Технология применения аудиовизуальных средств обучения на уроках географии

Разделы: География


Обучение по новым программам, составленных с учетом применения аудиовизуальных и интерактивных средств обучения, требует более широкого внедрения в учебный процесс средств наглядности географического содержания.

Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:

  • во-первых, скрыты от глаз наблюдателя;
  • во-вторых, все процессы происходят в динамике.

А как показать в динамике? Используя видеотехнику, я включаю видеоинформацию на уроках. Проанализировав географические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной. Работая в рамках лаборатории, я вижу, что качество знаний учащихся составляет 51–56 %, что является неплохим результатом для общеобразовательных классов и 70–86 % в гимназических и профильных классах.

Проработав некоторое время по данной проблеме и изучив фонд аудиовизуальных средств в фильмотеке РОСПЦ, я пришла к выводу, что он не охватывает весь круг вопросов и проблем, рассматриваемых на уроках географии. Поэтому я имею домашнюю фильмотеку. В ней собрано 36 видеокассет по различной тематике (смотри каталог). На уроках я не ограничиваюсь использованием видеофильмов, а использую также средства массмедиа, источники внеучебной информации. Включение таких источников в учебный процесс способствует:

  • связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;
  • дополняет предмет новыми сведениями;
  • поддерживает актуальный уровень предмета.

Задачи использования аудиовизуальных средств обучения (АВСО) в географии могут быть сведены к следующему:

  1. АВСО должны представлять материал, мотивирующий потребность к изучению географических вопросов.
    Так, по теме “Типы населенных пунктов. Города” (география, 6-й класс) я показываю отрывок из видеофильма “Нерюнгри – это наш город” и прошу ответить на вопрос: “Что такое город? Перечислите его основные признаки”.
  2. АВСО незаменимы при отработке больших объемов информации как средства интенсификации ее изучения.
    Так, в курсе “Физическая география материков и океанов”, “Экономическая география России”, “Экономическая география мира” содержаться объемные темы (например, описание страны или экономического района страны), по которым имеются видеофильмы из серии “Путешествие с географическим обществом”, “100 чудес света”, “На перекрестках планеты Земля”, “Таинственная Африка”, “Маршрутами нового тысячелетия”. Все фильмы, входящие в эту серии, имеют продолжительность от 52 до 60 минут. Полностью показать фильмы нет возможности на уроке за 45 минут, поэтому предварительно просматриваю видеофильмы и провожу отбор и монтаж фрагментов к уроку.
  3. Использование АВСО дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных лет. Например, прошу выслушать выпуски “Новостей” по телевидению и:
    – на контурную карту нанести объекты, о которых упоминались в выпуске;
    – условными знаками прошу обозначить причину их упоминания.

Создаю и игровые моменты, когда имеющийся видеоматериал используется для постановки познавательных задач.

Рассматривая тему “Природные зоны Африки” (география 7-й класс), я ставлю такую задачу: “Используя видеофильм “Сафари без оружия” определите типичных представителей растительного и животного мира Африки”.

Изучая тему “География религий” (география 10-й класс), я предлагаю учащимся в течение урока посмотреть видеофрагменты “Архитектурные особенности культовых сооружений” и ответить на вопрос: “На плакате изображены силуэты культовых сооружений. Определите, к какой религии они относятся?”

Предложенные мною приемы использования АВСО и массмедиа далеко не исчерпывают их функциональные возможности. Применение их на уроке требует от учителя знания особенностей принимающей информацию аудитории и наличия опыта работы у учителя с экранно-звуковыми пособиями. АВСО сегодня являются одними из наиболее действенных и необходимых средств, способствующих совершенствованию географической подготовке школьников.