Цели урока:
- систематизация знаний учащихся по теме “Причастие”;
- совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
- формирование практических умений и навыков семиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике;
- воспитание бережного отношения к слову.
Задачи урока:
- закрепить умение находить причастие и определять его грамматические признаки;
- совершенствовать умение видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии;
- совершенствовать умение видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот.
Оборудование урока:
- записи учителя на доске (см. ход урока);
- карточки с суффиксами причастий (разные по цвету), крепящиеся к доске магнитами;
- Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся в конце урока.
Ход урока
Оргмомент. Вступительное слово учителя |
Как известно, слова, обозначающие такие
признаки, которые создаются действием, в
грамматике называются причастиями. На
протяжении довольно долгого времени мы
занимались различными моментами, связанными с
этой темой. И вот сегодня – своеобразное
подведение итогов. Перед нами стоит задача повторить одно ЧТО и три КАК. Вот они:
|
Доска. Синтаксическая пятиминутка: Записать предложения, вставить пропущенные знаки препинания, графически объяснить их постановку. Вопрос классу: – Что такое причастный оборот? |
Художник Шишкин, воспевший красоту
родной земли, создал много полотен о природе
России. Он остается непревзойденным знатоком дерева, художником, не имеющим соперников в изображении хвойного леса. |
Выписать из предложений причастия. По суффиксам определить, какие они | Воспевший – действительное, прошедшего
времени; Непревзойденным – страдательное, прошедшего времени; (Не) имеющим – действительное, настоящего времени. – Какие это причастия? (На доске при помощи карточек с суффиксами причастий учащиеся восстанавливают схему образования причастий); – Что значит “действительное”, “страдательное”? – Объяснить, почему в слове “непревзойденным” НЕ является приставкой, а в слове “не имеющим” НЕ – частица? – Выполнить морфологический разбор причастия “(не) имеющим” |
– От чего зависит выбор гласной в
суффиксах действительных и страдательных
причастий настоящего времени? – От спряжения. – Записать под диктовку словосочетания, объяснить правописание суффиксов |
Невидимый (образовано от глагола 2 спряжения – исключения) самолет, пенящиеся (образовано от глагола 1 спряжения) волны, колеблемые (1 спр.) ветром, в стелющемся (1 спр.) тумане, неведомый (1 спр.), незабываемое(1 спр.) впечатление, ненавидящий (2 спр.) неправду |
Доска. Записать словосочетания. Чем отличается друг от друга каждое словосочетание пары? От чего зависит выбор гласной перед НН в суффиксах страдательных причастий? (Учащиеся должны вспомнить зависимость выбора гласной от формы инфинитива того глагола, от которого образовано причастие: – на –АТЬ–ЯТЬ – А (Я) НН, – у всех остальных – ЕНН, ЁНН |
ВыкачАнная вода – выкачЕнная бочка; ВыслушАнное замечание – высушЕнное растение" ЗамешАнный в преступлении – замешЕнное тесто |
Во вторых словосочетаниях каждой пары заменить полное страдательное причастие кратким. Записать полученные варианты | Бочка выкачена; Растение высушено; Тесто замешено; – Сколько Н пишется в суффиксах полных страдательных причастий? – Сколько Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий? – Как определить, что перед нами – причастие или отглагольное прилагательное? (Посмотреть на вид глагола, от которого оно образовано. От глаголов совершенного вида образуются причастия, от глаголов несовершенного вида – отглагольные прилагательные); – Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (Присоединить приставку, кроме НЕ или добавить зависимые слова) |
Выборочный диктант. Из диктуемого текста выписать причастия или отглагольные прилагательные, объяснить написание Н или НН в суффиксах. (Это может быть и выборочно-распределительный диктант – тогда нужно попросить учащихся распределить выписываемые слова по двум группам: с одной Н и с двумя НН в суффиксе) |
В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой – стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол. |
Доска. Устная работа. – Чем отличаются данные словосочетания? |
Зеленая (прилагательное) трава –
зеленеющая (причастие) трава; Краснеющая (причастие) ягода – красная (прилагательное) ягода; (Здесь можно повторить систему частей речи русского языка (в системе Шулешко есть такой прием, когда название каждой части речи соответствует определенному пальцу на руках. Левая рука: мизинец – существительное; безымянный – прилагательное; средний – числительное; указательный – местоимение; большой – глагол, куда относим и причастия и деепричастия, как особые формы глагола. Правая рука: большой – наречие; Указательный, средний, безымянный – предлог, союз, частица (служебные части речи); Мизинец – междометие (особняком). Этот прием очень нравится детям – учащимся разных классов, они запоминают систему частей речи русского языка в течение двух-трех уроков. Кроме того, этот прием имеет и валеологическую составляющую) и поработать фронтально, отвечая на следующие вопросы: – Что такое причастие? – Свойства каких частей речи объединяет в себе причастие? Какие признаки у причастия от прилагательного? А от глагола? – На какие вопросы отвечает причастия? Какие вопросы возможны? – Какова синтаксическая роль причастия в предложении? |
Общность причастия с другими частями
речи наблюдается и в правописании. Работа учащегося (учащихся) у доски – повторение правописания НЕ с причастиями |
Незамеченная ошибка, гласные, не
проверяемые ударением, непродуманный ответ,
решение не продумано, работа не закончена,
незаконченное сочинение, еще не прочитанная мною
книга, не обжитый строителями край, необозримая
равнина, никем не нарушаемая тишина,
неустрашимый боец, непролазная чаща. – Какие случаи правописания НЕ с причастиями не представлены здесь? – Перечислить случаи раздельного написания НЕ с причастиями |
Записать предложение, выполнить полный синтаксический разбор | Озеро, замкнутое поясом непроходимых
зарослей, поблескивало внизу. – Разобрать по составу слово непроходимых, определить способ его образования; – Назвать третью букву и третий звук в слове “поясом” (я, Й – согласный, звонкий, мягкий) |
Редакторская работа. Перестроить предложение таким образом, чтобы в нем не было речевых недочетов. Записать |
Стоявшая маленькая керосиновая лампа
на столе освещала только середину комнаты. Правильные варианты: 1) Маленькая керосиновая лампа, стоявшая на столе, освещала только середину комнаты. 2) Стоявшая на столе маленькая керосиновая лампа освещала только середину комнаты |
Итоги урока. Самостоятельная работа |
Содержание работы определяется
учителем с учетом временных факторов,
возможностей учащихся и т.д. На данном уроке
учащимся была предложена работа следующего
содержания: 1. Записать предложение, выбирая нужное слово (Загримировавший, загримировавшийся) актер ждал своего выхода на сцену. Я никак не мог забыть столь (взволновавшую, взволновавшуюся) меня книгу. Мальчик долго не мог найти своих (спрятавшихся, спрятавших) товарищей. Изумительно красив был (искрящий, искрящийся) на солнце снег. Организация, (строящая, строящаяся) школу, ассигновала на это крупные средства. (Строящая, строящаяся) школа росла не по дням, а по часам. 2. Вставить пропущенные знаки препинания Листья блистающие золотом; тронутый утренником осенний лист; возле полянок усеянных брусникой; деревья одетые в нарядный убор; пылающие золотом вершины берез; осины трепещущие на ветру; листва опаленная дыханием осени; расшитый золотом ковер. 3. Вставить пропущенные гласные в суффиксы страдательных причастий прошедшего времени Рассе…нные тучи, посаж…нный сад, вырубл…нный лес, ове…нный славой, услыш…нный разговор, скле…нный клеем, потер…нное время, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, пойм…нные птицы. 4. Вставить пропущенные буквы Передава…мая научная информация; аппарат, управля…мый на расстоянии; автоматическая станция, запущ…нная на Луну; посадка станции, произведе…ая автоматически; возвраща…мый аппарат; фотографии, получе…ые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установл…нные на аппарате, посыла…мом на Луну; выполне…ая программа исследования. (Ученики могут выполнять задания самостоятельной работы прямо на листах-распечатках.) Тексты заданий взяты из книги Г.А. Богдановой “Уроки русского языка в 7-м классе” (М., “Просвещение”, 1991) |