Влияние изобразительного искусства на общее развитие детей с ЗПР

Разделы: Начальная школа


Социальные обследования, проведенные специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны показали, что в течение последних лет, около 15 – 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения нервно – психического здоровья.
Получив в 2002 – 03 учебном году 1 класс, я поставила перед собой задачу: изучить состояние здоровья каждого ученика, включая не только телесное, но и психическое. Ведь знание состояния здоровья детей – это та стартовая площадка, от которой во многом зависит успешность обучения. В начале учебного года (во время приема документов) я познакомилась с состоянием здоровья будущих учеников, все нужные сведения нашла в “Карте индивидуального развития ребенка”. Здоровыми оказались ? часть детей, это примерно 20-25%. Смотри приложение №1.
К сожалению, в медицинских картах редко отражаются имеющиеся у детей нервно-психические нарушения, которые являются основной причиной неуспеваемости, повышенной утомляемости, раздражительности, нарушения школьной мотивации. Выявить нервно-психические нарушения мне помог медицинский осмотр в октябре месяце. Детей осматривали специалисты: 2 детских психолога и невропатолог. В нашем классе детей с нервно-психическими нарушениями было 12 человек. Очень часто мы обвиняем своих учеников в лени, невнимательности, неорганизованности, не задумываясь о том, что в основе всего этого могут лежать нарушения нервно-психической сферы, и нашим детям нужна не только помощь врача, но и правильный педагогический подход.
И передо мной встал вопрос: Как быть? Чем я могу помочь моим детям?
В руки мне попался старенький журнал “Сделай сам” №3 за 1990 год. Там я прочла такие строки:
“Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благоприятно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье”.
И я решила заняться со своими детьми художественным творчеством. Ведь не случайно в современной медицине все большее распространение получает наряду с “фитотерапией” термин “арттерапия” или “изотерапия”. Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий изобразительным искусством и художественным трудом. В этом и заключалась суть моих занятий.
Но задача этих занятий состояла не только в том, чтобы помочь детям освободиться от гнетущих мыслей, или как сейчас принято говорить “снять стрессовое состояние”, под которым подразумевается реакция на неблагоприятную жизненную обстановку, сколько еще и в том, чтоб в процессе этих занятий преодолеть или сгладить присущие детям ЗПР недостатки.
Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая – то отдельная функция, а личность в целом.
Если правильно организовать обучение изобразительной деятельностью, то у детей с ЗПР будут совершенствоваться познавательные процессы:
- дифференцируется восприятие;
- обогащаются представления;
- развивается произвольное внимание;
- развивается пространственное воображение;
- неординарное мышление;
- происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.
Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально - волевой сферы:
- воспитывает умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное;
- развивает творческую активность, учит мыслить смело и свободно;
- ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым;
- учит ориентироваться в духовных ценностях общества;
- дает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.
Происходит совершенствование развития двигательно-моторной сферы.
В начале жизни особенно важно развитие зрения и двигательной координации, а занятия изобразительным искусством не просто способствует развитию этих функций, но и связывают их между собой, помогая ребенку упорядочить свои знания об окружающем его мире.
Занимаясь изобразительной деятельностью, происходит развитие тонких движений пальцев. А пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, через которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные.
Восточными медиками установлено, что развитие тонких движений у большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, развитие указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует и развитию речи. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Смотри приложение №2.

С чего я начала.
Каждый ребенок, начиная с 1-ого класса, с упоением рисует и занимается художественным трудом, но к 4-му классу увлечение это почему – то постепенно проходит. Решила выяснить почему.
Во-первых
, с возрастом дети с ЗПР начинают более критично относиться к своим работам, а слабые умения передавать в графической форме образ того или иного предмета не позволяют им сделать это достаточно точно.
Во-вторых, у детей 10-11 лет может наблюдаться так называемая “интеллектуальная пассивность”, обусловленная тем, что у них своевременно не был сформирован интерес к учебной работе, и в частности к занятиям художественным трудом и изобразительным искусством.
В-третьих, учащиеся с ЗПР, могут быть равнодушны к выполнению задания, если оно организовано формально, а объект изображения не затрагивает их чувств, не вызывает никаких переживаний.
Несомненно, для того, чтобы у ребенка с возрастом не пропал интерес к изобразительной деятельности, его надо учить основам реалистического рисунка.
В моем классе были разные дети. Они по-разному воспринимали информацию, по-разному ее анализировали, у них была разная работоспособность, разное внимание, память и т.д.
По-разному была развита мелкая моторика рук, неодинаково сформированы графические навыки.
И я понимала, что разные дети, в конечном счете, требуют разного подхода в обучении, т.е. дифференцированного. Но это меня пугало. Ведь осуществить на практике обучение, учитывая индивидуальные особенности каждого из 16 своих учеников – это очень сложно. И у моих детей был еще один общий недостаток, не позволяющий долгое время дифференцировать их. Это почти полное отсутствие умений самостоятельной работы, а также импульсивность, проявляющаяся в поведении не только вне урока, но и на уроке. Поэтому, прежде чем я начала работать дифференцированно, сначала сформировала у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности. Это считала решающим, т.к. без этого ничего бы не получилось.
Выделила 3 группы с более или менее одинаковыми особенностями, учитывая два признака:
• особенность моторики рук;
• уровень развития умственной деятельности.
Смотри приложение №3.
Весь дифференцированный подход организованно состоял в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Работа по группам позволила проводить уровневую дифференциацию. Обучаясь в одном классе, по одной программе, учащиеся усваивали материал на разных уровнях. Каждый решал самостоятельно ограничиться уровнем или же продвигаться дальше. Группы имели карты продвижения. На уроке они получали задания чуть выше своей зоны ближайшего развития.
Цель: включить в действие все имеющиеся возможности ребенка. Но не на любое задание можно давать для самостоятельной работы. Если задание было слишком сложное, оно не вызывало у детей активности. Поэтому все задания приходилось анализировать, выделяя возможные трудности, учитывая индивидуальные и типологические особенности. Нужно было как бы “спрограммировать” обучение разных групп учащихся (и в идеале – каждого ученика), что могут ученики выполнить одни, а что требует моей помощи и участия. Речь идет о понимании зоны актуального (достигнутого развития).

Чтоб такой урок с использованием дифференцированного подхода прошел эффективно, нужно было соблюдать ряд условий:
1. Четко определить вид работы (рисование с натуры, декоративное, тематическое) и коррекционную работу строить в зависимости от вида работы.
Рисование с натуры – развитие процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования.
Урок декоративного рисования – формирование графических навыков (смотри приложение “Графические упражнения для формирования технических умений и навыков”).
Уроки тематического рисования – закрепление в графической форме зрительных образов тех или иных предметов, развитие у детей пространственной ориентировки.
2. При планировании урока надо было сочетать учебные, коррекционно-развивающиеся и воспитательные задачи.
Параллельно решать много целей на одном уроке очень сложно, но тем не менее, важно заранее определить какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) будут подвергаться в ходе урока наибольшему воздействию со стороны учителя. Кроме этого, необходимо обозначить воспитательные цели, имеющий нравственный, эмоционально – эстетический характер. Не менее важно планировать микроцели для каждой группы, которые направлены на преодоление инертности, безразличия, робости – у одних, двигательного беспокойства, импульсивности – у других, агрессивности – у третьих.
Если эти задачи не предусматривать, то кореккционно - развивающие и воспитательные функции будут резко снижаться.
3. Когда были сформированы задачи, нужно было правильно выбрать оптимальную структуру урока. Структура уроков имела 3 варианта. Смотри приложение №4.
4. Рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения.
При этом большую роль отводила предметно-практической деятельности учащихся, непосредственно предшествующей процессу рисования и связанной с изучением объекта изображения.
5. Создание наиболее благоприятных школьно-гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения.
Особое внимание надо уделять учебно-материальному обеспечению уроков. Имеется в виду оснащение их материалами и инструментами высокого качества (бумагой, простыми и цветными карандашами, фломастерами, гуашевыми и акварельными красками, круглыми и плоскими кистями и т.д.)
Если у детей были все принадлежности и притом хорошего качества, они чувствовали себя увереннее. Если принадлежности были низкого качества, дети не могли выполнить задание на должном уровне, они раздражались, теряли уверенность в своих силах. В результате коррекционно - развивающий потенциал деятельности резко снижался.
Положительное воздействие оказывает и охранительный режим. На уроке я старалась, чтоб была спокойная, деловая обстановка, четко организованный и привычный для детей порядок работы. Старалась сделать так, чтобы дети во время урока получали удовольствие от своей работы. Старалась держать (не всегда получалось) в поле зрения каждого ребенка, обращала внимание не только на то, как он рисует, а главным образом, как он относится к самому процессу рисования – весело ему или скучно, интересно или безразлично. Если требовалось – пробуждала утерянный интерес.
6. Систематический анализ эффективности работы при дифференцированном подходе.
Такой дифференцированный подход имеет большое образовательное воспитательное значения. Он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности. Работа строилась так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявляли большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников. Этот подход учит детей работать самостоятельно с полной отдачей сил.
Есть 2 интереса – интерес к познанию к какой-либо деятельности (в данном случае к изобразительной)
Мои дети любят рисовать, так как это доставляет им удовольствие. В то же время познавательное отношение в основном отсутствует, их не волнует, каким способом лучше рисовать, как разместить рисунок на листе и т.д.
Поэтому я старалась сначала сделать все возможное, чтобы сохранить у детей тягу к изобразительной деятельности, а у кого ее не было, старалась пробудить, а затем уже развивала познавательные интересы.
Для развития интереса к изобразительной деятельности выделяла несколько основных моментов:
- пробуждение в детях любопытства и, как следствие этого, - интереса к предмету.
Для этого сохраняла игровые моменты на уроках, во всяком случае 1-2 классы. Игровые и занимательные ситуации на уроках это, конечно, хорошо, но нужна была всегда строгая дозировка. Ведь нельзя, чтобы весь процесс строился на занимательности. Еще Ушинский писал: “Надо учить ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает”. Собрание сочинений. – М. 1949-т6.- с.252.
- разнообразие материалов и техник;
- создание на уроке творческой атмосферы;
- развитие умения сосредоточиться, волевых качеств, смелости и свободы выражения творческих замыслов;
- расширение общего кругозора детей (посещение выставок, экскурсий, чтение книг); знакомство ребят с творчеством отдельных художников, а учеников 4 класса – с историей искусства.
Большое значение уделяю рассматриванию репродукции известных картин. Картины рассматриваем не только на уроках ИЗО, но и на уроках ознакомления с окружающим миром, на уроках чтения, русского языка.
Например, после обобщающей беседы о весне (ознакомление с окружающим миром 1 класс) посвятила урок рассматриванию картин о весне: Н.М. Ромадин “Март”, И.И. Левитан “Март”, В.Н. Бакшеев “ Голубая весна”. В итоге обобщающей беседы о труде 2 класс рассмотрели произведения художников, отражающие труд людей А.А. Пластов “Ужин трактористов”, И.В. Шевандроновой “На приеме у врача”. Читая по чтению во 2 классе сказку “Колосок”, познакомились с картиной Шишкина “Рожь”.
Читая книги Е. Чарушина, всегда завершала занятия рассматриванием книжных иллюстраций к его произведениям.
Такие занятия формируют у детей умение понимать и ценить произведения, видеть красивое в окружающей жизни и в искусстве.
Большие возможности для развития интереса к изобразительной деятельности имеет кружковая работа, так как занятия проводятся в самых разнообразных свободных формах, нежели уроки. На занятиях кружка мы с детьми рисуем все, что видим, слышим, знаем и ощущаем. Пробовали рисовать даже запахи, самое главное, чтобы цвета были яркими, солнечными. Это легче давалось при работе с красками. Яркие, насыщенные цвета увеличивают функциональную активность правого полушария головного мозга. Поэтому мы отказались от черной краски вообще. Если требовалось получить темный цвет, смешивали синюю и коричневую краски. Или, что предпочтительней, наносили их поочередно. Тогда оба цвета были видны.
Для меня важно было и то, чтобы ребенок испытывал от занятий радость. Чтобы он мог забыть все свои неудачи и сосредоточиться совсем на другом. Задачи, которые я поставила перед ними, сначала были легкие, и только постепенно я их усложняла. Всегда помнила, что неудачи могут привести к развитию у ребенка чувства неуверенности в себе, что очень нежелательно. Поэтому старалась не оставлять каждого ребенка без внимания, хвалила их просто даже за старание.
Как только предоставлялась возможность (приезд родителей) показывала их работы членам семьи. Для ребенка такое уважительное отношение к его деятельности было очень важно.
А для того, чтобы дети не успевали соскучиться и утомиться, старалась не затягивать занятия. Начинали мы с 20 минут, к концу 1 класса удалось работать несколько дольше, не более получаса. Дальше заниматься не имело смысла – дети уставали, их внимание становилось рассеянным.
Часто устраивала “выставки” готовых произведений. Выставка – это важный момент сравнения малышам своих работ с чужими. Он видит, что у других получилось иначе. Лучше видит свои ошибки. Но никакой критики. И самое главное – не превратить выставку в соревнование. Ведь любое соревнование означает, что все-таки кто-то побежден, а мне было важно вселить в них уверенность в свои силы.
Плохо если ребенок не доводит начатое дело до конца, если бросает свою работу на полпути. Всегда старалась, чтоб начатые работы ребята заканчивали. Позволяя не доканчивать, недоделывать, мы воспитываем несчастного, неуверенного в себе человека.
Маленькие дети тянутся к сказке. Но постепенно они взрослеют, и сказка уходит. Я стараюсь сохранить тягу к сказке, как и в реальной жизни, наряду со злом живут добро, вера, надежда и справедливость. И в волшебной этой стране всегда побеждает добро. Сознание этого необходимо детям, оно помогает им жить, сознание этого уводит их от горя и грязи.
Итак, сказка. Каких только тем нет: “Доверчивая Муха-Цокотуха”, “Терем девицы – красавицы”, “Замок людоеда”, “Фантастическое животное” (например, кот), “Волшебные превращения”. Или просто иллюстрирование сказок “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Лиса и заяц” - 1 класс.
“Морозко”, “Диво дивное, чудо чудное”, “Кривая уточка”, “Ведьма и Солнцева сестра” - 2 класс.
Иллюстрировали не только русские народные сказки, но и брали марийские народные сказки.
Детям такая работа очень нравилась, им было приятно, что они могут работать как настоящие художники.

На занятиях кружка детям нравится заниматься монотипией. “Монотипия” произошло от греческого слова – один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаги ставим несколько довольно больших капель жидко разведенной краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные, причудливые узоры. Их можно назвать кляксами. Но лучше постараться увидеть в них звезды, цветы, облака, кристаллы, раковины. Мы с детьми видели и “Пришельцев с космоса”, которые нашли наш футбольный мяч и искали ему применение.

В ходе работы с детьми заметила, что дети очень любят все то, что сделали собственными руками, например, новогодние игрушки, закладки и т.д. Очень часто с детьми делаем своими руками открытки для своих близких. Нарядны и необычны открытки на ярком бархатном фоне. А выполняем их следующим образом:
- придумав и вырезав узор, укладываем его на лист, придавливаем монеткой. А затем, взяв старую зубную щетку и чуть-чуть смочив ее водой, проводим несколько раз по сухой гуашевой или акварельной краске. И после этого любым твердым предметом-карандашом или чайной ложкой – энергично трем щетку над открыткой стряхивая краску. Повторяем процедуру до тех пор, пока не получим нужный нам тон. Снимаем бумажный узор – открытка готова. Полученное изображение можно дополнить, сделав несколько завершающих штрихов акварелью, золотой или серебряной краской.
Занимаясь таким образом с детьми, старалась, чтобы занятия кружка были интересными и увлекательными, чтобы они учили каждого смело и свободно, в полной мере проявить свои способности. Старалась быть терпеливой, не проявляла излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед. Иногда эмоции и чувства брали свое, но они оказались плохими советчиками, и решение проблем под влиянием эмоций, не было эффективным.
Конечно, это далеко не все те приемы, которые пришлось мне использовать в своей работе, но все они были направлены на закономерности развития личности.
С радостью делаю для себя вывод, что дети успешно справляются с программой.
Средний балл по основным предметам во 2 классе на конец года:

Математика 3,6   Чтение 3,8
Русский язык 3,4   ИЗО 3,9

С удовольствием замечаю, что вопреки всему наши дети способны осилить программу.
Они стали более общительны, раскованы в суждениях, у них появилось стремление учиться, радуются познанию нового, не боятся трудностей. Научить всему этому сложно, но можно. Главное, чтобы занятия были интересными и увлекательными, а стиль общения мягким и доброжелательным. Не надо проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед, просто надо любить их со всеми недостатками, шалостями и капризами.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Группы здоровья

Кол-во учащихся в классе I группа здоровья II группа здоровья III группа здоровья
16 4 ученика 11 учеников 1 ученик.

При оценке состояния здоровья детей учитывала:
- уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;
- уровень функционирования основных систем организма;
- наличие или отсутствие хронических заболеваний;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, которая определяет восприимчивость к различным заболеваниям, тяжесть и длительность их протекания.

В класс в основном попали дети, имеющие различные функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшие в хронический процесс и тем не менее значительно сказывающиеся на успешность обучения. Наиболее часто у детей встретилось заболевание зубов (кариозная болезнь), заболевание верхних дыхательных путей (уха, горла, носа), плохое состояние зрения. Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Каждый третий ребенок страдал нарушением осанки 4 человека искривлением позвоночника (сколиоз).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Группы: группа А, группа Б, группа В. В группу В вошли дети так называемый "контингент риска", которым нужно было уделить особое внимание. С этими учениками важно было не запоздать, не упустить время для педагогической, а при необходимости и медицинской коррекции, не надеясь на чудо.
Для этих детей была характерна заторможенность и вялость. Движения рук у этих детей при выполнении графических упражнений были скованы, напряжены, очень замедленны. Задания учителя они выполняли неуверенно, вяло, пассивно. Художественный вкус, творческое воображение были неразвиты.
В группу Б вошли дети, которые допускали в процессе рисования много лишних, нецелесообразных движений, проявляли чрезмерную торопливость и расторможенность. Движения их рук быстрые, размашистые, иногда импульсивные. Работать медленно и точно управлять карандашом, соблюдая контуры рисунка, этим учащимся было довольно трудно. В графической деятельности у них отсутствовала достаточная ритмичность. Художественный вкус, творческое воображение развито слабо.
Группа А. Дети, которые сравнительно легко выполняли по показу и по словесной инструкции простейшие графические задания. Действия их были уверенны, целенаправленны, достаточно расчетливы и свободны. Движения карандаша точны и ритмичны. Они имели способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности.
Эти дети любили рисовать на свободные темы, проявляли богатую фантазию.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Структура уроков имела 3 варианта.

I вариант.
Урок начинался с нового материала для всех учащихся, затем выделялись карточки-задания группе А. Во время наблюдения за работой группы А даю индивидуальные советы группам В и Б. Заканчивается урок анализом работ учащихся (смотри приложение Декоративное рисование –“Снежинка” 2 класс.
II вариант.
Объявляю тему и задачи урока. Предлагаю задание для самостоятельной работы группам А, Б и провожу индивидуальную работу с группой В. Заканчиваем урок анализом работы.
III вариант.
Учащиеся группы А сразу после названия темы приступают к работе. С учащимися группы Б и В проводится индивидуальная работа с выдачей карточек-заданий. В конце урока анализ детских работ.