1. Как работать самостоятельно?
Самостоятельность – замечательное свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же важнейшее условие самореализации личности, ее творческих возможностей.
Личность учащегося самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие окружающего мира. Самое главное – признание самобытности и уникальности учащегося. Педагогическая наука давно установила: "Обучать надо не всех, а каждого". Но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию. Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся необходимо организовывать их работу по самостоятельного добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами и текстами, составленными преподавателем.
Самостоятельная работа такого творческого типа, которую я предлагаю – создает атмосферу заинтересованности, дает возможность каждому учащемуся проявить инициативу и самостоятельность. Обеспечить различные виды деятельности и их оптимальное сочетание помогают дифференцированные дидактические материала, а также оперативный контроль, возможны также "мягкие" формы: самоконтроль и взаимоконтроль.
При выполнении самостоятельных творческих работ можно применять работу в группах, при таком подходе создаются возможности для диалога и полилога всех участников, а это развивает умение не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свое участие в работе группы. Необходимо организовать учебную деятельность, основанную на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества. Основные условия работы в группах: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимная зависимость. При этом создается хороший доверительный климат в группе не только между самими учащимися, но и между учеником и учителем. Исчезает боязнь ответа у доски, неудачного ответа. Общение в группах помогает управлять каждым действием учащегося при решении конкретных задач и вовремя вносить необходимые коррективы в ход урока, создает условия для самореализации возможностей учащегося, позволяет адаптировать содержание учебного материала, приемы и темп учебной деятельности учащегося к его психологическим особенностям.
2. Алгоритм самостоятельной работы
- Прочти внимательно цели – они результат работы!
- Прочти предлагаемый план работы.
- Выдели проблемный вопрос.
- Прочти внимательно тексты предлагаемой литературы.
- а) составь план содержания по теме;
б) сопоставь с планом самостоятельной работы. - Составь краткий конспект.
- Рассмотри необходимые рисунки, таблицы:
а) какому вопросу они соответствуют?
б) какой вывод можно сделать? - Составь самостоятельно таблицу, схему. (Для этого требуется глубокое знание материала, умение ориентироваться в общем материале, выразить свои мысли в виде кратких обобщений).
- Сформулируй и запиши вывод.
- Отбери факты, свидетельствующие о правильности сделанного вывода.
3. Технология группового самостоятельного обучения
При моделировании уроков в режиме группового самостоятельного обучения важно учитывать, что студент выполняя проблемное задание в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознает свои потребности. В итоге у него развиваются способности находить решение в новых ситуациях, т.е.развивается интеллект.
Особую значимость в группе приобретают действия лидера, которому стремятся подражать другие члены группы, поэтому преподавателю необходимо в процессе формирования учебных групп провести специальную работу с лидерами, которые выполняют функцию консультанта Г.А. Русских, “Адаптивные технологии обучения”.
При групповом самостоятельном обучении особую структуру и содержание имеют задания для учащихся. При конструировании важно учитывать следующие правила:
- количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе;
- в течение года каждый учащийся выполняет разные виды задания;
- в групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы;
- количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание изменяются в зависимости от цели, содержания урока и уровня познавательной возможности учащихся;
- при определении времени выполнения группового задания учитывается время на “репетицию” и оформление ответа группы.
Вот пример группового задания для самостоятельной работы учащихся на уроке изучения нового материала.
Групповое задание. Прочитайте текст учебника на странице …, § ….
Выполните задания:
- разработайте опорный конспект (ЛОС) содержания учебной статьи;
- подготовьте краткий пересказ содержания статьи;
- сконструируйте репродуктивные вопросы для взаимопроверки усвоения знаний статьи;
- сконструируйте проблемное задание с целью организации групповой дискуссии на уроке;
- ответьте на вопросы учителя (предлагается 2-3 вопроса разного уровня сложности (по выбору) для письменной работы учащегося));
- подготовьте рассказ к тексту учебной статьи, используя дополнительную литературу;
- разработайте свой вариант домашнего задания по теме урока.
4. Использование таблиц в самостоятельной работе студентов
Как известно, заполнение тематических и синхронических таблиц, составление диаграмм и схем дает многое для развития логического мышления студентов, освоения ими навыков анализа причинно-следственных связей, явлений путем их сопоставления и противопоставления. Составление таблиц и схем требует глубокого знания материала, умения быстро ориентироваться в большом по объему материале, умения выражать свои мысли в виде кратких обобщений, вместе с тем такого типа самостоятельная работа придает знаниям необходимую глубину и прочность, поднимают их на новую ступень. При организации самостоятельной работы с таблицей преподаватель учитывает объем и сложность изучаемых параграфов, характер составления таблиц, загруженность и тип урока.
Заполнение синхронической или развернутой тематической таблицы требует много времени, а работа с таблицей в течение ряда уроков способствует более прочному усвоению материала.
Примером составления аналитической таблицы является составление таблицы по теме “Биотические взаимоотношения в биоценозах”, где необходимо отразить не только типы биотических взаимоотношений, но и привести примеры, отразить взаимосвязь между биотическими взаимоотношениями: (Приложение 1).
5. Примерные вопросы самостоятельных заданий учащихся
5.1. ТЕМА: “ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ”
Цели:
- познакомить с особенностями индивидуального развития;
- научить работать с книгой, справочниками;
- самостоятельно добывать знания.
Вопросы и задания:
- Какова роль клеток в процессах онтогенеза?
- Какова роль процессов оплодотворения и клеточного деления в поддержании преемственности между поколениями особей вида? Какие положения клеточной теории помогают сформулировать ответ на этот вопрос?
- Используя знания о процессах гаметогенеза, оплодотворения, индивидуального развития, попытайтесь определить причины перечисленных ниже нарушений процессов онтогенеза человека (Приложение 2).
6. Самостоятельная творческая работа по экологии
Содержание предмета – экология позволяет учащемуся в содружестве познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами окружающего мира, осознавать, что человек – это его малая часть. Проблемы природы – это проблемы человека. Научиться разрешать их – задача наших учащихся. Поэтому обучение на уроке, во внеурочное время, в виде самостоятельной работы, должно проходить под девизом: "Живя в мире, будь его полноценной частью". Воспитание учащегося-исследователя – это процесс, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения, нести за них ответственность.
6.1. Составление валеоэкологического дневника: (Приложение 3).
Страницы валеоэкологического дневника:
- Моя родословная.
- Мои заповеди.
- Рассуждения о смысле жизни: " Не удивляйся, что умрешь – дивись тому, что ты живешь". (В.Федоров.)
- Правила поведения в природе.
- Помогу себе сам: изменю образ жизни, привычки, режимы.
- Любимые рецепты.
- Пословицы, стихи, поговорки, загадки о здоровье. ("Здоровое тело – продукт здорового рассудка" Б.Шоу.)
- Тренинги релаксации.
- "Скажи мне, друг…"
6. 2. Самостоятельная творческая работа "Правила от имени…"
6.3. Самостоятельная творческая работа – "Экологические сказки". (Приложение 4)
Качественно новый результат, приобретаемый студентами – высокий уровень познавательной самостоятельности, владение системой умений осуществлять поисковую деятельность, готовность к самостоятельной работе в режиме технологий развивающего обучения.
Приложение 1
К теме “Биотические взаимоотношения в биоценозах”
№ п/п | Типы взаимоотношений | Примеры | Взаимосвязь в биоценозах |
1 | Симбиоз | ? | ? |
2 | Зоохория | ||
3 | Паразитизм | ||
4 | Нейтрализм | ||
5 | Кооперации | ||
6 | Комменсализм |
Приложение 2
ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ, НИКОТИНА И ДРУГИХ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НА ОНТОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА
Примеры нарушений | Причины нарушений |
1. У алкоголиков и наркоманов преобладают погибшие или потерявшие подвижность сперматозоиды | |
2. У курящих матерей рождаются дети с отклонениями в психическом развитии, предрасположенные к судорогам, часто погибающие в раннем возрасте; грудные дети становятся никотиновыми токсикоманами | |
3. У курящих девушек грубеет голос, в их облике появляются мужекоподобные черты | |
4. У пьющих матерей рождаются дети мертвые или недоношенные, с отклонениями в развитии | |
5. У родителей – алкоголиков рождаются дети, страдающие глубоким слабоумием, косоглазием, расщелиной неба, пороком сердца и т.д. | |
6. У подростков и юношей алкоголизм развивается очень быстро, обычно они погибают, не доживши до 40 лет |
Приложение 3
Приложение 4
Сказка
"Царевна–лягушка"
Давным-давно, когда реки спокойно несли в моря и океаны свои прозрачные воды, а леса были такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, жила была лягушка.
В голубом небе ничто, кроме птичьих песен не нарушало тишину. Лягушка была счастлива, но прошло время и однажды она увидела на реке большой корабль. Затем еще один и еще. Кораблей становилось все больше и больше, они все плыли и плыли, оставляя после себя мутную, маслянистую воду, от которой вскоре погибли все кувшинки, которые так любила лягушка.
Жизнь на реке стала постепенно умирать, а мы знаем, что если природе становится плохо, то непременно станет плохо и нам, потому что ничто не может заменить нам природы, такой разной, такой живой, а значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережливее, заботливее, чем прежде относится к ней и она ответит тем же.
Автор: Борисова Александра, студентка группы 1-А