Программные задачи:
- обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве;
- выявить умения устанавливать сходство и различие между предметами путем дорисовки;
- учить детей выделять отличительные особенности при рассмотрении картин ;
- развивать творческую фантазию, эстетические чувства;
- совершенствовать технические навыки;
- формировать художественное мышление;
- учить видеть, понимать и любить и природу, и искусство.
Материалы: Шкатулка с сюрпризом; буквы ключевого слова (ж и в о п и с ь); ребус (художник); большой лист ватмана с изображением леса (без цветового решения); карта маршрута; альбомные листы на каждого ребенка; восковые мелки; цветные карандаши; акварель; портреты сказочных героев(по выбору педагога); мольберт; кисти № 10; аудиозапись П.И.Чайковского “Баркаролла”; нагрудные значки на каждого ребенка.
Дидактические игры:
“Составь натюрморт”
Набор изображений различных предметов (яблоко, груша, дерево, ель, собака, посуда, музыкальные инструменты и т.д.) на каждого ребенка.
“Волшебный круг”
На каждого ребенка по три листа бумаги, на котором изображен круг.
“Сложи портрет”
Части лица человека (уши, нос, глаза, брови, губы, овал лица, волосы, головной убор и т.д.).
Для оформления изостудии: Картины художников – И.И.Шишкин –“На севере диком”, “Лесная глушь”, “Сосновый бор”; И.И.Левитан – “Золотая осень”, “Весна, большая вода”; И.Э.Грабарь – “Февральская лазурь”, “Яблоки”; Т.Ульянов – “Натюрморт с книгами”; И.Т.Хруцкий – “Натюрморт.1830г.”; И.Н.Крамской –“Неизвестная”, Н.А.Некрасов в период “Последних песен”, И.Е.Репин – “На солнце. Портрет Н.И.Репиной”, “Портрет общественной деятельницы Поликсины Степановны Стасовой”, “Автопортрет”, “Портрет Павла Михайловича Третьякова”, О.А.Кипренский – “Портрет А.С.Пушкина”; макеты пеньков из папье-маше.
Методика проведения: дети входят в изостудию.
Воспитатель:
Вот шкатулка непростая
Вот шкатулка золотая-
Тайна скрыта в ней большая.
Ты найди восемь частей
Разгадай её скорей.
Дети, давайте посмотрим, что лежит в этой шкатулке. Открывают шкатулку.
Дети достают из шкатулки конверт, в нем картинка с написанным на ней словом. Картинка разрезана на несколько частей (в виде пазлов).
Воспитатель: Ребята, посмотрите – это какое-то задание для нас, нужно прочитать, что там написано.
Первую Вы часть сложите
И с собою в путь возьмите.
Предлагается детям собрать картинку. Получится буква –Ж.
Воспитатель: С первым заданием, мы справились. Положим букву с собой в корзину, а тут ещё какая-то бумага лежит.
Достают из шкатулки карту маршрута, где стрелками указан их путь. Те места, где они должны будут остановиться отмечены кисточкой –<Рисунок №1>. В каждом этом месте они должны будут выполнить задание и получить следующую букву от ключевого слова. В конце пути у детей получится слово- Ж и в о п и с ь.
Воспитатель: Куда же мы с вами попали? Мне кажется это –лес, но не простой лес, а лес-художников. Посмотрите сколько картин повсюду. Только почему-то здесь очень холодно, что-то наверное случилось в этом лесу. Обратите внимание вот на этот пенек (на пеньке лежит листок).
Дети смотрят на листок на нем нарисован ребус.<Рисунок №2>
Нам нужно отгадать ребус и мы тогда узнаем, кто живет в этом лесу (слово-художник).
Дети отгадывают ребус.
Мы были правы – это действительно лес
художников. Ребята ,а кто такие художники? (Ответы
детей).
Совершенно верно, художники могут использовать различный материал при рисовании картин. Посмотрите, на пенечке ни чего нет?
Дети находят букву -И.
Воспитатель: Вот видите у нас уже две буквы есть. Возьмем её с собой и пойдем дальше.
Дети смотрят по карте следующий путь их маршрута, куда указывают стрелки.
Воспитатель: На нашем пути вновь пенек. Давайте посмотрим задание. Нам предлагается поиграть. Найдите в лесу художников натюрморты. Дети собирают картины-натюрморты. Как вы догадались, что это именно натюрморт? Что может быть изображено на картине если это натюрморт? (Ответы детей: овощи, фрукты, посуда, музыкальные инструменты, цветы, утварь и т.д.).
Дидактическая игра: “Составь натюрморт”.
Детям раздаются шаблоны различных предметов (яблоки, груши, дерево, книга, ель, дом, и т.д.). Они должны, используя правильные картинки, составить натюрморт.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием. Загляните под пенек там может быть, что-то есть.
Дети вынимают букву - В., и берут её с собой.
Воспитатель: Ребята вам не кажется , что стало слишком холодно, деревья покрылись льдом? Кто же здесь все так заморозил?
Перед детьми появляется Снежная королева.
Снежная королева:
Заколдую, заморожу,
Всех в ледышки превращу.
Ни кого я в путь далекий
Здесь не пропущу!
Воспитатель: Ребята, это же Снежная королева. Так вот почему в лесу художников так холодно. Это она заморозила все вокруг. Давайте спросим, что ей нужно, может быть она нас пропустит. (Обращается к Снежной королеве).
– Что ты хочешь от нас, Снежная королева?
Снежная королева: Если вы выполните мои задания, то я, может быть, и пропущу вас.
Воспитатель: Давайте попробуем.
Снежная королева: Назовите мои любимые холодные тона (ответы детей: синий, голубой, белый, фиолетовый).
Снежная королева: Этот вопрос наверно был слишком легким для вас. Вот вам вопрос потруднее.
Снежная королева показывает детям картину
И.И.Шишкина- “На севере диком”.
Как называется эта картина, и кто её автор? (Ответы
детей)
Снежная королева: Какие умные дети, но у меня в запасе есть ещё одно задание. Если вы с ним справитесь, то узнаете следующую букву.
Дидактическая игра: “Волшебный круг”.
Детям раздается по три листочка, на каждом нарисован круг. Они должны используя художественный материал, превратить круг в предмет (солнце, мяч, яблоко, апельсин, арбуз, обруч, и т.д.)
Снежная королева: Как вы быстро справились с заданием, оказывается вы такие волшебники. Вот ваша буква – О.
Снежная королева прощается с детьми.
Воспитатель: Ребята, хотя мы ответили на все вопросы Снежной королевы, в лесу не стало теплее. Давайте посмотрим на карту, тут какое-то послание.
Просто так вам не прощу
Очень страшно отомщу.
Все деревья заморожу
И дороги замету!
Воспитатель: Посмотрите-ка! Снежная королева так нам и не простила вторжение в лес художников, где она все заморозила. Строит свои ловушки у нас на пути. Посмотрите, почему это лес весь белый, бесцветный, ведь сейчас такое красивое время года- осень. Может быть это Снежная королева постаралась превратить его в белое пятно?!
– Мне кажется, что мы должны растопить этот лес и вернуть всех жителей в свои дома. Для этого используем теплые тона, назовите их .
Желтый, оранжевый, красный, зеленый.
Правильно. Возьмите кисти и используя знакомые приемы оживите этот лес.
Дети выполняют задание коллективно, на большом ватмане. После окончания работы воспитатель находит под пеньком следующую букву. П.
Воспитатель: Мы уже много букв собрали, наверное слово получится скоро. Взглянем на карту. Смотрят. На пути у нас дорога творчества. А Вы горите жаждой творчества? Для творчества нам нужны восковые мелки, а также маленькие листы бумаги.
Дети садятся за столы, воспитатель зачитывает следующие задания.
Воспитатель:
Трудно Вам в пути идти,
Нужно Вам его пройти.
Отгадая все загадки
Расколдуете Вы лес,
Чтобы жители лесные,
И художники простые
Вновь смогли вернуться в дом
Полный счастьем и добром!
Ребята, нам предстоит отгадать загадки, и нарисовать отгадки. Кто первый выполнит задание тот и откроет следующую букву.
- Шагаешь –впереди лежит,
- Что же это за девица?
- Поглядите, поглядите –
- Она под осень умирает
Оглянешься – домой бежит
(Дорога).
Не швея, не мастерица,
Ни чего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
(Дождь)
И вновь весною оживает.
Корове без неё беда:
Она их главная еда.
(Трава).
После того, как дети справятся с заданием , воспитатель показывает им следующую букву И.
Воспитатель: Интересно, а какому жанру искусства, относится нарисованные Вами картины (к пейзажам) . Что означает слово – пейзаж? (Жанр искусства, “живая” природа)
– Сколько удивительного в “живой”природе. А ведь многие художники любят рисовать и передавать настроение природы. Найдите в “лесу художников” пейзажи.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Знаете ли Вы авторов этих картин?
Ответы детей: И.И.Шишкин – картина “На севере диком”, “Лесная глушь”,”Сосновый бор”; И.И.Левитан – “Золотая осень”,”Весна- большая вода”, И.Э.Грабарь – “Февральская лазурь”.
Воспитатель: Какие Вы умные, сразу видно, что Вы любите искусство, не зря Снежная королева так рассердилась на Вас за Ваши знания.
– Какие чувства можно испытать глядя, например, на картину И.И.Левитана “Золотая осень”
Ответы детей.
Воспитатель: Мне кажется, что в лесу стало уже тепло, но ещё не совсем. Давайте посмотрим на карту.
Дети смотрят карту.
У нас осталось последнее задание.
Дидактическая игра “Сложи портрет”
– Посмотрите, сколько много частей нужно собрать их , и сложить в одно целое.
Дети складывают части лица, у них получается портрет “Тюбика”.<Рисунок №3>.
Воспитатель: Ребята, так это же наш верный друг и помощник “Тюбик”, я что это там на обратной стороне портрета буква С. Мы справились с заданием , выполнили портрет Тюбика.
-Что такое портрет? (Изображение человека, прежде всего его лица).
– А в нашем лесу есть портреты? Принесите. (Дети выполняют задание.)
– Кто изображен на ваших портретах? (Дети называют работы известных художников).
Воспитатель: Говоря о жанре портрета, вы уже сказали, что протрет –это изображение человека, но каким может быть портрет? (Погрудый, поясной, во весь рост, один человек или группа людей).
– Что нужно знать, чтобы нарисовать портрет человека? (Достаточно знать черты лица человека).
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня выполнили столько заданий.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Баркаролла”
Воспитатель: Слышите, дети в лесу птицы запели, листва зашумела. “Лес художников” просыпается. Давайте посмотрим на нашу карту, что у нас в конце пути, что-то написано.
– Сложите все буквы в слово, переверните карту на обратную сторону, и вы найдете последнюю букву. Ь.
Дети складывают все буквы в том порядке в котором они их находили, получается слово Ж И В О П И С Ь.
Воспитатель: Какое слово получилось? Живопись. Какие жанры живописи мы встретили с вами на пути? (портрет, натюрморт, пейзаж).
– Ребята, теперь вы понимает, какую волшебную силу содержит ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Воспитатель смотрит в шкатулку и вынимает нагрудные значки “Юный художник”, которые крепятся каждому ребенку.