Открытый урок в 6-м классе "Орнамент в национальном костюме народов республики Саха"

Разделы: МХК и ИЗО


Материалы к уроку:

  • эскиз якутской одежды;
  • якутские костюмы жениха и невесты(эскиз);
  • схема "роль орнамента в быту";
  • схема "разновидности головных уборов";
  • виды якутского орнамента;
  • записи якутской музыки;
  • тексты народных песен.

Здравствуйте, ребята!

На территории России проживает множество национальностей, культуру, искусство и традиции которых мы должны уважать и изучать. Это воспитывает в нас духовно богатого и эстетически развитого человека.

На просторах Республики Саха среди более чем ста национальностей живут коренные народы - якуты, эвенки, эвены, юкагиры и чукчи. Культура каждого из них складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюме.

В узорах, конструкциях и украшениях костюма народов Саха находим много общего с тюрко- и монголо-язычными народами Сибири и Средней Азии. Истоки этих параллелей берут начало в Пазырыкских курганах на Алтае (около 5-3 тыс.лет до н.э.), а также в памятниках Ближнего Востока.

Культурное наследие, обряды и верования предков ярко прослеживаются в покрое их одежды, в узорах и украшениях. По поверьям народов Саха, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Узоры на одежде, тотемные украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.

Одежду народов Саха по времени и по изменению образа жизни можно разделить на две группы:

  1. Традиционная одежда народов Саха (до середины XVIII в.). Это период расцвета национальной культуры. Велика связь одежды с религией: рогатые головные уборы, шубы с орлом, безрукавка тангалай.
  2. С середины XVIII века до XXI века национальная одежда претерпевает большие изменения вследствие развития контактов, торговли с другими народами. Появляются элементы европейской одежды: воротник, карман, фалбора, буфы и манжеты.

Больше украшали одежды девушек, невест и женщин. Поклонялись женщине, как Матери.

Народы Саха воспевали красоту девушек, сравнивая ее то со стерхом, то с лебедью. Они считали стерха божественной птицей. Охотник, случайно убивший стерха, по древнему ритуалу одевал его в нарядную женскую одежду и вносил его через правое окно жилища, затем клал на стол. Тогда птица смягчалась и прощала охотника. Народы Саха сравнивали голоса стерхов с голосами девушек, а их движения - с танцами девушек в прекрасных одеяниях.

Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность народов Якутии тесно связаны с Матушкой Природой. Поэтому цвета их одежды отражают природную палитру - цвета земли, неба, растений, солнца и снега. Все это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, черный, сине-голубой, зеленый и красный цвета. (Показываю эскизы якутской одежды, выполненные детьми.) "рис.1".

Дьэ - э ... буо - о ! Ну вот !
Дымчатая синева утвердилась,
Бархатистая синева примешалась,
Прекрасная зелень похорошела,
Яркая зелень расцвела,
Могучий темный лес приукрасился,
Убогий темный лес принарядился,
Дремучий темный лес зазеленел,
Птица-кукушка прилетела, заговорила,
Добрые славные люди ободрились ...

“Лето” (народная песня)

В одежде использовалась вышивка, она располагалась по швам и краям одежды, чтобы “мешать” проникновению злых духов в одежду.

Эвены и юкагиры использовали сочные, теплые тона красного, желтого и зеленого цветов бисера. Эвенки же предпочитали контрастное сочетание цветов: глубокий золотисто-рыжий и бело-синий бисерный.

Напоминаю, что орнамент (от латинского “орнаментум” - “украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Основное назначение орнамента - украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму.

ПРОВОЖУ ВИКТОРИНУ

  1. Орнамент, состоящих из точек, прямых и перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд.
    Ответ: геометрический орнамент.
  2. Гирлянды ветвей и листьев, цветов и плодов.
    Ответ: растительный орнамент.
  3. Изображение животных, птиц (конских голов, оленьих рогов).
    Ответ: звериный орнамент.
  4. Орнамент, состоящий из женских и мужских фигур или полуфигур.
    Ответ: человекообразный орнамент.
  5. Соединение букв.
    Ответ: шрифтовой орнамент.
  6. Изображение государственных и родовых гербов и отличительных знаков.
    Ответ: геральдический орнамент.

Орнамент - неразрывная составная прикладного искусства. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем сосредоточены глубина его мысли, творческая фантазия, художественное мастерство. Мои ученики разыскали якутского художника. Борис Федорович Неустроев более тридцати лет своей жизни посвятил изучению различных видов якутского орнамента. Он сам отличный художник, мастер резьбы по дереву, кузнец. Он живет в с. Баяга Таттинского улуса, работает в бытовом комбинате. Народы Саха испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду "рис.2".

Я вас познакомлю с разными видами якутского орнамента: "рис.3".

  1. Орнамент в виде косых линий. В обломках глиняной посуды у народностей Севера встречается редко. Позже развивается в производстве берестяной посуды, в одежде, широко применяется на дереве (рисунок).
  2. Орнамент в виде неба (елочка). Этот орнамент был широко распространён в старину в шитье одежды (рисунок).
  3. Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей (рисунок). Этот рисунок имеет глубокие корни, воспет в песнях, широко известен во всех улусах. Одежда, посуда, предметы обихода без этого орнамента считались незаконченными (рисунок).
  4. Сердцеобразный орнамент. Это орнамент в виде сердца, широко применявшийся в орнаментике одежды, берестяной посуды (рисунок).
  5. Орнамент в виде завитков. Является основным рисунком нагрудного и наспинного женского украшения (рисунок).
  6. Растительный побежок. Группа этого орнамента глубоко вписалась в материальную культуру народов Саха. В музеях можно увидеть много посуды, одежды (рисунок).
  7. Орнамент в виде муравья. С давних времен известен как рисунок для одежды, принадлежностей лошади (рисунок).
  8. Орнамент в виде солнца (рисунок). Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Этот рисунок сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Это один из самых культовых орнаментов у народов Саха, он показывает преклонение народов Саха перед солнцем и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке “дьабака” и т.д.

Поэтому за символ урока я предлагаю взять СОЛНЦЕ: пусть будут теплыми отношения между детьми и учителями, чтобы были теплые отношения между детьми и родителями, чтобы были теплыми отношения между учителями и родителями, чтобы были теплыми отношения между всеми народами, населяющими эту Северную страну.

Сегодня на этом занятии мы будем составлять орнамент для головного убора - бастына. Головные уборы имеют разновидности: хороох, тамаах, хаан, сирэй, ку ее Дьабака "рис.4".

Головные уборы также тесно связаны с такими ритуальными обрядами, как рождение ребенка, поклонение Байанаю - Хозяину тайги, с охотой (ритуал перед умерщвлением зверя). Наши предки трепетно относились к головному убору и не зря воспевали его в Олонхо (эпическом сказании):

Эгэй — угуй пусть будет !
Намеченная наилучшим указательным пальцем,
Вышитая искусными пальцами,
Шитая чудесными руками,
Вошедшая в сказание как украшение
Жен князьцов - старшин,
Кровавая, греховная,
Яркая дьабака - шапка ...

С.А. Зверев “Песня о шапке”.

В головных уборах таится часть души человека, поэтому украшения (туосахта - круглая серебряная пластинка, навершие, рога, лировидный узор) связывали человека с Высшими Божествами. Кража и порча головных уборов приравнивались к большому греху.

И сегодня мы будем составлять узор для головного убора - бастына (бас-голова). "рис.5" Вышивали бастыну цветным бисером на зеленом, черном, красном, золотисто-рыжем фоне.

Изготовляют из бересты, меди, серебра, а современное исполнение - это мельхиор. И в основном узоры делают штампом.

Соединенный бисер носят женщины, а разъединенный девушки.

Я вас познакомила со всеми видами орнамента, применяемыми в одежде, и теперь мы можем самостоятельно составить узор. Лист располагаем горизонтально, проводим две параллельные линии на расстоянии 5 см друг от друга (показываю на доске). Определяем центр круглым или треугольным. Затем тонируем любым цветом (красным, зеленым, желтым). Когда высохнет, делим эту полоску на равные части и в каждой части карандашом составляем узор, так чтобы он повторялся. Если мы будем строить сердцеобразный орнамент, то строим треугольники и в них вписываем сердцеобразный рисунок. У нас получится орнамент. Затем разводим гуашь до густоты сметаны, набираем на кисточку и кончиком кисти проводим по рисунку "рис.6".

Приступили к работе. Играет якутская музыка.

- Так что вы запомнили? Что понравилось?

ИТОГ

  1. Я вам дала обзорную историческую справку о старинной одежде народов Саха, о разделении ее на две группы: до XVIII века и с XVIII по XXI вв.
  2. Познакомила с традициями народов Саха.
  3. Какие цвета в одежде использовали жители Саха?
  4. Познакомились со всеми видами орнамента народов Саха.
  5. Рассказала о значимости и разновидности головного убора в жизни народов Саха.
  6. Вы узнали о якутском художнике Борисе Федоровиче Неустроеве.
  7. Научились самостоятельно составлять якутский орнамент для головного убора - бастына.

Мы еще продолжим изучать культуру народов Саха. Составим эскизы платья для невесты, эскизы для торбасов. Распишем изделия для кумысопития. А сейчас вырезали бастыну и надели на головы, закрепив сзади булавочками.

До свидания, занятие окончено.