Гуманизация уроков физики как условие саморазвития личности школьников

Разделы: Физика


Гуманизация образования – это потребность, назревшая в мире, единственный путь получить отклик сердца ребёнка на всё, что происходит в мире. И для себя за основу всей своей работы я беру и решаю основные задачи гуманистического образования:

  • признание главной ценностью человека;
  • признание его права на свободное самоопределение, независимо от внешних воздействий.

Именно мне, учителю, на уроке нужно создать эти внешние условия для того, чтобы они " разбудили" внутренние обстоятельства, способные к самопознанию, самореализации, самоанализу. И целью всей своей педагогической деятельности я считаю воспитание ученика думающего, сомневающегося, радующегося, способного добыть знания самостоятельно и легко адаптироваться в любых меняющихся социально   –  экономических условиях.

Достижения этой цели позволяют решить многие задачи и средства обучения, способствующие развитию положительной мотивации учения.

Начиная свою работу в классах довузовской подготовки гуманитарного профиля в 1997 году, мне пришлось столкнуться с мнением учеников, что физика им не нужна. Мне предстояло не только разуверить их в этом, но увлечь своей наукой в новом для них направлении, раскрыв новые возможности. Для этого, прежде всего, мне понадобилось изучить гуманистические и личностно-ориентированные технологии. Пришло время, когда уже нельзя было ко всем ученикам идти с одинаковым материалом, набором типовых задач, приёмов и методов. Стояла задача изменить свой подход к самой системе преподавания. А для этого необходимо было проанализировать состояние развития мыслительных способностей учеников, выяснить уровень творческого потенциала классов и отдельных ребят. На этом первом этапе работы неоспоримую помощь и поддержку я нашла у школьного психолога Кычаковой Н.П., которая проводила со мной и учениками индивидуальные консультации, анкетирования, составляла психологический портрет класса и мой собственный, проверяла отношение ребят к предмету и ко мне – преподавателю. С ней мы подобрали методики, позволившие мне выявить пробелы знаний и трудности, которые возникли у учеников, над которыми затем мне предстояло работать.

Анализ анкет "Развития познавательных способностей учащихся" показал, что в классах общеобразовательного уровня высок интерес к отдельным фактам, и детям нравятся различные способы добывания знаний. Низким оказался уровень желания и мотивация к решению задач, где требуются не только фундаментальные знания и умения, но и усидчивость, большая работоспособность, навык запоминания трудных текстов и понятий, хорошая математическая подготовка. В классах же лицейских особенно высоким оказался уровень интереса к обобщению и систематизации знаний, желание решать задачи, предпочтительно повышенной трудности. Поэтому надо было в классах обоего профиля использовать такие средства, которые способствовали бы удовлетворению запросов всех учеников, а главное, стали бы двигателем к их самопознанию, самоконтролю, готовности к самокоррекции, осознанию своей значимости.

Помогают в решении этих задач различные виды уроков: семинары, лекции, практикумы, КВН, ролевые игры, соревнования, комбинированные, модульные, конференции. (Приложение 1)

Приложение 1

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Только применение приёмов и методов гуманистической педагогики, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении, их самостоятельность в учебном познании, позволили мне начать работу по этой теме.

Показ новизны содержания предмета, его профессиональной направленности, использование межпредметных и межцикловых связей, историзм – всё это позволило изменить не только содержание, но и структуру урока. Теперь урок – это совместное творчество моё и учеников. Они чётко знают цели, которые перед ними стоят на уроке, они сами осознанно формулируют их. Смело выдвигают гипотезы, ставят проблемные вопросы, не ограниченные рамками программы. Так же потом они решают свои вопросы, доказывают гипотезы. Использование в работе новых для меня, проектных технологий, интерактивных компьютерных курсов расширяет возможности и рамки урока, ведёт не только к усвоению минимума знаний, но способствует, прежде всего, умению самостоятельно эти знания добывать, пользуясь различными источниками. Начиная с проведения совместных уроков с учителем математики, я пришла к сотрудничеству с учителем музыки, информатики.

Одно из направлений работы по проблеме – это развитие положительной мотивации. Мотивы, побуждающие ребят к приобретению знаний, могут быть различными. Но самым действенным, как показали исследования и мой опыт работы, является интерес к предмету. Этот мотив осознаётся учащимся раньше, чем другие, им они чаще руководствуются в своей деятельности. Ещё К.Д.Ушинский писал: " …ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения…убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт".

Интерес – мощный побудитель активности личности. В формировании познавательного интереса школьников я опираюсь на их любопытство, и я делаю всё, чтобы огонь этот у них в глазах не погас. А вызвать любопытство удаётся неожиданным результатом опыта, интересным фактом, необычной постановкой вопроса.

Другой более важной составляющей интереса считаю любознательность. Ученик уже проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. Он активен на уроке, задаёт мне много вопросов, участвует в их обсуждении и в обсуждении результатов опытов, демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, которую я рекомендую, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты. Таким ребятам, как показывает моя практика, мало уроков, они посещают факультатив, занимаются исследовательской работой, принимают участие в научно – практических конференциях, олимпиадах. Именно для этих ребят я провожу в 7 классе развивающего обучения факультатив " Эврика", в 10 классе естественно  –   математического профиля " Решение задач повышенной трудности", в 11 классе физика  –   математического профиля " Задачи для знатоков", в 10 классе технологического профиля индивидуальные консультации. С ними готовлюсь к научно – практическим конференциям. За эти годы отметила, что не зависимо от того в классе какого профиля обучаются дети, если им нравится предмет, то они находят себе темы для исследований и выполняют их. Так, в 2000 году Родионова Ира, окончившая школу с золотой медалью и учившаяся в классе гуманитарного профиля, выбрала себе тему для работы, связанную с юбилеем Москвы, она рассматривала исторически сложившуюся систему освещения Москвы и назвала сой доклад " Да будет свет!" В 2003 году ученицы 10 класса, готовившиеся к поступлению в медицинскую академию, выбирают темы: “ Физика медицинской техники", " Биополя и биоизлучения", "Эволюция магнитного поля Земли. Влияние его изменения на здоровье человека". В 2004 году ученик 10 класса общеобразовательного профиля Карначёв Олег с докладом " Странное поведение полимерной плёнки" занимает первое место на школьной научно – практической конференции "Человек. Природа. Общество".

В этом учебном году, взяв семиклассников, я отмечаю у них ярко выраженную практическую направленность, желание проводить опыты не только в классе, но и дома, делать исследовательскую работу. Они прошли тему " Строение вещества" и сейчас увлечённо выращивают кристаллы соли, медного купороса и йода, подробно описывают свои наблюдения. С ними уже в этом учебном году я планирую принять участие в научно – практической конференции, которая в нашей школе будет проводиться уже шестой раз.

Но всё же моя задача ещё состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Только тогда они поймут структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. В учёбе их будет захватывать сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставит удовольствие. Именно поэтому и отмечала я у выпускников 11 Б класса довузовской подготовки при анкетировании, которые уже самоопределились, выдвинули себе цель, высокий уровень и готовность к самообразованию, умение применения различных способов добывания знаний, умение делать обобщения и заключения.

Как и все психические свойства личности, интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. И чем разнообразнее она будет, тем выше будет саморазвитие.

Другим направлением работы по данной теме я выделила" развитие креативности", то есть творческой направленности личности. Развитию, которой способствуют не только различные формы и виды уроков, организованная внеклассная работа в ходе недель физики, занятия в НОУ и школьном физическом обществе, посещение факультативов и индивидуальных консультаций, участие в олимпиадах, но большая самостоятельная исследовательская работа, домашний эксперимент, домашний лабораторный практикум, домашние зачёты, самостоятельные работы, проектная деятельность, обучение в заочных ФМШ, заочных курсах для поступающих в ВУЗ.

Вся работа, в конечном счёте, должна привести к формированию положительной

“ Я – концепции” личности ребёнка, способного к самооценке своей деятельности и своего поведения, разбирающегося в сути явлений, умеющего высказывать своё мнение, знающего правила ведения диалога, грамотно выполняющего задания проверочных тестов и индивидуальных заданий. Выпускника, умеющего осуществлять самоконтроль, усвоившего критерии и оценки своей деятельности и своих товарищей, умеющего реально оценить свои возможности и на основе этого провести самокоррекцию.

На втором этапе работы по проблеме я продолжила мониторинг развития познавательных интересов, развития мыслительных способностей учащихся. В составе методического объединения учителей физики и как заместитель директора по методической работе, занималась исследовательской деятельностью по теме " Психическое здоровье учителя. Адаптация личности в новых социально–экономических условиях" совместно с кафедрой психологии Амурского областного института переподготовки педагогических кадров, принимала участие в подготовке и проведении областного семинара на базе МСПОШ № 1г. Шимановска по теме " Развитие мотивационно – потребностной сферы личности в современных социально–экономических условиях". В 2003 году выступала на областном семинаре " Психологическая, социально – педагогическая и медико-валеологическая поддержка учебно–воспитательного процесса" при проведении мастер–класса системы образования г. Шимановска.

Совместная работа с кафедрой психологии, привела нас к созданию программы "Школа здоровья", по которой я продолжаю работать сейчас. На сегодня мной проведён урок "Закон Ома для полной цепи. Влияние электричества на здоровье человека", подготовлен доклад " Использование здоровье сберегающих технологий на уроках физики", с которым я выступила перед учителями школы и города.

Третий этап – это этап аналитический, это оформление материалов, проведение творческого отчёта перед учителями физики города Шимановска и области, участие в Фестивале " Открытый урок 2004/2005", обучение на курсах " Интел–обучение будущего", участие в научно–методической конференции в БГПУ с докладом " Использование интерактивных компьютерных курсов на уроках физики".

Работа по этой теме будет продолжаться дальше. Ведь на каждом уроке, во внеклассной работе, надо стараться поддерживать радостную, непринуждённую обстановку, атмосферу доверия и доброжелательности, особый творческий микроклимат. А это возможно только тогда, когда мы интересуемся жизнью детей, знаем их увлечения, понимаем мотивы их действий, остаёмся выдержанными, терпеливыми, приветливыми, принципиальными, любящими своё дело и своих учеников. И, выбирая методы и средства обучения, я учитываю имеющийся у школьников уровень развития познавательного интереса, творческого потенциала. Помню, что развитие интереса на каждом уровне проходит стадии зарождения, укрепления, расширения, совершенствования. Знание уровней развития познавательного интереса, характера перехода от одного уровня к другому, зависимости этого процесса от индивидуальных способностей психической деятельности каждого ребёнка, имеет первостепенное значение для решения проблемы развития стойких познавательных интересов, развития креативности, формирования “Я – концепции” личности, ведёт к саморазвитию личности школьников