Доклад по теме: "Использование опыта идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания"

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


План

  1. Истинный показатель цивилизации – облик человека (вступление).
  2. “Этика – область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности” /А.Швейцер/.
    a) основы этической культуры – гуманистическая система воспитания;
    б) самопознание как основа саморазвития;
    в) гуманистическое начало в образовании и воспитании – важнейший элемент педагогической культуры учителя.
  3. Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению /К.Д. Ушинский/.
    а) преподавание обществознания на новой парадигме “Человек – мир”;
    б) обновление школы в духовном росте учителя.

1

“Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства, не величина городов, а облик человека, воспитываемого страной”.

Ралф Эмерсон

В течение десятилетий педагогика, ориентированная на коммунистическую идеологию, утверждала, что воспитание, т.е. воздействие на человека извне, едва ли не всемогуще и может даже переделать природу человека. Совершенно не принимались в расчет внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, к самосовершенствованию. За сотни лет существования педагогика накопила огромный опыт. Намного раньше политизированной педагогики существовала гуманистическая педагогика. Каждое время диктует свои условия и подходы. И вот сегодня к гуманистической педагогике возрос интерес, т.к. проблема нравственной сути человеческой жизни актуальна для всех времен и народов. В России ответ на вопрос о предназначении человека на Земле искали Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. А.А. Ухтомский сформулировал законы: Возмездия, Преступления и Наказания, Милосердия, Заслуженного Собеседника как некие общие законы нравственности, человеколюбия. Сегодня эти гуманистические прозрения должны быть нравственными ориентирами в воспитании молодого поколения. Именно потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в образовании и развитии личности. В XX веке идея саморазвития активизировала мировое педагогическое сознание. Сегодня она внедряется в российское образование.

Школе сложно справляться со своей социализирующей функцией – обеспечить подрастающее поколении необходимой ориентировкой и средствами саморазвития в трудовой, социальной, политической, экономической жизни. Отсюда большинство негативных явлений в молодежной среде: асоциальное поведение, алкоголизм, наркотизм, отчуждение от труда, пренебрежение к культуре своего народа, отсутствие интереса к жизни. В российских школах преобладают технократические программы, низкий уровень гуманистически этического, эстетического воспитания. В основе гуманистической педагогики стержнем, как смыслом жизни, является идея самосовершенствования с верой личности в самое себя. По взглядам А.С. Макаренко, А.Ухтомского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, С.Л. Соловейчика, Г. Селевко эта идея может быть одной из основных в построении новой системы воспитания и образования. Технология саморазвития личности школьника проходит экспериментальную проверку в ряде образовательных учреждений Ярославского региона. Первые результаты свидетельствуют о ее больших возможностях, о своевременности обращения педагогики к внутренним резервам развития личности.

2

“Этика – область деятельности, направленная на внутреннее самосовершенствование личности”, – отмечал А.Швейцер. Нравственные качества – показатель индивидуальный, и на него не влияет ни время, ни политический строй. В последние годы проявляется тенденция к разработке этических курсов человековедения, граждановедения, этики (Гуревича П.С., А.Ф. Никитина, Я.В. Соколова и др.). На уроках обществознания я, следуя методики А. Шемшуриной, эпизодически провожу методику “этического заряда”. Зная о ситуации, случае нарушении отношений, я ненавязчиво анализирую нравственный конфликт с целью совместного поиска их предотвращения и достойного выхода из них. Например, о хамстве и поведении толпы:

Хамство <—> благовение
(понятие немецкой культурологии)

  • Это мировоззрение.
  • Жизненная позиция.
  • Желание много иметь, ничего не знача.
  • Хам-агрессор.
  • Это распущенность.
  • Хамство в верхах власти.
  • Бытовое хамство.
  • У подростков – самозащита?
  • Сегодня это престижно?
  • Хамство – грубость?
  • Как быть – промолчать, улыбнуться …?
  • Это явление – дефицит любви?
  • Хам предъявляет претензии другому…?

Толпа

Неустойчивая группа, легко внушаема, ее поведение непредсказуемо, она анонимна, “безликая”, неуязвима, т.к. люди в толпе анонимны, человек в толпе снимает с себя ответственность (“Это не Я, это – они). Толпа слепа, жестока, безумна.

  • Признак толпы – арифметически – безличная численность.
  • Антипод слова “общество” – “разобщенность” (от одного корня).
  • У разобщенности только одна общая сила: слепая ярость толпы. А это страшно, ох как страшно…

В десятом классе этические диалоги и размышления воспринимаются уважительно, внутри такой деятельности заложено познание другого человека и самого себя, умение анализировать, видеть в поступках этическое содержание. Например, о влиянии компьютеров и об искусстве быть собой:

ОСНОВА нравственной личности – стыд, жалость, доброжелательность, сострадание.

Подростки привыкают жить в мире виртуальной реальности, который как бы заменяет им человеческие отношения, но при этом не учит растущего человека сопереживанию.

Схема осознания своего “психического”и социального.

Очень значимо сегодня руководство по организации самовоспитания  Т.К. Селевко, программа курса “самосовершенствование личности”, где делается акцент на психологические знания о своей личности. На уроках обществознания я обращаю внимание учащихся на таблицу, где изложена программа позитивного развития личности учащегося.

Учитывая возраст, класс обращаю внимание учащихся на слова Л.Н. Толстого “Истинное знание человека венчается познанием своей личности”. “Кто Я?, Какой Я?” – 5-й класс, “Познай себя”, “Сделай себя сам, напиши свой свод правил поведения” – 6-й класс. “Научи себя учиться” – 7-й класс, “Утверждай себя”, “Я в коллективе сверстников” – 8-й класс, “Найди себя”, “Я так хочу и Я – надо” – 9-й класс. “Управляй собой” (саморегуляция) – 10-й класс, “Реализуй себя” (самоактуализация) – 11-й класс.

Обращая внимание учащихся на таблицу, где изложена программа позитивного развития, подчеркиваю – это программа, как сделать из себя Человека – личность.

“Истинное знание человека венчается познанием своей личности”. (Л.Н. Толстой)

  • Самопознание.
  • Самовоспитание.
  • Самообразование.
  • Самоутверждение.
  • Самоопределение.
  • Саморегуляция.
  • Самореализация.

И если вести эту работу по ступенькам: самопознание, самовоспитание, саморазвитие и т. д, то сбудутся идеи В.А. Сухомлинского: первый и наиболее важный результат воспитания выражается в том, чтобы ученик стал думать о самом себе. Я обращаю внимание учащихся на то, что личностью становятся двояким образом: или преодолевая сопротивление среды, или наоборот, в благополучных условиях, с детства относятся как к личности. От природы дается характер: сильный, слабый, мягкий, агрессивный. А личность воспитывается воспитанием или самовоспитанием. Человек становится личностью своими собственными усилиями, характер закаляется в преодолении трудностей, личность воспитывается отношением. В применении технологии саморазвития “к трудным” у Селевко присутствует педагогика требований, запретов, принуждений, т.к. без методов отрицательного стимулирования невозможно усвоение детьми норм социального поведения. А.С. Макаренко писал: “Отсутствие наказания воспитывает хулигана”. А Ш.А. Амонашвили отмечал, что обучение и воспитание в силу своего социального назначения всегда несут в себе элементы принуждения. Я обращаю внимание учащихся на то, что мы учимся на плохом, своих и чужих ошибках. Поскольку мать – душа ребенка, я пытаюсь найти понимание у матерей, на практике убеждена, что от поведения, оценки, отношения матери очень многое зависит в жизни и в поведении детей. На уроках – практикумах я с ребятами обсуждаю проблему: как управлять собой, ситуацией, чтобы не допускать обиду, раздражение, ненависть, месть. Учащиеся заинтересовались советами Лууле Виилмы, где она объясняет стресс, необходимость прощения, советует, как поступать, если вас обидели.

Лууле Виилма

“Когда я прощаю, то смогу полюбить, смогу быть счастливой, смогу быть здоровой, смогу быть удачливой во всем”

Властитель человека – страх.
Страх, что меня не любят
Страх, что не любят дорогих мне людей
Чувство, что любви нет.

Страх, что меня обвинят в том,
что я не люблю.
Я пугаю другого обвинением в том,
что он не любит.

Страх оказаться виноватым,
либо я пугаю другого или себя
обвинениями.

Страх, что меня обвинят в том, что я
не умею хозяйствовать, не справляюсь с работой.
Или обвиняю я.

Страх перед экономическими проблемами.
Устрашение другого экономическими проблемами.
Неверное отношение к экономическим проблемам.

Душевный покой – здоровье.

Что такое стресс?

Стресс – это невидимая глазу
энергетическая связь с плохим.
Все, что для данного человека плохо,
является стрессом.

Если Вас обидели, делайте следующее:

  1. Попытайтесь оправдать человека, который Вас обидел.
  2. Найдите в нем какие-то положительные черты.
  3. Постарайтесь поставить себя на его место, т.е. отстранитесь от своего “я” с его обидами, претензиями.

Подбираю фактический материал практически значимый для жизнедеятельности учащихся. Следую стилю партнерства, сотрудничества, кооперации. Стараюсь проводить диалоговое обучение для развития коммуникативной компетенции: думать – здесь делаю акцент на оценивании социальных привычек, связанных со здоровьем, учу критически мыслить, отстаивать свое мнение. Отношение к миру отражает индивидуальную способность человека понять жизнь. А.А. Ухтомский отмечал, что будущее – это часть нашей жизни, которую мы можем изменить. Общество больно отношениями. Умение общаться определяет качество жизни. Ш.А. Амонашвили обращает внимание на педагогическую терапию. Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее осознаваемыми и неосознанными, ситуативными или долговременными (у Макаренко – ближние, средние, дальние перспективы), а по Ухтомскому самые важные для человека и общества доминанты поведения, которые следует воспитывать – это доминанта постоянного нравственного совершенствования, доминта творчества, искания истины. Актуальны сегодня их подходы к проблеме воспитания человека. Их идеи созвучны нашему времени. Школа всегда искала пути решения задач воспитания. Успехов добивались педагоги, которые выходили на духовные контакты со своими учениками.

Если следовать идеи Ухтомского, надо создать и поддерживать у учащихся доминанту на самосовершенствование, на осознанное улучшение самого себя. Мне по душе эта установка, сегодня нужна специальная работа разума школьника и его души. Начиная с восьмого класса, на уроках обществознания я ввожу этическую грамматику. Учащиеся усваивают понятия, составляют этический словарь по учебнику Гуревича: личность, этика, мораль, нравственность, общечеловеческие ценности, образ жизни, этическая культура, судьба, счастье и т.д.

Путь к возрождению культуры, которую А. Швейцер толковал как прогресс, нравственное совершенствование в сфере духа человека. С ним созвучно мнение эстонского врача Лууле Виилмы, она отмечает

Дух – это творящая сила, желая добра, мы продвигаемся вперед. Душа погоняет сзади, если она позитивная, она работает с духом, или идеей, как семенем. Душа – почва, в которой произрастает Душа – тело. Учащиеся заинтересовались, поняли многие, что человек устроен в гармонии с природой, Космосом. Затем я обратила внимание на В.Т. Лободина, руководителя Петербургской школы духовного и физического развития.

Ступени индивидуального духа

  • Первая ступень – личность человека – это целостность, готовая по закону развития к бесконечному совершенствованию.
  • Вторая ступень – индивидуальность. Индивидуальность – это прежде всего уникальность, т.е. неповторимость, единственность.
  • Третья ступень – универсальность – причастность каждого человека к жизни мельчайшего атома, к жизни рода людского и к жизни всей Вселенной.

Что открывает человеку Дух?

Дух открывает человеку путь к совершенно другой жизни: к пониманию любви, совести, чувства долга, к пониманию Вселенной и политической жизни, к истинному искусству, к молитве и религии.

Признаки духовного человека

  • Духовного человека видно сразу. К нему мгновенно возникает какое-то особое доверие. Главными признаками духовного человека можно считать следующие.
  • Все то, к чему он призывает, он “пропустил” через себя. Вы смотрите на него и видите результат, и говорите себе: “И я хочу быть таким”. Подобный пример неотразим и бесконечно результативен. Ни один носитель ложной духовности не в состоянии показать ничего подобного.
  • Ответственное принятие решений. Для него не свойственны поступки “от нечего делать”, ничем не мотивированные, он знает, что “просто так” даже трава не шелохнется, все работает на какой-то духовный результат. Поэтому каждое его слово ответственно и дорого стоит.

Для развития духа необходимы: вера, воля, знание, надежда, прощение, молитва и любовь.

Идеология, мировоззрение, характер человечества в настоящее время, судя по всему, не позволяют каждому человеку накопить в душе количество любви. Школа не завод, школа производство человеческое, Сухомлинский отмечал, что школа должна возвращать детство тем, кто в семье его лишен. Надо нам, учителям, принимать мир и людей такими, каковы они есть. Помнить, что чувство радости и души лечит. Мы каждую секунду нашей жизни реализуем через собственное поведение или как агрессию, или как любовь. У многих ориентация на способности и интеллект положительна, но чрезмерная ориентация усиливает гордыню и дает большой масштаб агрессии против людей и окружающего мира. Поскольку человек развивается через отношения, то отношения надо строить на справедливости и правде. Позитивное мышление, умениеН.Чернышевский анализировать свои поступки помогает найти выход из тяжелых ситуаций. Я обращаю внимание учащихся на формулу образованности Чернышевского.

Формула образованности Н.Чернышевского включает: 

  • обширные знания;
  • привычку мыслить;
  • благородство чувств.

“Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик”. (И. Гете)

“Все болезни от нашего поведения”. (Пифагор)

И благодарна ученикам, они на первое место ставят – привычку мыслить. Спасает в трудный момент рассудительность, если мы прибегли к принуждению, наказанию, то следует объяснить почему.

Сегодня актуальны, заметим, рекомендации В.А. Сухомлинского: “Отдай сердце детям”. Я понимаю это так. Учитель, будь чутким. Учи доброте через свою доброту, учи правде через свою правду. Сочетай уважение и требовательность, чтобы ученик в порицании почувствовал человеческую заботу. Через уроки открытых мыслей, дискуссии, пытаюсь уловить настроение, отношение учащихся.

3

Обращаю внимание К.Д. Ушинский отмечал: “Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению”. А В.А. Сухомлинский писал: “Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха”. Их идеи сегодня действуют в организации учения без принуждения: у Селевко Г.К. в постоянной возможности исправлять и улучшать оценку, по В.Ф. Шаталову в проектной методике.

Следуя идеям гуманистической педагогики и рекомендации профессора философии и социологии А.Г. Сабирова, я составила программу по обществознанию на новой парадигме – “человек – мир”, т.е. рассматриваю реальности мира в человеческом измерении, во взаимодействии с человеком, как активным субъектом, преобразователем окружающего мира и самого себя. Адаптированная программа изложена в пособии из двух частей: “Страна философия” и “Человек – мир”. Задачи программы: помочь учащимся выработать свою позицию, реализовать свои возможности, а цель: указать путь духовного поиска, в котором бы сочетались осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека, который подразумевает философия И. Канта, Аристотеля, Демокрита.

Что я могу знать? Что я должен делать?

На что я могу надеяться? Что такое человек?

Человек родиться, чтобы “деять” (творить, делать) доброе в жизни, деять добро – доброжелатель.

“Добродетель есть приобретенное качество души”. (Аристотель)

“Следовать пути добродетели”. (Платон)

“Мудрость – высшая добродетель”. (Демокрит)

Определяется статус человека, его позиция в обществе и мире экономическом, политическом и проблем современности. В пособии большой фактический и практический материал (дискуссий, анализа, вопросов, заданий, тестов, индивидуальных и групповых практикумов, задач, школьных исследований, лабораторных занятий). Все перечисленное ориентирует учащихся на самопознание, нравственное развитие, поиск смысла жизни, веру в себя, что важно в наше время. Использую схемы, таблицы

За обычным рассматриванием графических, схематических записей следует анализ. Он приводит к умозаключению (выводу) по конкретному вопросу. Уроки открытых мыслей, на них учащиеся знакомятся с разными взглядами, мнениями, оценками, выражают свое отношение и понимание их.

Учащиеся изучают человека в обществе и мире экономическом и политическом, соприкасаясь с нравственностью и моральным выбором, определяя статус, роль, потребности, возможности человека, анализируя факты и события. При таком подходе обучения обществознанию воспитывается патриотизм, гражданственность, потребности и способности к саморазвитию, самооценке, критическому мышлению, учащиеся помогут сами себе ориентироваться в жизни, в выборе профессии. Организуя работу по группам, индивидуальную, я занимаю позицию сотрудничества, сотворчества, соуправления. Обращаю внимание на то, что жизнь – прежде всего творчество. Что можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, что свобода порождает ответственность за проявление самостоятельности.

Обновление школы в духовном росте учителя. Я счастлива, что в последние 10 лет встретила удивительных людей, оптимистически настроенных, по-настоящему добрых, и умные книги по психологии. Мы изучали атеизм и не учились в педагогических ВУЗах любви и прощению, а ведь это главное, что делает человека человеком. Мои предметы: история Отечества, всеобщая история и обществознание имеют огромный воспитательный потенциал. Я полностью согласна с Сухомлинским, что если дети чувствуют в человеческих страстях учителя правдивость и искренность – это и есть настоящие доброта и гуманность. Стараюсь честно и просто строить отношения с детьми, переживаю с ними и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Открыто благодарю детей за понимание и поддержку, если надо – извиняюсь. А если кто-то издевательски себя ведет, то разъясняю, прошу вести себя иначе, объясняю, что плохое притягивает плохое, плохие мысли привели к такому поступку, как дальше будем строить отношения.

Слова Шалвы Амонашвили

Я прав или неправ перед тобою,
Мой ученик, сотрудник мой.
Прими мой мир, поверь, прости.
Давай друг другу свет нести

я оформила в кабинете. Я считаю, что Учитель должен сомневаться. В педагогическом труде нельзя быть самоуверенным. Изо дня в день учиться самому, чтобы нести свет знаний, но и добрых отношений. Сомневаться в правильности своих суждений. Ш. Амоношвили – Как же я буду смотреть в глаза моей педагогической совести? Я за отказ от диктата и назидательности. Считаю на первом плане должны быть диалогические методы общения, совместный поиск истины. Использовать приемы косвенного влияния через метод педагогической ситуации, ситуации – стечения обстоятельств

  • творчества.
  • выбора.
  • успеха.
  • авансированного доверия.

Чем же держится школа? Только любовью к профессии. Если любви нет, то равнодушие вырастает до устрашающих размеров. Взгляд на мир, школу, основанный на заботе. Школа может воспитывать, но не мероприятиями, а духом учителей.

Замечательны советы К.Д. Ушинского: Способность воспитывать своей личностью, своим примером – “только разумом можно развивать ум, только совестью можно воспитывать совесть”.

  • Учить сопереживанию через свою отзывчивость,
  • Учить требовательности через свою требовательность,
  • Учить строгости через свою строгость.

Хорошей школы не будет, пока мы не научимся любить ее таковой, какая она есть (С. Соловейчик). Учебно-воспитательная работа школы должна носить авторский характер, как осознанная необходимость педагогического коллектива.

Все дети рождаются ангелами. Сердечная улыбка, искренние слова, заботливый взгляд несут мощный импульс жизни, помогают детям плохое обращать в хорошее, продвигаться вперед, ощущать радость.

Дети восприимчивы к влиянию взрослых, поэтому учитель должен не только себя внешне вести прилично, но и в мыслях быть правдивым, а в чувствах моральным.