Процесс демократизации и гуманизации школы, происходящая смена приоритетов в образовании с акцентуацией на личностно ориентированный подход в обучении делают идеи технологии ИОСО более притягательными для многих творчески работающих педагогов. Индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО) начала разрабатываться и экспериментально апробироваться с 1994 года в Канской школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где в то время Ярулов А.А. работал директором.
В 1997 году коллегией Главного управления образования администрации Красноярского края было принято решение о создании краевого инновационного комплекса по разработке учебных занятий на основе индивидуально – ориентированной системы обучения. Наша школа получила статус экспериментальной площадки поискового типа. К этому времени коллективом школы был уже наработан первый опыт по созданию и апробированию индивидуально-ориентированных планов, которые явились основой организации учебного процесса.
Три года - это, по сути, первый цикл организации проектно-разработнической и практико-внедренческой деятельности коллектива по освоению новой педагогической технологии.
Цель данного цикла - представить коллективу один из возможных путей развития общеобразовательной школы на демократической основе, подвести к осмыслению иных (нетрадиционных) возможностей педагогов, проектирование профессиональной деятельности не на основе расширения содержательного компонента, а на основе использования и развития диалогической формы общения “Ученик – ученик” и “Ученик – учитель”. Это предоставляет учителю высокоэффективную возможность для внесения изменений в мотивационно-потребностную сферу учащихся, понимая ценность и действенную силу одних из имеющихся у них побудительных стимулов и обесценивая и замораживая действия других.
Кроме того, в ходе диалогического общения происходит осуществление обратной связи между тем, что делает ученик, и тем, как это оценивает учитель. Немедленный анализ и оценка выполненного задания, предусмотренные технологией, позволяет ученику тут же скорректировать в правильном направлении полученные им знания.
Переход на ИОСО потребовал от учителей и всего педагогического коллектива обновления и расширения научно-методического арсенала в предметных областях, деятельностного подхода к организации учебного процесса в условиях школы-интерната.
Психологические исследования и обобщение опыта работы детских домов и школ – интернатов свидетельствуют, что общее физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся без попечительства родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития воспитанников детских домов и школ – интернатов замедлен, развитие имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позже и хуже формируются умения управлять своим поведением, навыки самоконтроля. Эти особенности отмечаются на всех ступенях детства от младенчества до подросткового возраста и дальше.
Обучение таких детей требует от педагога особой профессиональной компетентности так выстраивать учебный процесс, чтобы ребенок получил возможность почувствовать успешность своей деятельности, сохраняя при этом психофизическое здоровье.
Создано психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития детской личности на всех возрастных этапах: дошкольник – младший школьник – подросток, в учебной и досуговой деятельности.
Проектирование образовательного
пространства
на основе ИОСО
В работе с дошкольниками реализуется программа М. А. Васильевой “Воспитание и обучение в детском саду”, а также авторская экспериментальная школьная программа “Ориентир”.
С 2000 года воспитатели дошкольного отделения и начальной школы дополнительно в образовательном процессе используют технологию Международной дошкольной программы “Шаг за шагом”. Главная цель этой программы – подготовить ребенка к жизни в меняющемся мире, формировать устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно. Основные принципы программы: индивидуализация, свободный выбор познавательной деятельности ребенка посредством организации “Центров активности”.
За 3 года в каждой возрастной группе дошкольного отделения и начальной школе оборудованы и наполнены дидактическим содержанием следующие “Центры активности”: чтения и письма, математики, искусства, науки, строительства, манипуляции, драматизации, естествознания, кресло автора и другие. В процессе активной деятельности на занятиях в образовательных центрах ребенок формирует собственное понимание:
- социальной и культурной действительности – через игры, чтение рассказов, драматизацию, дискуссии по поводу общественных событий;
- физического мира – благодаря выполнению таких видов деятельности, как измерение, взвешивание, строительство из блоков, работа по дереву, игра с песком и водой, смешивание красок и т. д.
- логики и математики – через измерения, сравнение, счет, нахождение тождеств, выявление последовательностей, сортировку и классификацию и т. д.
- устного и письменного слова – через чтение, письмо, рисование, слушание, выражение собственных идей.
В начальной школе такая форма работы в “Центрах активности” используется только при организации коллективной досуговой деятельности, а в учебном процессе реализация образовательных программ ведется по двум направлениям:
- обучение ребенка рациональным приемам самостоятельной деятельности через использование разноуровневых заданий, как этапа подготовки к дальнейшему переходу на обучение по ИОСО в основной школе;
- интегрированное обучение на основе сюжетного построения учебных занятий.
В среднем и старшем звене школы образовательный процесс строится на основе ИОСО. Проектирование учебной деятельности начинается с календарно-тематического планирования по всем основным предметам. Учитель отходит от традиционного тематического планирования, создавая проект будущего учебного процесса в виде микроцелей по каждому разделу, теме, предусматривает отбор содержания учебного материала, осуществляет разбивку материала на лекции и самостоятельное изучение темы, выделяет уровни его усвоения, определяет виды диагностики в соответствии с микроцелями. Именно на этом этапе проявляется начало нового мышления педагога: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. В процессе организации двух видов учебных занятий: лекционных и лабораторных, планируются разные уровни освоения учебного материала и количество времени, отводимого на самостоятельную работу ученика. Отдельные варианты календарно-тематических планов по предметам показаны в приложении 1.
Основа ИОСО – индивидуально ориентированный план (ИОП), в котором дается дифференциация материала в соответствии с трехуровневой психологической закономерностью организации обучения.
Первый уровень - нормативный обеспечивает понимание (осознание, осмысление, обобщение). Задания направлены на воспроизведение и истолкование основного содержания параграфа, темы.
Второй уровень - компетентный обеспечивает усвоения. Задания направлены на развитие у учащихся умений распознавать, действовать по алгоритму.
Третий уровень - творческий обеспечивает формирование и совершенствование умений, стандартное и творческое их применение. Задания направлены на развитие у учащихся умений решать учебные задачи с измененными условиями, содействовать формированию критичности мышления и самостоятельности, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала.
Индивидуально ориентированный план предоставляет возможность каждому учащемуся в зависимости от его способностей, желания, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий и тем темп усвоения учебного материала по предмету, создавая тем самым условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям (приложение 2).
Используя идеи ИОСО, педколлектив разработал школьную воспитательную программу “Психолого-педагогическое содействие личностному ориентированию и росту воспитанников детских домов и школ-интернатов” (программа “Ориентир”). В ней предусматриваются индивидуально-ориентированные траектории развития личности и формирования социальных компетентностей ребенка во внеурочной деятельности. Программа успешно реализуется в школе-интернате и других учреждениях внесемейного воспитания Красноярского края.
Отслеживание успешности учебной деятельности
В результате многолетней работы создан общий мониторинг за успешностью образовательного процесса. Он предусматривает:
1. Анализ работы по календарно-тематическому планированию, календарно-тематический план нами рассматривается как проект будущей учебной деятельности учителя и учащихся. В нем просматривается уровень компетентности учителя: структурирование учебного материала, целеполагание, виды и формы учебных занятий в соответствии с целями, взаимосвязь целей с контролем и программой.
2. Анализ корректировки содержания индивидуально-ориентированных планов (новые учебники, программы, соответствие трудности заданий по уровням, дозирование заданий и т.д.).
3. Посещение и анализ учебных занятий, разработанный группой, исходя из требований авторской технологии ИОСО.
- Психодиагностические умения:
а) психологический настрой,
б) учет реальных учебных возможностей,
в) коммуникативные умения.
- Оптимальный выбор форм и методов при проведении лекционных занятий и лабораторных.
- Наличие и использование дидактического материала (разноуровневого на уровне отработки учебного материала, ИОП при контроле и самостоятельной деятельности).
- Соотношение общеклассной и самостоятельной работы.
- Управленческие умения учителя на уровне субъектно-субъектных отношений (S-- --S).
- Самоанализ урока.
4. Диагностика результатов усвоения учебного
материала строится в соответствии с микроцелями,
сформулированными в календарно-тематическом
плане по теме. Для установления факта достижения
конкретной микроцели диагностика проводится в
письменном виде.
В связи с переходом на
индивидуально-ориентированную систему обучения
коллектив искал пути отслеживания результатов
каждого ученика. Нами изучены и на данном этапе
используются подходы к диагностическим
материалам академика В. Монахова (требования к
самостоятельным работам) и профессора кафедры
педагогики МГУ В.Г. Симонова, который дает единый
подход оценки обученности ученика и уровня
требований к оценке деятельности учителя по 5
последовательным показателям: различение,
запоминание, понимание, элементарные умения и
навыки, перенос действий. Используется принцип
приращения знаний “от незнания к знаниям”.
5. Анализ успешности обучения по классу, предмету, каждому ученику ведется на основе методики О.М. Никонова. В основе этой технологии лежат следующие концептуальные положения:
- Все предметы, включенные в содержание общего образования, одинаково важны и общественно значимы.
- Введение величины минимальной средней общей успеваемости. Ей соответствует такой уровень успеваемости, когда по одной половине предметов оценки удовлетворительные, по другой хорошие.
- Итоговая успеваемость анализируется по двум параметрам, первый из которых показывает величину отклонения от среднего балла, от минимальной средней общей успеваемости, второй параметр характеризует динамику этого отклонения. По Никонову величина минимального среднего балла равна 3,5. Для многих учащихся этот минимум достижим, следовательно, ученик поставлен в позицию успешного ученика. При обычном анализе только 20 – 30% учащихся, имеющих “4” и “5”, считаются успешными, их хвалят, а 70 – 80% учащихся всегда неуспешны. При данной технологии наоборот, 70 – 80% и даже 90% учащихся считаются успешными, их замечают, их хвалят, и это, на наш взгляд, ставит ребенка в ситуацию успеха.
Анализ динамики двух параметров дает возможность оценить сдвиг успешности или неуспешности в учении каждого ученика, каждого класса и по каждому предмету, определить истинное время отставания. Тем самым получить возможность регулировать и управлять уровнем успеваемости, прогнозировать ее снижение и предотвратить это, что повышает научную обоснованность принимаемых управленческих решений со стороны учителя, классного руководителя, воспитателя, завуча по коррекции успешности.
Созданный школьный мониторинг позволяет выявить фактическое состояние учебно-воспитательного процесса, факторы, позитивно и негативно влияющие на этот процесс, установить причинно-следственные связи, выявить проблему, принять управленческое решение для достижения целей.
6. Организовано осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса:
- Диагностика реальных учебных возможностей ребенка;
- Посещение уроков психологом;
- Ведение карты личностного развития ребенка;
- Индивидуальная работа психолога с детьми из группы “риска”, проведения психологических тренингов для учителей и учеников;
- Отбор, апробирование и создание пакета диагностических материалов по сопровождению ребенка в ИОСО;
- Проведение консилиумов;
- Обучение педагогов в школе психолого-педагогической культуры, лаборатории психологизации обучения и воспитания.
На всех этапах внедрения технологии ИОСО
проводится научно-методическое сопровождение
по четырем основным направлениям:
Успешность образовательного процесса
Благодаря новой системе обучения изменилось отношение воспитанников к своей учебной деятельности. Создание комфортных психолого-педагогических условий при ИОСО позволяет превратить учащихся в субъект собственной учебной деятельности, организовать обучение учащихся как в зоне его актуального развития, так и в зоне его ближайшего развития.
Использование ИОСО способствует решению проблемы развития личности ребенка посредством учебной деятельности, как ведущего типа деятельности детей школьного возраста. Стало возможным учащимся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, включать в процесс обучения воспитанников, поступающих в школу с большими пробелами в знаниях, не обучающихся в течение 2 – 3 лет, переростков.
В учебной деятельности наш воспитанник получает возможность удовлетворения потребностей: притязание на признание, конструктивного общения, успешности, уважения, поддержки и сотрудничества. Он ощущает свободу выбора собственной образовательной траектории и одновременно личную ответственность за конечный результат.
Сегодня в школе обучаются более 250 учащихся. Из них 40% составляют приходящие дети из благополучных семей, а 60% - воспитанники детского дома, живущие в условиях эмоционально-личностной депривации. По данным школьного психолога особенностью наших детей в отличии от “домашних” являются повышенный уровень тревожности, неадекватная, чаще всего завышенная самооценка, отсутствие позитивного социального опыта.
Совместное обучение воспитанников и приходящих детей с использованием технологии ИОСО помогает детям нивелировать последствия депривации, стимулируя и развивая в них потребность в бесконфликтном продуктивном общении, приобретении социально значимых учебных компетенций, самореализации индивидуальных способностей, продолжению образования в других учебных заведениях.
Анализ результатов учебной деятельности позволяет выделить несколько позитивных результатов эффективности использования ИОСО в условиях школы-интерната:
- уровень обучаемости;
- показатели личностного развития (воспитанность, самооценка, социальная адаптабельность);
- здоровье всех субъектов образовательного процесса;
- компетентность педагогов и персонала, обеспечивающих образовательный процесс;
- социальный престиж школы-интерната в городе, крае, регионе.
Мы отказались от второгодничества, каждый ребенок учиться в своем темпе. По данным контрольных срезов, которые проводятся ежегодно в апреле-мае, 98% наших воспитанников справляются с заданиями нормативного уровня, 60% - с заданиями компетентного уровня. Ежегодно около 1/3 воспитанников заканчивает учебный год без троек. При переходе из начальной школы в основную школу учащиеся быстро адаптируются к обучению по индивидуально ориентированным планам, и большинство из них повышает свои учебные результаты. Нет случаев отсева учеников из-за неуспеваемости.
Отмечена хорошая адаптируемость к ИОСО вновь поступающих воспитанников из других детских домов и “приходящих” детей. В течение месяца учащиеся начинают без особых затруднений работать с индивидуально-ориентированным планом, быстро включаются и адекватно воспринимают различные формы лабораторных занятий, выбирают темп изучения материала, форму отработки материала и итогового контроля.
Положительным является снижение уровня тревожности и неадекватности самооценки в учебном процессе у большинства детей.
Абсолютное большинство воспитанников после окончания 9 класса продолжают обучение в ПТУ, техникумах, лицеях. Появились среди выпускников-воспитанников и студенты вузов. Все выпускники средней школы 2004 г. поступили в средние и высшие учебные заведения края. Это позитивный показатель уровня сформированности у ребят индивидуальной потребности в продолжении образования.
Внедрение ИОСО в учебный процесс стабилизировала показатели заболеваемости и уровня здоровья учащихся и педагогов. Значимым является показатель роста числа воспитанников с нормальным физическим развитием и отнесенных по комплексной оценке ко второй группе здоровья. Наши воспитанники традиционно занимают призовые места во всех видах спортивных соревнований, в городе, крае и России, в том числе и среди воспитанников детских домов.
От педагога внедрение ИОСО потребовало повышения его профессиональной компетентности, изучения и использования психологических знаний, то есть стимулирование творческой индивидуальности учителя, его способность осуществлять здоровьесохраняющую педагогическую деятельность.
Учителя школы с первого года работы по технологии ИОСО активно включились в исследовательскую деятельность по отработке отдельных элементов технологии новой модели обучения, научно-методическому наполнению её содержания в конкретной предметной области. В процессе работы у педагогов сформировался опыт рефлексивного анализа и самоанализа педагогической деятельности, что обеспечивает видение и вычленение проблем, тесно увязанных с процессами социализации, воспитания и психологизации учебного процесса. Создан “Золотой фонд” учителей-иосошников с 8-9 летним опытом работы по новой технологии. Это учителя-исследователи, умеющие трудиться в режиме творческого поиска, создавшие свою технологию обучения предмету и активно помогающие осваивать ИОСО молодым учителям.
Признаком высокого профессионализма педагогического коллектива, а значит и социального престижа школы является участие в исследовательской и экспериментальной работе, в крупных Краевых проектах по обогащению информационного и образовательного пространства Сибирского региона. С июля 2002г. школа-интернат является базовой экспериментальной площадкой сетевого обучения персонала детских домов Восточного округа края.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Варианты календарно-тематических
планов
по школьным курсам
Английский язык, 6 класс, тема “Какой
бы ни была погода”,
учитель Ховренкова Марина Леонидовна.
Тема |
Целеполагание |
Форма |
Наименование |
Кол-во |
Оборудование |
Календарные |
Какой бы ни была погода | 1.Научить понимать информацию о погоде и
временах года. 2.Научить обсуждать погоду и высказывать свое отношение к ней. 3.Научить высказывать свое мнение о любимом времени года и о своих занятиях в то время года. |
1. Лекция.
2. Комбинированный урок.
3.Лекция.
4. Лабораторные занятия.
5. Контроль. |
1. Кто любит говорить о погоде.
2.1. Мини-лекция “Безличные предложения”. 3.1. Если погода будет 4.1. Лето или зима? 5.1. Лексико-грамматическая контрольная работа. |
1 ч.
15 мин. 25 мин.
1 ч.
1 ч.
1 ч. |
Карточки с новой лексикой, учебник стр.79 Карточки
с предложениями, карточки с диалогами, учебник
стр. 80 Опорный конспект, учебник стр. 82-83
Карточки со словами, учебник стр. 87-88. 5-й уровневые тексты контрольных работ |
С |
Русский язык, 5 класс, тема
“Лексика”,
учитель Шкляр Любовь Васильевна
Темы лабораторных занятий |
Контрольные сроки |
Задания на оценки |
Индивидуальное |
Оценка |
Подпись учителя |
||
“3” |
“4” |
“5” |
|||||
Слово и его лексическое значение | упр. 309, 310, 311, 317, без задания | упр. 310, 309, 313, 317, с заданием | упр. 310, 309, 317. Составить из 6-19 слов кроссворд | ||||
Однозначные и многозначные слова | упр. 320 - 323 | упр. 318, 325, 320, 321 | упр. 319, 320, 321, 324, 325 | ||||
Прямое и переносное значение слова | упр. 327, 328, 329, 331 | упр. 326, 328, 329, 331 | упр. 330, 331. Сочинить стихи с олицетворением или метафорой. | ||||
Омонимы | упр. 333, 334, 336, 337 без дополнительного задания | упр. 333, 336, 337 с доп. заданием | упр. 333, 335, 332, 337 с доп. заданием | ||||
Синонимы | упр. 338, 339, 344, 346 | упр. 338, 341, 342, 343 | упр. 338, 340, 345. Сочинить сказку “Что было бы, если бы не было синонимов” | ||||
Развитие речи | Сочинение о природе по репродукциям (по выбору) |
||||||
Антонимы | упр. 348, 349 | упр. 348, 350 | Сочинить стихотворение с антонимами. | ||||
Изложение | упр. 150 | упр. 150 | упр. 150 | ||||
Контрольный диктант | Контрольный диктант |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Варианты
индивидуально-ориентированных
планов по предметам
По английскому языку, 6 класс, тема:
“Какой бы ни была погода”,
учитель Ховренкова Марина Леонидовна
Темы |
Контр. |
“3” |
“4” |
“5” |
Индив. |
Оценка |
Роспись |
1.Отработка слов и безличных предложений. |
Знать слова: weather, fog, sunshine, cloud, wind, frost, to rain, to snow, to melt, to cltar up, to pour, to freeze, awful, dreadful, foggy, marvelous, terrible, cloudy, windy. | ||||||
Упр. 2 стр. 80. карточка Ia | Упр. 2, 3 стр. 80, карточка I abc. | Упр. 3 стр. 80, рабочая тетрадь, упр. 3 стр. 35 карточка Ia и II abc | |||||
2. Лето или зима? | Знать слова: season, forecast, icicle, clothing, rain coat, to lie in the sun, to in flounce, to ski, to wear, such, in side, outside, is going to. | ||||||
Рабочая тетрадь, упр. 2 стр. 37, упр. 2 стр. 86 |
Рабочая тетрадь, упр. стр. 37, упр. стр. 83, упр. стр. 85 | Рабочая тетрадь, упр. 2 стр. 37, упр. 5 стр. 83, упр. 3 стр. 86 |
|||||
3. Куда ты поедешь? | Знать слова: winter, spring, summer, autumn, activity, to swim, to fish, to dislike, to hate favorite | ||||||
Рабочая тетрадь упр. 3 стр. 42, чтение и перевод опорного диалога (по карточке или по тетради) | Рабочая тетрадь упр. стр. 88, упр. стр. 42, по опорному диалогу составить свой (письменно или устно) | Рабочая тетрадь упр. 5 стр. 88, упр. 4 стр. 42, ролевая игра (свой диалог разыграть) | |||||
4. Занятие в любое время года | Упр. 5 стр. 93, упр. 2 стр. 83 |
Упр. 4 стр. 93, упр. 2 стр. 83 |
Упр. 4 стр. 93, упр. 4 стр. 83 |
||||
Опрос предложений по теме (по тетради) |
|||||||
5. Контроль | Лексико – грамматическая контрольная работа |
||||||
1 – 3 задания |
1 – 4 задания |
1 – 5 задания |
Русский язык, 5 класс, тема
“Лексика”,
учитель Шкляр Любовь Васильевна
Темы лабораторных занятий |
Контрольные сроки |
Задания на оценки |
Индивидуальное задание |
Оценка |
Подпись учителя |
||
“3” |
“4” |
“5” |
|||||
Слово и его лексическое значение | упр. 309, 310, 311, 317, без задания | упр. 310, 309, 313, 317, с заданием | упр. 310, 309, 317. Составить из 6-19 слов кроссворд | ||||
Однозначные и многозначные слова | упр. 320 - 323 | упр. 318, 325, 320, 321 | упр. 319, 320, 321, 324, 325 | ||||
Прямое и переносное значение слова | упр. 327, 328, 329, 331 | упр. 326, 328, 329, 331 | упр. 330, 331. Сочинить стихи с олицетворением или метафорой. | ||||
Омонимы | упр. 333, 334, 336, 337 без дополнительного задания | упр. 333, 336, 337 с доп. заданием | упр. 333, 335, 332, 337 с доп. заданием | ||||
Синонимы | упр. 338, 339, 344, 346 | упр. 338, 341, 342, 343 | упр. 338, 340, 345. Сочинить сказку “Что было бы, если бы не было синонимов” | ||||
Развитие речи | Сочинение о природе по репродукциям (по выбору) |
||||||
Антонимы | упр. 348, 349 | упр. 348, 350 | Сочинить стихотворение с антонимами. | ||||
Изложение | упр. 150 | упр. 150 | упр. 150 | ||||
Контрольный диктант | Контрольный диктант |