Образовательная область “Информатика”
призвана стать органическим звеном в системе
воспитания, подготовить учащихся к
самостоятельной жизни, связанной с
созидательной и преобразующей деятельностью, к
профессиональному самоопределению и
последующему овладению выпускниками школы
различными профессиями.
Основной целью информационного образования
является формирование
информационно-функциональной компетентности,
которая предполагает овладение системой методов
и средств преобразования, хранения и передачи
информации с помощью современных информационных
технологий.
“Информатика” – образовательная область,
синтезирующая научные знания из математики,
физики, химии, биологии, других научных дисциплин
и показывающая их использование в работе
промышленности, энергетики, связи, сельского
хозяйства, транспорта и других направлений
человеческой деятельности.
Информационное образование, которым должны
овладеть современные школьники, – это
интегративный массив знаний, направленный на
изучение проблем, связанных с информатизацией
общества, с многообразием подходов к
усовершенствованию всего, что нас окружает:
естественной среды, искусственно созданного
мира техники.
В современных условиях существенно возрастает
роль учителя информатики как непосредственного
носителя новаторских процессов. В нашей стране
достаточным образом расширилось пространство
педагогической деятельности, усилилась
потребность в педагогах, способных к
преобразованию развивающейся социально-
культурной среды, к построению
психолого-педагогических условий развития
личности школьника возможностями
образовательной области “Информатика”.
К сожалению, цели и задачи информационного
образования учащихся, несмотря на особую
привлекательность, не нашли пока должного
применения на практике. Процесс внедрения
образовательной области “Информатика”
протекает в обстановке крайнего осложнения
педагогической деятельности в связи с
отсутствием в нашей педагогической науке
исследований целостной педагогической
подготовки учащихся как самостоятельной
проблемы; обоснованных подходов к определению
содержания информационной подготовки и
реализации его в процессе обучения и воспитания
в общеобразовательных школах.
Проблема подготовки к овладению
информационно-функциональной компетентностью
представляется особенно актуальной в связи с
изменением парадигмы информационного
образования учащихся, поиском новых подходов к
решению этой проблемы, где исходным звеном
выступает личность – творческая,
саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся.
В процессе подготовки решаются задачи, связанные
с определением того, что должен знать школьник в
соответствии с требованиями стандарта по
информатике, как эти знания он будет применять в
учебной деятельности, какими качествами
личности он должен обладать, чтобы знания и
умения давали наилучший результат.
Большинство исследователей рассматривают такую
подготовку как условие успешного и эффективного
выполнения деятельности. Результат подготовки
обозначают термином “готовность”. Она является
итогом профессионального обучения и
самообучения, воспитания самовоспитания. В
специальных исследованиях готовность
понимается как психологическое состояние и
качественная характеристика личности. В широком
смысле “готовность к определенному виду
деятельности” – это мотивированный данным
видом деятельности комплекс качеств знаний,
практических умений и навыков, состояний и
отношений, необходимых для достижений социально
значимых целей, результатов.
Понятие “готовность к выполнению какой-либо
деятельности”, несмотря на его широкую
распространенность, имеет неоднозначную
психолого-педагогическую интерпретацию.
Некоторые исследователи трактуют
психолого-педагогическую готовность как
подготовленность (М.И. Дьяченко, Н.А. Кандыбович,
В.А. Крутецкий, В.И. Соколов и др.), под которой они
понимают устойчивую характеристику личности и
деятельности, целостный комплекс, включающий в
себя мотивационные, интеллектуальные,
эмоциональные переменные, адекватные
требованиям содержания и условий деятельности.
Есть и другие подходы к определению понятия
“готовность к выполнению какой-либо
деятельности”: она определяется как условие
успешного выполнения деятельности, как
избирательная активность, настраивающая
организм, личность на будущую деятельность;
рассматривается не только как предпосылка, но и
как регулятор деятельности. В целом, в теории
педагогического образования компетентность
рассматривается как необходимое условие
готовности учащихся к профессиональной
деятельности, как необходимая составляющая
информационно-функциональной компетентности
учащихся общеобразовательных школ.
В научных трудах, словарях есть понятие
“информационная компетентность” и
“функциональная компетентность”. Но автору
нигде не удалось обнаружить определение
информационно-функциональной компетентности.
Анализируя содержание предыдущих понятий, можно
сказать, что:
- функциональная компетентность – способность человека применять имеющиеся базовые знания во всех сферах жизнедеятельности;
- информационная компетентность – способность человека применять информационные технологии для хранения, применения и передачи информации;
- информационно- функциональная компетентность – способность человека применять базовые знания во всех сферах жизнедеятельности с применением современных информационных технологий.
Таким образом, информационно-функциональную
компетентность школьника можно определять как
интегративное личностное новообразование,
имеющее сложно структурированное содержание,
представленное базовыми знаниями, умениями и
навыками в области информатики и наличием
способности человека оперировать ими, а также
применять информационные технологии для
хранения, переработки, применения и передачи
информации.
Автору хотелось бы остановиться на специфике
сельской общеобразовательной школы.
Стратегия развития сельской школы неотделима от
проблем российской общеобразовательной школы,
однако, в силу социальных и экономических
особенностей имеет ярко выраженную специфику.
Недостаточное материально- техническое и
кадровое обеспечение в сочетании со
значительным количеством малокомплектных
учебных заведений создает значительные
трудности в разработке концепции
профессионального самоопределения сельских
школьников.
Применение современных информационных
технологий в образовании создает благоприятные
условия для формирования личности учащихся и
отвечает запросам современного общества.
Несмотря на то, что компьютер прочно вошел в
жизнь и ему принадлежит будущее, в решении
вопроса компьютеризации и информатизации
сельских школ значительного перелома к лучшему
не произошло. И это связано с рядом объективных и
субъективных причин.
Что из себя представляет сельская школа? М.П.
Гурьянова дает следующее определение: “это
совокупность различных типов и видов
общеобразовательных учреждений, расположенных в
сельской местности, разнообразных по
наполняемости, территориальному расположению,
социальному окружению, национальному составу,
стремящихся удовлетворить общеобразовательную
потребность детей и выполнить специфическую
задачу общеобразовательной и трудовой
подготовки школьников”. Учебно-воспитательная
работа с сельскими школьниками проводится в
специфической, отличающейся от городской среде,
обусловленной особенностями менталитета,
производственной деятельности и быта населения,
а также задачами подготовки сознательных
тружеников сельского хозяйства.
Размышляя над состоянием и перспективами
вариативного образования на селе, В.А. Фролов
предостерегает: “ориентация школьников только
на сельскохозяйственные профессии может еще
более усугубить социально-экономическое
положение села”. Другие исследователи (Н.Е.
Астафьева, Т.А. Антюфеева, Н.К. Солопова),
рассматривая объективные факторы, оказывающие
влияние на учебно-воспитательный процесс в
сельской школе, назвали следующие:
- сельская школа в целом сегодня не ориентирована напрямую на потребности своих конкретных потребителей (учащихся, общества в целом), не дает школьникам реальных возможностей выбора объема и качества образования, его профиля в соответствии со способностями, склонностями и планами;
- уровень обученности учеников сельских школ, особенно с малочисленным контингентом и мало комплектных, значительно ниже, чем в городских, и, как следствие, уровень доступности высшего образования для этой категории абитуриентов резко снижается;
- ограничены возможности сельской школы и организации допрофессиональной подготовки школьников.
Анализируя высказывания исследователей о
проблемах сельской школы, можно сказать, что
самый главный недостаток сельской школы – это
слабое развитие информационных и функциональных
умений учащихся. В частности, это касается
навыков работы с книгой, проведения умственных
операций классификации, анализа и синтеза,
сравнения и противопоставления, нахождения
причинно-следственных связей, установления
связей с ранее изученным материалом. Отметим, что
многие ученики испытывают затруднения при
самостоятельной работе с текстом, поиске и
использовании дополнительной литературы, работе
со словарями.
В целом это приводит к тому, что во взрослую жизнь
выходит человек, не умеющий извлекать и
использовать информацию, применять свои знания в
нужных ситуациях, формулировать выводы, находить
определения, использовать термины и т.д., т.е. не
обладает функциональными умениями.
Особенности образовательного процесса в
сельских школах существенно влияют на
формирование информационно-функциональной
компетентности учащихся. Так, малое количество
учеников в классах сельских школ, как правило,
негативно влияет на развитие культуры речи и
коммуникативных навыков учащихся. С уменьшением
числа постоянно взаимодействующих учеников их
разговорная речь существенно обедняется,
расширение кругозора замедляется, сужается
сфера повседневных интересов, медленнее
накапливается жизненный опыт. Наиболее это
проявляется в задержке умения ясно и четко
выражать свои мысли, в ухудшении запоминания
содержания учебного материала.
Решить эти проблемы можно на основе создания
содержательно-деятельностной модели
формирования информационно-функциональной
компетентности учащихся с учетом специфики
сельской общеобразовательной школы. Опираясь на
анализ понятий информационной компетентности и
функциональной компетентности, как ее составной
части, нами разработана
содержательно-деятельностная модель
формирования информационно-функциональной
компетентности учащихся 5-9 классов.
Понятие “модель” в обыденной жизни чаще
ассоциируется с “макетом”, имеющим внешнее или
функциональное сходство с определенным
объектом. Макеты, модели создаются для того,
чтобы, не имея реального объекта, рассмотреть,
как он выглядит, не имея возможности
манипулировать с реальным объектом, тем не менее,
пробовать производить какие-либо действия с
объектом, имитирующим его. В результате
наблюдений модели и манипуляций с моделью можно
получить новые знания о реальном объекте. Если
это уже известные человечеству сведения, то
модель используется для обучения.
В настоящее время в педагогической науке имеются
самые различные модельные представления о
явлениях, которыми наполнено образовательное
пространство. Поэтому хотелось бы пояснить
исходные положения о моделировании, которые были
использованы нами при разработке модели
формирования информационно-функциональной
компетентности школьников.
В структуре любой педагогической системы четко
просматриваются два исходных понятия:
дидактическая задача и технология ее решения. В
структуре дидактической задачи, как и задачи в
любой сфере человеческой деятельности,
отражается цель, достижение которой обусловлено
условиями и располагаемой информацией
(содержанием для деятельности).
Опираясь на вышеизложенное, предлагается в
качестве критериев
информационно-функциональной компетентности
учащихся считать их умения:
- пользоваться компьютерной техникой на уровне пользователя;
- адекватно формулировать свою потребность в информации;
- эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, включая сеть Интернет;
- ввести индивидуальные информационно- поисковые системы;
- алгоритмических действий;
- оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы;
знания:
- глубину знаний основных понятий, определений из области информатики;
- прочность знаний по теоретическому материалу;
- самостоятельность суждений из области информатики;
навыки:
- свободное владение информационными технологиями;
- владение навыками общения;
- потребность в информационной деятельности.
Разработанная содержательно-деятельностная модель, как показали результаты опытно-экспериментальной работы, позволяет решить проблему целенаправленного построения образовательного процесса, разработать теоретические основы применения современных информационных технологий обучения, выявить роль и место их использования в общей системе подготовки учащихся, определить оптимальное сочетание составляющих информационных технологий в общей структуре обучения; систематизировать подходы к оценке достоверности результатов педагогических исследований (см. рис.1).
Рис.1.
Модель формирования
информационно-функциональной
компетентности учащихся