Дети, как известно, наша боль, наша
радость, забота и счастье.
И воспитать из них людей можно только вместе:
учителям, родителям и им самим.
4 класс “Б”, в котором я работаю, обычный класс без каких-то особых вундеркиндов, но он оставляет во мне не просто какой-то след. Каждый коллектив, как и этот, не был для меня простым этапом. Это для меня жизнь. Удачи и промахи, победы и ошибки, но главное – поиски путей, которые мы искали с ними вместе, путей формирования в каждом из них человека.
А все начиналось как обычно. В августе 2000 года я набирала свой очередной первый класс. Встретились мы с ними на перекличке накануне 1 сентября. Я шла на перекличку и думала: как же встретят меня мои будущие ученики и их родители? Мы познакомились. В глазах родителей я увидела тревогу за своих детей: как же воспримет их детей будущая учительница. Что она им даст, чему научит?
Первого сентября в школе проходила общешкольная линейка. Мы первый раз вышли на сцену с пышными букетами цветов, с огромным волнением читали стихи о школе, о первом классе. В этот день состоялся наш успешный дебют. В дальнейшем нам это помогло. Сам класс оказался большим, в нем 27 человек: 13 девочек и 14 мальчиков. Есть дети из многодетных семей, есть семьи, где детей воспитывает одна мама (из неполных семей).
Трудно было всех детей сплотить в один коллектив. Надо было научить, как сидеть за партой, как поднять руку, как выйти к доске. Но мои дети стали быстро осваивать в школе азы.
Итоги второго года обучения в классе за 2001-2002 учебный год.
|
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Абс. усп. |
100% |
100% |
100% |
Кач. усп. |
77% |
60% |
72% |
СОУ |
36% |
32% |
34% |
R |
|
3,16% |
3,8% |
Таблица любимых предметов
Предметы |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Чтение |
26 |
19 |
12 |
10 |
Нашему классу неоднократно доводилось принимать участие в городских семинарах, давали открытые уроки по математике, геометрии, развивающим играм.
Нам это удавалось и удается. Я могу считать себя счастливым человеком потому, что у меня в моей любимой и важной работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы, которую я сама закончила. Второй опорой для меня всегда были родители. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель. Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Поэтому и появилась идея в создании страны умений, знаний, увлечений (СУЗУ).
Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше освоить ту или иную школьную высоту, как провести праздники, как подготовить выставку или поставить сказку.
Посещение родительских собраний.
Большое влияние на формирование нравственного стержня детей оказывает участие детей в театральном движении школы и города. Театр вошел в жизнь моих тогда еще первоклассников как врывается ветер в распахнутое настежь окно. Дети окунулись в мир благородного искусства. Каждая наша театральная постановка всегда несет в себе какой-то жизненный урок, который в первую очередь благодатно оказывается на самих артистах. Впервые мы вышли на городское мероприятие, где показали сказку “В зимнем саду” и были награждены дипломом Управления образования, во втором классе театральное искусство усовершенствовалось, появилась сказка “Как Иван пошел жениться”. И вышла статья в газете “Вперед” за 5 апреля 2002 г. о нашей работе.
Здесь особенно помогают родители. Все вместе мы шьем костюмы, делаем парики, декорации.
Театром занимаемся каждую неделю. Между делом учимся и красиво говорить, и передвигаться по сцене, сочинять сказки.
Есть у нас и более спокойное занятие. Наш класс любит работать с бумагой. Бумажная пластика – один из видов творческой работы детей.
Ромашки, лилии, кувшинки, незабудки и т.д. – создаются под воздействием творчества, воображения, из конфетных коробок, украшая школьные выставки и городские.
В 2002 г. наш класс был награжден благодарственным письмом станции юных техников, наши работы поразили жюри, и благодаря нашим работам школа заняла первое место в городской выставке “Дети, творчество, смекалка!”. В моем классе много талантливых детей: Власюк Александр, Цымбалов Дмитрий, Тухватулин Денис занимаются в бальной студии “Найс”. Дети любят спорт.
На протяжении 4-х лет в нашем классе ведется классный альбом, с большим подбором фотографий о жизни класса, спорте, театре.
Много хорошего и доброго писали сами дети и их родители. А в этом году стали появляться стенные газеты о классе.
Вопросы воспитания, обучения и развития личности в детском возрасте остаются одной из главных проблем современного общества. Происходящие в обществе перемены вынуждают искать новые и переосмысливать старые, традиционные методы обучения и воспитания.
Я почувствовала на практике необходимость поворота класса от “класса – кузницы знаний” к “классу развития личности”. Само слово “кузница” обозначает процесс, происходящий в ней, – ковать, а значит подвергать разные воздействия, изменять структуру. Нередко это приводило, да и сейчас приводит к насилию над личностью. Отсюда и констатация медиков о нарастании количества школьных неврозов. Поворот к личности должен стать закономерным процессом и привести к ликвидации давления на нее.
Уровень состояния здоровья. |
3 класс |
4 класс |
Практически здоровы. Дети с ослабленным зрением и слухом. Дети с хроническими заболеваниями. Дети подверженные простудам и инфекционным заболеваниям. |
7 |
7 |
Чтобы учебно-воспитательный процесс перешел на качественно новый уровень, я в своей повседневной работе придерживаюсь следующих принципов:
- от каждого по возможностям;
- создание максимума условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся.
Такой подход дает возможность оптимально включить в процесс обучения и воспитания каждую конкретную личность, будь то воспитатель или воспитанник.
Я поставила цель: работать над целостным развитием личности ребенка с учетом его индивидуального комплекса.
Целостность воспитательного и развивающего воздействия на ребенка предполагает системность, т.е. целенаправленное взаимосвязанное взаимодействие в следующих направлениях:
- физическое развитие детского организма, сохранение и укрепление здоровья ребенка;
- развитие основных психических функций и процессов, развитие интеллектуальных сил и способностей;
- развитие умений, воспитание культуру поведения и общения, культуры досуга.
- воспитание нравственно-волевых качеств личности и формирование нравственного поведения.
Моя работа с классом имеет установку на формирование целостного взгляда детей на окружающий мир. Взаимоотношения находятся в состоянии непрерывного развития, поэтому в процессе работы она претерпевает ряд изменений, дополнений, подвергается корректировке. Я постоянно совершенствую свою деятельность, ищу новые формы, пробуждаю инициативу, бужу сомнения, но никогда не оставляю равнодушных, так как в центре внимания – ребенок, его настроение, его здоровье, его радость.
Анализ воспитанности детей.
Цель в анализе – увидеть динамику личностного роста ребенка: каким он был вчера, каков сегодня, каким будет завтра.
Уровень воспитанности.
План воспитательной работы класса
Классный руководитель: Ширикова Т.М.
Основные цели и задачи:
- создать дружный и сплоченный коллектив;
- воспитать культуры поведения;
- воспитать трудолюбие через конкретные дела.
Основные виды деятельности:
- познавательная, игровая, творческая;
- спортивная, коммуникативная (общение);
- досуг, допрофессиональная.
Основные формы деятельности:
- классные часы, экскурсия, ролевые игры;
- походы, поисковая работа;
- благотворительные мероприятия;
- дискуссии.
ПРОГРАММА ФЕДЕРАЦИИ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ “ЮНАЯ РОССИЯ”
Развиающая программа для детей младшего школьного возраста “Четыре плюс три”
Тропинка 1. “Вот мой дом родной” (патриотическое воспитание, краеведение)
- Конкурс хозяек “Дочки-матери” (8 марта).
- “Рассказы бабушкиного сундука” (семейный праздник).
- Конкурс юных архитекторов “Дом, в котором я буду жить, когда стану взрослым” (Емельянов день)
- Игротека народных игр.
- “На нашей улице праздник” (День рождения школы)
- “Целебное лукошко” (Сбор лекарственных трав)
Тропинка 2. “Хочу стать взрослым” (эстетическое, нравственное, трудовое воспитание)
- Организация изучения иностранного языка.
- Кружок компьютерных игр (на базе УПК)
- “Школа Мальвины” (этика поведения).
- Организация дежурства по этажу.
- Игра “Умелые руки не знают скуки” (праздник осени).
- “Дары огорода” – выставка-ярмарка (Покров день)
- Спортивные эстафеты (по плану).
- Конкурс “Школьная звезда” (поэтапно)
- Организация генеральных уборок.
- Городская выставка “Дети, творчество, техника”.
Тропинка 3. “Сами с усами” (самостоятельность, инициатива, спортивное воспитание, ответственное отношение к обучению).
- Открыть “Школу спасателей” (уроки ОБЖ, отряд ЮПД).
- Участие в предметных декадах. (КВН)
- “День сказки” (библиотечные уроки, театр, кружок).
- Организация тематических конкурсов рисунков (по плану).
- Конкурс “Ученик года”.
- Физминутки на уроках.
- “Веселая перемена” (организация игр на переменах).
- Коллективные походы в природу.
- Участие в школьной спартакиаде (в течение года).
Тропинка 4. “Не опоздай!” (воспитание доброты, чуткости, гармоничности).
- В зимнее время делать кормушки для птиц.
- Разведение цветов в кабинетах.
- “День птиц” (Герасим-грачевник).
- Вести изучение народного календаря (в течение года)
- “Знатоки природы” КВН по природоведению (3,4 классы).
Тропинка 5. “Приходите к нам!” (оформительская, шефская работа, преемственность).
- Работа вожатских групп.
- Проведение совместных семейных праздников.
- Игра-путешествие по станциям: “Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас”.
- “Книга и труд рядом идут” (книжная больница)
- КВН “Мы читаем” (чтение 1 классы).
Тропинка 6. “Девчонок не берем!” (мужское, джентльменское, спартанское воспитание).
- Клуб “Мужчины до 16 лет” (конкурс “Джентльмен нашей школы”).
- Изготовление скворечников.
- Подготовка к выставке технического творчества.
- Собрание отцов.
- Занятия по половому воспитанию.
- День Космонавтики “Через тернии к звездам”.
Тропинка 7. “Марья-искусница” (воспитание женственности).
- Конкурс “Капризные барышни”.
- Кружки “Своими руками” (вязание)
- “Мягкая игрушка”
- Занятия по половому воспитанию.
С – созидатели О – оптимисты Т – творцы У – умельцы Р – романтики |
В детской организации “СОТУР” появилась
Страна Умений Знаний Увлечений (СУЗУ) |
Страна умений, знаний, увлечений СУЗУ
Наш девиз: “Только вместе, только дружно, только с выдумкой и песней”.
Герб СУЗУ:
Губернии:
- Дружных
- Веселых
- Смелых
- Находчивых
- Любознательных
- Активных
- Смышленых
- Эрудитов
- Знатоков
- Любопытных
- Затейников
- Интересующихся
Губерния любознательных:
Губернатор: Цымбалов Дмитрий,
Советник: Ширикова Т.М.
Город Ромашек:
- Бердюгина Д. – мэр города,
- Антонов А. – книголюб,
- Борзенкова Е. – природовед,
- Криковцова Н. – журналист,
- Струговец А – книголюб,
- Водопьянов В. – затейник.
Город Роз:
- Митяев И. – мэр города,
- Власюк А. – журналист,
- Голосова Е. – цветовод,
- Жеков Р. – физорг,
- Кузнецов В. – хозяин класса,
- Гарипова К. – санитар.
Город Незабудок:
- Зорина Ю. – мэр города,
- Лебедев А. – почемучка,
- Лобанов А. – мастер,
- Костецкая О. – журналист,
- Костецкая Н. – журналист,
- Курлович О. – санитар.
Город Гвоздик
- Тухватулин Д. – мэр города,
- Ореховский А. – книголюб,
- Цыбульская Т. – затейник,
- Эскирханов Р. – журналист,
- Фекличева К. – эколог,
- Сарычев В. – физорг,
- Цымбалов Д. – губернатор.
Мамин совет:
- Власюк И.А.
- Водопьянова О.Н.
- Гарипов С.В.
- Струговец С.В.
- Зорина О.Н.
- Бердюгина О.Ф.
Законы СУЗУ
В стране умений, знаний, увлечений
- живут веселые и дружные ловкие и умелые ребята;
- жители СУЗУ любят учиться, трудиться, отдыхать;
- ребята из СУЗУ читают и рисуют, играют и поют, весело живут;
- сузусты не обижают малышей, помогают во всем старшим;
- сузусты бережно относятся к природе и животным.
Гимн СУЗУ:
Вместе весело шагать слова: М. Матусовского Припев: Вместе весело шагать по просторам,
Припев:
Припев:
|
Мероприятия в СУЗУ
1 А |
Музыкальные забавы Минора и Мажора |
Май |
1 Б |
Мы дружно встречаем весну |
Март |
1 В |
Новогодний карнавал |
Декабрь |
2 А |
Праздник “Знай люби природу” |
Декабрь |
2 Б |
Игровая программа “Полет в космос” |
Апрель |
2 В |
Светлый праздник Пасхи |
Апрель |
2 Г |
Потехи для смеха |
Апрель |
3 В |
Праздник 8 марта! |
Март |
3 Г |
Волшебная страна Читаллия |
Март |
3 А |
Праздник осени |
Октябрь |
3 Б |
9 Мая |
Май |
4 А |
Русские народные сказки |
Февраль |
Линейки в СУЗУ
1 А |
Во что можно поиграть с друзьями |
Февраль |
1 Б |
Праздник моего имени |
Март |
1 В |
Ребята, давайте жить дружно |
Апрель |
2А |
Слава Учителю |
Сентябрь |
2 Б |
Знатоки природы |
Май |
2 В |
Страна Грамоты |
Апрель |
2 Г |
Математика – царица наук |
Март |
3 В |
В гостях у феи Здрасти |
Декабрь |
3 Г |
Минутки вежливости |
Ноябрь |
3 А |
Вести из столовой |
Февраль |
3 Б |
|
Январь |
4 А |
Правило дорожного движения |
Октябрь |
Спортивная жизнь в СУЗУ
Сентябрь | Осенний кросс |
Октябрь | Веселые старты |
Ноябрь | Папа, мама, я – спортивная семья |
Декабрь | “Сила и грация” (гимнастика) |
Январь | Лыжные гонки |
Февраль | Защитник Родины |
Март | “Зов джунглей” |
Апрель | Малые Олимпийские игры |
Май | Весенний кросс |
Подготовка СУЗУ к выставке “Дети, творчество, фантазия”
Стенд: “Делаем сами своими руками”
1 А |
Работа с тканью |
Май |
1 Б |
Работа с нитками |
Май |
1 В |
С природным материалом |
Декабрь |
2 А |
С картоном |
Декабрь |
2 Б |
С бумагой |
Январь |
2 В |
С тканью |
Январь |
2 Г |
С проволокой |
Февраль |
3 В |
Из ненужных вещей |
Февраль |
3 Г |
Вязание |
Март |
3 А |
Техническое моделирование |
Март |
3 Б |
Мягкая игрушка |
Апрель |
4 А |
С природным материалом |
Апрель |
Соревнования городов
Участие в операциях |
Участие в выставках |
Спортивные мероприятия |
Участие в праздниках |
Уборка в кабинете |
Участие родителей в жизни класса |
Итог |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Город Васильков | |||||||||||||||||||||||||
Город Роз | |||||||||||||||||||||||||
Город Незабудок | |||||||||||||||||||||||||
Город Гвоздик |
– отлично;
– удовлетворительно;
– плохо.