала.
Вопросы:
- Кому принадлежала тогда земля?
- Как они стали её владельцами? (Бонифаций-феод)
- Была ли земля у крестьян?
- Каким образом они утратили на неё право?
- Кто обрабатывал эту землю? На каком основании?
- Кем являлся феодал по отношению к крестьянам?
Учитель. Таким образом, мы можем сделать вывод: земля принадлежала феодалу-сеньору, на ней работали зависимые крестьяне и выполняли в пользу феодала работы. Историки её называют сеньорией (вотчиной).
Сеньория (вотчина) – земля, принадлежащая феодалу и передающаяся по наследству.
Обратимся к схеме “План феодальной
вотчины-сеньории”.
Представим себе, что мы решили пройти в одну из
них. Для этого нам необходимо пройти через лес и
по тропинке выйти на поляну, где паслись коровы и
бродили свиньи. Вдали слева виднелась деревня.
Она довольно большая. Число жителей, наверное,
около 200. Крестьянские дома построены из дерева.
Двор средневекового крестьянина представлял
собой сложный комплекс: он включал дом с
прилегающими строениями, сад, виноградник,
небольшие участки, засеянные льном и коноплей. В
центре деревни – площадь и колодец. Территория
деревни обнесена изгородью; за пределами ограды
селиться было запрещено.
А вон там вдалеке – крестьянские поля. Земля
здесь очень разная, поэтому каждая семья имеет
несколько участков в разных местах.
За крестьянскими полями, пересекая луг,
протекала бурная речка, через которую был
переброшен грубо сколоченный мост. За речкой и за
деревней – поля феодала. А вдали виднеется
господский дом.
Вопросы:
- Как называлась земля, которую мы описали? Кому она принадлежала?
- Что вы увидели здесь?
- Кому принадлежали лес, луг, речка?
- На какие две части делилась пахотная земля (поля)?
За то, что феодал дал крестьянину в пользование землю, он работал на него, нёс в его пользу повинности.
Повинности – принудительные обязанности перед сеньором.
Задание №1. На основании документа №1 “Поэма о версонских вилланах” попробуйте разделить повинности, которые несли крестьяне, на две группы. Чем они различаются? Как они называются?
Барщина косить луга и убирать сено; |
Оброк сдавать хлеб; |
Задание (продолжение): Как вы поняли, что такое оброк и барщина? Дайте определения этим понятиям.
Оброк – платежи зависимых крестьян феодалу продуктами, изделиями или деньгами.
Барщина – даровой принудительный труд феодально-зависимых крестьян, работающих собственным инвентарём в хозяйстве феодала.
Учитель. Барщина и оброк были главными повинностями зависимых крестьян, но были и другие виды повинностей.
Задание №2. Прочтите вторую часть документа и назовите их.
Пошлина (плата)
- за вступление в брак;
- на овец;
- за помол зерна на мельнице сеньора;
- за выпечку хлеба в сеньориальной печи
и другие.
Вопросы:
- Чем можно объяснить, что крестьянин должен был отбывать столь обременительные повинности? (Он был зависимый)
- В какой зависимости он находился? (Поземельной)
Учитель. Но ещё тяжелее было положение лично зависимых крестьян (крепостных).
Задание №3. Познакомимся с двумя документами (№2 и №3). По какому документу степень зависимости была выше. Докажите.
Задание №4. Обратимся к документу №4. В нём мы найдём подтверждение разной степени зависимости.
Задание №5. Прочтите документ №5. Подумайте, какие ещё поборы были с крестьян, кроме выплат феодалу, (налог королю, т.е. в пользу государства). Также крестьяне ещё несли повинность в пользу церкви. Как она называлась? (Церковная десятина).
Учитель. Повинности крестьян были весьма обременительны, но, как правило, они не менялись. Мы уже знаем, что все крестьяне были несвободны по-разному, а это значит, что у одних барщина несколько раз в году, у других – несколько дней в неделю. Одни несли оброк только на великие праздники (2-3 раза в год), а другие – отдавали до половины урожая. Феодалы пытались изменять повинности, увеличивая их, но крестьяне этому активно сопротивлялись.
Задание №6. Прочтите документ, помещённый в учебнике на стр. 133. Как сопротивлялись крестьяне? (пожаловались королю). Добились ли крестьяне улучшения в своём положении? А если бы король их услышал, изменилось бы что в их положении?
Учитель. Мы увидели, что крестьяне могли жаловаться на своих господ и нередко добивались справедливости. Также защищала крестьян от феодала и помогала им выжить в тех условиях крестьянская община.
Община – экономическое объединение крестьян, низшая административная единица в деревне.
Учитель. На основании документа (Гийом Жюмъежский. “История норманнов”), ответьте на вопрос: как община защищала крестьян от притеснения феодалов?
Учитель. Кроме крестьян в поместье проживали и ремесленники.
Задание №7. Прочтите документ №6(45). Перечислите их (ремесленников).
Вопрос: была ли необходимость у жителей сеньории что-либо покупать?
Учитель. Мы можем сделать вывод: все необходимое для жизни феодалов и крестьян производилось на месте, почти ничего не покупалось. Такое состояние экономики называется натуральным хозяйством.
Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи их на рынке.
Задание №8. Выясним, почему в первые столетия Средневековья в Европе господствовало натуральное хозяйство (т.е. ничего не продавалось и ничего не покупалось)?
Учитель. Урожайность была низкой. В 11-13 вв. составляла сам-два, или сам-три, в лучшем случае – сам-четыре. Собрав урожай, крестьянин должен был оставить семена для следующего посева, отдать налог государству, заплатить оброк феодалу, церковную десятину, а на остальное прожить с семьёй до следующего урожая. Оставалось мало, поэтому крестьяне в основном, недоедали. А ещё возьмите во внимание неурожаи и недороды. В таком случае крестьян ожидал голод. (“Хроника” Рауля Глабера).
Вопросы:
- Как вы думаете, оставались ли у крестьянина излишки, которые можно было бы продать?
- А имели ли феодалы излишки? Могли ли они торговать этими излишками? (содержание своего двора, запас на чрезвычайный случай, продавать не кому – во всех поместьях такие же продукты).
Причины:
- Низкий уровень техники и незначительность получаемых излишков.
- Повсеместное производство одинаковых продуктов.
Учитель. Однако натуральное хозяйство господствовало не полностью: кое-что приходилось покупать, а кое-что хотелось бы купить.
Задание №9. Обратимся к документу №6. На основании его выберем те продукты, которые не производили в королевских поместьях.
II. Закрепление материала.
Составьте план рассказа о феодальной сеньории.
III. Домашнее задание.
Составить рассказ“Один день из жизни зависимого крестьянина”.
Приложения
Документ №1.
Часть 1.
…Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор, куда укажут….
Затем они должны чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз….
Но вот наступает август, а с ним новая работа. Они обязаны барщиной, и её не следует забывать. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к арабам…. Если их земли подлежат шампару ( оброку в виде части урожая), то…идут они искать сборщика и приводят его с великой неохотой… И вот нагружает он шампар на свою двуколку, не смея скинуть не единого снопа, везёт к амбару общего шампара… Сдав хлеб, виллан, наконец, уходит, кляня на своём наречии того, кто наградил его такой судьбой, а потом и допустил над ним такое измывательство.
А потом подходит время ярмарки “на лугу” и сентябрьский богородичный день, когда надо нести поросят… Когда они распахали землю, то идут за зерном в амбар, сеют и боронят. На долю каждого приходится один акр. После этого они должны нести лепёшку к “вотчинному” Андрееву дню, что бывает за три недели до рождества… К рождеству надо сдавать кур… Затем идёт пивная повинность: ячмень и пшеница с каждого…
Часть 2.
… если виллан выдаёт дочь замуж, за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину – “кюлаж”. Затем приходит вербное воскресенье, богом установленный праздник, когда нужно везти сеньору пошлину на овец, так как с вилланов по наследству требуется эта повинность… Кроме того, на них лежит обязанность молоть на мельнице сеньора… Но вот наступает самое худшее – виллан должен заплатить ещё и за выпечку своего хлеба. Жена виллана отправляется к сеньориальной печи и исправно платит свой форнаж (печной сбор, плата за выпечку хлеба)...
Э. Ле Гоз. “Поэма о версонских вилланах”
Документ №2
Всем достоверно известно, что я не имею ничего, чем кормится и одеваться. Посему я просил благочестие ваше, и вышло мне ваше разрешение отдастся…под ваше покровительство; так я и сделал, именно на условии, чтобы вы помогали мне и снабжали меня пищею и одеждою, сообразно тому, как я буду служить, и угождать вам…. И пока я буду жив, должен буду нести вам службу и послушание свободного человека и не буду иметь права выйти из под вашей власти и покровительства.
Документ № 3.
Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли, и совсем не имею чем пить и одеваться… По просьбе моей вы в величайшей нужде моей не отказали вручить мне из своих денег столько-то солидов… У меня совсем нечем платить эти солиды… Я прошу совершить и утвердить закабаление вам моей свободной личности… Отныне вы имеете полную свободу делать со мной всё, что полномочны, делать со своими прирождёнными рабами, именно: продавать, выменивать, подвергать наказанию…
Документ № 4.
Есть много состояний личности зависимости; один из крепостных так подчинен своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле за вину или без вины, и ни кому за них не ответственны, кроме как одному богу. С другими обращаются более человечно, ибо сеньоры не могут не чего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей и повинностей, уплачиваемых за их крепостное состояние.
Документ № 5.
У нас есть много нахлебников, ожидающих нашего добра…. Произвол шествует по стране и вся рыцарская спесь опирается на труд бедняков. Они грабят бедняка, богатые лорды делают это без всякого права. А потом является судебный пристав, под видом штрафов они притесняют нас, охотясь за нами. Чтобы уплатить налог королю, я продал зерно, предназначенное для посева.
Документ № 6.
…34. Со всяким тщанием наблюдать должно, чтобы всё изготавливаемое или совершаемое руками, именно: сало, вяленное мясо, окорока, свежепосоленное мясо, вино, виноградный уксус… рыбные консервы, горчица, сыр, масло, солод, пиво, мед – напиток, мед натуральный, воск и мука – всё это делалось и изготовлялось с величайшей опрятностью.
43. Женским помещениям нашим, как установлено, вовремя давать материал для работы, именно: лён, шерсть… алую и красную краски, гребень для чесания шерсти… мыло, жиры, сосуды и прочую мелочь.
45. Чтобы каждый управляющий имел в своём ведении добрых мастеров, именно: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, рыболовов, птицеловов, мыловаров, пивоваров… людей, хорошо умеющих плести тенета для охоты и сети для рыбной ловли и ловли птиц.
Карл Великий. “Капитулярий о поместьях”, IX в.