Цель: повышение геоэкологической компетентности учащихся через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся в полевых условиях, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.
Задачи:
- помочь проектантам выразить свои мысли;
- стимулировать их поисковую деятельность;
- консультировать исследователей;
- организовать их деятельность таким образом, чтобы каждый мог проявить себя;
- научить творческому поиску лучшего варианта задачи;
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта, его самореализации и рефлексии;
- научить создавать и осуществлять краеведческий проект;
- заинтересовать учащихся в продолжении и расширении экологических акций.
Этапы:
- 1 этап – подготовительный
- II этап – исследовательский
- III этап – оценочно-рефлексивный
- IV этап – презентативный
Юные лимнологи научились:
- намечать цели и задачи;
- выбирать оптимальный путь;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- реально оценивать себя;
- верить в свои силы;
- искать пути решения поставленной задачи;
- ладить с людьми;
- владеть новым способом учебной деятельности – проектированием.
Полевые условия – это условия эффективного применения метода проектов.
“Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь”
Китайская пословица
В центре Чувашии, в 3 км от нашего профессионального училища, раскинулось озеро Кюльхири, жемчужина Вурнарского района. Самое большое по объёму пресной воды (711 800 м3) озеро Чувашии. Озеро карстового происхождения со средней глубиной – 5,1 м, а максимальная глубина – 11,7 м, площадь – 14 га. Расположено на окраине деревни.
С 1981 года оно объявлено памятником природы республиканского значения. Серьёзных нарушений режима охраны озера пока нет, в этом немалая заслуга и наших юных экологов.
Молодые исследователи училища и Калининской средней школы разработали и осуществили во внеурочное время совместный краеведческий проект “Чувашский Байкал”. История его такова.
По результатам социологического исследования выявилось, что ребята не достаточно знают о родных ООПТ, в частности об озере Кюльхири. Поставив проблемы: “Почему наш земляк, учёный, географ Николай Родионов называет его “Чувашским Байкалом?”, “Соблюдается ли режим охраны памятника природы?”, заинтриговала ребят.
И они, и я захотели сами, лично в полевых условиях исследовать озеро. Потребность есть и возможности тоже: во время летних и отчасти зимних каникул. До полевых занятий ученики получили представление о технологии создания проекта, поисково-исследовательском методе получения географической информации. Были записаны в полевые дневники правила успешности проектной деятельности:
- В команде нет лидеров. Все равны.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
- Важна ротация.
Итак, проект был запущен в мае 2001 года. На первом, подготовительном этапе, каждый из участников проекта, а нас в команде было четверо, выбрал по интересам себе роль. Один стал географом, фотографом, другой – экологом, гидрологом, а третий – геологом, геоботаником. Моя роль сводилась к управлению проектной деятельностью учащихся в качестве независимого консультанта.
Проектанты предлагали свои варианты темы проекта, задач, гипотезы. С этой целью на доске выписывались все идеи учащихся. Привлекательной оказалось для всех тема “Чувашский Байкал”.
Учащиеся определили
- цель: комплексное описание озера;
- гипотезу:
- если Байкал является мировым лидером по объёму пресной воды, то и наше озеро среди озёр Чувашии – наибольшее по объему пресной воды;
- если есть нарушение по охране озера, то помочь ему сохраниться;
- задачи:
- распространить среди населения района полученную геоэкологическую информацию об ООПТ – озере Кюльхири,
- создать и защитить собственный продукт – проект,
- действовать самостоятельно,
- выпустить буклет “Чувашский Байкал”,
- помочь озеру.
Цель руководителя была: повысить геоэкологическую компетентность учащихся через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся в полевых условиях, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.
Гипотеза. Если во внеурочное время в полевых условиях проводить исследования озера, внедряя проектную технологию, то можно:
- дать учащимся новое представление, как можно учиться;
- развивать творческий потенциал;
- обеспечивать геоэкологическую компетентность учащихся;
- повысить интерес к географии, а, следовательно, качество обучения.
Как говорят японцы: “Надо не готовую рыбу давать, а научить её ловить!” Этим я и занималась.
Итак, задачи:
- помочь ученикам выразить свои мысли;
- стимулировать их поисковую деятельность;
- консультировать проектантов;
- организовать их деятельность таким образом, чтобы каждый мог проявить себя;
- научить творческому поиску лучшего варианта задачи;
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта, его самореализации и рефлексии;
- научить создавать и осуществлять проект;
- заинтересовать учащихся в продолжении и расширении экологических акций.
На этом этапе построили модель деятельности в естественных условиях, определили источники необходимой информации, произвели планирование будущей деятельности и настроились на успех предстоящего дела.
Второй этап – исследовательский, включающий собственно проектирование – июнь, июль, август 2001, 2002, 2003 годов, январь 2002 г. Работу выполняли с использованием известных методов: наблюдений, картографического, расчетного, измерительного, анализа, метода регистрации дат феноявлений. В ходе исследования происходит:
- определение социальных ролей учащихся, они выступают в роли организаторов;
- обучение специальным практическим умениям и навыкам исследования озера, закрепление общих учебных умений.
В результате ученики сами определили основные морфометрические показатели озера, батиметрические параметры; составили план расположения озера; проводили 2 раза в неделю фитофенологические наблюдения за всеми видами растений в пределах 2-х пробных площадок; определили прозрачность и качество воды, флору и фауну озера, степень антропогенной нагрузки в водоохранной зоне; определили название горных пород, обнаруженных в охранной зоне; изучили карту рельефа дна; составили гербарий растений; подсчитали береговую древесную и кустарниковую растительность. Проект наш практико-ориентированный, а потому проводились экологические субботники, изготовили и установили аншлаги, посадили сосенки, очищали озеро от ряски.
Работали с интересом. Иногда были вынуждены прерывать действия, чтобы вновь вчитаться в нужную информацию, переработать её и действовать правильно дальше. Выяснили, наше озеро, по объёму воды – самое крупное в Чувашии! Есть отдельные нарушения в режиме охраны этого памятника природы, поэтому мы, по возможности, старались помочь озеру на деле. Включились и в просветительскую работу по охране озера. Появились новые идеи.
Именно на этом этапе учащиеся предложили разработать новые проекты “Геологическое строение урочища Ирар”, “Эколого-географическое положение Вурнарского района”, “Влияние экспозиции склонов на развитие растительности урочища Ирар”. Мне вспоминались наши студенческие полевые и производственные практики. Те умения и навыки мне пригодились и в нашем проекте.
С результатами исследования экологической ситуации в водоохранной зоне озера вышли на сельский, районный и республиканский уровень с целью оказания реальной помощи озеру со стороны властей. Писались официальные письма, надеемся, что в 2005 году помогут.
3 этап – оценочно-рефлексивный занял сентябрь 2003 – ноябрь 2003 г. Подводились итоги:
1. Запланированная работа в целом выполнена.
2. Каждый участник проекта владел полученной командой информацией.
3. Проектанты научились:
- намечать цели и задачи;
- выбирать оптимальный путь;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- реально оценивать себя;
- верить в свои силы;
- искать путь решения поставленной задачи;
- приобрели новые специальные умения и навыки;
- ладить, общаться с людьми при выполнении общего дела.
Учащиеся думали, как можно улучшить работу, что удалось, что не получилось, вклад каждого в работу. Правда, все старались. Были подготовлены рекомендации по защите озера.
Собранные материалы оформили, скомпоновали и подготовили к презентации проект. Вся команда включилась в работу к защите проекта. Оформили стенд с фотографиями, планами, схемами, выводами, рисунками, отражающий суть проекта; приложения: гербарий, коллекцию горных пород, портфолио. Стали готовиться к устной презентации. Отрабатывали доклад на 7-10 мин, готовились отвечать на вопросы.
Наши цели, думаю, достигнуты. Учащиеся продвинулись в развитии. Пережили ситуацию успеха, самореализации.
4 этап – презентативный. В училище, школе на научно-практической конференции участники проекта представили результаты и выводы, описывали приёмы, методы, при помощи которых была получена информация. Рассказывали о проблемах, возникших при выполнении проекта, продемонстрировали приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры. При этом сами они приобретают опыт представления итогов своей деятельности: краткий и свободный рассказ на 7-10 мин. На этапе презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проекта, учатся конструктивно относиться к критике, осознают собственные достижения и выявляют нерешённые вопросы.
Потом было участие в районных и республиканских научно-практических конференциях.
Наши действия по итогам работы над проектом:
– информирование с помощью СМИ
(“Зeнтеря зулe”, “Народная школа”, “Расписание
на завтра”);
– выпуск буклета “Чувашский Байкал” тиражом 100
штук;
– распространение буклета среди школьников и
учащихся ПУ;
– выступление по местному радио с информацией о
краеведческом проекте;
– отражение содержания и результатов проекта в
стенгазетах училища, школы.
Материалы проекта хранятся в училище, в школе и в краеведческом музее района. Ребята были удовлетворены своей деятельностью.
Таким образом, исследования географических объектов в полевых условиях значительно повышают интерес к нашему предмету, учащиеся овладевают новой проектной деятельностью, поэтому целесообразно проводить полевые занятия по географии весной, осенью, летом, а при изучении регионального компонента просто необходимо. Нужна система полевых занятий.
Исследовательская деятельность имеет и продолжение. Так, один из участников учится сейчас в Институте горного дела и геологии, другой в ЧГУ на эколога.
Опыт работы над краеведческим проектом показывает, что не только отдел экологии, но и училище, школа могут стать своеобразными информационными центрами по экологическим, географическим проблемам. Все участники получили оценку по географии за проект отличную.
Появились новые желающие попробовать себя в других краеведческих проектах.
Полевые условия – это условия эффективного применения метода проектов, к тому же здоровьесберегающей технологии.
В результате проектной деятельности получили нужную обществу информацию, тем лучше стали учиться. Благодаря участию в общественно нужном деле предполагается преодоление отрицательной установки к учению.