Адаптационные траектории в вопросе преемственности обучения между начальной и средней ступенями обучения

Разделы: Администрирование школы


Вопрос адаптации пятиклассников в среднем звене далеко не нов. Каждая школа решает его в зависимости от особенностей построения своего воспитательно-образовательного пространства. Но есть проблемы, которые объединяют маленьких пятиклашек любых школ.

Основных проблем две:

  1. Организация учебного процесса.
  2. Организация жизнедеятельности школы.

Причин, возникающих трудностей у школьников, так же две: объективные и субъективные. О сущности этих проблем и трудностей существует достаточно много психолого-педагогической информации, чаще больший интерес вызывает опыт решения данных вопросов.

В нашей школе ежегодно проходит малый педагогический совет по теме преемственности и адаптации выпускников начальной ступени. Когда-то вначале проблема стояла очень остро. Были и взаимные упреки и обиды педагогов: учителя начальных классов завысили оценки, недоучили, не так научили; учителя-предметники наоборот слишком строги, жестки, не оказывают помощи, особенно если начинают работать с малышами после старшеклассников. В Письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования в Российской Федерации от 21 мая 2004 года[1] говорится о том, что необходимо:

– учитывать психологические особенности 10 – 12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
– анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника;
– иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
– наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 – 6-е классы);
– знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

Для успешного прохождения пятиклассниками адаптации в нашей школе разработаны два вида адаптационных траекторий: для педагогов и для учащихся, при этом учтен этап “вхождения” в адаптационный период (т.е. работа начинается с 4 класса).

Адаптационная траектория для педагогов

Остановимся на основных моментах данной адаптационной траектории. Для учителей этот период не менее важен – учитель начальных классов ждет оценки своего труда, переживает за каждого ученика, хотя период адаптации тесно связан и с психологическими особенностями возраста, которые выпадают именно на это время; учитель основной школы чаще берет выпускников начальной после старшеклассников и ему приходится перестраиваться. Мероприятия этой траектории помогают познакомиться учителям, как с учащимися, так и друг с другом в рамках воспитательно-образовательного поля урока. Увидеть плюсы и минусы, сделать корректировку программ, выработать единые требования по дисциплинарным правилам, организации учебного процесса и по вопросам этики и взаимоотношений в тандемах: ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-учитель.

Разработка сквозного тематического планирования учителями начальных классов помогает как самому учителю видеть наглядно систему знаний, которую он дает ученику по конкретному предмету, так и облегчает работу учителю предметнику – он легко, без ненужных затрат времени на выяснения: чему учили, чему нет, строит план своей дальнейшей работы. При этом педагоги учитывают требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку, математике и естествознанию из сборника “Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу”, выпущенного Министерством образования РФ.

Русский язык и литературное чтение

Воспроизводить знания

Называть: изученные части речи; значимые части слова.

Применять знания

Различать, сравнивать:

  • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и не парные;
  • имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение;
  • предлог и приставку; корень, приставку, суффикс окончание; главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения, словосочетания (главное и зависимое слово), предложения с однородными членами; словари и справочники; произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
  • жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • сказки народные и литературные; элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление).

Приводить примеры: простого двусоставного предложения; произведений из круга детского чтения.

Кратко характеризовать: виды предложений по цели высказывания и интонации.

Решать практические и учебные задачи: разбирать по составу имя существительное и прилагательное, выделять в глаголе личные окончания; выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении); писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов с изученными орфограммами и пунктограммами (на ограниченном орфографическом поле):прописная буква в начале предложения, в именах собственных; звонкие и глухие согласные в корнях слов; непроизносимые согласные; сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн; удвоенные согласные; безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением; ъ и ъ разделительные, ь после шипящих на конце имен существительных, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; не с глаголами; безударные падежные окончания имен существительных, безударные падежные окончания имен прилагательных; правописание безударных личных окончаний глагола; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), запятая между однородными членами (при перечислении при употреблении союзов а, но); читать осознанно, правильно, целыми словами про себя с ориентировочным темпом чтения 100 слов в минуту;

отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и составлять простой план; пересказывать произведение по плану; высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении; пользоваться словарями./p>

Математика

Воспроизводить знания

Называть: компоненты арифметических действий (сумма, слагаемое; разность, уменьшаемое, вычитаемое; произведение, множитель; частное, делимое, делитель)

Воспроизводить по памяти: результаты табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20, умножения и деления; единицы длины: 1 км = 1000 м, 1 м = 100 см, 1м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм; времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сут = 24 ч, 1 год = 12 мес; массы: 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг.

Применять знания

Различать и сравнивать:

  • математические выражения: сумма, разность, произведение, частное; отношения “меньше на”, “меньше в”, “больше на”,“больше в”; периметр и площадь прямоугольника;
  • геометрические фигуры (отрезок и луч, круг и окружность, многоугольники).

Устанавливать связи и зависимости: между величинами: скоростью, временем и длиной пути при равномерном прямолинейном движении; между ценой, количеством и стоимостью товара.

Решать учебные и практические задачи: читать и записывать натуральные числа в десятичной системе счисления и называть их в порядке возрастания и убывания; сравнивать натуральные числа; выполнять устные несложные вычисления с натуральными числами и нулем в пределах 100; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел (сложение и вычитание
в пределах миллиона, умножение и деление многозначных чисел на двузначное число в пределах миллиона); вычислять значение числового выражения в 2-3 действия, записанного со скобками или без скобок, используя правила порядка выполнения арифметических действий; решать текстовые задачи в 1-2 действия; измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью линейки; вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

Естествознание

Воспроизводить знания

Называть: основные свойства воды; основные свойства воздуха; условия, необходимые для жизни растений и животных.

Применять знания

Различать и сравнивать: живые и неживые природные тела, вещества; хвойные и лиственные деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных; растения и животных луга, леса, водоема; тундры, лесной зоны, степей, пустынь.

Приводить примеры: живых и неживых природных тел, веществ, природных явлений; полезных ископаемых, их свойств и использования; насекомых, рыб, птиц, зверей.

Устанавливать связи и зависимости: между объектами, явлениями природы; между поведением человека в природе и ее состоянием.

Кратко характеризовать: значение Солнца для жизни на Земле; сезонные изменения в природе; основные системы органов человека, их значение; воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), меры по ее охране; правила охраны и укрепления здоровья.

Заполнение сопроводительного пакета документов для учащихся учителями начальных классов давно вошло в традицию школы, тем более, что перевод учащихся в среднее звено осуществляется сформировавшимся коллективом, где уже установлены межличностные отношения. В пакет входят индивидуальные карты на каждого ребенка и характеристика детского коллектива, изучив которые, классный руководитель уже имеет более полное представление о классе, о потенциальных возможностях каждого учащегося. Это экономит время учителя и, здесь, мы можем говорить уже о преемственности в воспитании. Эта маленькая ступень в траектории – начало перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, способности жить в коллективе, обществе.

Индивидуальная карта
“Оценка особенностей развития ребенка школьного возраста”

Составлено заместителем директора
по начальным классам ПЕТРОВОЙ Н.П.

Фамилия, имя ребенка ________________________________

Дата рождения___________________________класс____________

Учитель начальных классов (ФИО)_______________________

№ п/п

Оцениваемая характеристика

Отсутствует

Слабо выражено

Значительно выражено

   Внешний вид. Отношение родителей         
1 Ученик неопрятен. Родители не уделяют внимание его внешнему виду и одежде.         
2 Родители мало общаются с учителем, не уделяют достаточного внимания ребенку.         
3 Родители не интересуются жизнью класса и потребностями школы         
   Поведение в классе         
4 Не сразу воспринимает требования учителя.         
5 Не выполняет правила жизни класса.         
6 Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин.         
7 Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого.         
   Общение с детьми и взрослыми         
8 Предпочитает одиночество         
9 Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит         
10 Не умеет поддержать общение         
11 Малоконтактен со взрослыми         
12 Организаторские способности         
13 Творческие способности (какие?)         
   Речевое развитие         
14 Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения         
15 Словарный запас беден         
16 Речь грамматически неправильна         
17 Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно         
18 Литературные способности         
19 Актерские способности         
   Физическое развитие         
20 Недостаточно развит физически         
21 Часто болеющий ребенок         
   Отношение к занятиям и их успешность         
22 Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога.         
23 С трудом овладевает необходимым объемом знаний         
24 Неусидчив, не доводит дело до конца         
25 Мешает педагогу или детям на занятиях         
   Темповые характеристики деятельности         
26 Работает медленно и невнимательно         
27 Темп работы на занятиях неравномерен         
28 Темп работы быстрый, но работает хаотично и “бестолково”.         
29 Высокая работоспособность         

Какие дополнительные особенности развития ученика (его положительные или отрицательные качества) Вы хотели бы отметить? ______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________

Общая характеристика семьи (подчеркнуть)

  • Полная
  • Неполная
  • Многодетная
  • Малообеспеченная
  • Опекуны
  • Переселенцы

Неблагополучная (в чем?)_______________________________________________________

Адаптационные траектории для учащихся

Эти адаптационные траектории используются не только в рамках непосредственно нашей школы, но и в едином образовательном пространстве микрорайона, т.е. для начальных школ № 8,11. Цель этих траекторий – знакомство с новой школой, подготовка к трудному периоду, оказание помощи учащимся не только классным руководителем, но и учителями – предметниками.

Адаптационные траектории в рамках преемственности начального и среднего звена
в едином образовательном пространстве микрорайона

В классные журналы вкладывается следующая сопроводительная информация:

Класс:
Сведения:

Ф.И.учащихся

Учащиеся нашей школы:   
Учащиеся школы №8:   
Учащиеся школы №11:   
Прибывшие из других школ:   
Отличники:   
Хорошисты:   
Резерв:   
Группа риска:   

На основании адаптационных траекторий составляются “Циклограмма работы” и “План действий” коллектива по преемственности между начальной и средней ступенями обучения. Каждый новый учебный год на итоговом заседании они корректируются, совершенствуются, а также распределяются ответственные за мероприятия.

Циклограмма работы коллектива по преемственности между начальной и средней ступенями обучения
в рамках единого образовательного пространства

Уч.год

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

аперль

май

Организация воспитательно-образовательной деятельности с учетом двух корпусов школы

Учащиеся школ микрорайона 2 – 4-е классы школы № 7                   Экскурсия в школьный музей       Итоговые контрольные
работы
4-е классы школ № 8,11                   Экскурсия в школу №7 Экскурсия в школьный музей Приглашение на праздник творчества “Радуга”   
Педагоги школ микрорайона
5-е классы    Входные контрольные работы                      Итоговые контрольные
работы
Взаимопосещения    Посещение уроков в 5-х классах учителями начальных классов                Посещения уроков в 4-х классах учителями-предметниками
Работа психолога

Работа на протяжении всего года по проблемам адаптации 5-х классов и подготовке к адаптации 4-х классов

      Тестирование и диагностика
учащихся 5-х классов
               Тестирование
и диагностика учащихся
4-х классов
Работа классных руководителей
5-х классов
Изучение пакета сопроводительных документов;
подготовка к работе с 5-ми классами

Построение воспитательной работы по блоку “Адаптация”

   Работа учителей начальных классов Передача пакета сопроводительных документов                      Подготовка пакета сопроводительных
документов
   Совещания    Подготовка к научно-
методическому совету
Малый педсовет по теме преемственности                   НМС
“Итоги работы по преемственности”

Сейчас при всеобщей информатизации снимается главный недостаток педагогического поля – монополия на информацию. Это значительно облегчает деятельность в любом вопросе, в том числе и в рамках адаптации. Материалы, наработанные однажды можно без проблем не только размножать, но и дополнять, править, привлекая весь массив информации по проблеме, а значит – легко находить приемлемые пути решения и больше времени тратить непосредственно на активную деятельность.

Список литературы:

Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования в Российской Федерации от 21 мая 2004 года № 14-51-140/13