Цели:
- познакомить учащихся с сатирической поэзией 1905-1907 гг.;
- развивать умения и навыки работы с материалом;
- закрепить полученные знания о событиях революции с позиции ее современников.
Оформление урока:
- записи на доске: в центральной части – тема урока и две эпиграммы А.С.Пушкина, на левой половине стихотворение “О чем можно писать” (№ 8), на правой – “Гимн диктатуре” (№ 9);
- выставка книг о революции.
ХОД УРОКА
Окогченная летунья
Эпиграмма-хохотунья
Эпиграмма – егоза
Трется, вьется средь народа
И завидит лишь урода
Разом вцепится в глаза.В сатире праведной порок изображал
И нравы сих веков потомству обнажал.А.С.Пушкин
I. Слово учителя.
– Мы закончили изучение выдающегося события
начала XX века в России. Мы познакомились с
основными событиями этого времени. Но нам трудно
представить, как отзывались об этом времени
современники, не познакомившись с
дополнительной литературой.
О 1905-1907 годах написано много книг: это и
воспоминания участников революции, и
публицистика, это и художественная литература.
Это событие в истории России не обошел ни один
автор: ни поэт, ни прозаик. Но наиболее прямо, в
“глаз” била во все времена сатира – едкое,
издевательское обличение, высмеивание людских
пороков и недостатков общественной жизни (с
доски считывается первая эпиграмма)
В трудные времена всегда обостряется перо тех,
кто мог видеть пороки и (с доски считывается
второе изречение).
И пусть имена авторов часто неизвестны, или мало
нам знакомы, именно они донесли до нас в своих
произведениях эту эпоху.
II. Повторение пройденного материала (фронтальный опрос).
– А что о революции помним мы?
– В чем были причины революции?
– Какие слои населения принимали участие в
революции?
– Какие политические партии возглавляли
народные массы?
– Требования выдвигали?
III. Устный разбор произведений.
НА БАЛУ
Бал сегодня у министра Состоялся... Чудный бал. Увлекательно и быстро Рой гостей здесь танцевал Электричество сверкало Ярче солнечных зарниц... По паркету танцевало Очень много знатных лиц... Называть их всех не стану, Кой-кого отмечу. Вот: Чрезвычайную охрану Вел в кадрили Пулемет Закружась в мазурке пылкой, Вел интимный разговор С раскрасневшеюся Ссылкой Толстый Смертный Приговор... |
И, повиснув у Ареста. На руке, плыла Тюрьма, Очищали им все место, К ним почтительны весьма... За Репрессией-кокеткой Все ухаживал Расстрел То и дело фразой меткой Он пленить ее хотел... И со Сто Двадцать Девятой, Под собой не чуя ног, Оживлением объятый В полонезе шел Залог... Ночь летела очень быстро Тонкий ужин опьянял... Бал сегодня у министра Чрезвычайный “первый бал”!... |
В.А. МАЗУРКЕВИЧ (поэт, прозаик, адвокат, переводчик)
– Определите, кого могли назвать пастухом?
– Кого можно было сделать “героями” басни,
почему?
БАСНЯ
“Друзья! – так начал речь Пастух К стадам, бродившим на поляне. – Я бью вам всем челом заране, Досель я был и слеп, и глух. Средь вас возникло недовольство... Простите ж мне тиранство, своевольство: Свидетель бог, – я вас стерег, чем только мог От гибельных и вредных злоключений: Рожком... арканами, кнутом Но все из чистых побуждений. Я заблуждался... |
Грянул гром! Теперь при всем честном
народе, Я волю объявляю вам! Замолк Пастух... Разинув глотки Скоты свободные бегут. Куда девался облик кроткий?! Восторг оваций, счастья нотки, Хвосты трубой, мычат, ревут, Туда..., сюда..., – а там и тут Уже колючие готовы загородки. |
После чтения вслух басня разбирается. Задается еще ряд вопросов:
– Что за “стада”?
– Чем недовольны?
– Как стерег?
– Какая воля?
– По какому поводу восторг?
– Что за загородки?
ЖАЛОБА
Распались звенья цепи древней, Бунтует жид, бунтует лях, Встает деревня за деревней “В экономических целях” Любя помещика, как брата, Едва на помощь он позвал, Я выслал экстренно солдата, – Но и солдат забастовал. |
Ну, стал народ, с какой закваской Чего им нужно, не поймешь! Ни мерой строгости, ни лаской Не образумишь, не уймешь. Стреляешь, режешь, рубишь, колешь – Им все равно, им наплевать, И остается мне одно лишь — Хоть самому забастовать! |
– Кто мог сказать эти слова?
– Какие это “экономические цели”?
– Какие строгости?
– Какие ласки?
– Каким вторым именем его называли в народе?
IV. Опрос-повторение.
– Что вы знаете об этих двух господах?
Господь Россию приукрасил –
Он двух героев ей послал:
Один в Москве народ дубасил,
Другой же в Питере трепал.
– Чем занимались?
– Что за должность имели?
В подтверждение известности этих людей еще два высказывания.
ЭПИТАФИЯ
Здесь Т........... .(Трепов) погребен.
Вреда он сделал много –
Патронов не жалел”, свободу он губил;
Но мы судить его не будем слишком строго –
Свободе послужил и он, хотя немного:
...Он от себя страну теперь освободил.
– что за приказ “патронов не жалеть”?
ДУБАСОВ И СВЕЧКА.
Придя к Дубасову, копеечная свечка
С ним о заслугах стала толковать
И утверждать,
Что он пред ней смиренная овечка.
“Превосходительный, судите сами
Вы, –
Так Свечка говорила. –
Сожгли вы только треть Москвы,
А я так всю Москву спалила!”.
– что и когда сожгла свечка?
– А что и когда Дубасов?
– Одним из завоеваний революции было опубликование Манифеста 17 октября. Напомните его содержание. Перечислите свободы (личности, совести, слова, собраний, союзов). А вот как на появление свобод отреагировали современники.
Пять свобод нам обещали,
И хоть мы их не видали,
Но – подумай, о, народ,
Целых пять ведь их – свобод.
А народ затылок чешет,
Молвя: пять меня не тешат
Лучше б дали мне, народу
Просто-напросто...........(свободу).
И, следовательно, современники-то свобод не увидели, иначе не появилось бы вот такое подражание:
Свобод российских не понять,
Чужим аршином их не смерить,
У них особенная стать,
В свободы наши НАДО ВЕРИТЬ.
– Кому это подражание?
– Восстановите правильное звучание.
V. Творческая работа.
– И правда не понять, а только верить...,
например, в свободу печати.
О чем можно писать. (Текст записан на левой
части доски с пропусками и легко читается всем
классом хором).
Нельзя писать:
о бюро (крате),
об офи(церстве), о сол (дате),
о забастовке), о дви (женьи),
о духо(венстве), о брож(енъи),
о муж(ике), о мини(стерстве),
о казн(и), о каз(ачьем) зверстве,
о поли(цейских), об аре(стах),
о граб(ежах), о мани(фестах)!
Но остальное ВСЕ – печать
Должна сурово обличать!
– А теперь посмотрим на того, кто рискнул воспользоваться правом свободы слова.
СВОБОДНАЯ ПЕЧАТЬ
Писатель написал шесть строчек о
скотах. Редактор, сохранить желая шкуру, Две замарал из них, оставив на свой страх Все остальные. Вот в цензуру Издателя те строки держат путь – Изъял тотчас еще две строчки и издатель... Ну и типограф лишь взглянуть успел, Потребовал примочки, Глубоко, искренне вздохнул |
И, уцелевшие, конечно, зачеркнул Поставив на их место точки... Читатель, дорогой! Сие стихотворенье Прочти внимательно. Свободная печать Нас приучила обличать Скотов без тени сожаленья. К.Э. Сно |
Учащимся показывается лист бумаги, на котором от басни остались одни многоточья.
– Вот так иронично относились к полученным свободам современники. А само время 1906-1907 годов они, не скрывая, называли временем диктатуры.
– Что означает термин диктатура?
Вот такой видел диктатуру М.М. Бескин.
ГИМН ДИКТАТУРЕ
Диктатура, диктатура. Голос лучше балалайки Стан извилист, как придворный, Ножки милы, как нагайки, И, как сыщики, проворны, Грудь огромна, как казармы, Словно виселица, шейка, Глазки сини, как жандармы, Носик тонок, как ищейка. Губки – пара миноносцев. Бедра – лучше пулеметов Что за зубки! Что за ушки! А каким смеется смехом! Точно выстрелы из пушки Повторяемые эхом. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Стихотворение написано на правой стороне доски с пропусками выделенных слов.
Задание: попытайтесь восстановить стихотворение, расшифровав загаданные слова.
1. Русский народный музыкальный инструмент.
2. Принадлежность к царскому окружению.
3. Казачий кнут.
4. Наемный, тайный агент охранки.
5. Место проживания солдат.
6. Орудие казни.
7. Служащий политической полиции в России.
8. Просторечное название охотничьих собак.
9. Корабль с минами.
10. Изобретение французского инженера Максима.
Ответы сначала записываются учащимися в тетрадях, а затем стихотворение читается с предложениями учащихся.
VI. Повторение проверка знаний событий и дат революции.
Устно:
– Чем закончилась революция?
– Каковы ее положительные и отрицательные
итоги?
– В чем международное значение революции?
Письменно: определив на слух, о чем идет речь в стихотворениях, на листочках под номерами запишите ответ (событие и дату); добавьте известные вам, недостающие .
1. Дали волю – нету воли.
Ждали землю – нет земли.
Баре все пораскололи,
Обманули, провели.Ждали Думу. Дали Думу,
Но тревожится душа:
На словах-то много шуму,
А на деле – ...................(ни шиша).
24.04.1906 г. 1-я Гос. Дума.
2. Свобод мы много в наше время
Внесем в истории анналы;
Спихнув с себя Цензуры бремя,
Горды газеты и журналы,И квохчут ныне, словно куры,
Кичась яичком-манифестом
Без предварительной цензуры,
Но... с предварительным....... (арестом).
17. 07.1905 г. Манифест.
3. Собирались мужики, мужики – не дураки...
Стали думать, как им быть,
Где бы хлебушка добыть:
Нету сена, вышла рожь
И на скот пошел падежНадо сеять – нет зерна
Зарастает полоса
Почесались мужики
И взялись за кулаки,
Да создали свой союз.
Крестьянские восстания и создание Союза летом 1905 года.
4. Предвыборное бремя несем второй мы раз.
Но ведь другое время теперь совсем у нас!
Звучат иные речи и робок тон газет
Иные уж далече, других же вовсе нет!И шествуют шпионы за нами по пятам
Для выборов законы другие пишут нам
И жутко мне, создатель, никак я не пойму
Я – русский избиратель иль кандидат в тюрьму?..
20.02.1907. 2-я Гос. Дума.
5. У правительства – нагайки, пулеметы и штыки,
Что же могут эти средства?
Так, немножко, пустяки.
А у нас иное средство, им орудуем мы ловкоЛютый враг его боится
Это средство........(забастовка)
Рядом с общей забастовкой
Очень весело идет
Хоть и маленький, но тоже удалой и злой .........(бойкот).
Осень 1905. Октябрьская политическая стачка.
6. Матросы обратились в банду,
Кто был сапер – стал хулиган
Мятежный Шмидт берет команду
Такой безумный карнавал.
Кронштадт сожжен, взят Севастополь
И целый флот забастовал.
Ноябрь 1905 года. Восстание на крейсере “Очаков”
Листочки подписываются и сдаются на проверку учителю.
VII. Заключение.
История повторяется. И многое в нашей сегодняшней жизни походит на 1905-1907 годы. Многие политики смогли бы увидеть себя в сатире 1905 года. Во все времена недовольство масс вызывается неразумными действиями властей В.Адикаевский перефразировал Пушкина “Клеветникам России”.
РОДИНА
Мне жаль тебя, родимая страна.
С полей Лифляндии от крепости Кронштадской
До стен священного московского Кремля
Пядь каждая твоя покрыта кровью братской.
Не оттого ли к нам несется стон страны,
Не потому ль на Русь посыпались напасти
Что многие теперь правители сильны
Не силою ума, а силой власти.
К таким правителям обращался Козьма Прутков.
Правитель! Дни твои пусть праздно не проходят
Хоть камушки бросай, коль есть на то досуг;
Но наблюдай: в воде какой они разводят –
Круг?
– Как вы понимаете это изречение?
– Относится ли оно только к правителям?
Надеюсь, что ваши поступки всегда будут
продуманны, и вы никогда не попадете под перышко
сатирика, а сегодняшний урок расширил ваше
представление о времени первой российской
революции.
Говорят, что юмор веселит, а сатира исправляет.
Значит, все те, кто писал и переживал за Россию,
трудились не напрасно. Больно, мучительно,
медленно, Но Россия все же менялась в лучшую
сторону.
Литература:
Под ред. Андреева Ю.А. “Стихотворная сатира первой русской революции 1905-1907 годов”. Ленинград, “Советский писатель”, 1985.