Роль эколого-нравственной позиции учителя в сохранении и укреплении здоровья учащихся

Разделы: Администрирование школы

Класс: 11

Ключевые слова: анкета здровьесбережения на уроке, здоровый стиль жизни


Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия.

(ВОЗ)

Всем хорошо известно, что из выпускников наших школ лишь 5% здоровы, 80% хронически больны, 70% имеют нервные заболевания. Налицо деградация молодого поколения. По данным ЮНЕСКО жизнеспособность России определена по пятибалльной шкале в 1, 4 балла. Ниже этого значения идет уровень деградации страны. В Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

В результате анализа научной литературы выявлено, что в настоящее время возникает необходимость в формировании нового типа мышления всех членов общества – экологического. Экологическое мышление предполагает не только глубокие экологические знания, но и определенный уровень морально-нравственного развития личности. Возникает необходимость в переориентации личности на разумное взаимодействие с окружающей средой, на осознанное понимание каждым человеком последствий поступков, действий в различных условиях и сферах деятельности.

Учитель действительно призван в процессе обучения и воспитания ребенка осознавать всю меру ответственности за сохранение и формирование здорового члена общества. Деятельность учителя должна быть пронизана нормами экологической этики, предполагающими, к примеру, отказ от действий, которые могут навредить здоровью человека. Учитель обязан знать основы экологии, способствовать развитию физически и нравственно здорового ребенка.

В нашей школе есть наработанный положительный опыт. Принята и действует программа градоэкологического образования, работает филиал МОУ дополнительного образования детей Детско-юношеский Центр “Клин Подмосковный”. Работают пилотные профилактические программы “Полезные привычки” в 1-4 классах и “Полезные навыки” в 5-7 классах . Профилактика злоупотребления психоактивных веществ несовершеннолетними, формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе комплексно представлены в проекте “Все цвета, кроме черного” . Учителя и учащиеся школы публикуются ежемесячно в “Экологическом вестнике” районной газеты. В летний период работает эколого-инструктивный лагерь “Лесовичок”, детские спортивно-оздоровительные лагеря и профильные лагеря дневного пребывания для подростков.

В планах школы на 2004-05 учебный год :

1. Участие в районном конкурсе среди образовательных учреждений “Лучшее учреждение по градоэкологическому обучению”. Это стало возможным благодаря целенаправленной деятельности по развитию экологического мировоззрения не только среди учащихся, но и их родителей.

2. Для улучшения здоровья школьников:

  • продолжить профилактическую работу среди учащихся и их родителей по комплектам “Не допустить беды”;
  • активнее внедрять профилактические программы “Все цвета, кроме черного”, “Разговор о правильном питании”;
  • организация тематического лектория среди родителей;
  • продолжить оснащение медицинского кабинета;
  • оснащать недостающим инвентарем спортивный зал;
  • осуществлять приобретение мебели для школьных кабинетов в соответствии с ГОСТ (СанПиН).

Анализ инфраструктуры и оснащенности наших школ, обеспеченность специалистами, анализ заболеваемости и ее динамики в течении учебного года, организация учебного процесса, режима учебной и внеучебной нагрузки позволяет в Клинском районе разработать базовую модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях. В каждом образовательном учреждении базовая модель может быть трансформирована в зависимости от актуальных задач условий, потребностей и возможностей данного учреждения.

Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья состоит из следующих блоков:

1. Здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения:

  • состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;
  • оснащенность кабинетов , физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
  • наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
  • наличие и оснащение школьной столовой;
  • организация качественного питания;
  • необходимый ( в расчете на количество учащихся ) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п. ).

2. Рациональной организации учебного процесса:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся;
  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении;
  • рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;
  • индивидуализация обучения, работа по индивидуальным программам в старших классах.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы:

  • полноценная и эффективная работа с учащимися всех возрастных групп здоровья;
  • организация занятий по ЛФК;
  • организация часа активных движений (динамической паузы ) между 3 и 4 уроком в начальной школе;
  • организация динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • создание условий и организация работы спортивных секций;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п. ).

4. Просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

  • включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  • проведение “Дней здоровья”, конкурсов , праздников;
  • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу “Образование и здоровье”.

5. Организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье;
  • приобретение необходимой научно-методической литературы;
  • привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек. Организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся ) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем образовательном учреждении с учетом реальных возможностей и потребностей. Выбор приоритетных направлений деятельности.

6. Профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья:

  • использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушения зрения и т.п.);
  • регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;
  • регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса ( школы ), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять меры;
  • создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами;
  • привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

Научное общество учащихся среди учителей провело исследование.

      Анкета

Уважаемый Респондент!
Школьное научное общество учащихся просит Вас ответить на вопросы анкеты.
(Просим отвечать Вас искренне, Ф.И.О. указывать не нужно)

Возраст_________

Педагогический стаж__________________

1. Рассаживая учеников, какие факторы Вы учитываете в первую очередь:

А) так, чтобы не разговаривали на уроках;
Б) состояние зрения и слуха ученика;
В) сажаю “слабого” ученика с “сильным;.
В) мальчика с девочкой.

2. Как часто Вы проветриваете классное помещение:

А) после каждого урока;
Б) в конце смены;
В) когда нечем дышать;
Г) у меня все окна заклеены;
Д) у меня окно открыто почти постоянно, пусть будет свежий воздух.

3. Освещенность кабинета у Вас:

А) строго по санитарным нормам;
Б) За освещение отвечает электрик;
В) Лишь бы видеть учеников;
Г) Чем больше света, тем лучше.

4. Шум во время урока:

А) нормальная рабочая обстановка;
Б) меня это раздражает и мешает вести урок;
В) плохо влияет на самочувствие учащихся и способствует их быстрому утомлению.

5. Влажная уборка кабинета необходима:

А) во время генеральной уборки;
Б) каждый день;
В) как элемент трудового воспитания учащихся.

6. Комнатные растения в кабинете, потому что это:

А) красиво;
Б) требование школьной администрации;
В) создает благоприятную экологическую обстановку.

7. Искусственные растения в школе:

А) дань моде;
Б) не требует ухода;
В) я не люблю искусственные растения;
Г) только живые и побольше;
Д) не нужно никаких, т.к. дети все портят.

8. Стены в кабинете должны быть:

А) желтого цвета, т.к. светлее;
Б) обои с рисунком, т.к. веселее;
В) спокойного зеленого цвета.

9. Вы курите в кабинете после занятий:

А) к утру все выветрится;
Б) не курю и другим не советую;
В) курить в школе – это преступление;
Г) кому такое может придти в голову!

10. После уборки кабинета:

А) напоминаю учащимся, что нужно помыть руки с мылом;
Б) сам(а) забываю это сделать;
В) больше грязи – лучше иммунитет.

11. Сжигание листьев и мусора после уборки территории:

А) нормально, все так делают
Б) сразу видно, что мы трудились
В) этого нельзя делать ни в коем случае.

12. Ученик должен сидеть прямо:

А) чтобы лучше видеть доску;
Б) чтобы не было нарушения осанки;
В) сейчас демократия, пусть сидят, как хотят.

13. Проведение физкультминутки – это:

А) пустая трата времени, нужно успеть изучить материал;
Б) необходимо для здоровья ученика;
В) знаю, что необходимо, но забываю проводить.

14. Накричать на учеников:

А) один из педагогических приемов воздействия на учащихся;
Б) это не допустимо;
В) иногда нервы не выдерживают.

15. При обнаружении у учащихся опасных веществ:

А) отнесусь к этому со всей ответственностью и приму адекватные меры;
Б) я в этом не разбираюсь;
В) не паниковать и не “выносить сор из избы”.

16. Использование компьютера на уроках:

А) необходимость;
Б) чем больше, тем лучше, т.к. в современном мире без компьютера никуда;
В) минимально, только в случае невозможности изучения материала и проверки знаний без компьютера.

17. Половое воспитание в школе это:

А) скрытое развращение учащихся;
Б) профилактика СПИДа и венерических заболеваний;
В) составная часть нормального воспитательного процесса.

18. Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения должно быть:

А) каждый день;
Б) по мере необходимости;
В) внеклассным мероприятием;
Г) для этого есть другие предметы.

      Методика обработки результатов

1. Знания учителей о влиянии факторов среды на организм определяли по ответам на вопросы 4, 5, 6, 7, 8, 11, 13, 18.

2. Знания учителей о факторах повышенного риска для здоровья учащихся определяли по ответам на вопросы 11, 17, 19, 20.

3. Как учитель оценивает степень влияния своего поведения на здоровье учащихся, определяли по ответам на вопросы 3, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20.

4. Сравнение уровня экологических знаний учителей по возрастным категориям проводили по ответам на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

5. Умение учителем оценивать отдаленные последствия своих действий на здоровье учащихся определяли по ответам на вопросы 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, обращая внимание на степень осознания учителем серьезности последствий. Например, при ответе на вопрос № 18 мы видим разницу в степени осознания опасности при выборе ответов Б (полное непонимание опасности для здоровья) или А (частичное понимание опасности данного фактора для здоровья).

6. Выявление мотивации поведения учителя определяли по ответам на вопросы 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 20.

      Анализ результатов , полученных при обработке анкет

1. Влияние факторов среды на организм в полной мере осознают 12% респондентов.

2. 22% учителей имеют низкий уровень знаний о факторах повышенного риска для здоровья, 65,5% имеют средний результат и только 12,5% имеют высокий уровень знаний

3. Высокий уровень осознания последствий своего поведения на здоровье учащихся имеют 15 учителей, 60 – средний уровень, 25   – низкий .

4. Учителя в возрастной категории до 45 лет имеют более высокий уровень экологических знаний.

5. 51% учителей не умеют оценивать отдалённые последствия своих действий на здоровье учащихся; 35% показали средние результаты,
14% – высокие .

6. 29% учителей в первую очередь заботится о том, как их действия повлияют на здоровье учеников, 74% учителей заботятся в одинаковой степени о своем здоровье и здоровье учащихся, 5% учителей заботятся только о своем здоровье .

7. 12% учителей ответило, что рассаживают учеников исходя из состояния их зрения и слуха.

8. 18% учителей ответило, что проветривают кабинет после каждого урока: 32% проветривают, когда нечем дышать, 35% ответило, что не проветривают, 3%, что окна почти постоянно открыты, 12% проветривают в конце смены.

9. 64% учителей ответили, что их кабинеты освещены строго по санитарным нормам, 19% учителей считают, что чем больше света, тем лучше, 16% считают, что за освещение отвечает электрик, 1% считает, что главное – видеть учеников.

10. 43% учителей ответили, что проводят физкультминутку, 57% ответили, что знают о том, что нужно проводить физкультминутку, но забывают это делать.

      ВЫВОДЫ

На основании проведенных социологических исследований методами анкетирования, опроса, наблюдения и анализа полученных результатов, мы пришли к следующим выводам:

1. Уровень экологических знаний у учителей недостаточный для людей данной профессии, особенно у учителей, старше 45 лет .
2. Значительная часть учителей не осознают своей роли в сохранении и укреплении физического и нравственного здоровья школьников.
3. Для большинства учителей не является приоритетным состояние здоровья учащихся, а для многих учителей и собственное здоровье.

Наблюдение показало, что после проведенного анкетирования многие учителя частично изменили свое поведение. Например, стали чаще проветривать кабинеты, следить за освещенностью кабинетов, некоторые учителя пересадили учеников с учетом состояния их зрения и слуха.

“Здоровый стиль жизни – выбор молодежи ХХI века”

(научно-практическая конференция)

Секция “Здоровье человека”

1. Пропаганда пивного образа жизни – угроза здоровью нации.
2. Идеал здорового человека в представлении школьников.
3. Правильное дыхание – путь к оздоровлению.
4. Алкоголизм в подростковой среде.

Секция “Человек в современном мире”

1. Образ жизни современной молодежи.
2. Психологический портрет старшеклассника.
3. Чего боятся современные подростки?
4. Отношение сельского подростка к проблемам наркомании.
5. Наркомания и преступность среди несовершеннолетних.

Секция для педагогов

1. Роль эколого-нравственной позиции учителя в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
2. Проблемы организации досуга подростков вне школы.

Акция “ И даже не пробуй” (курение, алкоголь, наркотики).