Технология “ИнтеллекТ” составлена в рамках научно-исследовательской работы НОУ “Школа рационального чтения” и в целом направлена на повышение эффективности учебной деятельности школьников. Она реализуется на курсах “ИнтеллекТ” и на уроках в школе через спецзадания и отдельные работы педагогов-преподавателей. Технология “Интеллект” применима на практике как для младших, так и для средних и старших школьников.
Целесообразность технологии заключается в следующем: В процессе обычного школьного обучения развитие интеллектуальных качеств происходит не целенаправленно. Системы развивающего обучения лишь в некоторой степени делают акценты на развитии способностей учащихся. Например, производится развитие навыков, повышающих эффективность предметной деятельности учащихся с учетом их личностных особенностей. Технология “ИнтеллекТ”, в свою очередь, обеспечивает проведение целенаправленной работы по развитию речевых навыков, психических качеств и функций, непосредственно влияющих на успеваемость учебы.
Цели технологии:
- Повышение эффективности изучения базовых школьных предметов.
- Повышение мотивации учащихся к изучению этих предметов.
- Снижение утомляемости ребенка во время учебного процесса.
Достижение обозначенных целей решается посредством выполнения следующих задач:
- Развитие способности запоминать устную и письменную речь с целью последующего воспроизведения и применения на практике.
- Развитие различных граней внимания, а именно: избирательности, переключаемости, устойчивости и других.
- Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий, выявление взаимосвязей, взаимодействия и взаимосоотнесенности.
- Развитие умения создавать образы, удерживать их и манипулировать ими.
- Формирование тезаурусов по предметам.
- Развитие навыков продуктивного чтения.
- Развитие навыков продуктивного усвоения прослушиваемых текстов.
- Развитие умения формулировать и высказывать мысли в устной форме.
- Формирование навыков письменного изложения мыслей по базовым предметам школьной программы.
Действия, благодаря которым решаются вышеупомянутые задачи.
Такие психические качества, как мышление, внимание, память и воображение, а также речевые навыки – чтение, говорение, слушание и письмо, хорошо тренируются и являются фундаментом для формирования способности учиться, эффективно усваивать материал школьной программы. Так как технология “ИнтеллекТ” последовательно развивает у ребенка перечисленные выше необходимые качества и навыки по каждому предмету отдельно, то именно поэтому мы и оперируем такими терминами, как предметно-психические качества, предметно-речевые навыки и предметный тезаурус. В дальнейшем учащимся предоставляется возможность применять их в нужное время, на нужном уроке и даже в новой ситуации, как при получении новых знаний по предметам, так и при использовании уже полученных знаний. Развитые качества и навыки также, в свою очередь, являются хорошей базой для реализации самостоятельной познавательной деятельности младшего школьника. Все психические процессы взаимосвязаны, и развитие каждого в отдельности вносит свой вклад в формирование способности к учебе.
Технология “ИнтеллекТ” включает в себя систему развивающих упражнений, в основе которых заложен тезаурус базовых предметов школьной программы. По форме упражнения носят игровой (соревновательный) характер, за счет чего достигается высокий эмоциональный фон и отсутствие утомляемости учащихся. Упражнение каждого типа предлагается детям многократно, что обеспечивает полноценное выполнение указанных выше задач.
Практически каждое упражнение одновременно является и развивающим, и диагностическим (определяет уровень развития внимания, мышления, памяти по данной области знаний). Оценивающая функция упражнений одновременно играет немаловажную роль в формировании самооценки школьника.
Технология “ИнтеллекТ”
предусматривает самостоятельное составление
учащимися заданий. При составлении заданий по
аналогии ребенок учится ставить проблему.
Определив свой уровень по тестам, он составляет
задачу на своем уровне, и предлагает ее для
решения другим учащимся. Это практикуется для
того, чтобы ребенок понял, насколько он смог
раскрыть проблему, и как ее решили другие
учащиеся. Готовя интеллектуальную задачу по
предмету, ребенок перебирает огромное
количество материала по тому или иному предмету,
чтобы упражнение получилось хорошим. Таким
образом, технология “ИнтеллекТ” стимулирует
развитие творческих способностей ребенка,
соответствуя четвертому этапу развития
интеллектуальных качеств по теории
П.Я. Гальперина.
Пример развивающего упражнения (показан
один из уровней упражнения).
Тема 6. “Повторение. Звонкие и глухие согласные
звуки”.
Внимание.
Уровень С.
Задание 1. Читая слова, зачеркивай неверно написанные. Посчитай количество ошибок и отметь цифрой в колонке “Кол-во ошибок”. На колонку “+” пока не обращай внимание.
Твое время - 5 мин.
Слова |
Кол-во |
“+” |
Грус этаж юг нидь замерз сапог леф огород порог чиж |
||
Творок портрет готоф груз корж парус морш танк жирав |
||
Обувь голупь арбуз ужас трут шип оврак пляж прорупь |
||
Морковь пирог любовь вокрук звук пакет много блют ус |
||
Исчес скрип повис слив ветфь друг визг продрок враг |
||
Ночлег крук берег снег лук клюв ход отряд народ клад |
||
Столб рысь дуб свясь салад кровать клесд овес брофь |
||
Гриб залес вниз хвост рошь грыз уйти с глас водопад |
||
Глаз сад чиж сугроб мост ерш мак столб дрозд парус |
||
Герп провот подъезт верблюд пакет сук обувь парохот |
Проверь себя по ответу.
Итоговый балл ____
Ответ.
Тема 6. “ Повторение. Звонкие и глухие согласные
звуки”.
Внимание.
Уровень С.
Задание 1. Вот так ты должен выполнить это задание:
Слова |
Кол-во |
“+” |
Грус этаж юг |
3 |
|
Творок портрет |
4 |
|
Обувь |
3 |
|
Морковь пирог любовь |
2 |
|
Исчес скрип повис
слив |
3 |
|
Ночлег |
1 |
|
Столб рысь дуб |
4 |
|
Гриб |
2 |
|
Глаз сад чиж сугроб мост ерш мак столб дрозд парус |
0 |
|
Герп |
4 |
За каждый правильный ответ ты получаешь плюс.
А теперь посчитай количество набранных плюсов.
количество плюсов |
10 |
9-8 |
7 или меньше |
Итоговый балл |
“5” |
“4” |
Нет оценки. Чаще выполняй упражнение такого вида. |