Занятия по логопедии с группами по постановке звуков и по исправлению нарушений чтения и письма

Разделы: Начальная школа


Тема: Дифференциация букв и звуков Ц – Ч

Цели:

  • уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков (ц-ч);
  • выделение звуков и букв из слов и предложений устно и на письме;
  • формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
  • развитие лексико-граммотических навыков;
  • тренировка логического мышления, зрительной памяти, внимания;
  • развитие тактильных ощущений, сукцессивных функций;
  • развитие мелкой моторики рук.

Оборудование:

  • предметные картинки;
  • прописные буквы Ц-Ч;
  • веерки согласных;
  • игры;
  • мягкие и деревянные буквы;
  • зеркала;
  • карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Организационный момент: Загадки с картинками

К столу он так нас приглашает:
Бурлит, клокочет, зазывает (чайник)

Стукнешь о стенку, а я отскачу.
Бросишь на землю, а я подскочу (мяч)

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (курица)

Угадайте, что за птица –
Не орёл и не синица.
По болотам всё крадётся,
Длинноногою зовётся (цапля)

Угадайте, что за птичка,
Эта птичка – невеличка –
Жёлтый маленький пушок,
В инкубаторе живёт (цыплёнок)

Из неё нам пить приятно
Чай и кофе ароматный (чайная чашка)

2. Основная тема

Выделение звуков (Ц-Ч) в отгадках с зеркалами.

– Дайте характеристику звукам [Ц] [Ч]. (Дети перед зеркалом дают характеристику.)

– А буквы при письме пишуться одинаково или нет? (Ещё раз показ букв.)

Работа с веерками согласных (различение букв Ц-Ч).

– В названных мной словах, выделить звуки (ц-ч) и показать соответствующую букву на веерках: чай, очки, кольцо, курица, бочки, заяц, почтальон, мяч, цапля, часы, отличница, цветочки.

“Закончи слово”.

– Закончите логически правильно начатые слова, добавляя слоги –ЧОК и ЧКА:

Маль–                лёт–              одуван–              кисто–

Бабо–                 каба–              удо–                  СА–

тумбо–              дево–              зна –                  спи-

Игра “Почтальон Печкин”(плакат с предметами на звуки [ц-ч].

– Почтальон Печкин получил много посылок и не может разобраться, кому эти посылки. Поможем? (Дети показывают у доски.)

Игра “орлица и цыплята”(индивидуально на карточках).

– Найти картинки со звуком (ц) и спрятать цыплят этой картинкой.

3. Физминутка (выборочные кинезиологические упражнения)

Кольцо (двумя руками)

Цепочка (двумя руками)

– В названиях этих упражнений вы слышите звуки (ц и ч)?

– Какими они стоят по счёту?

“Буква спряталась”(мягкие и деревянные буквы)

– С закрытыми глазами ощупать и назвать букву. Если найдёте Ц и Ч – придумать слова.

4. Письменная работа

Работа у доски.

– Напишите правильно слова, которые побывали в “Зазеркалье”

йач – …                  акчод – …

ачут – …                 оцйя – …

ялпац – …              акшач – …

Работа с карточками.

– В данных словах зачеркните букву Ц зеленым карандашом, а Ч – синим.

Лисица, туча, дача, цапля, печать, тачка, сестрица, супница, птица, учительница.

Работа в тетрадях.

– Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы Ц иЧ.

Воин в коль...уге с ме...ом входит в замок.

У...ительни...а у...ит у...еников.

...апля и ...ерепаха живут на болоте.

5. Итог. Поощрительные карточки с надписью “Молодцы, ученики!”

– Какие буквы нашей темы встретились в этих словах?


Тема: Автоматизация звуков { р } { рь } в словах, словосочетаниях, предложениях.

Цели:

  • закрепить звук р, р’ в словах, словосочетаниях, предложениях;
  • тренировать использование обобщающих слов;
  • совершенствовать умения образовывать качественные прилагательные;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • воспитывать навык самоконтроля.

Оборудование:

  • герои мультфильма “Простоквашино”;
  • профили [ р ] [ р’ ];
  • телефон;
  • зеркала;
  • картинки с магазинами (хозяйственный, мебельный, продуктовый, магазин одежды);
  • плакат с изображением деревни;
  • изографы;
  • ребусы.
  • Ход занятия

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам должны прийти гости. Они хотят посмотреть, чему же вы научились, как вы умеете произносить звук [ р ] [ р’ ]. Но где же они?

2. Работа с зеркалами, профилями

– А пока повторим перед зеркалами правильное звучание звуков [ р ] [р’ ].

– Упражнения “Маляр”, “Лошадка”, “Болтушка”.

– Ребята, а может вы хотите отправиться в гости? В гости в Простоквашино?

– Хорошо, надо предупредить о нашем приезде…(Звонок).

– Алло, кто это?

– Это кот Матроскин. Ребята, мы приехать не смогли, но очень хотим пригласить вас в гости. Мы любим ребят, которые правильно говорят – вы такие, тогда приезжайте! Но привезите нам …

– Что случилось, что привезти? Связь прервалась, что-нибудь придумаем.

– Так какие звуки мы умеем теперь выговаривать? (р-р’)

– Матроскин будет доволен, так как в именах его друзей есть такие же звуки.

3. Развитие фонематических представлений. Произношение звуков(р-р’)в словах

– А каких друзей Матроскина вы знаете?

Дядя Фёдор, Шарик, Телёнок Гаврюша, корова Мурка и сам Матроскин.

– Молодцы, но что же мы им купим, пойдём в магазины.

(На доске вывешивается картинка, с изображением хозяйственного магазина.)

– Что будем покупать? Кастрюлю, самовар. сковороду, кружку, ведро, поварёжку, тарелку.

– Хорошо, а какое время года у нас сейчас? (Зима.)

– Значит, дяде Фёдору нужны тёплые вещи: куртка, брюки, варежки, свитер.

– К весне ему понадобяться: резиновые сапоги.

– К лету: рубашка, шорты, кроссовки.

– А вот и мебельный магазин, что там купим: кровать, кресло, торшер, ковёр, табурет, люстру.

– На чём всё это повезём? На грузовой машине.

– А в продуктовом магазине мы купим: вермишель, макароны, баранки, пирожные, торт, помидоры, огурцы, морковь, редьку. Положим всё это в корзинку.

– Галчёнку возьмём крупу.

– Печкину – ручку, карандаш.

– Шарику – фоторужьё, дяде Фёдору – грабли, трактор.

4. Произношение (р-р’) в словах, предложениях

Выставляется деревня Простаквашино и герои.

– Вот наша деревня.

– Давайте поздороваемся! Здравствуйте!

– Самое время отдать подарки нашим друзьям. Будьте добры, возьмите подарки!

(Плакат с вещами: резиновое – деревянное – шерстяное.)

– Как вы думаете, кто что из вещей возьмёт?

Составление предложений.

Дядя Фёдор возьмёт деревянный рубанок и т.д.

5. Физминутка (развитие мелкой моторики рук)

Домик: Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Грабли: Листья падают в саду, я их граблями смету.

Корзинка: В лес корзинку я беру и грибы в неё кладу.

– В каких названиях наших упражнений слышим звук (р)?

6. Творческие задания

а) Изографы: – Дядя Фёдор хочет с вами поиграть и даёт такое задание.

Отгадайте эти изографы: трактор, страус, вертолёт.

б) Ребусы: – А теперь отгадайте ребусы: сыр, бор, Вера, врач, тёрка.

в) Доскажи словечко, закончи фразу:

Наша старшая сестра вяжет с самого…(утра).

Среди жирных голубей прыгал тощий… (воробей).

Я сегодня утром рано умывался из-под…( крана).

г) Чтение стихотворения.

– К Галчёнку залетела гостья, это ворона. Давайте прочитаем про неё стихотворение:

Учила ворона своих воронят:

Вороны в лесу вот так говорят:
Кор – кар – кар – картина,
Кор – кар – кар – корзина,
Кор – кар – кар – картошка,
Кор – кар – кар – кормёжка.

7. Итог

– Пора возвращаться домой, дружно скажем: “До свидания, до скорой всречи!”

Литература

  1. Е.В. Колесникова. “Развитие звуко-буквенного анализа у школьников”.
  2. Н. Алтухова. “Звуковая мозайка”.
  3. И. Лопухина. “550 занимательных упражнений для развития речи”.
  4. И. Н. Садовникова. “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших щкольников”.
  5. Л. Н. Ефименкова. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”.
  6. Е. Л. Крутий. “Волшебная логопедия”.