Вопрос адаптации пятиклассников в среднем звене далеко не нов. Каждая школа решает его в зависимости от особенностей построения своего воспитательно-образовательного пространства. Но есть проблемы, которые объединяют маленьких пятиклашек любых школ.
Основных проблем две:
- Организация учебного процесса.
- Организация жизнедеятельности школы.
Причин, возникающих трудностей у школьников, так же две: объективные и субъективные. О сущности этих проблем и трудностей существует достаточно много психолого-педагогической информации, чаще больший интерес вызывает опыт решения данных вопросов.
В нашей школе ежегодно проходит малый педагогический совет по теме преемственности и адаптации выпускников начальной ступени. Когда-то вначале проблема стояла очень остро. Были и взаимные упреки и обиды педагогов: учителя начальных классов завысили оценки, недоучили, не так научили; учителя-предметники наоборот слишком строги, жестки, не оказывают помощи, особенно если начинают работать с малышами после старшеклассников. В Письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования в Российской Федерации от 21 мая 2004 года[1] говорится о том, что необходимо:
– учитывать психологические особенности 10 –
12-летних детей, вступающих в подростковый период
развития; уровень познавательной деятельности, с
которым ребенок перешел в 5-й класс;
– анализировать причины неуспешного
адаптационного периода и возможности (пути)
коррекции трудностей адаптации школьника;
– иметь четкие представления о целях и
результатах образования на начальной и основной
ступенях;
– наметить преемственные связи в содержании и
методах обучения последнего этапа обучения в
начальной школе (4-й класс) и первого этапа
обучения в основной школе (5 – 6-е классы);
– знать специфику форм организации обучения,
возможности развития учебного диалога,
особенности стиля взаимодействия учителя и
учащихся, учитывающего психологию общения
младшего школьника.
Для успешного прохождения пятиклассниками адаптации в нашей школе разработаны два вида адаптационных траекторий: для педагогов и для учащихся, при этом учтен этап “вхождения” в адаптационный период (т.е. работа начинается с 4 класса).
Адаптационная траектория для педагогов
Остановимся на основных моментах данной адаптационной траектории. Для учителей этот период не менее важен – учитель начальных классов ждет оценки своего труда, переживает за каждого ученика, хотя период адаптации тесно связан и с психологическими особенностями возраста, которые выпадают именно на это время; учитель основной школы чаще берет выпускников начальной после старшеклассников и ему приходится перестраиваться. Мероприятия этой траектории помогают познакомиться учителям, как с учащимися, так и друг с другом в рамках воспитательно-образовательного поля урока. Увидеть плюсы и минусы, сделать корректировку программ, выработать единые требования по дисциплинарным правилам, организации учебного процесса и по вопросам этики и взаимоотношений в тандемах: ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-учитель.
Разработка сквозного тематического планирования учителями начальных классов помогает как самому учителю видеть наглядно систему знаний, которую он дает ученику по конкретному предмету, так и облегчает работу учителю предметнику – он легко, без ненужных затрат времени на выяснения: чему учили, чему нет, строит план своей дальнейшей работы. При этом педагоги учитывают требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку, математике и естествознанию из сборника “Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу”, выпущенного Министерством образования РФ.
Русский язык и литературное чтение
Воспроизводить знания
Называть: изученные части речи; значимые части слова.
Применять знания
Различать, сравнивать:
- буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и не парные;
- имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение;
- предлог и приставку; корень, приставку, суффикс окончание; главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения, словосочетания (главное и зависимое слово), предложения с однородными членами; словари и справочники; произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
- жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- сказки народные и литературные; элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление).
Приводить примеры: простого двусоставного предложения; произведений из круга детского чтения.
Кратко характеризовать: виды предложений по цели высказывания и интонации.
Решать практические и учебные задачи: разбирать по составу имя существительное и прилагательное, выделять в глаголе личные окончания; выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении); писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов с изученными орфограммами и пунктограммами (на ограниченном орфографическом поле):прописная буква в начале предложения, в именах собственных; звонкие и глухие согласные в корнях слов; непроизносимые согласные; сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн; удвоенные согласные; безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением; ъ и ъ разделительные, ь после шипящих на конце имен существительных, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; не с глаголами; безударные падежные окончания имен существительных, безударные падежные окончания имен прилагательных; правописание безударных личных окончаний глагола; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), запятая между однородными членами (при перечислении при употреблении союзов а, но); читать осознанно, правильно, целыми словами про себя с ориентировочным темпом чтения 100 слов в минуту;
отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и составлять простой план; пересказывать произведение по плану; высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении; пользоваться словарями./p>
Математика
Воспроизводить знания
Называть: компоненты арифметических действий (сумма, слагаемое; разность, уменьшаемое, вычитаемое; произведение, множитель; частное, делимое, делитель)
Воспроизводить по памяти: результаты табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20, умножения и деления; единицы длины: 1 км = 1000 м, 1 м = 100 см, 1м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм; времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сут = 24 ч, 1 год = 12 мес; массы: 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг.
Применять знания
Различать и сравнивать:
- математические выражения: сумма, разность, произведение, частное; отношения “меньше на”, “меньше в”, “больше на”,“больше в”; периметр и площадь прямоугольника;
- геометрические фигуры (отрезок и луч, круг и окружность, многоугольники).
Устанавливать связи и зависимости: между величинами: скоростью, временем и длиной пути при равномерном прямолинейном движении; между ценой, количеством и стоимостью товара.
Решать учебные и практические задачи: читать
и записывать натуральные числа в десятичной
системе счисления и называть их в порядке
возрастания и убывания; сравнивать натуральные
числа; выполнять устные несложные вычисления с
натуральными числами и нулем в пределах 100;
выполнять сложение, вычитание, умножение и
деление многозначных чисел (сложение и вычитание
в пределах миллиона, умножение и деление
многозначных чисел на двузначное число в
пределах миллиона); вычислять значение числового
выражения в 2-3 действия, записанного со скобками
или без скобок, используя правила порядка
выполнения арифметических действий; решать
текстовые задачи в 1-2 действия; измерять длину
отрезка и строить отрезок заданной длины с
помощью линейки; вычислять периметр и площадь
прямоугольника (квадрата).
Естествознание
Воспроизводить знания
Называть: основные свойства воды; основные свойства воздуха; условия, необходимые для жизни растений и животных.
Применять знания
Различать и сравнивать: живые и неживые природные тела, вещества; хвойные и лиственные деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных; растения и животных луга, леса, водоема; тундры, лесной зоны, степей, пустынь.
Приводить примеры: живых и неживых природных тел, веществ, природных явлений; полезных ископаемых, их свойств и использования; насекомых, рыб, птиц, зверей.
Устанавливать связи и зависимости: между объектами, явлениями природы; между поведением человека в природе и ее состоянием.
Кратко характеризовать: значение Солнца для жизни на Земле; сезонные изменения в природе; основные системы органов человека, их значение; воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), меры по ее охране; правила охраны и укрепления здоровья.
Заполнение сопроводительного пакета документов для учащихся учителями начальных классов давно вошло в традицию школы, тем более, что перевод учащихся в среднее звено осуществляется сформировавшимся коллективом, где уже установлены межличностные отношения. В пакет входят индивидуальные карты на каждого ребенка и характеристика детского коллектива, изучив которые, классный руководитель уже имеет более полное представление о классе, о потенциальных возможностях каждого учащегося. Это экономит время учителя и, здесь, мы можем говорить уже о преемственности в воспитании. Эта маленькая ступень в траектории – начало перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, способности жить в коллективе, обществе.
Индивидуальная карта
“Оценка особенностей развития ребенка
школьного возраста”
Составлено заместителем директора
по начальным классам ПЕТРОВОЙ Н.П.
Фамилия, имя ребенка ________________________________
Дата рождения___________________________класс____________
Учитель начальных классов (ФИО)_______________________
№ п/п |
Оцениваемая характеристика |
Отсутствует |
Слабо выражено |
Значительно выражено |
Внешний вид. Отношение родителей | ||||
1 | Ученик неопрятен. Родители не уделяют внимание его внешнему виду и одежде. | |||
2 | Родители мало общаются с учителем, не уделяют достаточного внимания ребенку. | |||
3 | Родители не интересуются жизнью класса и потребностями школы | |||
Поведение в классе | ||||
4 | Не сразу воспринимает требования учителя. | |||
5 | Не выполняет правила жизни класса. | |||
6 | Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин. | |||
7 | Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого. | |||
Общение с детьми и взрослыми | ||||
8 | Предпочитает одиночество | |||
9 | Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит | |||
10 | Не умеет поддержать общение | |||
11 | Малоконтактен со взрослыми | |||
12 | Организаторские способности | |||
13 | Творческие способности (какие?) | |||
Речевое развитие | ||||
14 | Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения | |||
15 | Словарный запас беден | |||
16 | Речь грамматически неправильна | |||
17 | Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно | |||
18 | Литературные способности | |||
19 | Актерские способности | |||
Физическое развитие | ||||
20 | Недостаточно развит физически | |||
21 | Часто болеющий ребенок | |||
Отношение к занятиям и их успешность | ||||
22 | Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога. | |||
23 | С трудом овладевает необходимым объемом знаний | |||
24 | Неусидчив, не доводит дело до конца | |||
25 | Мешает педагогу или детям на занятиях | |||
Темповые характеристики деятельности | ||||
26 | Работает медленно и невнимательно | |||
27 | Темп работы на занятиях неравномерен | |||
28 | Темп работы быстрый, но работает хаотично и “бестолково”. | |||
29 | Высокая работоспособность |
Какие дополнительные особенности развития
ученика (его положительные или отрицательные
качества) Вы хотели бы отметить?
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Общая характеристика семьи (подчеркнуть)
- Полная
- Неполная
- Многодетная
- Малообеспеченная
- Опекуны
- Переселенцы
Неблагополучная (в чем?)_______________________________________________________
Адаптационные траектории для учащихся
Эти адаптационные траектории используются не только в рамках непосредственно нашей школы, но и в едином образовательном пространстве микрорайона, т.е. для начальных школ № 8,11. Цель этих траекторий – знакомство с новой школой, подготовка к трудному периоду, оказание помощи учащимся не только классным руководителем, но и учителями – предметниками.
Адаптационные траектории в рамках
преемственности начального и среднего звена
в едином образовательном пространстве
микрорайона
В классные журналы вкладывается следующая сопроводительная информация:
Класс: | |
Сведения: |
|
Учащиеся нашей школы: | |
Учащиеся школы №8: | |
Учащиеся школы №11: | |
Прибывшие из других школ: | |
Отличники: | |
Хорошисты: | |
Резерв: | |
Группа риска: |
На основании адаптационных траекторий составляются “Циклограмма работы” и “План действий” коллектива по преемственности между начальной и средней ступенями обучения. Каждый новый учебный год на итоговом заседании они корректируются, совершенствуются, а также распределяются ответственные за мероприятия.
Циклограмма работы коллектива по
преемственности между начальной и средней
ступенями обучения
в рамках единого образовательного пространства
Уч.год |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
аперль |
май |
|
Организация воспитательно-образовательной деятельности с учетом двух корпусов школы |
|||||||||||
Учащиеся школ микрорайона | 2 – 4-е классы школы № 7 | Экскурсия в школьный музей | Итоговые контрольные работы |
||||||||
4-е классы школ № 8,11 | Экскурсия в школу №7 | Экскурсия в школьный музей | Приглашение на праздник творчества “Радуга” | ||||||||
Педагоги школ микрорайона | |||||||||||
5-е классы | Входные контрольные работы | Итоговые контрольные работы |
|||||||||
Взаимопосещения | Посещение уроков в 5-х классах учителями начальных классов | Посещения уроков в 4-х классах учителями-предметниками | |||||||||
Работа психолога | Работа на протяжении всего года по проблемам адаптации 5-х классов и подготовке к адаптации 4-х классов |
||||||||||
Тестирование и диагностика учащихся 5-х классов |
Тестирование и диагностика учащихся 4-х классов |
||||||||||
Работа классных руководителей 5-х классов |
Изучение пакета сопроводительных документов; подготовка к работе с 5-ми классами |
Построение воспитательной работы по блоку “Адаптация” |
|||||||||
Работа учителей начальных классов | Передача пакета сопроводительных документов | Подготовка пакета сопроводительных документов |
|||||||||
Совещания | Подготовка к научно- методическому совету |
Малый педсовет по теме преемственности | НМС “Итоги работы по преемственности” |
Сейчас при всеобщей информатизации снимается главный недостаток педагогического поля – монополия на информацию. Это значительно облегчает деятельность в любом вопросе, в том числе и в рамках адаптации. Материалы, наработанные однажды можно без проблем не только размножать, но и дополнять, править, привлекая весь массив информации по проблеме, а значит – легко находить приемлемые пути решения и больше времени тратить непосредственно на активную деятельность.
Список литературы:
Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования в Российской Федерации от 21 мая 2004 года № 14-51-140/13