Одна из важнейших задач современного образования – показать ребятам единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.
Экономика – предмет прикладного характера, и учащимся необходимо, в первую очередь, овладеть практическими умениями и навыками. Наряду с этим предполагается изучение и осмысление основных экономических процессов, явлений, законов и закономерностей. Подчас абстрактная теория довольно сложна для понимания, поэтому для описания и для конкретизации ведущих экономических понятий и концепций приходится привлекать знания учащихся об аналогичных процессах и явлениях, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, географии, истории и других предметов.
Также межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Учитель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся).
Для эффективного использования межпредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности, необходимо, на мой взгляд, знать важнейшие точки соприкосновения экономики с другими учебными дисциплинами. В связи с этим считаю целесообразным знакомиться с программами по другим предметам, знать основное содержание курсов, с которыми осуществляется интеграция; чаще общаться с коллегами, ведущими данные предметы, а также изучать специализированную литературу (например, “Курс математики для экономистов”).
Представляю свой вариант межпредметных связей школьного курса экономики с предметами гуманитарно-эстетического, естественно-научного циклов и образовательной области “Технология”. Практика показывает, что эти связи могут быть очень разнообразными как по содержанию, так и по представленной ниже методике их использования.
Экономика и предметы гуманитарно-эстетического цикла
История
Интеграция экономики и истории используется на моих уроках чаще всего, поскольку все экономические процессы и явления происходят в определенные исторические периоды. Это прекрасная возможность показать как вертикальные, так и горизонтальные связи в изучаемом материале. Вертикальные связи позволяют проследить развитие какого-либо процесса во времени (например, “История налогообложения на Руси и в России”, “Этапы формирования валютной системы”, “Исторические формы денег” и т.п.). Горизонтальные связи – это анализ какого-либо процесса или явления в пространстве (например, “Отечественные и зарубежные совместные предприятия”, “Фондовая биржа в России и за рубежом”, “Абсолютные и сравнительные преимущества стран в международной торговле” и т.п.) Кроме того, учащиеся могут видеть все многообразие сходных экономических явлений (например, различные типы экономических систем, формы организации бизнеса и т.п.). При интеграции экономики и истории часто происходит стыковка с курсом “История экономики”, который, к сожалению, в школе не изучается. И, нельзя не отметить тот факт, что при подготовке сообщений учащиеся чаще всего выбирают темы, которые как раз и предполагают интеграцию этих двух предметов.
Обществознание (правоведение, социология, политология)
Интеграция этих предметов проявляется в следующем:
- изучение (в курсе экономики) важнейших законодательных актов, которые определяют права и обязанности экономических субъектов (налоговое законодательство, Закон о защите прав потребителей и т.п.);
- анализ политических ситуаций, имевших место в те или иные периоды в разных странах; оценка их влияния на экономическую жизнь стран (индустриализация, Великая депрессия и пр.);
- анализ основных тенденций в развитии современного общества (например, глобализация мировой экономики).
Этика и психология
Одной из целей школьного экономического образования является воспитание экономической культуры учащихся, их знакомство с цивилизованными нормами поведения и усвоение этих норм. В связи с этим считаю необходимым затрагивать на уроках экономики морально-нравственные проблемы. При изучении курса провожу урок “Этика предпринимательства”, целиком посвященный данной проблеме.
Для формирования экономического мышления, деловых качеств учащихся, оценки их собственного потенциала предлагаю ребятам различные формы работы.
- Сочинение-размышление (например, “Почему я (не) хочу быть предпринимателем”?, “Какие черты характера помогают найти работу, а какие – ее потерять?” и т.п.).
- Тестирование (“Как Вы готовы к решению экономических проблем”, “Ваша способность идти на риск” и др.).
- Деловые игры и практикумы (“Заключение трудового договора”, “Найм на работу” и пр.)
В чем заключается ценность подобных форм работы? Во-первых, они позволяют ребенку глубже познать самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Во-вторых, они дают мощный толчок для развития природных способностей, для выработки определенных моделей поведения в обществе, для самопознания и самосовершенствования. На мой взгляд, это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Языкознание
Синтез экономики и языкознания происходит практически на каждом уроке. При первоначальном знакомстве с новыми экономическими понятиями обязательно дается их этимология. В ряде случаев в ходе эвристической беседы совместно с учениками отыскиваются слова, имеющие тот же самый корень и смысловое значение. Например, при изучении первых экономических теорий учащиеся с помощью учителя выясняют значение однокоренных слов для понятий “меркантилизм” (меркантильный, коммерция, Меркурий, супермаркет, маркетинг, ярмарка) и “физиократия” (физика, физиология, физкультура).
К изучаемым темам стараюсь подбирать подходящие эпиграфы. Иногда даю такое задание ученикам (например, прошу их записать эпиграф к темам “Предпринимательский риск”, “Труд”, “Реклама”).
Еще один способ интеграции экономики и языкознания – это проведение лингвистических игр по экономической тематике. Здесь возможны самые разные варианты заданий:
- решить или составить кроссворд;
- отгадать или придумать загадку с экономическим содержанием;
- вспомнить пословицы и поговорки, в которых встречаются те или иные экономические понятия (например, “труд”, “деньги”, “богатство” и т.д.);
- составить перечень товаров, расположив их названия в алфавитном порядке;
- вставить в текст нужные пропущенные слова;
- найти ошибки в тексте и исправить их;
- исключить одно слово, которое является лишним среди остальных, и объяснить свой выбор;
- найти соответствия между понятиями и определениями;
- составить слова из заданных букв или набора слогов.
Целесообразно обращаться к страноведческим знаниям, полученным учащимися на уроках иностранного языка. Ребята знакомы с особенностями экономического развития стран Западной Европы и США и обычно принимают активное участие в беседах и лекциях при изучении таких тем, как “Потребитель в экономике”, “Производство и маркетинг”, “Труд и трудовые отношения”, “Деньги”, “Мировая экономика”.
Литература
Литература предоставляет большие возможности для использования ее на уроках экономики. Работа может вестись по самым разным направлениям.
- Учитель может найти в литературе много примеров, иллюстрирующих те или иные экономические процессы и явления. Например, при изучении темы “Совершенная и монополистическая конкуренция” предлагаю ученикам описание ценовой и неценовой конкуренции в романе А.И.Куприна “Яма”:
- На примере литературных героев можно создавать модели развития тех или иных процессов. Например, Робинзон Крузо – яркий пример для объяснения производственных возможностей общества, а герои сказки А.Н.Толстого “Приключения Буратино” – для описания различных способов сбережения денег.
- В ряде произведений можно найти очень интересные задачи с экономическим содержанием. Вот пример из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”: “…Порфирий Владимирович сидит у себя в кабинете, исписывая цифирными выкладками листы бумаги. На этот раз его занимает вопрос: сколько было бы у него денег теперь, если бы маменька подаренные ему дедушкой на зубок 100 рублей не присвоила себе, а положила в ломбард на малолетнего Порфирия? Выходит, однако, немного: всего 800 рублей”. Учитывая, что в момент расчетов Порфирию было 50 лет, предлагается вычислить, сколько платил в те времена ломбард по вкладам”.
“…Возникли два новых пароходства, и они, вместе со старинными, неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены на рейсы с 70 копеек для пассажиров III класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пассажирских обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас к даровому проезду присовокупил полбулки белого хлеба”.
- Учитель может сам подбирать или придумывать задачи с экономическим содержанием, используя опыт тех или иных литературных героев. Например, на уроке “Принципы работы банка” для раскрытия проблемы банковской эмиссии привлекаю героев романа И.Ильфа и Е.Петрова “Двенадцать стульев” – Остапа Бендера, Адама Козлевича, фирму “Рога и копыта”.
При изучении темы “Доходы населения” решаем вместе с ребятами следующую задачу. “В Тридевятом царстве проживают только 5 граждан: Иванушка-дурачок, Василиса Премудрая, Бабя-Яга, Кощей Бессмертный и Андрей-Стрелок. Доходы между ними распределяются следующим образом: Иванушка-дурачок – 50 рублей в месяц, Андрей-стрелок – 75 рублей, Баба-Яга – 125 рублей, Василиса Премудрая – 250 рублей, Кощей Бессмертный – 500 рублей. Постройте кривую Лоренца для этого царства”.
Практика показывает, что может использоваться любая литература (в зависимости от степени начитанности самого учителя и познавательного интереса учащихся). Из отечественных произведений при изучении микроэкономики лучше всего брать русскую классику XIX века, а также повести и романы советских писателей. Для иллюстрации макроэкономических проблем хорошо подходят произведения зарубежных авторов. Помимо прозы, на уроках экономики большим успехом пользуется и поэзия, но подобрать нужные стихи бывает гораздо сложнее.
Изобразительное искусство
Для конкретизации изучаемых процессов и явлений, для формирования образного мышления целесообразно использовать на уроках репродукции работ русских и западноевропейских художников (например, при изучении тем “Производство и маркетинг”, “Финансирование предпринимательства”, “Деньги и финансовые институты”).
Экономика и предметы естественно-научного цикла
География
Экономика современного общества сложна и разнообразна, и это разнообразие напрямую зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. В основе многих экономических проблем современного общества лежат географические закономерности. С другой стороны, в любом курсе географии всегда содержатся вопросы, связанные с экономикой. Особо следует отметить курс “Экономической географии”. Фактически и в курсе географии, и в курсе экономики изучаются одни и те же явления и процессы с учетом специфика каждого предмета. Осуществляется отработка таких понятий, как специализация, кооперация, структура трудовых ресурсов, занятость и безработица, ресурсы и факторы производства, типология рынков, структура хозяйства страны, структура внешней торговли, производственная и непроизводственная сферы и многих других.
В настоящее время продолжается процесс становления российской рыночной системы. При изучении тем “Что такое рынок” и “Типы экономических систем” учащиеся знакомятся с понятийным аппаратом, структурой и функционированием рынка, и это знание обязательно должно опираться на конкретные, практические примеры из курса географии; причем, желательно привлекать и местный материал. Например, для закрепления знаний о типологии рынков целесообразно предложить ребятам найти среди городских и областных предприятий примеры, иллюстрирующие все виды конкуренции. Как правило, географические закономерности хорошо проявляются на макроэкономическом уровне (например, при изучении тем “Экономический рост”, “Традиционная экономическая система”).
Биология и экология
Межпредметные связи с курсом биологии могут использоваться при изучении разделов, относящихся как к макроэкономике (например, физиологические потребности человека, работоспособность), так и к макроэкономике (равновесие в экосистеме и т.д.). Кроме того, при изучении тем “Предпринимательство” и “Производство” желательно обратить внимание учащихся на аналогичные явления, имеющие место как в растительном, так и в животном мире. Учащимся, которые увлекаются биологией, можно предложить для подготовки сообщений следующие темы: “Производство у животных”, “Разделение труда среди животных (на примере пчел или муравьев)”, “Предпринимательство среди животных”.
Экологические проблемы затрагиваются в таких темах, как “Производство”, “Роль правительства в экономике”, “Социальная экономика”, а также на повторительно-обобщающем уроке “Основные экономические законы и закономерности”. При обсуждении данной проблемы целесообразно использовать краеведческий материал.
Математика
Школьный курс экономики предполагает не только изучение экономической теории, но и решение экономических задач. Это является главной причиной широкого применения 0математики на уроках экономики. Здесь возможны различные формы работы.
Во-первых, решение задач с использованием конкретных формул (производительности труда, начисления простых и сложных процентов, платы за кредит, учетной ставки, уравнения Фишера, депозитного мультипликатора и т.п.). Задачи могут быть разноуровневыми. Иногда предлагаю ученикам самостоятельно составить и решить задачу по определенной теме.
Во-вторых, построение и анализ графиков самых разнообразных типов. Чаще всего ребята строят графики в виде полигонов (кривых) – например, кривая производственных возможностей, графики спроса и предложения, кривая Лоренца, кривая Лаффера, графики совокупного спроса и предложения и т.д. При анализе табличного материала для его большей наглядности целесообразно строить столбиковые или круговые диаграммы.
В-третьих, для выявления тенденций развития того или иного явления в курсе макроэкономики использую индексный метод. Например, предлагаю ребятам рассчитать темпы роста инфляции, ВНП на душу населения, экономического роста и т.п. Практика показывает, что с подобными заданиями лучше всего справляются учащиеся профильных классов, имеющие математическую подготовку, превышающую базовый уровень. Разновидностью этого же типа задач является вычисление банковских процентов и дисконтирование.
Информатика
Учитывая процесс информатизации и компьютеризации современного общества, межпредметные связи экономики и информатики приобретают первостепенную важность. Использование информационных технологий позволяет осуществлять преподавание экономики на качественно новом уровне. Здесь возможны следующие направления работы:
- обработка при помощи ЭВМ статистического материала, построение и анализ таблиц, диаграмм, графиков;
- решение экономических задач, выполнение тестовых заданий;
- моделирование изучаемых экономических процессов и явлений;
- использование баз данных для поиска информации справочного характера;
- проведение игр с использованием компьютерных технологий (примерами таких игр являются игры “МЭМ (моделирование экономики и менеджмента)”, “Банки в действии”)
Физика и химия
Найти прямые связи между этими предметами оказалось достаточно сложно, но, тем не менее, они тоже есть.
Во-первых, владение физическими понятиями помогает учащимся лучше усвоить сходные экономические процессы (динамика цен, рыночное равновесие, колебания (циклы или волны деловой активности и т.д.).
Во-вторых, физические явления могут выступать как модели для объяснения некоторых экономических процессов. Например, деятельность совершенных рынков труда аналогична сообщающимся сосудам: если на одном из рынков рабочих оказывается слишком много, заработная плата на нем падает ниже единого уровня, и рабочие “выталкиваются” на другие рынки. Так происходит до тех пор, пока зарплата на данном рынке не сравняется с единой зарплатой, установившейся в хозяйстве.
В-третьих, знание свойств отдельных элементов помогает лучше понять причины их использования. Например, при изучении темы “Возникновение и сущность денег” учащиеся могут вспомнить те физические и химические свойства золота и серебра, которые позволили этим драгоценным металлам стать всеобщим эквивалентом для обмена – деньгами.
Экономика и предметы образовательной области “Технология”
Обслуживающий и технический труд
Межпредметные связи выявляются при изучении таких тем, как “Что такое экономика” (потребности, производственные возможности), “Потребитель в экономике” (услуги, домашнее производство), “Производство (производительность, качество труда, техника безопасности), “Труд и трудовые отношения” (особенности трудовой деятельности), “Домашнее производство”. На мой взгляд, эти межпредметные связи носят чисто прикладной характер, так как они призваны помочь ребятам усовершенствовать процесс собственной трудовой деятельности в разных сферах жизни.
Физическая культура
У этих, казалось бы, совершенно не связанных друг с другом предметов тоже есть точки соприкосновения. Во-первых, это аналогичные процессы и явления, характерные для обеих сфер (конкуренция, результативность, энергозатратность и т. д.). Во-вторых, интерес учащихся (особенно юношей) к спорту позволяет организовать эвристические беседы, в ходе которых учащиеся сами конкретизируют изучаемую теорию примерами из мира спорта (рынки спорттоваров, торговые марки, контракты спортсменов и т.п.).
Таким образом, представленные выше межпредметные связи позволяют успешно работать над формированием экономического мышления учащихся, воспитанием их экономической культуры и выработкой навыков грамотного экономического поведения. Одновременно идет отработка навыков анализа, синтеза и сравнения сходных процессов и явлений.
Предлагаемый опыт предназначен, прежде всего, для учителей экономики. Однако с точки зрения методики использования межпредметных связей он может быть полезен и для преподавателей других дисциплин. Разумеется, материал по данной теме будет индивидуальным у каждого конкретного учителя в зависимости от его интересов, уровня профессионализма, опыта работы, творческих способностей, эрудиции и широты кругозора.
Считаю данное направление работы очень перспективным, потому что учителю предоставляются широкие возможности для создания качественно новых интегрированных курсов с отдельными предметами или предметными циклами. Кроме того, предложенный материал можно использовать при подготовке бинарных и интегрированных уроков.