Проведению урока предшествует экскурсия в историко-этнографический музей на открытом воздухе “Тукай кырлай”, с посещением дома-музея Г. Тукая.
Задачи обучения. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, на этой основе усовершенствовать умение отличать физические процессы от химических.
Задачи развития. Совершенствовать умение объяснять зависимость протекания химических реакций от внешних условий.
Новое содержание. Условия возникновения и течения химических реакций, признаки химических реакций.
Эксперимент. Плавление парафина, обугливание крахмала, горение лучины, взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой в присутствии фенолфталеина, взаимодействие сульфата меди (II) и гидроксида натрия, взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты.
Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь на примерах конкретных химических реакций указывать условия их возникновения и дальнейшего протекания, а также признаки реакций.
Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь объяснять связь между условиями и возможностью протекания химических реакций.
Урок начинается с прочтения учащимися стихов Г. Тукая на татарском языке, критерием при подборе стихов является отражение в них различных явлений природы
БУРАН Тик кен
торганда капланды томанга бар hава; Кар бр йзг
рхимсез, куз ачып
булмый карап; КЗ Крмсез, дусларым, кз килде тышта? Кит башлады
бездн инде кошлар, Мисале згъфыран
саргайды урман, |
Далее учащиеся, отвечая на вопросы учителя, приходят к выводу: все изменения происходящие с веществами в природе называются явлениями.
В процессе демонстрации опытов (плавление парафина, обугливание крахмала) выясняем сущность происходящих явлений и составляем таблицу.
Физические явления |
Химические явления |
Явления, при которых вещества не превращаются в другие, изменяется только их агрегатное состояние. Примеры: плавление парафина, кипение и испарение воды, таяние снега. |
Явления, при которых из
данных веществ образуется одно или несколько
новых веществ. Примеры: обугливание крахмала, горение древесины, ржавление железа, скисанеи молока, гниение листьев. |
Для закрепления знаний проводим беседу с учащимися и отвечаем на вопросы.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая с
Замираньем летит на звезду…
(С. Есенин).
Вопросы учителя:
1. О каком явлении в жизни растений говорится в
стихах С. Есенина?
2. К физическим или химическим явлениям относится
листопад?
3. С чем связано изменение цвета листьев деревьев
осенью, какие явления физические или химические
происходят при этом?
4. Какой пигмент обуславливает зелёную окраску
листьев растений?
5. Какой процесс происходит в зеленых листьях
растений под действием солнечного света?
Сообщение ученика. Фотосинтез – химическое явление (на доске запись уравнения реакции фотосинтеза).
Далее даем определение “химическая реакция” и с помощью демонстрационных опытов выясняем признаки химических реакций, составляем схему.
Для развития умений учащихся по самоконтролю знаний проводим тестированный контроль.
1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:
- Сгорание бензина в двигателе автомобиля,
- скисание молока,
- таяние снега,
- образование инея на деревьях.
2. Какие из природных явлений сопровождаются химическими реакциями?
- Выпадение дождя,
- извержение вулканов,
- гниение растительных остатков,
- ледоход на реке.
3. Какие из признаков характерны для химических реакций?
- Образование осадка,
- изменение агрегатного состояния,
- выделение газа,
- измельчение вещества.
4. К физическим явлениям (в отличие от химических) относятся:
- горение угля,
- приготовление порошка из куска мела,
- образование ржавчины,
- свечение вольфрамовой нити в лампочке.
Далее, используя знания учащихся о химических реакциях, на основе проделанных демонстрационных опытов составляем таблицу условия возникновения и протекания химических реакций.
Химические реакции |
|
Условия возникновения |
Условия протекания |
1. Приведение веществ в тесное
соприкосновение(измельчение, перемешивание,
растворение). 2. Нагревание веществ до определённой температуры. |
1. Тесное соприкосновение
реагирующих веществ (необходимо). 2. Нагревание (возможно) а) для начала реакции |
Учитель. Для чего нам необходимо знать условия возникновения и условия протекания химических реакций?
Ученик. Для того, чтобы контролировать протекание химических реакций, иногда химическую реакцию необходимо прекратить, например, при пожаре мы стремимся прекратить реакцию горения.
Сообщение
ученика. Лесной пожар – это неконтролируемое
горение растительности, стихийно
распространяющееся по лесной территории. Лесные
пожары ежегодно возникают в лесах Татарстана, а
также в других странах мира на обширных площадях
и нередко принимают характер стихийного
бедствия. Лесные пожары уничтожают лесной фонд
Татарстана, а также представляют опасность и для
населения. При этом возникает непосредственная
угроза уничтожения огнём населённых пунктов и
объектов народного хозяйства, расположенных
вблизи лесных массивов, а также сильное
задымление и загазованность территорий, даже
удалённых от кромки леса.
“Дым был столь обильным, что птицы не могли
парить, падали на землю"
Общая площадь лесов Республики Татарстан 1270,3
тыс. га, в том числе покрытая лесом – 1165,3 тыс. га,
из них лесные культуры 281,1 тыс. га. Общий запас
древесины – 168,8 млн.м3. Средний прирост
древесины – 4,13 м3/га
Почти все лесные пожары в Татарстане происходят
из-за людской небрежности.
Пожароопасный сезон 2004 года в Татарстане начался
20 апреля. За это время в республике леса горели
более 40 раз, сообщили Intertat.ru в пресс-службе
Главного Управления природных ресурсов и охраны
окружающей среды. Примечательно, что из 41 случая
лесных пожаров 39 связаны с нарушениями
гражданами требований Правил пожарной
безопасности в лесах РФ.
Для закрепления и обобщения знаний учащиеся отвечают на вопросы.
1. Каковы условия возникновения и прекращения горения?
2. Какие средства тушения пожара нужно использовать в следующих случаях:
а) загорелась одежда на человеке;
б) воспламенился бензин;
в) возник лесной пожар;
г) загорелась нефть на поверхности воды?
В заключительной части урока учитель подводит итог урока, ученики получают домашние задание.