Обучение по новым программам, составленных с учетом применения аудиовизуальных и интерактивных средств обучения, требует более широкого внедрения в учебный процесс средств наглядности географического содержания.
Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:
- во-первых, скрыты от глаз наблюдателя;
- во-вторых, все процессы происходят в динамике.
А как показать в динамике? Используя видеотехнику, я включаю видеоинформацию на уроках. Проанализировав географические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной. Работая в рамках лаборатории, я вижу, что качество знаний учащихся составляет 51–56 %, что является неплохим результатом для общеобразовательных классов и 70–86 % в гимназических и профильных классах.
Проработав некоторое время по данной проблеме и изучив фонд аудиовизуальных средств в фильмотеке РОСПЦ, я пришла к выводу, что он не охватывает весь круг вопросов и проблем, рассматриваемых на уроках географии. Поэтому я имею домашнюю фильмотеку. В ней собрано 36 видеокассет по различной тематике (смотри каталог). На уроках я не ограничиваюсь использованием видеофильмов, а использую также средства массмедиа, источники внеучебной информации. Включение таких источников в учебный процесс способствует:
- связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;
- дополняет предмет новыми сведениями;
- поддерживает актуальный уровень предмета.
Задачи использования аудиовизуальных средств обучения (АВСО) в географии могут быть сведены к следующему:
- АВСО должны представлять материал,
мотивирующий потребность к изучению
географических вопросов.
Так, по теме “Типы населенных пунктов. Города” (география, 6-й класс) я показываю отрывок из видеофильма “Нерюнгри – это наш город” и прошу ответить на вопрос: “Что такое город? Перечислите его основные признаки”. - АВСО незаменимы при отработке больших
объемов информации как средства интенсификации
ее изучения.
Так, в курсе “Физическая география материков и океанов”, “Экономическая география России”, “Экономическая география мира” содержаться объемные темы (например, описание страны или экономического района страны), по которым имеются видеофильмы из серии “Путешествие с географическим обществом”, “100 чудес света”, “На перекрестках планеты Земля”, “Таинственная Африка”, “Маршрутами нового тысячелетия”. Все фильмы, входящие в эту серии, имеют продолжительность от 52 до 60 минут. Полностью показать фильмы нет возможности на уроке за 45 минут, поэтому предварительно просматриваю видеофильмы и провожу отбор и монтаж фрагментов к уроку. - Использование АВСО дает возможность
значительно расширить диапазон операционных
действий учащихся при выполнении практических и
самостоятельных лет. Например, прошу
выслушать выпуски “Новостей” по телевидению и:
– на контурную карту нанести объекты, о которых упоминались в выпуске;
– условными знаками прошу обозначить причину их упоминания.
Создаю и игровые моменты, когда имеющийся видеоматериал используется для постановки познавательных задач.
Рассматривая тему “Природные зоны Африки” (география 7-й класс), я ставлю такую задачу: “Используя видеофильм “Сафари без оружия” определите типичных представителей растительного и животного мира Африки”.
Изучая тему “География религий” (география 10-й класс), я предлагаю учащимся в течение урока посмотреть видеофрагменты “Архитектурные особенности культовых сооружений” и ответить на вопрос: “На плакате изображены силуэты культовых сооружений. Определите, к какой религии они относятся?”
Предложенные мною приемы использования АВСО и массмедиа далеко не исчерпывают их функциональные возможности. Применение их на уроке требует от учителя знания особенностей принимающей информацию аудитории и наличия опыта работы у учителя с экранно-звуковыми пособиями. АВСО сегодня являются одними из наиболее действенных и необходимых средств, способствующих совершенствованию географической подготовке школьников.