"Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее.
А. Франс.
Наличие компьютерного класса на базе IBM PC (Windows 2000), способствует освоению и применению новых технологий и побуждает учащихся к творчеству.
Использование ПК в школе дает возможность широко внедрять интеграцию информатики с другими предметами, изучаемыми в школе.
На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью, учатся использовать универсальный инструмент работы с информацией – компьютер, с помощью которого можно решать различные задачи: строить графики, чертить, рисовать, сочинять мелодии, оформлять сочинения и рефераты.
Это ставит новую задачу в информатике – научить детей максимально использовать возможности компьютера, овладеть разноплановыми программами. Использование умения работать на компьютере, дает возможность творчески, глубоко и самостоятельно изучать не только, информатику, но и другие предметы, и это наглядно покажет детям практическое применение своих компьютерных знаний.
Компьютер способствует развитию и закреплению самостоятельности, позволяет осуществлять корректировку полученного результата, поиску правильного решения и ПК дает возможность ученику вносить изменения в файле столько раз, сколько это необходимо.
Графические редакторы (в данной работе идет речь о стандартной программе Windows – Paint) – одни из самых популярных прикладных программ, с разнообразными возможностями и способствующими самостоятельному творчеству. Ученики, изучающие информатику первый год, получают возможность работать с цветом, графическими примитивами (выполнять схемы, чертежи), выполнять и редактировать рисунки. Творческую работу учащихся можно сохранить на жестком диске или вывести на печать.
На уроках информатики ученики уже через 2-3 занятия овладевают, необходимыми навыками работы с графическим редактором выполняют несложные собственные рисунки по теме, предложенной учителем информатики.
После изучения основных возможностей программы Paint (min 8 часов) и закрепления навыков на практике. Хочется, чтобы ребята продолжили работу в данной программе, осознали её широкие возможности, учитель информатики может перейти к интегрированным урокам по рисованию, математике или подготовке наглядного материала по любому другому предмету.
Пробудить в детях заинтересованность, увлечь и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры и мышки, а не на обычной бумаге, направить их, помочь реализовать свою идею и выполнить задание, данное учителем математики, рисования или другим предметником. Пытаясь выполнить задание, дети будут стремиться изучить новые возможности графического редактора и закрепить полученные раннее навыки, а это в свою очередь даст толчок к их новым творческим задумкам и расширит их представление о возможностях данной программы.
Таким образом проводить интегрированные уроки по информатике в сочетании с другими предметами можно в “Итоговой работе”, завершающей изучение какой-либо прикладной программы.
Сценарий урока компьютерной графики в
10 классе (2 четверть).
"Построение Сечения объемных фигур в Paint.
Оформление отчета выполненной работы в Word"
Задачи:
- Образовательные:
- закрепление теоретических знаний, полученных на уроках геометрии по теме “Построение сечения объемных фигур”;
- закрепление теоретических знаний, полученных на уроках информатики по теме “Технология и способы обмена данными”.
- Развивающие:
- работать над формированием умения устанавливать "отношения" между предметами, используя стандартную программу Windows – графический редактор Paint, Word;
- развивать логическое мышление;
- развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывающие:
- воспитывать умение работать индивидуально над задачей.
- воспитывать чувство сплоченности, взаимопомощи.
Оборудование: компьютер
Программное обеспечение: для наглядного представления объемных фигур используется стандартная программа Windows – графический редактор Paint; для оформления отчета, построения параллелепипеда и тетраэдра, используется офисная программа Word.
Дидактический материал: раздаточный материал – карточки задания по геометрии и информатики.
Время выполнения задания: 1-2 урока (в зависимости от усвоенного раннее материала, на основе которого стоится материал данного урока, тогда на 1 уроке выполняется задание по геометрии, на 2 уроке оформляется отчет в программе Word).
ХОД УРОКА
Информатика
Урок начинается с вступительного слова учителя информатики, о том, что сегодня проводится интегрированный урок информатики и геометрии и для чего это необходимо (смотри выше).
Учитель информатики раздает свое задание на урок и напоминает учащимся, на что необходимо обратить внимание особенно.
Практическая работа:
1. Открыть файл C:\Мои документы\10_класс\вариант.bmp и сохранить под своей фамилией в свою папку. Файлы вариант1.bmp, вариант2.bmp, вариант3.bmp содержат заготовки параллелепипеда и тетраэдра с расстановкой точек A, B, C по вариантам.
2. Paint. Построить сечения параллелепипеда и тетраэдра по заданным точкам A, B, C.
Используемые инструменты:
- кисть – расстановка точек по заданию;
- линия – для соединения точек, построения вспомогательных линий;
- заливка – закрашивание области сечения;
- выделение без фона – выделение области для перемещения или копирования фрагмента рисунка.
Редактирование рисунка:
резинка;
Копирование:
- Через буфер обмена: Выделить фрагмент рисунка, строка меню Правка – Копировать +++ строка меню Правка – Вставить
- Быстрое копирование: Выделить фрагмент рисунка, нажать клавишу Ctrl, подвести указатель мыши к выделенному фрагменту нажать на лев. кл. мыши и не отпуская её отбуксировать копию в другое место рабочего поля и только после этого отпустить кл.Ctrl.
3. Сохранить внесенные в файл изменения с начала урока.
4. Выделить параллелепипед и тетраэдр. Копировать (через буфер обмена). Закрыть графический файл.
5. Word. Составить и записать алгоритм “построение сечения параллелепипеда и тетраэдра”.
- Открыть Word и вставить в документ копию рисунка из Paint.
- Добавить таблицу 2*2
- Первый столбец. План построения сечения
параллелепипеда. Заголовок по центру,
полужирный.
Второй столбец. План построения сечения тетраэдра. Заголовок по центру, полужирный. - План построения фигур, записать в
соответствующем столбце в несколько строк –
нумерованный список.
Строка меню Формат – Список – нумерованный – 1, 2, 3. - Выделить таблицу. Скрыть границы таблицы.
Строка меню Формат – Границы и заливки или
пиктограмма “Границы” на панели форматирования. - Например, буквы с цифрами T1S1 – цифра нижний индекс (подстрочный). Ввести вначале букву, затем цифру. Цифру выделить, затем строка меню Формат – Шрифт – установить флажок подстрочный.
- | |, (параллельность, пересечение). Строка меню Вставка – символ
Геометрия
Далее начинается с вступительное слово учителя математики. Учитель математики напоминает учащимся, на что необходимо обратить внимание, особенно при построении сечения. Кроме заданий – файлы по вариантам, ученики получают пример выполнения задания (Алгоритм построения сечения параллелепипеда и тетраэдра).
Сведения из геометрии
Аксиома. Через три точки, лежащие на одной прямой, проходит плоскость и при том только одна
Свойство параллельных плоскостей. Если две параллельные плоскости пересечены третьей, то линии пересечения их параллельны.
Алгоритм построения сечения параллелепипеда:
Picture 1.
- Провести линию через точки А и С, лежащие на одной грани SS1TT1. Продолжить линию до пересечения с ST – точка M.
- Провести линию через точки M и B. Точку пересечения этой линии с ребром SP обозначим K.
- Соединить точки KC, лежащие на одной грани PP1SS1.
- Через точку B провести линию, параллельную KC (свойство параллельных плоскостей). Точку пересечения с ребром R1T1 обозначим E.
- Соединить точки A и E.
- Сечением параллелепипеда является многоугольник ACKBE.
Алгоритм построения сечения тетраэдра:
Picture 2.
- Провести линию через точки A и B, лежащие на одной грани TPR.
- Провести линию через точки B и C, лежащие на нижней грани PRS. Продолжить линию до пересечения с SP – точка M.
- Соединить точки A и M, лежащие на одной плоскости. Точку пересечения с ребром TS обозначим K.
- Соединить точки KC, лежащие на одной грани.
- Сечением тетраэдра является многоугольник ABCK
Файлы-задания: Построить сечение тетраэдра и параллелепипеда, проходящее через три заданные точки A, B, C.
1 вариант (Picture 3)
2 вариант (Picture 4).
3 вариант (Picture 5).
В продолжение урока каждый учитель отвечает на вопросы по своему предмету.
После сдачи работы ставится две оценки, по информатике (знание среды графического редактора Paint, Word) и по математике (знание пройденной темы “Сечение объемных фигур”)
1 вариант (Picture 6)
- AB
- AB PR = D
- DC PS = E
- AE
- BF | | EC
- FK | | AE
- KC
- ABFKCE – искомое сечение
- BC
- AC
- AC PR = D
- DB, DB PT = E
- EA
- AEBC – искомое сечение
План построения сечения параллелепипеда: |
План построения сечения тетраэдра: |
2 вариант (Picture 7)
План построения сечения параллелепипеда:
|
План построения сечения тетраэдра:
|
3 вариант (Picture 8)
План построения сечения параллелепипеда:
|
План построения сечения тетраэдра:
|