Урок русского языка в 4-м классе в условиях безотметочного обучения

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить правилу написания сочетаний -тся, -ться;
  • научить безошибочно записывать глаголы с сочетаниями -тся, -ться, различая неопределённую форму и 3 лицо глагола;
  • развивать самоконтроль, адекватную самооценку; логическое мышление, внимание, речь;
  • формировать коммуникативность, уважение к мнению других людей.

ХОД УРОКА

I. Активизация знаний, умений и навыков.

Учитель. Начать урок мне хотелось бы с высказывания Ауэрбаха: “Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп; необходимо, однако, чтобы каждая из них питала своё пламя собственным горючим материалом”. Надеюсь, что помогу зажечься вашим “огонькам любознательности” новым знанием, новым открытием! Но прийти к открытию вы должны сами! Будьте наблюдательны и внимательны ко всем мелочам.

Проверка домашнего задания.

Учитель. На прошлом уроке мы обсудили, что необходимо сделать при выполнении домашней работы, и какова “цена” каждого задания. Итак, назовите 1 задания. Его “цена”?

Дети. Необходимо было выписать предложения с глаголами, имеющими возвратное значение и подчеркнуть эти глаголы. “Цена” – 6 баллов.

Учитель. Каково 2 задание и его “цена”?

Дети. Выполнить морфемный разбор глаголов: трескается, разливается “Цена” – 2 балла.

Учитель. Итак, максимальное количество баллов – 8. Выполнив взаимопроверку, поставьте ручкой с зелёной пастой – то количество баллов, которое заработал ваш товарищ по парте. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, если необходимо обсудите оценку. Поднимите руки те ребята, кто доволен своей оценкой? Прошу ребят, не получивших максимальное количество баллов, определить в чём причина ошибок. Вспомните изречение Сократа: “Внимательное отношение к несовершенству – это путь к совершенству”. Итак, в чём проблема?

Дети называют ошибки, стараясь определить их причины.

Учитель. Причины вы определили, сможете сами справиться? Если нет, то мы рассмотрим эту проблему на дополнительном уроке русского языка.

II. Интеллектуальная разминка.

Учитель. Найдите “лишнее” слово, докажите свой выбор и это слово мы уберём. Итак, слова: университет, подготовишься, стелить, извинюсь, заклеить, звонят, поучимся. Для определения “лишнего” слова прошу рассмотреть грамматические признаки данных слов.

Дети.

  • “Лишнее” слово – университет. Это существительное, а остальные слова – глаголы (данное слово убирается, и дети выбирают “лишнее” слово среди оставшихся слов).
  • “Лишнее” слово – стелить. Это глагол 1-го спряжения, а остальные 2-го спряжения.
  • “Лишнее” слово – заклеить. Это глагол неопределённой формы, а все остальные – личные глаголы.
  • “Лишнее” слово – звонят. Это глагол настоящего времени, несовершенного вида, а остальные глаголы будущего простого времени, совершенного вида.
  • “Лишнее” слово – подготовишься. Это глагол 2-го лица, а остальные 1-го лица.

Учитель. У нас остались 2 глагола: извинюсь, поучимся. Чем они похожи?

Дети. Это глаголы с возвратным значением, будущего простого времени, 2-го спряжения, 2-го лица, с одинаковым морфемным составом.

III. Знакомство с новой темой.

Учитель. Да, глаголы с возвратным значением будут сегодня объектом наших наблюдений. Но какой именно будет наша тема – вы попробуете определить сами, глядя на данное задание

На доске запись:

Спишите, заменив звуки буквами:

Учитель. Попробуйте сформировать тему сегодняшнего урока.

Дети. Правописание сочетаний -тся, -ться в глаголах с возвратным значением.

Учитель. Чему мы должны научиться на уроке?

Дети. Мы должны научиться без ошибок записывать сочетания -тся, -ться.

Учитель. Что нам необходимо знать, чтобы правильно записывать сочетания -тся, -ться?

Дети. Мы должны знать, когда пишется -тся, -ться.

На магнитной доске появляются карточки:

Учитель. Отчего зависит написание данных сочетаний? Ваши гипотезы?

Дети высказываются, на доске записывается имя ребёнка и его гипотеза.

Учитель. Итак, у нас несколько гипотез. Подтвердить или опровергнуть ваши предположения нам поможет упражнение 299 на странице 121.

Дети анализируют глаголы с возвратным значением, определяя, когда пишется -тся, а когда -ться.

Учитель. Итак, каковы результаты ваших наблюдений?

Дети. Гипотеза, выдвинутая Светой, была верной. Действительно, глаголы, отвечающие на вопрос что (с)делать? пишутся с сочетанием -ться, а глаголы, отвечающие на вопрос что (с)делает? – с сочетанием -тся. Был прав и Никита, предположив, что глаголы 3-го лица пишутся с сочетанием -тся, а глаголы неопределённой формы с -ться.

На магнитной доске появляются карточки с детскими выводами:

Глагол неопределённой формы
Что (с)делать?
-ТЬСЯ
Глагол 3-го лица
Что (с)делает?
-ТСЯ

?

Учитель. Давайте, наши выводы сравним с выводами учебника. Прочитайте, пожалуйста, правило на странице 122.

Дети читают.

Учитель. Вы сделали правильные выводы! Открытие состоялось! Спасибо тем, кто предложил верные гипотезы.

На магнитной доске карточка со знаком вопроса заменяется карточкой с восклицательным знаком.

Учитель. Ребята, давайте вернёмся к первому заданию, написанному на доске и смело выполним его, доказывая выбор сочетаний -тся, -ться

Дети выполняют задание, доказывая выбор букв.

IV. Первичное закрепление изученного материала (работа в парах).

Учитель. Перед вами одна карточка, т.к. вы будите работать в парах.

Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами:

Максимальное количество баллов:_____
Самооценка: _____б.
Оценка: _____б.

Учитель. Прочитайте задание и определите его “цену”. Отметьте на карточке максимальное количество баллов, которое вы можете заработать.

Дети. Максимальное количество баллов – 8, т.к. в карточке 8 словосочетаний.

Дети выполняют задание в парах, доказывая, друг другу выбор букв. Затем следует проверка задания - дети выполняют его на доске с комментированием. Но при выполнении последней орфографической задачи дети предъявляют два варианта решения: вернутся из дальней поездки, вернуться из дальней поездки.

Учитель. У нас два варианта решения, но верные ли они? Придумайте два предложения, в которых данное словосочетание будет писаться по-разному.

Дети. Я хочу вернуться из дальней поездки. Родители вернутся из дальней поездки.

Учитель. Вы правы – здесь возможны два варианта решения. Оцените работу своей пары, прибавив ещё 1 балл, если вы нашли 2 способа решения последней орфографической задачи.

V. Физкульминутка.

Игра на внимание “Карлики и великаны”. Сначала игра идёт по существующим правилам, затем правила изменяются.

Учитель. Если слышите глагол с сочетанием -тся, то нужно показать “карликов”, если глагол с сочетанием -ться – “великанов”.

VI. Самостоятельная работа.

Учитель. Теперь предлагаю попробовать свои силы в самостоятельной работе. Прочитайте отрывок из произведения И Тургенева (упражнение 312, страница 126). К данному тексту необходимо выполнить следующее задание: выписать глаголы с пропущенными буквами, вставить сочетание -тся или -ться и доказав выбор букв. Давайте, определим “цену” задания и каждый поставит себе предварительную оценку.

Дети определяют “цену” в зависимости от количества глаголов, которые нужно выписать, выполняют прогностическую самооценку и приступают к выполнению задания. Учитель: Давайте проверим правильность выполнения задания с помощью взаимопроверки. Если вы будете не согласны с выбором букв, попросите своего товарища по парте повторить алгоритм проверки написания данных сочетаний. Дети меняются тетрадями друг с другом и проверяют выполнение задания. Определяют результат работы своего товарища и меняются тетрадями.

Учитель. Кто доволен своей оценкой? Ребята, не получившие максимальное количество баллов, в чём причина ваших ошибок?

Дети. При выполнении задания не использовали весь алгоритм проверки написания глаголов с сочетаниями -тся, -ться.

VII. Рассмотрение домашнего задания и подведение итогов.

Учитель. Сегодняшний урок заканчивается, давайте рассмотрим домашнее задание. Вам предоставляется задание на выбор: 1) упражнение 309 на странице 125. Каково задание? Определите его “цену”.

Дети читают задание к упражнению и определяют его “цену”.

2) задание повышенной трудности:

Спишите, заменяя звуки буквами:

Максимальное количество баллов: _____
Самооценка: _____б.
Оценка учителя: _____б.

Учитель. В данном задании есть глаголы с двумя способами написания -тся, -ться. Чтобы доказать выбор того или иного сочетания, надо придумать с такими глаголами два предложения, в которых данные глаголы будут писаться по-разному. Давайте, определим “цену” этого задания.

Дети. За это задание, возможно, получить 15 баллов, т. к. 4 глагола имеют по два варианта написания.

Учитель. Итак, что мы узнали нового на сегодняшнем уроке?

Дети. Мы узнали, когда у глаголов возвратного значения пишется сочетание -тся, а когда сочетание -ться.

Учитель. Что мы учились делать?

Дети. Мы учились правильно писать глаголы с сочетаниями -тся и -ться.

Учитель. Назовите удобный для вас способ определения написания -тся, -ться.

Дети. Мне удобно определить написание, задав вопрос: что делать? или что делает?

– А мне удобнее определить, в какой форме находиться данный глагол: в форме 3-го лица или в инфинитиве.

Учитель. Начертите на полях “Линейку наших достижений”. Отметьте на ней крестиком ответ на вопрос: “Смог ли я сегодня безошибочно писать глаголы с сочетаниями -тся и -ться, доказывая выбор букв”. За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят? Над чем нам надо поработать на следующих уроках?

Дети указывают на необходимость тренировки в написании глаголов с сочетаниями -тся, -ться.

Учитель. Спасибо за урок! Желаю вам учиться так, словно ваших знаний вам не хватает, и так, словно вы вечно страшитесь растерять их (древнее китайское изречение).