Построение сечения объемных фигур. Оформление отчета выполненной работы

Разделы: Математика, Информатика


"Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее.

А. Франс.

Наличие компьютерного класса на базе IBM PC (Windows 2000), способствует освоению и применению новых технологий и побуждает учащихся к творчеству.

Использование ПК в школе дает возможность широко внедрять интеграцию информатики с другими предметами, изучаемыми в школе.

На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью, учатся использовать универсальный инструмент работы с информацией – компьютер, с помощью которого можно решать различные задачи: строить графики, чертить, рисовать, сочинять мелодии, оформлять сочинения и рефераты.

Это ставит новую задачу в информатике – научить детей максимально использовать возможности компьютера, овладеть разноплановыми программами. Использование умения работать на компьютере, дает возможность творчески, глубоко и самостоятельно изучать не только, информатику, но и другие предметы, и это наглядно покажет детям практическое применение своих компьютерных знаний.

Компьютер способствует развитию и закреплению самостоятельности, позволяет осуществлять корректировку полученного результата, поиску правильного решения и ПК дает возможность ученику вносить изменения в файле столько раз, сколько это необходимо.

Графические редакторы (в данной работе идет речь о стандартной программе Windows – Paint) – одни из самых популярных прикладных программ, с разнообразными возможностями и способствующими самостоятельному творчеству. Ученики, изучающие информатику первый год, получают возможность работать с цветом, графическими примитивами (выполнять схемы, чертежи), выполнять и редактировать рисунки. Творческую работу учащихся можно сохранить на жестком диске или вывести на печать.

На уроках информатики ученики уже через 2-3 занятия овладевают, необходимыми навыками работы с графическим редактором выполняют несложные собственные рисунки по теме, предложенной учителем информатики.

После изучения основных возможностей программы Paint (min 8 часов) и закрепления навыков на практике. Хочется, чтобы ребята продолжили работу в данной программе, осознали её широкие возможности, учитель информатики может перейти к интегрированным урокам по рисованию, математике или подготовке наглядного материала по любому другому предмету.

Пробудить в детях заинтересованность, увлечь и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры и мышки, а не на обычной бумаге, направить их, помочь реализовать свою идею и выполнить задание, данное учителем математики, рисования или другим предметником. Пытаясь выполнить задание, дети будут стремиться изучить новые возможности графического редактора и закрепить полученные раннее навыки, а это в свою очередь даст толчок к их новым творческим задумкам и расширит их представление о возможностях данной программы.

Таким образом проводить интегрированные уроки по информатике в сочетании с другими предметами можно в “Итоговой работе”, завершающей изучение какой-либо прикладной программы.

Сценарий урока компьютерной графики в 10 классе (2 четверть).
"Построение Сечения объемных фигур в Paint.
Оформление отчета выполненной работы в Word"

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепление теоретических знаний, полученных на уроках геометрии по теме “Построение сечения объемных фигур”;
    • закрепление теоретических знаний, полученных на уроках информатики по теме “Технология и способы обмена данными”.
  • Развивающие:
    • работать над формированием умения устанавливать "отношения" между предметами, используя стандартную программу Windows – графический редактор Paint, Word;
    • развивать логическое мышление;
    • развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать умение работать индивидуально над задачей.
    • воспитывать чувство сплоченности, взаимопомощи.

Оборудование: компьютер

Программное обеспечение: для наглядного представления объемных фигур используется стандартная программа Windows – графический редактор Paint; для оформления отчета, построения параллелепипеда и тетраэдра, используется офисная программа Word.

Дидактический материал: раздаточный материал – карточки задания по геометрии и информатики.

Время выполнения задания: 1-2 урока (в зависимости от усвоенного раннее материала, на основе которого стоится материал данного урока, тогда на 1 уроке выполняется задание по геометрии, на 2 уроке оформляется отчет в программе Word).

ХОД УРОКА

Информатика

Урок начинается с вступительного слова учителя информатики, о том, что сегодня проводится интегрированный урок информатики и геометрии и для чего это необходимо (смотри выше).

Учитель информатики раздает свое задание на урок и напоминает учащимся, на что необходимо обратить внимание особенно.

Практическая работа:

1. Открыть файл C:\Мои документы\10_класс\вариант.bmp и сохранить под своей фамилией в свою папку. Файлы вариант1.bmp, вариант2.bmp, вариант3.bmp содержат заготовки параллелепипеда и тетраэдра с расстановкой точек A, B, C по вариантам.

2. Paint. Построить сечения параллелепипеда и тетраэдра по заданным точкам A, B, C.

Используемые инструменты:

  • кисть – расстановка точек по заданию;
  • линия – для соединения точек, построения вспомогательных линий;
  • заливка – закрашивание области сечения;
  • выделение без фона – выделение области для перемещения или копирования фрагмента рисунка.

Редактирование рисунка:

  • резинка;
  • лупа;
  • Правка – отменить (до трех последних действий).

Копирование:

  • Через буфер обмена: Выделить фрагмент рисунка, строка меню Правка – Копировать +++ строка меню Правка – Вставить
  • Быстрое копирование: Выделить фрагмент рисунка, нажать клавишу Ctrl, подвести указатель мыши к выделенному фрагменту нажать на лев. кл. мыши и не отпуская её отбуксировать копию в другое место рабочего поля и только после этого отпустить кл.Ctrl.

3. Сохранить внесенные в файл изменения с начала урока.

4. Выделить параллелепипед и тетраэдр. Копировать (через буфер обмена). Закрыть графический файл.

5. Word. Составить и записать алгоритм “построение сечения параллелепипеда и тетраэдра”.

  1. Открыть Word и вставить в документ копию рисунка из Paint.
  2. Добавить таблицу 2*2
  3. Первый столбец. План построения сечения параллелепипеда. Заголовок по центру, полужирный.
    Второй столбец. План построения сечения тетраэдра. Заголовок по центру, полужирный.
  4. План построения фигур, записать в соответствующем столбце в несколько строк – нумерованный список.
    Строка меню Формат – Список – нумерованный – 1, 2, 3.
  5. Выделить таблицу. Скрыть границы таблицы.
    Строка меню Формат – Границы и заливки или
    пиктограмма “Границы” на панели форматирования.
  6. Например, буквы с цифрами T1S1 – цифра нижний индекс (подстрочный). Ввести вначале букву, затем цифру. Цифру выделить, затем строка меню Формат – Шрифт – установить флажок подстрочный.
  7. | |, (параллельность, пересечение). Строка меню Вставка – символ

Геометрия

Далее начинается с вступительное слово учителя математики. Учитель математики напоминает учащимся, на что необходимо обратить внимание, особенно при построении сечения. Кроме заданий – файлы по вариантам, ученики получают пример выполнения задания (Алгоритм построения сечения параллелепипеда и тетраэдра).

Сведения из геометрии

Аксиома. Через три точки, лежащие на одной прямой, проходит плоскость и при том только одна

Свойство параллельных плоскостей. Если две параллельные плоскости пересечены третьей, то линии пересечения их параллельны.

Алгоритм построения сечения параллелепипеда:

Picture 1.

  1. Провести линию через точки А и С, лежащие на одной грани SS1TT1. Продолжить линию до пересечения с ST – точка M.
  2. Провести линию через точки M и B. Точку пересечения этой линии с ребром SP обозначим K.
  3. Соединить точки KC, лежащие на одной грани PP1SS1.
  4. Через точку B провести линию, параллельную KC (свойство параллельных плоскостей). Точку пересечения с ребром R1T1 обозначим E.
  5. Соединить точки A и E.
  6. Сечением параллелепипеда является многоугольник ACKBE.

Алгоритм построения сечения тетраэдра:

Picture 2.

  1. Провести линию через точки A и B, лежащие на одной грани TPR.
  2. Провести линию через точки B и C, лежащие на нижней грани PRS. Продолжить линию до пересечения с SP – точка M.
  3. Соединить точки A и M, лежащие на одной плоскости. Точку пересечения с ребром TS обозначим K.
  4. Соединить точки KC, лежащие на одной грани.
  5. Сечением тетраэдра является многоугольник ABCK

Файлы-задания: Построить сечение тетраэдра и параллелепипеда, проходящее через три заданные точки A, B, C.

1 вариант (Picture 3)

2 вариант (Picture 4).

3 вариант (Picture 5).

В продолжение урока каждый учитель отвечает на вопросы по своему предмету.

После сдачи работы ставится две оценки, по информатике (знание среды графического редактора Paint, Word) и по математике (знание пройденной темы “Сечение объемных фигур”)

1 вариант (Picture 6)

    План построения сечения параллелепипеда:
    1. AB
    2. AB PR = D
    3. DC PS = E
    4. AE
    5. BF | | EC
    6. FK | | AE
    7. KC
    8. ABFKCE – искомое сечение

    План построения сечения тетраэдра:

    1. BC
    2. AC
    3. AC PR = D
    4. DB, DB PT = E
    5. EA
    6. AEBC – искомое сечение

2 вариант (Picture 7)

План построения сечения параллелепипеда:
  1. AC
  2. AE T1S1 = D
  3. BD P1S1 = E
  4. AE
  5. BF | | AC
  6. FC
  7. ACFBE – искомое сечение

План построения сечения тетраэдра:

  1. BC
  2. AC
  3. BC PS = D
  4. AD, AD PT = E
  5. BE
  6. BEAC – искомое сечение

3 вариант (Picture 8)

План построения сечения параллелепипеда:
  1. AB
  2. AB SS1 = D
  3. DC, DC S1T1 = E
  4. AE
  5. CF | | AB
  6. FK | | AE
  7. BK
  8. ABKFCE – искомое сечение

План построения сечения тетраэдра:

  1. AC
  2. BC
  3. BC PT = D
  4. AD PS = E
  5. BE
  6. BEAC – искомое сечение