Разработка урока по развитию речи. Тема: «Сочинение по картине И.И. Шишкина "Зима"». 3-й класс (1–3) или 4-й класс (1–4)

Разделы: Русский язык

Класс: 3


Цель:

Развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи.

Задачи:

  • Учить писать сочинения по картине, передавать в определенной последовательности ее содержание, с использованием своих наблюдений.
  • Развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывать эстетические чувства.

1. Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.И.Шишкина “Зима”. Поэтому постарайтесь на уроке:

  • Внимательно рассмотреть картину.
  • Сравнить со своими наблюдениями за природой.
  • Составить план описания.
  • Описать картину устно, а затем письменно.

Все художники-пейзажисты с удовольствием изображали все четыре времени года, показывая разное настроение в каждом времени года, т.к. каждое время года может быть и ГРУСТНЫМ И ВЕСЕЛЫМ, РАДОСТНЫМ И ТОСКЛИВЫМ. Сейчас зима, многие художники посвятили свои картины этому времени года.
Несколько картин о зиме написал И.И. Шишкин.

Он очень любил природу, особенно лес и изображал в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево.
Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где бы не было полотен известного русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина.

Какие картины этого художника вам приходилось видеть?

2. Открываю картины “Иней”, “Не севере диком”.

Какие краски использовал художник для написания этих картин?
1) Иней–тонкий снежный слой, образующийся на охлаждающейся поверхности.
Картина “Иней” - написана голубым (голубой более радостный цвет), желтым, розоватым цветом, чтобы показать радость этого года.
2) Картина “На Севере диком” – написана холодными красками. Преобладает синий цвет, вызывает ЧУВСТВА ГРУСТИ, ТОСКИ, ПЕЧАЛИ.
А вот послушайте, как с помощью слова поэт Михаил Юрьевич Лермонтов передает эти чувства:
“... Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над далью северных лесов, исчезающих в темноте ночи; только снег на сосне сияет в лунном свете...”

3. Открываю картину “Зима”.

  • Рассмотрите внимательно картину. Что на ней изображено?
  • Правильно. Но эту картину можно описать подробнее, лучше, если внимательно ее рассмотреть.
  • Представьте себе, что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен И.И. Шишкиным на картине.
  • Какая погода нас встретит?
  • А в каком стихотворении А.С. Пушкина тоже говорится о замечательной погоде, о чудесном зимнем деньке?
  • Какие строки о зимнем дне вызывают радостное настроение?
  • Мороз и солнце! День чудесный.

Эти слова как нельзя лучше соответствует настроению нашей картины, и мы возьмем их к нашему сочинению эпиграфом.

  • Какой же зимний день изобразил И.И.Шишкин, давайте опишем его.
  • Что можно сказать о воздухе? Какой он?
  • Давайте прислушаемся, в лесу тихо. А можно в такой тишине услышать самый небольшой шум?
  • А что бы вы могли услышать?

4. Включаю грамзапись.

Послушайте, как изображает Петр Ильич Чайковский красоту зимней природы. (Слушают). Какое настроение, чувство вызвала у вас эта музыка? Итак, художник – красками, поэты – стихами, композитор – музыкой изображают красоту и величие родной русской природы.

5. Открываю первую часть плана и рабочего материала.

  • Ребята, с чего мы начали описание картины? Как озаглавили это описание?
  • А как вы думаете то, о чем мы говорили, чем является в нашем сочинении.
  • ВСТУПЛЕНИЕМ (обратите внимание, Вступление может состоять из 2–3 предложений, короткое; а может быть из 5–6 предложений, более подробное, но смысл один). Оно должно быть очень маленькой частью в сочинении.
  • А теперь, пользуясь рабочим материалом, опишите последовательно чудесный зимний день (устно).

  6. Работа с картиной (репродукция на столах).

  • Что изображено на переднем плане?
  • Какие деревья вы видите на переднем плане картины?

Но их можно описать более ярко. Вместо слова большие, употребите другие слова-синонимы: огромные, гигантские. Опишите их.

  • Что вы видите среди гигантских сосен? Опишите их.
  • Как озаглавить вторую часть?

7. Открываю вторую часть.

Опишите последовательно.

  • Итак, описывая деревья и кустарники, все ли мы сказали о картине? Что мы не описали?
  • Рассмотрите великолепный ковер снега, какой он? (Снег бывает разного цвета: и белого, и голубого, синего, желтоватого, розоватого, и даже бывает темный. Ведь мы только что видели на других картинах И.И. Шишкина).
  • Вспомните, какие строки А.С. Пушкина вспоминаются нам, когда мы смотрим на этот снег? “Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит”.
  • Как озаглавить?

8. Открываю третью часть.

  • Все ли мы сказали о картине? Все.
  • Какой частью сочинения это будет являться?
  • ОСНОВНОЙ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
а) самая большая в сочинении по объему.
б) самая главная по содержанию, она должна быть доказывающей, что, действительно на картине изображена зима.
Но вот, кажется, все описали. Пора выходить из этого леса.

  • Хочется Вам уходить из этого леса? Почему?
  • Чем же мы заполним мы свое сочинение?
  • Какой частью будет являться концовка нашего сочинения? ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ.

9. Открываю четвертую часть.

  • Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы?
  • Вспомните свои наблюдения в зимнем лесу, настроение, чувства, сравните с увиденным сейчас.

– Что общее можно назвать?
Как прекрасна наша родная русская природа!
– Какова главная мысль этой картины и нашего сочинения?
Как прекрасна наша родная русская природа!
Да, природа – это красота земли. Она еще может исцелять душу человека, если она сохранена в первозданной своей красоте.
Вот почему люди всей Земли борются за экологию всего земного шара, за сохранение природы в ее первозданности. Испорченная природа не вызовет у человека хорошего, доброго чувства и приподнятого радостного настроения.
– Какой вывод вы можете сделать из этого для себя? (Природа – красота и богатство Родины и ее надо охранять и беречь).

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ:
Хоть сама и снег и лед,
А уходит, слезы льет. (Зима).

– Вам нравится зима? Почему?
– А вы можете добавить об этом удивительном времени года стихами поэтов?

1 кадр. Сказочно прекрасен лес, одетый в зеленый наряд, но не менее прекрасен он и зимой.
2 кадр. Снег подсиненный, хрусткий, он покрыл деревья, кустарники. Под его тяжестью опустили свои ветви могучие сосны и ели.
3 кадр. Снег покрыл землю и все, что на ней было: сухие ветки, валежник, белоснежным ковром. Он блестит на солнце и переливается, как алмазная россыпь.

БЕСЕДА:
1. Какое время года изображено?
2. Вспомните картины, где изображалась осень? Сравните их (пейзажи Левитана, Остроухова).
3. Кто знает зимние загадки и пословицы?

  • Белая скатерть все поле покрыла.
  • В огне не горит и не тонет.
  • Береги нос в большой мороз.

4. А кто из вас любит зиму? Почему?
5. В какие игры вы можете играть зимой?
6. Какие стихи о зиме знаете?
7. Рассмотрите картины.

10. Раздаю отпечатанный рабочий материал.

Цель: Поставить ударение в словах и объяснить правописание безударных гласных и трудных для написания орфограмм. Итак, план и рабочий материал помогут вам правильно описать картину устно, а затем письменно.

11. Устное сочинение. 2-3 человека. Затем пишут.

12. Зачитывают свои сочинения.

ИТОГ УРОКА:
– А теперь подведем итог. Что нового вы взяли для себя на уроке? (картина И.И.Шишкина “Зима”). Теперь, если вы будете в музее, вы легко узнаете эту картину И.И. Шишкина. А какую еще?
– Какую речь мы с вами развивали сегодня на уроке? (устную и письменную).
– Какова у вас письменная речь, я скажу, когда проверю ваши сочинения. А за устные ответы я сегодня ставлю оценки.