ЦЕЛИ:
- Познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.
- Раскрыть нравственный смысл произведения: Любить природу – значит любить Родину. Охранять природу – значит охранять Родину.
- Учить выразительному чтению.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет поэта .
ДОСКА:
- Н.Некрасов. “Дед Мазай и зайцы”.
- Портрет поэта.
- Николай Алексеевич Некрасов (1821–1887г.г.)
- Любить природу – значит любить Родину.
- Охранять природу – значит охранять Родину.
ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа
– Сегодня мы возвращаемся к поэзии Николая Алексеевича Некрасова. На доске портрет поэта. По словам Добролюбова, “любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила”. В этом году отмечается юбилей Н.Некрасова – 180 лет со дня рождения поэта.
– Посмотрите на его портрет.
– Каким вы его себе представляете? (Серьезным.)
– А вот и нет! Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он родился в богатой дворянской семье, но очень любил играть с детьми крестьян, купался с ними в речке, собирал в лесу малину, чернику, а зимой катался на санках. Жизнь поэта складывалась непросто. Поэтому и стихи у Некрасова разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине.
– Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением, которое называется “Дедушка Мазай и зайцы”. Предыстория этого стихотворения такая.
– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и , пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал “Дедушка Мазай и зайцы”.
II. Словарная работа
– Так как стихотворение написано очень давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.
– Посмотрите в сносках объяснения некоторых слов. (Гинуть, аршин, сажень, гуторить, зипун.)
– А вот и еще несколько слов, которые могут быть для вас непонятны:
ДОСКА:
- Силки(силок) – петли для ловли птиц и мелких животных.
- Багры (багор) – шесты с металлическим крючком.
- Тягота – тяжесть, груз.
- Потеха – забава, веселье.
- Лопочут – говорят быстро, много, неясно.
- “Лопочут ушами” (в стихотворении) – шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство.
- Ухнул (от слова “ух!”) – издал резкий, громкий звук.
III. Первичное восприятие стихотворения
1. Чтение учителем.
– Вот сейчас мы можем познакомиться со стихотворением.
(После прослушивания.)
– Какими мыслями вам хотелось бы поделиться?
– Что особенно тронуло вас в этом стихотворении?
2. Обобщение.
– Дед Мазай осуждает односельчан за жестокое истребление дичи, за варварство, потому что он сам был добрый человек.
IV. Чтение стихотворения учениками по картинам
– Хотелось бы вам перечитать это стихотворение?
– Давайте перечитаем его вместе.
1. Чтение первой картины.
– В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? (“Где у них совесть?”)
– А что такое совесть? (Словарная работа.)
2. Чтение второй картины.
(Показать островок, на котором собрались зайцы.)
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев.
– Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова?
– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором.)
3. Чтение третьей картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Что значит горемыка? (Несчастный.)
– Почему Мазай так назвал зайца? (Жалость к зайцу.)
4. Чтение четвертой картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Хотел ли Мазай посмеяться над зайчихой? Почему он так ее назвал? (Разговорное – дура.)
(Ласковое отношение Мазая.)
5. Чтение пятой картины.
– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.)
6. Чтение шестой картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней? (Потешаются, смеются.)
– Как нужно прочитать слова односельчан? (С насмешкой.)
– Обиделся ли Мазай на эти замечания?
– Как нужно прочитать слова Мазая? Прочитайте.
Выразительное чтение после разбора.
7. Чтение седьмой картины.
– Подчеркните слова Мазая, которыми он называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Почему автор использует другое построение стихотворения? (Темп чтения быстрый, живой, показывает беспокойство зайцев, которые увидели берег.)
8. Чтение восьмой картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Как сам Мазай говорит, почему он не бьет зайцев ни зимой, ни летом?
– А как вы думаете? (Мазаю жалко зайцев.)
9. Язык Н.Некрасова.
– Перечитайте слова, которыми он называет зайцев.
V. Заключительная беседа по прочитанному
– Каким вы увидели деда Мазая?
– Перечитайте места, где раскрывается его характер.
– Чем это стихотворение Н.Некрасова напоминает другие его стихи?
VI. Домашнее задание (дифференцированное)
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Выучить наиболее понравившиеся отрывки к картинам.
3. Найти и подготовить чтение других стихотворений Н.Некрасова.