Очень важной проблемой, представляющей большую технологическую трудность для учителя иностранного языка, является проверка знаний, навыков и умений учащихся. Обычные проверочные (контрольно-измерительные) мероприятия страдают, как правило, с одной стороны однобокостью, не являются одновременно обучающим этапом урока, проходят фронтально или в виде тяжеловесного опроса; с другой стороны – не дают картины знаний, навыков и умений учеников по разным параметрам (говорение, аудирование, чтение, письмо и т.д.) в комплексе в рамках одной контрольной работы. В результате учитель испытывает трудности при выставлении четвертных отметок, а выставленные отметки зачастую не характеризуют реальные знания учеников.
Разработка шаблонной формы дифференцированного контроля и учета знаний, навыков и умений учеников, наполняемой различным лексическим, грамматическим и т.д. содержанием, являлась нашей целью; в задачи такой формы входит дифференцированная глубокая проверка знаний, навыков и умений учеников по определенной теме, при этом проверяется та сумма знаний и практических умений, которыми ученики должны овладеть во время работы над ней. Одновременно решалась задача деформализации контрольной работы, привнесение в нее обучающего характера.
Нами разработана и апробирована контрольная работа по немецкому языку для 5 класса, обучающегося по УМК “Schritte I” (Бим И.Л.), которая выполнялась по завершении темы “In der Stadt”.
Характеристика задания.
Контрольная работа позволяет одновременно провести дифференцированный “срез” знаний, навыков и умений по следующим параметрам: говорение (спонтанное реагирование на вопрос или обращение), лексика по теме, навыки аудирования, грамматика (грамотное оформление фразы, употребление артикля, единственное/множественное число, употребление отделяемых приставок), фонетических навыков.
Форма задания – “срез” знаний с использованием:
- устного диалога Учитель–Ученик как формы проверки понимания речи учителя, говорения, грамматики, лексики, фонетики;
- рисования как формы контроля аудирования, знания лексики.
Оборудование:
- листы белой бумаги для каждого ученика;
- фломастеры или карандаши.
ХОД РАБОТЫ
Задание выполняется в 2 этапа.
Этап 1.
Учитель читает рассказ-описание города, делая паузы, во время которых ученики выполняют зарисовки, которые иллюстрируют текст. Во время пауз учитель обращается к ученикам с тем или иным вопросом, просит прокомментировать то, что рисует ученик. В качестве супервизора в классе может присутствовать другой учитель, выставляющий отметки за устную работу учеников в следующую таблицу (если супервизор отсутствует, отметки выставляет сам учитель):
Фамилии | 1. Спонтанное реагирование на обращение или вопрос | 2. Грамматическое оформление фразы | 3. Фонетическое оформление фразы | 4. Знание лексики | 5. Аудирование (понимание, возможен ответ по-русски; рисунок) | 6.Итоговая отметка | ||
В разделах 4, 5 предусмотрены две графы, одна из них используется для отметок за устные высказывания, другая – для отметок по итогам проверки рисунков.
Текст с возможными вопросами:
Wir malen heute Strassen einer alten deutschen Stadt. Wie sehen also Strassen einer
alten deutschen Stadt aus? Hier ist eine Strasse. Das ist die Goethe-Strasse. Sie ist
breit und lang. Sie ist auch grun.
(N., ist deine Strasse auch sauber? N., stehen hier auch viele Baume? Wie sehen die Baume
aus?)
Der Verkehr ist stark.
(N., welche Verkehrsmittel fahren hier?)
Links liegt das Theater. Das Theater ist gross uns schon. Vorn steht eine Litfasssaule.
Vor dem Theater liegt eine Fussgangerzone. Viele Menschen gehen hier spazieren. Zwei
kleine Kinder fahren Rad.
(N., ist dein Theater alt? N., ist dein Theater modern?)
Am Theater sind einige Cafes. Hier sitzen 4 Menschen und trinken Kaffee. Die Cafes sind
nicht gross.
(N., sitzen hier auch Kinder? Was machen sie hier? Essen sie Eis?)
Rechts sind einige Wohnhauser und ein Gymnasium. Die Wohnhauser sind modern und weiss. Das
Gymnasium ist auch modern, aber gelb.
(N., wie glaubst du, wer wohnt denn in den Wohnhausern? Vielleicht Kosmi und Robi? Was
machen die Kinder in dem Gymnasium?)
An der Ecke steht eine Telefonzelle. Sie ist rot. Hiner dem Gymnasium liegt ein
Supermarkt. Er ist sehr gross, modern und blau-weiss.
(N., was konnen hier die Stadtbewohner kaufen?)
Seht, da gehen unsere Freunde aus dem Lehrbuch. Das sind Kosmi und Robi. Sie lachen und
grussen uns!
Этап 2.
Анкетирование учащихся. Цель анкетирования – обратная связь для учителя, выявить уровень самооценки результатов выполнения заданий учащимися и соотнести его с оценкой учителя.
Анкета учащегося.
1. Я выполнял задания с интересом.
ДА + ___________________ – НЕТ
2. Задания мне показались
ЛЁГКИМИ + _________________ – ТРУДНЫМИ
3. Я старался выполнить задания как можно лучше
ДА + ____________________ – НЕТ
4. Я должен был бы учиться лучше, чтобы выполнить задания лучше.
ДА + ____________________ – НЕТ
5. Трудности вызвала у меня
устная часть задания
рисунок
6. Моя отметка себе –
Оценка результатов.
Оценка результатов за устные ответа проводится с помощью супервизора или самим учителем и выставляется в приведенную таблицу. В графы 4,5 заносятся отметки после проверки рисунков. Затем выставляется общий средний балл.