Каждый ребенок должен жить в семье. Это
оптимальное место проживания, воспитания и
развития будущего полноценного человека. Но
жизнь иногда диктует нам свои правила…и ребенок
лишается того, что называется семьей.
Ребенок-сирота – самое страшное явление в нашей
жизни, и парадокс ситуации заключается в том, что
он в этом не виноват.
Так сложились обстоятельства, и ребенок попадает
в учреждение, где таких как он много, и где всё
общее - пища, одежда, игрушки и др. Он лишается
самого важного фактора психического развития –
наличия взрослого, который будет вести его по
жизни и сопереживать ему.
Среди существующих детских домов и
школ-интернатов Красноярского края Канская
школа-интернат на протяжении многих лет является
ведущим краевым учреждением внесемейного
воспитания. В 2004 году школа-интернат была
награждена дипломом “Лучшее образовательное
учреждение Красноярского края” Главного
Управления образования Администрации
Красноярского края.
В школе-интернате существуют уникальные
образовательные и воспитательные технологии и
программы, например,
индивидуально-ориентированная система обучения,
которая создает учащимся условия выбора задания,
реализует потребность в признании и дает
возможность ребенку обучаться в соответствии со
своими индивидуальными особенностями.
Образовательная программа для детей дошкольного
и младшего школьного возраста “Шаг за шагом”
позволяет подготовить ребёнка к жизни в
меняющемся мире, формировать устойчивое
стремление и умение учиться самостоятельно.
Программа “Образ и мысль” развивает креативные
и рефлексивные способности воспитанника
младшего школьного возраста. Для развития
коммуникативных способностей старшеклассников
используется программа “Конфликты и общение”.
Помимо этого, в школе функционирует
психологическая служба, в которой работают
психологи, логопеды, врачи. Они помогают
преодолевать существующие трудности и проблемы
детей.
Система любого сиротского учреждения не
способна создать условия для нормального
развития детской личности. Такой вывод был
сделан современными специалистами – педагогами
и психологами и, учитывая это, коллектив школы
стал искать свой собственный путь решения
проблемы.
Во многих регионах России идут поиски разных
форм семейного устройства детей-сирот. Особую
актуальность и значимость эта деятельность
приобретает в связи с тем, что основные
направления работы с детьми, оказавшимися в
трудной жизненной ситуации, малоэффективны и не
позволяют сегодня достаточно адекватно решать
вопросы социальной защиты, реабилитации и
адаптации детей к новым жизненным условиям. Мы
изучили существующий зарубежный и отечественный
опыт. Наибольший интерес вызвала работа
Московского детского дома №19 по патронатному
воспитанию потому, что в нашей школе-интернате
уже была собственная попытка устройства детей в
семью.
Первый эксперимент в школе-интернате был
предпринят в 1995-1996 гг. совместно с Институтом
Развития Личности Российской Академии
Образования под руководством профессора В.С.
Мухиной и назывался “Погружение в атмосферу
семьи”. Воспитанник имел возможность прожить
определенное время в полной семье для расширения
социального опыта. Эксперимент оказался удачным
и был описан специалистами института и
психолого-коррекционной службы школы. Но в
период экономической нестабильности
эксперимент в полной мере не мог реализоваться, и
работа по устройству детей нашла свое выражение
в использовании новой формы устройства детей -
“гостевой семьи”.
“Гостевая семья” - это возможность временного
помещения детей-сирот на каникулы, выходные и
праздничные дни в семьи граждан. При отсутствии
нормативно-правовой базы по патронатной форме
устройства детей в нашем крае, педагоги
школы-интерната внедряют “гостевую семью”,
потому что она позволяет в рамках правового поля
создать для ребёнка благоприятные условия, в
которых он может получить опыт проживания в
семье. Кроме того, “гостевая семья”
рассматривается как переходный этап к
патронатным и другим формам воспитания.
В настоящее время нами используются следующие
формы семейного устройства детей - опека,
“гостевые семьи”, восстановление в
родительских правах, усыновление, приёмная
семья. Результатом этого явилось значительное
увеличение числа детей, устроенных в семьи.
Таблица 1
Количество детей, устроенных в семьи
2000-2001 |
2001-2002 |
2002-2003 |
2003-2004 |
|
---|---|---|---|---|
Усыновление | - |
1 |
1 |
2 |
Приёмная семья | - |
1 |
6 |
9 |
Кровная семья | - |
1 |
2 |
4 |
Опека | 2 |
16 |
34 |
41 |
Гостевая семья | 15 |
36 |
61 |
78 |
Этого бы не произошло, если бы общественность
нашего города не пошла нам на встречу. Прежде
всего, в целях привлечения потенциальных
“родителей” и ознакомления общественности с
формами устройства детей в семью, были
организованы акции с использованием
информационных технологий: статьи в местных
изданиях; участие в радиопередачах; телепередачи
(новости, специальные проекты с региональными и
местными теле- и радиокомпаниями); уличные
объявления; объявления в храмах; заявки в центры
занятости населения; листовки, разложенные в
магазинах, кафе и т.д.
Наиболее эффективным оказался совместный проект
с телекомпанией “Канск – 5 канал” под названием
“С надеждой в сердце”. Еженедельно журналистами
готовилась передача о детях, желающих обрести
семью. Сюжеты составлялись совместно со
специалистами школы-интерната. После первых
случаев устройства детей в семьи на телевидении
были организованы передачи с участием детей и их
новых “родителей”.
Эта работа перевернула сознание жителей нашего
города и за полгода более сорока (!) детей
школы-интерната обрели семью. Для сравнения, до
2000 года в семью ежегодно уходили 1-2 ребёнка.
Мы понимаем меру ответственности тех людей,
которые не побоялись взять ребенка из детского
дома, и организуем планомерную систему поддержки
в их благородной и нелегкой миссии.
В настоящее время на базе школы-интерната
апробируется новая модель учреждения
внесемейного воспитания и в связи с этим создан
“Центр по устройству детей в семью”. Его
основной задачей является подготовка и
помещение детей в семьи граждан, а также их
сопровождение. Предварительная работа ведётся
социальным педагогом, психологом, воспитателями
совместно с отделом опеки и попечительства. Она
включает в себя следующие аспекты: знакомство с
потенциальными “родителями”, обследование
жилищных и материальных условий семьи,
психолого-педагогическая подготовка ребёнка и
его будущих опекунов, приёмных родителей. Кроме
этого осуществляется оценка и мониторинг семьи
во время пребывания там ребёнка. В период
проживания ребёнка в семье специалисты Центра
оказывают консультационную помощь. Если ребёнок
возвращается по разным причинам обратно в
детский дом, с ним проводится реабилитационная
работа. После посещения гостевой семьи также
организуются беседы о приобретённом опыте в
семье (чему научился? легко это было или тяжело?
что больше всего запомнил? и так далее),
проводится эмоциональная рефлексия пребывания в
семье.
Для выяснения эмоционально-значимого опыта
используются задания типа: “Нарисуй свои
выходные”, “Опиши свои самые интересные события
в гостях”, напиши рассказ “Мой новый друг –
взрослый”. Психолог Центра организует тренинги
с проигрыванием ролевых ситуаций до и после
пребывания ребёнка в семье с последующей
рефлексией.
Собрав сведения о семьях, где сейчас проживают
наши бывшие воспитанники и о семьях, где дети
бывают в гостях, мы ещё раз осознали
необходимость работы по помещению детей в семьи
граждан. Дети стали активнее развиваться,
приобрели положительный социальный опыт,
снизились показатели тревожности,
агрессивности, замкнутости. В настоящее время
продолжается процесс планомерного определения
детей в семьи.
При переходе на новую модель организации работы
по устройству детей в семью существует ряд
проблем, решение которых зависит от субъективных
и объективных факторов: отсутствие необходимой
нормативно-правовой базы; межведомственная
разобщённость, отсутствие механизмов
взаимодействия между смежными службами
учреждений образования, медицины, социальной
защиты, милиции; психологическая и экономическая
неготовность социума принять новые формы
семейного устройства ребенка; недостаточное
использование новых форм и способов работы с
населением (с благотворительными и
общественными объединениями, с религиозными
организациями, использование возможностей
рекламы и т.д.); проблема раннего выявления детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
недостаточное материально-техническое
обеспечение.
Но образовательная политика в вопросах
внесемейного воспитания постепенно меняется.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения
родителей из государственных учреждений
определяются в семьи граждан. В связи с этим
изменились подходы в содержательной
деятельности учреждений интернатного типа.
Новая модель деятельности учреждения требует
новых компетенций педагогов, которые будут
ориентированы на подготовку и помещение в семьи
граждан, на психолого-педагогическое и
медико-социальное сопровождение ребёнка и семьи.
Программа действий нашего учреждения направлена
и на привлечение СМИ для информирования
населения о новых формах воспитания
“государственных” детей, на межведомственные
контакты, на совместность собственного
коллектива.
Образовательная практика школы-интерната
организована по двум основным направлениям:
1. Подготовка ребёнка-сироты к проживанию в семье, проведение комплекса мер по формированию социальной привлекательности ребёнка.
2. Формирование позиции населения по принятию новых форм семейного устройства детей-сирот.
Опыт работы Канской школы-интерната обобщается, анализируется и апробируется в других учреждениях внесемейного воспитания Красноярского края.