Урок-игра "Числовой калейдоскоп"

Разделы: Информатика


Тема: "Системы счисления".

Техническая база: компьютер, мультимедийный видеопроектор.

Программное обеспечение: MS Windows XP, MS PowerPoint, MS Excel.

Цели:

  • определение уровня знаний, умений и навыков, комплексного их применения;
  • закрепление и систематизация знаний, коррекция ЗУН;
  • формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды;
  • работать над повышением грамотности речи, повышение мотивации учащихся на уроке за счёт игровой формы работы.

Структура урока:

  1. Вводное слово учителя (5 минут).
  2. Игра (30 минут).
  3. Подведение итогов урока (10 минут).

1. Вводное слово учителя

Сегодня урок – игра "Числовой калейдоскоп". В ней необходимо применить знания, умения и навыки по теме "Системы счисления", но этого мало, надо добавить находчивость и смекалку. Победит та команда, которая сумеет не только быстро решить задания, но так организует свою деятельность так, чтобы количество выполненных заданий было максимальным. Это принесет ей большее количество баллов. Прослушайте правила игры.

2. Игра

Класс делится на команды по 3 человека в каждой. Выбираются капитаны. Назначаются судьи (2 человека), они заранее выполнили все задания, помогали учителю в подготовке игры. Используя мультимедийный видеопроектор, учитель ведёт игру, показывая презентацию (Приложение 1). Команды сидят за столами лицом к экрану видеопроектора. Судьи наблюдают за командами, оценивают конкурсы.

В игре несколько конкурсов:

  • "Рассуждалки";
  • "Переводилки";
  • "Считалки";
  • "Объяснялки";
  • "Обгонялки".

3. Подведение итогов урока

Учитель суммирует все баллы в таблице MS Excel, показывает таблицу на экране видеопроектора. Объявляет победителей. Они награждаются бурными аплодисментами. Далее разбирается весь ход игры. Учитель акцентирует внимание на удачных решениях. Судьи на доске разбирают задания, с которыми не справились команды. Учитель объявляет результаты игры и выставляет оценки всем участникам. У ребят из одной команды одинаковые оценки.

  • "5" – 34–28 баллов;
  • "4" – 27–24 балла;
  • "3" – 23–17 баллов;
  • "2" – ниже 17 баллов.

Ход игры

"Рассуждалки" (максимальное количество баллов за конкурс – 4 балла).

Задание 1.

Число 345 древние египтяне записывали так .

Запишите число 238.

Задание 2.

В великой цивилизации – вавилонской – люди записывали числа с помощью прямого клина – единицы и лежачего – десятки. Число 32 записывали

Число 60 обозначалось , что и 1.

Число 444 в этой системе записи чисел имело вид , так как 444 = 7* 60 + 24. Запишите число 92.

Задание 3.

Представьте в виде десятичного числа CDXLIV.

Задание 4.

Числа записаны в одной системе счисления. 1011; 38E3; 12C4; 999D.

Найдите систему с наименьшим основанием.

Судьи проверяют результаты и объявляют итоги конкурса.

"Переводилки" (максимальное количество баллов за конкурс – 10 баллов).

  1. 1111011,00112 = Х10
  2. B9,9216 = X10
  3. 87,1710 = X2
  4. 87,1710 = X8
  5. 87,1710 = X16

Судьи проверяют результаты и объявляют итоги конкурса.

"Считалки" (максимальное количество баллов за конкурс – 8 баллов).

  1. 1001001,012 – 111011,102 = Х2
  2. 110111,112 + 101101,012 = Х2
  3. 57174,728 + 4577,478 = Х8
  4. E0516,716 – AEDC,C16 = Х16

Судьи проверяют результаты и объявляют итоги конкурса.

"Объяснялки" (максимальное количество баллов за конкурс – 6 баллов).

Осуществите прямой перевод и объясните его принцип.

  1. 331334 = Х8
  2. 112223 = Х9

Судьи проверяют результаты и объявляют итоги конкурса.

"Обгонялки" (максимальное количество баллов за конкурс – 6 баллов).

Баллы получает только та команда, которая быстро и правильно выполнила задание. Капитан должен поднять руку, когда команда готова отвечать.

В какой системе счисления в невисокосном году 555 дней? Представьте результат в десятичной системе счисления.

548 * 348 = Х10

Судьи проверяют результаты и объявляют итоги конкурса.