Цели урока:
- Сформировать понятие о конфиксальном способе словообразования.
- Выработать у учащихся навыки разграничения приставочного, суффиксального и конфиксального способов словообразования.
- Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников; формирование умений по определению типов речи.
- Попутное повторение: правописание корней с чередованием гласных, тире в простом предложении.
Оборудование:
- Запись на доске (запись домашнего задания, выполненная одним из учеников во время перемены; предложение с пропущенными орфограммами и знаками препинания; слова для наблюдения, записанные в два столбика).
- План изучения новой темы.
- Словарное слово “КОНФИКС” на карточке.
- Карточки с текстом.
ХОД УРОКА
I. Опрос и проверка домашнего задания
– Какое задание вы выполняли дома? Что надо было сделать? (Установить словообразовательные отношения между лексемами, а также указать словообразовательные средства)
– Что надо помнить, чтобы правильно установить соотнесенность? (Одно слово можно объяснить через другое; основа производящего максимально отражается в производном)
– Что мы называем производящей основой? (Основа производящего слова, осложненная словообразовательным элементом). Производной основой? (Основа производного слова, состоящая из производящей основы и словообразовательного элемента)
– Какие словообразовательные морфемы участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)
– Какие способы словообразования нам известны? (Приставочный, суффиксальный)
– Как же надо было выполнить домашнее задание?
Анализируется запись на доске:
/мечтатель/ + суффикс ниц + (а) <–
/мечтатель/ ( ) /счастлив/ + суффикс чик ( ) <– /счастлив/ (ый) /жемчуж/ + суффикс инк (а) <– /жемчужин/ (а) |
– Каким способом словообразования образованы все эти слова? (Суффиксальным)
– В чем его суть? (Слово образуется путем добавления к производящей основе суффикса)
II. Подготовка к восприятию и изложение нового теоретического материала
Все ученики получают карточки с записанным на них текстом.
Образец карточки
Нет ничего дороже слова. Нет ничего сильнее его. Город возьмет. Врага остановит. За собой позовет. Народы из темноты выведет. Солнцем им засветит. Крылья вырастит… Всё подвластно слову, если дело это настоящее. (По Е.Пермяку)
Задания к тексту:
- Прочитайте выразительно. Можно ли назвать данную запись текстом? Почему?
- Определите тип речи. Докажите.
- Прочитайте тезис, доказательства, вывод.
- Согласны ли вы с мнением Евгения Пермяка?
- Составьте схему последнего предложения. В чем его особенность?
- Выпишите из текста слова, образованные приставочным способом словообразования. Устно объясните правописание безударной гласной в окончании глаголов.
Выполняя последнее задание, ученики выпишут следующие слова: позовет, выведет, засветит, вырастит. Обычно к этому списку добавляется слово “подвластно”, так как дети видят в нем приставку.
– Все ли названные слова образованы приставочным способом? Чтобы ответить на этот вопрос, произведем словообразовательный анализ данных слов.
Запись на доске:
приставка по + /зовет/ <– зовет приставка вы+ /ведет/ <– ведет приставка за+ /светит/ <– светит приставка вы + /растит/ <– растит приставка под+ /власт/ + суффикс н + (о) <– /власть/ ( ) |
– Какое слово по своей структуре отличается от других? (Подвластно)
– В данном случае мы встретились с особой морфемой и не приставочным, а конфиксальным способом словообразования.
Дети вслед за учителем записывают тему урока. Учитель обращается к плану изучения новой темы, говорит, чему ребята должны научиться на уроке, на какие вопросы ответить.
План работы над темой
- Что такое конфикс?
- Как конфикс появился в русском языке?
- Чем конфиксальный способ словообразования отличается от приставочного? От суффиксального?
– Чтобы ответить на первый вопрос, понаблюдаем за словами (слова записаны на доске заранее в два столбика):
преотличный |
прибрежный |
Устно:
– От чего и с помощью чего образованы слова первого столбика? (Отличный, опасный, подарок)
– Сколько морфем участвует в каждом случае в процессе словопроизводства? (Две – производящая основа и словообразовательная морфема)
– Какие морфемы использованы для образования нового слова? (Приставка, суффикс)
– Назовите способ словообразования. (Приставочный, суффиксальный)
Письменно:
– Произвести словообразовательный анализ слов второго столбика. (Запись оформляет учитель. Важно сначала выделить производящую основу в производном, не указывая при этом словообразовательное средство)
при + /бреж/ + н + (ый) <– /берег/ ( ) без + /дом/ + н + (ый) <– /дом/ ( ) под + /снеж/ + ник + ( ) <– /снег/ ( ) |
– Сколько морфем может участвовать в процессе словообразования? (Две)
– А сколько морфем может присоединяться к производящей основе при образовании нового слова? (Одна)
– Значит, и в разобранных нами словах тоже выделяется одна словообразующая морфема, которую мы будем называть конфиксом. (Эти слова учитель сопровождает графическим выделением цветными мелками конфиксальной морфемы):
при /бреж/ н (ый) <– /берег/ ( ) без /дом/ н (ый) <– /дом/ ( ) под /снеж/ ник ( ) <– /снег/ ( ) |
– В чем вы видите отличие конфикса от приставки, суффикса? (Дети отметят, что конфикс состоит из двух частей)
– Действительно, это так. Мы видим, что конфикс “разрывается на части” основой. Поэтому конфикс – прерывистая морфема. И названа она так не случайно. Латинская приставка “CON” обозначает совместность, а вторая часть слова переводится как “ПРИКРЕПЛЕННЫЙ”. (На стенде “К уроку” вывешивается карточка со словарным словом, дети записывают его в словарики).
– Сравните слова в двух столбиках и подумайте, можно ли к производящей основе прибавить только приставку? Почему? (В словах первого столбика можно, в словах второго – нельзя)
– А суффикс? (Аналогично)
– В чем же отличие конфиксального способа словообразования от приставочного и суффиксального? (При конфиксации производящая основа осложняется одновременно “с двух сторон”)
Учитель открывает запись на доске, дети переписывают предложение, объясняют орфограммы и расстановку знаков препинания:
Конфикс пр…рывистая м..рфема которая осл..жняет пр..изводящую основу одновр…менно (с) двух ст..рон.
III. Физкультминутка
– С какой морфемой мы сегодня познакомились?
– Как же возникла в русском языке такая необычная морфема?
Информация для учителя. Сегодняшние
конфиксальные образования соотносились когда-то
с сочетанием предлога и существительного,
например, при городе – пригородный. В
производном выделялась основа при город- и
суффикс -Н(ый), то есть первоначально здесь был
представлен суффиксальный способ
словообразования. |
IV. Закрепление нового материала
Выполняется упражнение 126. Фактически в нем представлен весь рассмотренный материал.
Задание: выписать слова, образованные приставочным, суффиксальным и конфиксальным способом словообразования в три столбика. Доказать правильность выполнения задания с помощью словообразовательного анализа. ( В упражнении встретится 9 орфограмм, 5 из них связаны с написанием корней с чередующимися гласными. Учитель попросит школьников привести свои примеры на каждую орфограмму, спросит, в чем отличие корней с чередованием от корней с проверяемой или непроверяемой безударной гласной)
В итоге на доске появится запись:
прикасаться расположить вытереть вырастить |
горелый росточек резчик преподаватель |
узаконить оживить бесчувственный наездник безветренный |
После выполнения упражнения подводятся итоги урока.
V. Домашнее задание
1. Письменно ответить на вопрос. В чем отличие
конфиксации от приставочного и суффиксального
способов словообразования?
2. Произвести словообразовательный анализ слов
подоконник, настенный, подлокотник. Привести по
два примера на каждую из встреченных
словообразовательных моделей.