Тема: Дифференциация букв и звуков Ц – Ч
Цели:
- уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков (ц-ч);
- выделение звуков и букв из слов и предложений устно и на письме;
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
- развитие лексико-граммотических навыков;
- тренировка логического мышления, зрительной памяти, внимания;
- развитие тактильных ощущений, сукцессивных функций;
- развитие мелкой моторики рук.
Оборудование:
- предметные картинки;
- прописные буквы Ц-Ч;
- веерки согласных;
- игры;
- мягкие и деревянные буквы;
- зеркала;
- карточки с заданиями.
Ход занятия
1. Организационный момент: Загадки с картинками
К столу он так нас приглашает:
Бурлит, клокочет, зазывает (чайник)Стукнешь о стенку, а я отскачу.
Бросишь на землю, а я подскочу (мяч)Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (курица)
Угадайте, что за птица –
Не орёл и не синица.
По болотам всё крадётся,
Длинноногою зовётся (цапля)Угадайте, что за птичка,
Эта птичка – невеличка –
Жёлтый маленький пушок,
В инкубаторе живёт (цыплёнок)Из неё нам пить приятно
Чай и кофе ароматный (чайная чашка)
2. Основная тема
Выделение звуков (Ц-Ч) в отгадках с зеркалами.
– Дайте характеристику звукам [Ц] [Ч]. (Дети перед зеркалом дают характеристику.)
– А буквы при письме пишуться одинаково или нет? (Ещё раз показ букв.)
Работа с веерками согласных (различение букв Ц-Ч).
– В названных мной словах, выделить звуки (ц-ч) и показать соответствующую букву на веерках: чай, очки, кольцо, курица, бочки, заяц, почтальон, мяч, цапля, часы, отличница, цветочки.
“Закончи слово”.
– Закончите логически правильно начатые слова, добавляя слоги –ЧОК и ЧКА:
Маль– лёт– одуван– кисто–
Бабо– каба– удо– СА–
тумбо– дево– зна – спи-
Игра “Почтальон Печкин”(плакат с предметами на звуки [ц-ч].
– Почтальон Печкин получил много посылок и не может разобраться, кому эти посылки. Поможем? (Дети показывают у доски.)
Игра “орлица и цыплята”(индивидуально на карточках).
– Найти картинки со звуком (ц) и спрятать цыплят этой картинкой.
3. Физминутка (выборочные кинезиологические упражнения)
Кольцо (двумя руками)
Цепочка (двумя руками)
– В названиях этих упражнений вы слышите звуки (ц и ч)?
– Какими они стоят по счёту?
“Буква спряталась”(мягкие и деревянные буквы)
– С закрытыми глазами ощупать и назвать букву. Если найдёте Ц и Ч – придумать слова.
4. Письменная работа
Работа у доски.
– Напишите правильно слова, которые побывали в “Зазеркалье”
йач – … акчод – …
ачут – … оцйя – …
ялпац – … акшач – …
Работа с карточками.
– В данных словах зачеркните букву Ц зеленым карандашом, а Ч – синим.
Лисица, туча, дача, цапля, печать, тачка, сестрица, супница, птица, учительница.
Работа в тетрадях.
– Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы Ц иЧ.
Воин в коль...уге с ме...ом входит в замок.
У...ительни...а у...ит у...еников.
...апля и ...ерепаха живут на болоте.
5. Итог. Поощрительные карточки с надписью “Молодцы, ученики!”
– Какие буквы нашей темы встретились в этих словах?
Тема: Автоматизация звуков { р } { рь } в словах, словосочетаниях, предложениях.
Цели:
- закрепить звук р, р’ в словах, словосочетаниях, предложениях;
- тренировать использование обобщающих слов;
- совершенствовать умения образовывать качественные прилагательные;
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать навык самоконтроля.
Оборудование:
- герои мультфильма “Простоквашино”;
- профили [ р ] [ р’ ];
- телефон;
- зеркала;
- картинки с магазинами (хозяйственный, мебельный, продуктовый, магазин одежды);
- плакат с изображением деревни;
- изографы;
- ребусы.
- Ход занятия
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам должны прийти гости. Они хотят посмотреть, чему же вы научились, как вы умеете произносить звук [ р ] [ р’ ]. Но где же они?
2. Работа с зеркалами, профилями
– А пока повторим перед зеркалами правильное звучание звуков [ р ] [р’ ].
– Упражнения “Маляр”, “Лошадка”, “Болтушка”.
– Ребята, а может вы хотите отправиться в гости? В гости в Простоквашино?
– Хорошо, надо предупредить о нашем приезде…(Звонок).
– Алло, кто это?
– Это кот Матроскин. Ребята, мы приехать не смогли, но очень хотим пригласить вас в гости. Мы любим ребят, которые правильно говорят – вы такие, тогда приезжайте! Но привезите нам …
– Что случилось, что привезти? Связь прервалась, что-нибудь придумаем.
– Так какие звуки мы умеем теперь выговаривать? (р-р’)
– Матроскин будет доволен, так как в именах его друзей есть такие же звуки.
3. Развитие фонематических представлений. Произношение звуков(р-р’)в словах
– А каких друзей Матроскина вы знаете?
Дядя Фёдор, Шарик, Телёнок Гаврюша, корова Мурка и сам Матроскин.
– Молодцы, но что же мы им купим, пойдём в магазины.
(На доске вывешивается картинка, с изображением хозяйственного магазина.)
– Что будем покупать? Кастрюлю, самовар. сковороду, кружку, ведро, поварёжку, тарелку.
– Хорошо, а какое время года у нас сейчас? (Зима.)
– Значит, дяде Фёдору нужны тёплые вещи: куртка, брюки, варежки, свитер.
– К весне ему понадобяться: резиновые сапоги.
– К лету: рубашка, шорты, кроссовки.
– А вот и мебельный магазин, что там купим: кровать, кресло, торшер, ковёр, табурет, люстру.
– На чём всё это повезём? На грузовой машине.
– А в продуктовом магазине мы купим: вермишель, макароны, баранки, пирожные, торт, помидоры, огурцы, морковь, редьку. Положим всё это в корзинку.
– Галчёнку возьмём крупу.
– Печкину – ручку, карандаш.
– Шарику – фоторужьё, дяде Фёдору – грабли, трактор.
4. Произношение (р-р’) в словах, предложениях
Выставляется деревня Простаквашино и герои.
– Вот наша деревня.
– Давайте поздороваемся! Здравствуйте!
– Самое время отдать подарки нашим друзьям. Будьте добры, возьмите подарки!
(Плакат с вещами: резиновое – деревянное – шерстяное.)
– Как вы думаете, кто что из вещей возьмёт?
Составление предложений.
Дядя Фёдор возьмёт деревянный рубанок и т.д.
5. Физминутка (развитие мелкой моторики рук)
Домик: Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.
Грабли: Листья падают в саду, я их граблями смету.
Корзинка: В лес корзинку я беру и грибы в неё кладу.
– В каких названиях наших упражнений слышим звук (р)?
6. Творческие задания
а) Изографы: – Дядя Фёдор хочет с вами поиграть и даёт такое задание.
Отгадайте эти изографы: трактор, страус, вертолёт.
б) Ребусы: – А теперь отгадайте ребусы: сыр, бор, Вера, врач, тёрка.
в) Доскажи словечко, закончи фразу:
Наша старшая сестра вяжет с самого…(утра).
Среди жирных голубей прыгал тощий… (воробей).
Я сегодня утром рано умывался из-под…( крана).
г) Чтение стихотворения.
– К Галчёнку залетела гостья, это ворона. Давайте прочитаем про неё стихотворение:
Учила ворона своих воронят:
Вороны в лесу вот так говорят:
Кор – кар – кар – картина,
Кор – кар – кар – корзина,
Кор – кар – кар – картошка,
Кор – кар – кар – кормёжка.
7. Итог
– Пора возвращаться домой, дружно скажем: “До свидания, до скорой всречи!”
Литература
- Е.В. Колесникова. “Развитие звуко-буквенного анализа у школьников”.
- Н. Алтухова. “Звуковая мозайка”.
- И. Лопухина. “550 занимательных упражнений для развития речи”.
- И. Н. Садовникова. “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших щкольников”.
- Л. Н. Ефименкова. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”.
- Е. Л. Крутий. “Волшебная логопедия”.