Цели урока:
Образовательные – создание условий для осознания понятия " физика", его основных направлений сферы изучения природы, формирование представлений об опыте, эксперименте, раскрытие некоторых понятий по электричеству, механике, тепловым явлениям. Способствовать первичной заинтересованностью предметом.
Развивающие – способствовать обучению школьников умению устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать и анализировать задачи физического содержания, выдвигать гипотезы и обосновывать логику их доказательства.
Воспитательные – способствовать развитию познавательной активности, воспитанию чувства ответственности, умения слушать других, этично вести дискуссии, аккуратности, чувства коллективизма и взаимопомощи. Способствовать формированию качеств личности: уважения, активной жизненной позиции, внимания, доброты.
Оформление:
1.Плакаты с высказываниями, пословицами о физике, познании, опыте.
2. Газеты по физике, выпущенные учащимися в ходе недели физики " Физика вокруг нас", " Космонавтика сегодня", " Новости науки и техники", " Занимательная физика", творческие работы учащихся.
3. Портреты учёных физиков.
Оборудование:
- Магнитофон с записями к уроку.
- Телевизор для демонстрации фрагментов видеофильмов.
- Демонстрации:
- электрофорная машина, султаны;
- катушка с гальванометром, магнит;
- генератор переменного тока (модель);
- воздушные шары для демонстрации реактивного движения;
- выставка бытовых приборов по разделам " Механические законы", " Электрические явления", " Измерительные приборы".
- видеофильм для демонстрации реактивного движения.
Эпиграф к уроку (набран на компьютере и укреплён магнитами на доске рядом с темой).
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них,
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Киплинг
В следующем учебном году вам предстоит изучение нового для вас предмета, очень интересного и важного - физики. Поэтому сегодня у нас с вами день знакомства. Каждый знает, что самое приятное слово на земле _ это собственное имя. Оно для нас звучит всегда нежно, радостно и душевно. Давайте сейчас познакомимся с вами. Меня зовут Вера Викторовна. А теперь вы, пожалуйста, назовите свои имена. ( Дети вслух называют себя).
Сегодня, ребята, я предлагаю вам попробовать ответить на некоторые эти вопросы, которые задал нам Киплинг. А вы знаете, что вся неживая природа, её явления, законы – всё это и есть физика? Помогут нам лучше разобраться с новым предметом знакомые вам литературные герои и сказочные персонажи.
Для начала, вспомните все, как начался ваш сегодняшний день.
Ученики: рассказывают о себе, о доме, о том кто завтракал, кто музыку слушал, кто телевизор смотрел…
Правильно вы ребята заметили, что современная жизнь человека не возможна без электричества.
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме живут.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обещано,
Всех проводов "величество"
Зовётся: " Электричество".
К нам в гости на урок пришла Повелительница молний.
- Я – Повелительница молний. Могу сейчас в ясную погоду, среди белого дня вызвать молнии. А поможет мне в этом чудо – машина электрофорная. ( Она демонстрирует искры от шариков электрофорной машины).
А захочу и заставлю подниматься эти лёгкие бумажки этих разноцветных султанчиков. ( Демонстрация взаимодействия заряженных одноимёнными зарядами султанов, затем разноимённых).
Теперь же, умники и умницы, попробуйте объяснить мне эти мои фокусы. Почему, по-вашему, листочки притягиваются?
Дети выдвигают различные гипотезы, приводят доказательства своим словам. Многие из ребят пришли с энциклопедиями, другими источниками, которые они грамотно цитируют.
Повелительница молний: правы те ученики, которые утверждают, что на концах моих волшебных шариков накапливается электрический заряд, который передаётся лёгким бумажкам. Если заряды у обоих шариков одинаковые, то бумажки султанов отталкиваются, если заряды разные, то притягиваются.
Появляется Баба Яга.
Баба Яга:
Подумаешь, Повелительница нашлась! Да мы с ребятами сами такие же повелители. Ну–ка, девчонки и мальчишки, ответьте мне, что происходит, если вы зимой снимаете через голову синтетическую или шерстяную кофту, свитер, после того, как сбросили шубу?
Правильно, искры сыплются, то есть маленькие молнии. Когда вы ходите и машете руками, одежда трётся и на ней накапливается электрический заряд. А теперь мы сами сможем в одно мгновение накопить такой заряд на ручке или расчёске, и посмотреть, как к этим предметам будут притягиваться мелкие кусочки бумаги. Ученики выполняют эксперимент.
Из лаборантской комнаты выходит Факир.
Факир:
Всё бы тебе Баба Яга играть, да ребят веселить, бумажки раскидывать. Ты лучше посмотри, каким я магическим талантом обладаю. Видите эту катушку с проволокой? Вот сейчас по – моему желанию, по физики хотению, я исключительно ловко при помощи законов её без всяких батареек или розеток заставлю ток бежать по проводам. А, чтобы вы не усомнились в моих словах, я присоединил к катушке гальванометр, который нам зафиксирует появление тока. Впервые этот опыт был проведён в 1832 году английским учёным Майклом Фарадеем. ( Факир показывает портрет, укреплённый магнитом на доске). Затем Факир демонстрирует некоторые опыты Фарадея.
Василиса Премудрая:
Какие-то вы древние все. Люди давно на Луну летают, а вы тут опыты 1832 года показываете. Давайте лучше у самих ребят узнаем, что они сами в нашей любимой науке знают и понимают. Предлагаю вам ответить на вопросы викторины, а поможет мне её провести волшебное блюдечко с наливным яблочком.
- Как называется это сказочное диво? Включается телевизор, и детям показывают отрывок учебного видеофильма с эпизодом запуска ракеты.
- Когда состоялся первый запуск ракеты в Космос?
- Кто первым из живых организмов полетел в Космос?
- Назовите фамилию космонавта – дублёра Ю.А.Гагарина.
- Как назывался первый космический корабль, пилотируемый человеком?
- Назовите фамилию и имя генерального конструктора, осуществившего запуск первой ракеты.
За каждый правильный ответ ученикам вручается медаль " Самый умный".
Баба Яга:
Хватит детей мучить, всякие трудные вопросы им задавать, дай им отдохнуть. Мы может, сами хотим ракеты запустить. Эх, жаль, нет их у нас. Зато у каждого из вас ребята на столах лежат воздушные шарики, и с помощью них, мы можем продемонстрировать реактивное движение. Это такое движение, при котором от целого тела отделяется какая – то его часть.
Теперь все вместе надуваем свои шарики, закручиваем, а теперь все вместе отпускаем! Какой весёлый салют из шариков у нас получился. Оболочка шарика полетела в одну сторону, а воздух вырывается из неё в противоположную сторону. Чем ни ракета! ( В этот момент по телевизору включается эпизод с запуском ракеты).
Входят доктор Ватсон и Шерлок Холмс.
Шерлок Холмс.
Послушайте, доктор Ватсон, какой здесь шум и веселье. Похоже, играют во что-то.
Доктор Ватсон:
Вы ошибаетесь, сэр. Здесь научные эксперименты показывают.
Шерлок Холмс:
Опыты – это замечательно. Ещё великий немецкий философ Эммануил Кант отмечал, что " без сомнения, всё наше знание начинается с опыта". Но вот умеют ли достойные молодые люди решать задачи? Сейчас проверим.
Вот вам случай из моей жизни. Однажды миссис Хадсон, приглашая нас к столу, сказала:
- Пожалуйте, господа, к столу. Блины вкусны тогда, когда горячие. Чтобы они дольше оставались горячими, я их ставлю на плетёный проволочный поднос. Я ей посоветовал ставить блины на деревянную подставку, а не на металлическую. Объясните, почему? (Дети дают объяснение.)
Лёгкой, ребята, для вас оказалась задача, попробуйте решить другую.
Войдя в квартиру, куда нас с доктором Ватсоном пригласили на чай, мне пришлось напомнить хозяйке, что на кухне, которую мне из прихожей не было видно, у неё кипит чайник. Как я это узнал?
Учитель: правы были герои сказок и литературных произведений, знания у вас есть, но некоторые вопросы вызвали затруднения. Нам вместе предстоит открывать законы физики, узнавать новое. Наш урок знакомства подходит к концу, а сотрудничество только начинается. Уверена, что именно вам в недалёком будущем предстоит сделать великие открытия не только в физике, но и в химии, биологии, медицине, социологии. Главное помнить одну арабскую мудрость на этом нелёгком пути познания: " Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь". Спасибо за урок!