Модель формирования информационно-функциональной компетентности учащихся 5–9-х классов сельской общеобразовательной школы

Разделы: Информатика


Образовательная область “Информатика” призвана стать органическим звеном в системе воспитания, подготовить учащихся к самостоятельной жизни, связанной с созидательной и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению и последующему овладению выпускниками школы различными профессиями.
Основной целью информационного образования является формирование информационно-функциональной компетентности, которая предполагает овладение системой методов и средств преобразования, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.
“Информатика” – образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин и показывающая их использование в работе промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других направлений человеческой деятельности.
Информационное образование, которым должны овладеть современные школьники, – это интегративный массив знаний, направленный на изучение проблем, связанных с информатизацией общества, с многообразием подходов к усовершенствованию всего, что нас окружает: естественной среды, искусственно созданного мира техники.
В современных условиях существенно возрастает роль учителя информатики как непосредственного носителя новаторских процессов. В нашей стране достаточным образом расширилось пространство педагогической деятельности, усилилась потребность в педагогах, способных к преобразованию развивающейся социально- культурной среды, к построению психолого-педагогических условий развития личности школьника возможностями образовательной области “Информатика”.
К сожалению, цели и задачи информационного образования учащихся, несмотря на особую привлекательность, не нашли пока должного применения на практике. Процесс внедрения образовательной области “Информатика” протекает в обстановке крайнего осложнения педагогической деятельности в связи с отсутствием в нашей педагогической науке исследований целостной педагогической подготовки учащихся как самостоятельной проблемы; обоснованных подходов к определению содержания информационной подготовки и реализации его в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных школах.
Проблема подготовки к овладению информационно-функциональной компетентностью представляется особенно актуальной в связи с изменением парадигмы информационного образования учащихся, поиском новых подходов к решению этой проблемы, где исходным звеном выступает личность – творческая, саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся.
В процессе подготовки решаются задачи, связанные с определением того, что должен знать школьник в соответствии с требованиями стандарта по информатике, как эти знания он будет применять в учебной деятельности, какими качествами личности он должен обладать, чтобы знания и умения давали наилучший результат.
Большинство исследователей рассматривают такую подготовку как условие успешного и эффективного выполнения деятельности. Результат подготовки обозначают термином “готовность”. Она является итогом профессионального обучения и самообучения, воспитания самовоспитания. В специальных исследованиях готовность понимается как психологическое состояние и качественная характеристика личности. В широком смысле “готовность к определенному виду деятельности” – это мотивированный данным видом деятельности комплекс качеств знаний, практических умений и навыков, состояний и отношений, необходимых для достижений социально значимых целей, результатов.
Понятие “готовность к выполнению какой-либо деятельности”, несмотря на его широкую распространенность, имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию. Некоторые исследователи трактуют психолого-педагогическую готовность как подготовленность (М.И. Дьяченко, Н.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий, В.И. Соколов и др.), под которой они понимают устойчивую характеристику личности и деятельности, целостный комплекс, включающий в себя мотивационные, интеллектуальные, эмоциональные переменные, адекватные требованиям содержания и условий деятельности.
Есть и другие подходы к определению понятия “готовность к выполнению какой-либо деятельности”: она определяется как условие успешного выполнения деятельности, как избирательная активность, настраивающая организм, личность на будущую деятельность; рассматривается не только как предпосылка, но и как регулятор деятельности. В целом, в теории педагогического образования компетентность рассматривается как необходимое условие готовности учащихся к профессиональной деятельности, как необходимая составляющая информационно-функциональной компетентности учащихся общеобразовательных школ.
В научных трудах, словарях есть понятие “информационная компетентность” и “функциональная компетентность”. Но автору нигде не удалось обнаружить определение информационно-функциональной компетентности. Анализируя содержание предыдущих понятий, можно сказать, что:

  • функциональная компетентность – способность человека применять имеющиеся базовые знания во всех сферах жизнедеятельности;
  • информационная компетентность – способность человека применять информационные технологии для хранения, применения и передачи информации;
  • информационно- функциональная компетентность – способность человека применять базовые знания во всех сферах жизнедеятельности с применением современных информационных технологий.

Таким образом, информационно-функциональную компетентность школьника можно определять как интегративное личностное новообразование, имеющее сложно структурированное содержание, представленное базовыми знаниями, умениями и навыками в области информатики и наличием способности человека оперировать ими, а также применять информационные технологии для хранения, переработки, применения и передачи информации.
Автору хотелось бы остановиться на специфике сельской общеобразовательной школы.
Стратегия развития сельской школы неотделима от проблем российской общеобразовательной школы, однако, в силу социальных и экономических особенностей имеет ярко выраженную специфику. Недостаточное материально- техническое и кадровое обеспечение в сочетании со значительным количеством малокомплектных учебных заведений создает значительные трудности в разработке концепции профессионального самоопределения сельских школьников.
Применение современных информационных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Несмотря на то, что компьютер прочно вошел в жизнь и ему принадлежит будущее, в решении вопроса компьютеризации и информатизации сельских школ значительного перелома к лучшему не произошло. И это связано с рядом объективных и субъективных причин.
Что из себя представляет сельская школа? М.П. Гурьянова дает следующее определение: “это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить общеобразовательную потребность детей и выполнить специфическую задачу общеобразовательной и трудовой подготовки школьников”. Учебно-воспитательная работа с сельскими школьниками проводится в специфической, отличающейся от городской среде, обусловленной особенностями менталитета, производственной деятельности и быта населения, а также задачами подготовки сознательных тружеников сельского хозяйства.
Размышляя над состоянием и перспективами вариативного образования на селе, В.А. Фролов предостерегает: “ориентация школьников только на сельскохозяйственные профессии может еще более усугубить социально-экономическое положение села”. Другие исследователи (Н.Е. Астафьева, Т.А. Антюфеева, Н.К. Солопова), рассматривая объективные факторы, оказывающие влияние на учебно-воспитательный процесс в сельской школе, назвали следующие:

  • сельская школа в целом сегодня не ориентирована напрямую на потребности своих конкретных потребителей (учащихся, общества в целом), не дает школьникам реальных возможностей выбора объема и качества образования, его профиля в соответствии со способностями, склонностями и планами;
  • уровень обученности учеников сельских школ, особенно с малочисленным контингентом и мало комплектных, значительно ниже, чем в городских, и, как следствие, уровень доступности высшего образования для этой категории абитуриентов резко снижается;
  • ограничены возможности сельской школы и организации допрофессиональной подготовки школьников.

Анализируя высказывания исследователей о проблемах сельской школы, можно сказать, что самый главный недостаток сельской школы – это слабое развитие информационных и функциональных умений учащихся. В частности, это касается навыков работы с книгой, проведения умственных операций классификации, анализа и синтеза, сравнения и противопоставления, нахождения причинно-следственных связей, установления связей с ранее изученным материалом. Отметим, что многие ученики испытывают затруднения при самостоятельной работе с текстом, поиске и использовании дополнительной литературы, работе со словарями.
В целом это приводит к тому, что во взрослую жизнь выходит человек, не умеющий извлекать и использовать информацию, применять свои знания в нужных ситуациях, формулировать выводы, находить определения, использовать термины и т.д., т.е. не обладает функциональными умениями.
Особенности образовательного процесса в сельских школах существенно влияют на формирование информационно-функциональной компетентности учащихся. Так, малое количество учеников в классах сельских школ, как правило, негативно влияет на развитие культуры речи и коммуникативных навыков учащихся. С уменьшением числа постоянно взаимодействующих учеников их разговорная речь существенно обедняется, расширение кругозора замедляется, сужается сфера повседневных интересов, медленнее накапливается жизненный опыт. Наиболее это проявляется в задержке умения ясно и четко выражать свои мысли, в ухудшении запоминания содержания учебного материала.
Решить эти проблемы можно на основе создания содержательно-деятельностной модели формирования информационно-функциональной компетентности учащихся с учетом специфики сельской общеобразовательной школы. Опираясь на анализ понятий информационной компетентности и функциональной компетентности, как ее составной части, нами разработана содержательно-деятельностная модель формирования информационно-функциональной компетентности учащихся 5-9 классов.
Понятие “модель” в обыденной жизни чаще ассоциируется с “макетом”, имеющим внешнее или функциональное сходство с определенным объектом. Макеты, модели создаются для того, чтобы, не имея реального объекта, рассмотреть, как он выглядит, не имея возможности манипулировать с реальным объектом, тем не менее, пробовать производить какие-либо действия с объектом, имитирующим его. В результате наблюдений модели и манипуляций с моделью можно получить новые знания о реальном объекте. Если это уже известные человечеству сведения, то модель используется для обучения.
В настоящее время в педагогической науке имеются самые различные модельные представления о явлениях, которыми наполнено образовательное пространство. Поэтому хотелось бы пояснить исходные положения о моделировании, которые были использованы нами при разработке модели формирования информационно-функциональной компетентности школьников.
В структуре любой педагогической системы четко просматриваются два исходных понятия: дидактическая задача и технология ее решения. В структуре дидактической задачи, как и задачи в любой сфере человеческой деятельности, отражается цель, достижение которой обусловлено условиями и располагаемой информацией (содержанием для деятельности).
Опираясь на вышеизложенное, предлагается в качестве критериев информационно-функциональной компетентности учащихся считать их умения:

  • пользоваться компьютерной техникой на уровне пользователя;
  • адекватно формулировать свою потребность в информации;
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, включая сеть Интернет;
  • ввести индивидуальные информационно- поисковые системы;
  • алгоритмических действий;
  • оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы;

знания:

  • глубину знаний основных понятий, определений из области информатики;
  • прочность знаний по теоретическому материалу;
  • самостоятельность суждений из области информатики;

навыки:

  • свободное владение информационными технологиями;
  • владение навыками общения;
  • потребность в информационной деятельности.

Разработанная содержательно-деятельностная модель, как показали результаты опытно-экспериментальной работы, позволяет решить проблему целенаправленного построения образовательного процесса, разработать теоретические основы применения современных информационных технологий обучения, выявить роль и место их использования в общей системе подготовки учащихся, определить оптимальное сочетание составляющих информационных технологий в общей структуре обучения; систематизировать подходы к оценке достоверности результатов педагогических исследований (см. рис.1).

Модель формирования информационно-функциональной компетентности учащихся

Рис.1.
Модель формирования информационно-функциональной
компетентности учащихся