Урок чтения во 2-м классе по теме: «Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"»

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.
  • Раскрыть нравственный смысл произведения: Любить природу – значит любить Родину. Охранять природу – значит охранять Родину.
  • Учить выразительному чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет поэта .

ДОСКА:

  • Н.Некрасов. “Дед Мазай и зайцы”.
  • Портрет поэта.
  • Николай Алексеевич Некрасов (1821–1887г.г.)
  • Любить природу – значит любить Родину.
  • Охранять природу – значит охранять Родину.

ХОД УРОКА

I. Вступительная беседа

– Сегодня мы возвращаемся к поэзии Николая Алексеевича Некрасова. На доске портрет поэта. По словам Добролюбова, “любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила”. В этом году отмечается юбилей Н.Некрасова – 180 лет со дня рождения поэта.

– Посмотрите на его портрет.

– Каким вы его себе представляете? (Серьезным.)

– А вот и нет! Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он родился в богатой дворянской семье, но очень любил играть с детьми крестьян, купался с ними в речке, собирал в лесу малину, чернику, а зимой катался на санках. Жизнь поэта складывалась непросто. Поэтому и стихи у Некрасова разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине.

– Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением, которое называется “Дедушка Мазай и зайцы”. Предыстория этого стихотворения такая.

– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и , пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал “Дедушка Мазай и зайцы”.

II. Словарная работа

– Так как стихотворение написано очень давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.

– Посмотрите в сносках объяснения некоторых слов. (Гинуть, аршин, сажень, гуторить, зипун.)

– А вот и еще несколько слов, которые могут быть для вас непонятны:

ДОСКА:

  • Силки(силок) – петли для ловли птиц и мелких животных.
  • Багры (багор) – шесты с металлическим крючком.
  • Тягота – тяжесть, груз.
  • Потеха – забава, веселье.
  • Лопочут – говорят быстро, много, неясно.
  • “Лопочут ушами” (в стихотворении) – шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство.
  • Ухнул (от слова “ух!”) – издал резкий, громкий звук.

III. Первичное восприятие стихотворения

1. Чтение учителем.

– Вот сейчас мы можем познакомиться со стихотворением.

(После прослушивания.)

– Какими мыслями вам хотелось бы поделиться?

– Что особенно тронуло вас в этом стихотворении?

2. Обобщение.

– Дед Мазай осуждает односельчан за жестокое истребление дичи, за варварство, потому что он сам был добрый человек.

IV. Чтение стихотворения учениками по картинам

– Хотелось бы вам перечитать это стихотворение?

– Давайте перечитаем его вместе.

1. Чтение первой картины.

– В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? (“Где у них совесть?”)

– А что такое совесть? (Словарная работа.)

2. Чтение второй картины.

(Показать островок, на котором собрались зайцы.)

– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев.

– Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова?

– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором.)

3. Чтение третьей картины.

– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

– Что значит горемыка? (Несчастный.)

– Почему Мазай так назвал зайца? (Жалость к зайцу.)

4. Чтение четвертой картины.

– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

– Хотел ли Мазай посмеяться над зайчихой? Почему он так ее назвал? (Разговорное – дура.)

(Ласковое отношение Мазая.)

5. Чтение пятой картины.

– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.)

6. Чтение шестой картины.

– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

– Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней? (Потешаются, смеются.)

– Как нужно прочитать слова односельчан? (С насмешкой.)

– Обиделся ли Мазай на эти замечания?

– Как нужно прочитать слова Мазая? Прочитайте.

Выразительное чтение после разбора.

7. Чтение седьмой картины.

– Подчеркните слова Мазая, которыми он называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

– Почему автор использует другое построение стихотворения? (Темп чтения быстрый, живой, показывает беспокойство зайцев, которые увидели берег.)

8. Чтение восьмой картины.

– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

– Как сам Мазай говорит, почему он не бьет зайцев ни зимой, ни летом?

– А как вы думаете? (Мазаю жалко зайцев.)

9. Язык Н.Некрасова.

– Перечитайте слова, которыми он называет зайцев.

V. Заключительная беседа по прочитанному

– Каким вы увидели деда Мазая?

– Перечитайте места, где раскрывается его характер.

– Чем это стихотворение Н.Некрасова напоминает другие его стихи?

VI. Домашнее задание (дифференцированное)

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Выучить наиболее понравившиеся отрывки к картинам.

3. Найти и подготовить чтение других стихотворений Н.Некрасова.