Викторина для "Юных художников"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве;
  • выявить умения устанавливать сходство и различие между предметами путем дорисовки;
  • учить детей выделять отличительные особенности при рассмотрении картин ;
  • развивать творческую фантазию, эстетические чувства;
  • совершенствовать технические навыки;
  • формировать художественное мышление;
  • учить видеть, понимать и любить и природу, и искусство.

Материалы: Шкатулка с сюрпризом; буквы ключевого слова (ж и в о п и с ь); ребус (художник); большой лист ватмана с изображением леса (без цветового решения); карта маршрута; альбомные листы на каждого ребенка; восковые мелки; цветные карандаши; акварель; портреты сказочных героев(по выбору педагога); мольберт; кисти № 10; аудиозапись П.И.Чайковского “Баркаролла”; нагрудные значки на каждого ребенка.

Дидактические игры:

“Составь натюрморт”

Набор изображений различных предметов (яблоко, груша, дерево, ель, собака, посуда, музыкальные инструменты и т.д.) на каждого ребенка.

“Волшебный круг”

На каждого ребенка по три листа бумаги, на котором изображен круг.

“Сложи портрет”

Части лица человека (уши, нос, глаза, брови, губы, овал лица, волосы, головной убор и т.д.).

Для оформления изостудии: Картины художников – И.И.Шишкин –“На севере диком”, “Лесная глушь”, “Сосновый бор”; И.И.Левитан – “Золотая осень”, “Весна, большая вода”; И.Э.Грабарь – “Февральская лазурь”, “Яблоки”; Т.Ульянов – “Натюрморт с книгами”; И.Т.Хруцкий – “Натюрморт.1830г.”; И.Н.Крамской –“Неизвестная”, Н.А.Некрасов в период “Последних песен”, И.Е.Репин – “На солнце. Портрет Н.И.Репиной”, “Портрет общественной деятельницы Поликсины Степановны Стасовой”, “Автопортрет”, “Портрет Павла Михайловича Третьякова”, О.А.Кипренский – “Портрет А.С.Пушкина”; макеты пеньков из папье-маше.

Методика проведения: дети входят в изостудию.

Воспитатель:

Вот шкатулка непростая
Вот шкатулка золотая-
Тайна скрыта в ней большая.
Ты найди восемь частей
Разгадай её скорей.

Дети, давайте посмотрим, что лежит в этой шкатулке. Открывают шкатулку.

Дети достают из шкатулки конверт, в нем картинка с написанным на ней словом. Картинка разрезана на несколько частей (в виде пазлов).

Воспитатель: Ребята, посмотрите – это какое-то задание для нас, нужно прочитать, что там написано.

Первую Вы часть сложите
И с собою в путь возьмите.

Предлагается детям собрать картинку. Получится буква –Ж.

Воспитатель: С первым заданием, мы справились. Положим букву с собой в корзину, а тут ещё какая-то бумага лежит.

Достают из шкатулки карту маршрута, где стрелками указан их путь. Те места, где они должны будут остановиться отмечены кисточкой –<Рисунок №1>. В каждом этом месте они должны будут выполнить задание и получить следующую букву от ключевого слова. В конце пути у детей получится слово- Ж и в о п и с ь.

Воспитатель: Куда же мы с вами попали? Мне кажется это –лес, но не простой лес, а лес-художников. Посмотрите сколько картин повсюду. Только почему-то здесь очень холодно, что-то наверное случилось в этом лесу. Обратите внимание вот на этот пенек (на пеньке лежит листок).

Дети смотрят на листок на нем нарисован ребус.<Рисунок №2>

Нам нужно отгадать ребус и мы тогда узнаем, кто живет в этом лесу (слово-художник).

Дети отгадывают ребус.

Мы были правы – это действительно лес художников. Ребята ,а кто такие художники? (Ответы детей).

  • Что рисуют художники? (Портреты, натюрморты, пейзажи, анималистику).
  • Что означает слово – анималистика? (Это рисование художниками животных).
  • Молодцы! А какими материалами художники могут рисовать картины? (Цветными карандашами, гуашью, акварельными красками, пастелью).

Совершенно верно, художники могут использовать различный материал при рисовании картин. Посмотрите, на пенечке ни чего нет?

Дети находят букву -И.

Воспитатель: Вот видите у нас уже две буквы есть. Возьмем её с собой и пойдем дальше.

Дети смотрят по карте следующий путь их маршрута, куда указывают стрелки.

Воспитатель: На нашем пути вновь пенек. Давайте посмотрим задание. Нам предлагается поиграть. Найдите в лесу художников натюрморты. Дети собирают картины-натюрморты. Как вы догадались, что это именно натюрморт? Что может быть изображено на картине если это натюрморт? (Ответы детей: овощи, фрукты, посуда, музыкальные инструменты, цветы, утварь и т.д.).

Дидактическая игра: “Составь натюрморт”.

Детям раздаются шаблоны различных предметов (яблоки, груши, дерево, книга, ель, дом, и т.д.). Они должны, используя правильные картинки, составить натюрморт.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием. Загляните под пенек там может быть, что-то есть.

Дети вынимают букву - В., и берут её с собой.

Воспитатель: Ребята вам не кажется , что стало слишком холодно, деревья покрылись льдом? Кто же здесь все так заморозил?

Перед детьми появляется Снежная королева.

Снежная королева:

Заколдую, заморожу,
Всех в ледышки превращу.
Ни кого я в путь далекий
Здесь не пропущу!

Воспитатель: Ребята, это же Снежная королева. Так вот почему в лесу художников так холодно. Это она заморозила все вокруг. Давайте спросим, что ей нужно, может быть она нас пропустит. (Обращается к Снежной королеве).

– Что ты хочешь от нас, Снежная королева?

Снежная королева: Если вы выполните мои задания, то я, может быть, и пропущу вас.

Воспитатель: Давайте попробуем.

Снежная королева: Назовите мои любимые холодные тона (ответы детей: синий, голубой, белый, фиолетовый).

Снежная королева: Этот вопрос наверно был слишком легким для вас. Вот вам вопрос потруднее.

Снежная королева показывает детям картину И.И.Шишкина- “На севере диком”.

  • Как называется эта картина, и кто её автор? (Ответы детей)
  • Какие тона использовал художник когда рисовал эту картину? (Холодные).
  • Какое настроение возникает у вас когда вы смотрите на эту картину? (Печальное, грустное, тоскливое).
  • А почему? (Ответы детей)

Снежная королева: Какие умные дети, но у меня в запасе есть ещё одно задание. Если вы с ним справитесь, то узнаете следующую букву.

Дидактическая игра: “Волшебный круг”.

Детям раздается по три листочка, на каждом нарисован круг. Они должны используя художественный материал, превратить круг в предмет (солнце, мяч, яблоко, апельсин, арбуз, обруч, и т.д.)

Снежная королева: Как вы быстро справились с заданием, оказывается вы такие волшебники. Вот ваша буква – О.

Снежная королева прощается с детьми.

Воспитатель: Ребята, хотя мы ответили на все вопросы Снежной королевы, в лесу не стало теплее. Давайте посмотрим на карту, тут какое-то послание.

Просто так вам не прощу
Очень страшно отомщу.
Все деревья заморожу
И дороги замету!

Воспитатель: Посмотрите-ка! Снежная королева так нам и не простила вторжение в лес художников, где она все заморозила. Строит свои ловушки у нас на пути. Посмотрите, почему это лес весь белый, бесцветный, ведь сейчас такое красивое время года- осень. Может быть это Снежная королева постаралась превратить его в белое пятно?!

– Мне кажется, что мы должны растопить этот лес и вернуть всех жителей в свои дома. Для этого используем теплые тона, назовите их .

Желтый, оранжевый, красный, зеленый.

Правильно. Возьмите кисти и используя знакомые приемы оживите этот лес.

Дети выполняют задание коллективно, на большом ватмане. После окончания работы воспитатель находит под пеньком следующую букву. П.

Воспитатель: Мы уже много букв собрали, наверное слово получится скоро. Взглянем на карту. Смотрят. На пути у нас дорога творчества. А Вы горите жаждой творчества? Для творчества нам нужны восковые мелки, а также маленькие листы бумаги.

Дети садятся за столы, воспитатель зачитывает следующие задания.

Воспитатель:

Трудно Вам в пути идти,
Нужно Вам его пройти.
Отгадая все загадки
Расколдуете Вы лес,
Чтобы жители лесные,
И художники простые
Вновь смогли вернуться в дом
Полный счастьем и добром!

Ребята, нам предстоит отгадать загадки, и нарисовать отгадки. Кто первый выполнит задание тот и откроет следующую букву.

  1. Шагаешь –впереди лежит,
  2. Оглянешься – домой бежит

    (Дорога).

  3. Что же это за девица?
  4. Не швея, не мастерица,
    Ни чего сама не шьет,
    А в иголках круглый год.

    (Ель)

  5. Поглядите, поглядите –
  6. Потянулись с неба нити!
    Что за тоненькая нить
    Землю с небом хочет сшить?

    (Дождь)

  7. Она под осень умирает
  8. И вновь весною оживает.
    Корове без неё беда:
    Она их главная еда.

(Трава).

После того, как дети справятся с заданием , воспитатель показывает им следующую букву И.

Воспитатель: Интересно, а какому жанру искусства, относится нарисованные Вами картины (к пейзажам) . Что означает слово – пейзаж? (Жанр искусства, “живая” природа)

– Сколько удивительного в “живой”природе. А ведь многие художники любят рисовать и передавать настроение природы. Найдите в “лесу художников” пейзажи.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Знаете ли Вы авторов этих картин?

Ответы детей: И.И.Шишкин – картина “На севере диком”, “Лесная глушь”,”Сосновый бор”; И.И.Левитан – “Золотая осень”,”Весна- большая вода”, И.Э.Грабарь – “Февральская лазурь”.

Воспитатель: Какие Вы умные, сразу видно, что Вы любите искусство, не зря Снежная королева так рассердилась на Вас за Ваши знания.

– Какие чувства можно испытать глядя, например, на картину И.И.Левитана “Золотая осень”

Ответы детей.

Воспитатель: Мне кажется, что в лесу стало уже тепло, но ещё не совсем. Давайте посмотрим на карту.

Дети смотрят карту.

У нас осталось последнее задание.

Дидактическая игра “Сложи портрет”

– Посмотрите, сколько много частей нужно собрать их , и сложить в одно целое.

Дети складывают части лица, у них получается портрет “Тюбика”.<Рисунок №3>.

Воспитатель: Ребята, так это же наш верный друг и помощник “Тюбик”, я что это там на обратной стороне портрета буква С. Мы справились с заданием , выполнили портрет Тюбика.

-Что такое портрет? (Изображение человека, прежде всего его лица).

– А в нашем лесу есть портреты? Принесите. (Дети выполняют задание.)

– Кто изображен на ваших портретах? (Дети называют работы известных художников).

Воспитатель: Говоря о жанре портрета, вы уже сказали, что протрет –это изображение человека, но каким может быть портрет? (Погрудый, поясной, во весь рост, один человек или группа людей).

– Что нужно знать, чтобы нарисовать портрет человека? (Достаточно знать черты лица человека).

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня выполнили столько заданий.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Баркаролла”

Воспитатель: Слышите, дети в лесу птицы запели, листва зашумела. “Лес художников” просыпается. Давайте посмотрим на нашу карту, что у нас в конце пути, что-то написано.

– Сложите все буквы в слово, переверните карту на обратную сторону, и вы найдете последнюю букву. Ь.

Дети складывают все буквы в том порядке в котором они их находили, получается слово Ж И В О П И С Ь.

Воспитатель: Какое слово получилось? Живопись. Какие жанры живописи мы встретили с вами на пути? (портрет, натюрморт, пейзаж).

– Ребята, теперь вы понимает, какую волшебную силу содержит ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Воспитатель смотрит в шкатулку и вынимает нагрудные значки “Юный художник”, которые крепятся каждому ребенку.