Цели:
- дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой;
- познакомить с некоторыми мероприятиями по охране птиц зимой.
Оборудование:
- таблица “Зимующие птицы”;
- плакаты с изображением кормушек;
- рисунки детей на которых изображены птицы.
Ход урока
– О каком времени года эта загадка?
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
На доску вывешивается картина с зимним пейзажем.
Давайте немного поговорим об этом времени года: будем сравнивать зимнюю погоду с осенней.
– Как изменилась неживая природа с наступлением зимы?
(Стало холодно; дуют ветры; осадки – снег, град, снежная крупа; дни стали короче; реже светит солнце; вода замёрзла.)
– Какие изменения произошли с растениями?
(Растения стоят голые, без листьев; на кустах осенью было много плодов; трава пожухла и покрыта снегом – снег защищает её от морозов; зелёными остались только хвойные растения.)
– Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
– А какой месяц сейчас на календаре? (Февраль)
– Как в старину называли февраль? (“Бокогрей”, “межень”, “снежень”, “крутень”, “вьюговей”, “лютень”)
– Есть ли сейчас на кустарниках и деревьях плоды? (Есть, но очень мало.)
– Можно ли встретить зимой насекомых? Почему?
– О ком следующая загадка?
Кто два раза родился:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий? (Птица)
Птицы – это песнь и полёт! Их голоса звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днём и ночью.
Птицы – дети воздуха.
Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню или море.
Птицы – дети радуги.
Их перья переливаются разными цветами.
Птицы – наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредителей.
Птицы – это тайна и красота.
Без них нам не обойтись!
Наука, изучающая птиц, называется – орнитология.
Сегодня на уроке мы с вами будем учёными, изучающими птиц.
– Скажите, все ли птицы с наступлением холодов могут найти для себя необходимый корм?
(Нет, и поэтому многие птицы улетают в тёплые края.)
– Как мы называем тех птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? (Перелётные)
– А как называют тех птиц, которым не страшны морозы? (Зимующие)
Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах.
На доску вывешивается название урока “Зимующие птицы”.
Так как мы с вами орнитологи, то будем наблюдать за зимующими птицами, которые прилетают к нашей кормушке.
На доску крепится крыша от кормушки.
А вот и первая птица прилетела к нашей кормушке, а вот какая вы узнаете, отгадав загадку.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)
Выступление учащегося о снегире.
Выступающий прикрепляет картинку снегиря под крышу кормушки.
Ученик: Снегирь родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь этим и отличается от воробья. Родина снегиря – хвойные леса, здесь снегирь устраивает гнёзда и выводит потомство. Зимой снегири часто появляется в сёлах и городах. Снегирь зимой кормится семенами ольха, ясеня, клёна, липы, сирени, поедают семена трав. Особенно любят рябину и дичку. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики.
И новый гость прилетел.
Бела как снег,
Зелена как лук,
Черна как жук,
Поёт как бес,
Повёртка в лес. (Сорока)
Выступление ученика. Выступающий прикрепляет картинку сороки под крышу кормушки.
Ученик: Сорока имеет нарядное оперение. Голова, крылья и хвост – чёрные с зелёным отливом, а брюхо, плечи, бока – белые. Хвост длинный, ступенчатый – служит рулём. В феврале сороки ведут себя очень шумно, гоняют друг друга, распускают веером хвост и устраивают пляски. Сороки всеядны, весной любят, лакомятся птичьими яйцами или птенцами, могут так же таскать птенцов домашней птицы – этим наносят вред. Но так же сороки приносят пользу, истребляя насекомых, грызунов. В народе сороку называют сорока – белобока, сорока – воровка.
Учитель: Гнездо сорока строит в марте или ремонтирует старое. Гнездо располагают в зарослях на расстоянии 2–3 метра от земли. Лоток из прутиков и травинок, склеенных глиной. Сбоку и с верху лоток прикрыт ветками и напоминает шар – это служит хорошей защитой от хищников.
О какой птице мы будем говорить сейчас, вы узнаете, отгадав следующую загадку.
Посредь дерева
Кузнец куёт. (Дятел)
Выступление ученика. Ученик прикрепляет картинку с изображением дятла под крышу кормушки.
Ученик: Дятел имеет пёструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими когтями, хвост похожий на клинышек который служит опорой. Клюв у дятла прямой и острый.
Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Гнездо самец и самка делают совместно, выдалбливая его в стволе осины, ольхи или берёзы. Ночью дятлы отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла.
Дятел очень полезная птица. Он уничтожает много насекомых. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим птичкам.
Учитель: А ещё дятла называют – санитаром леса! Почему?
(Отвечают дети.)
Дятел выбраковывает больные, заражённые вредителями деревья.
По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору. Язык у птицы покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых.
А следующей птицей прилетевшей к нашей кормушке будет ГАЛКА.
Выступающий прикрепляет картинку с изображением этой птицы.
Ученик: Галка не большая, но шустрая птица. Она вся чёрная только грудь покрыта серыми перьями. Галки живут повсюду. Всё время галки проводят на воздухе и не замерзают, потому что у них очень густое оперение. Хотя галки очень пугливые птицы они храбро защищают своё гнездо от ястреба. Галки вместе с пользой так же приносят и вред, уничтожая ягоды, молодые побеги растений. Но пользы от них больше чем вреда!
А ещё, я хочу вас познакомить с птицами, о которых вы знаете не так много.
КОРОЛЁК.
Павел Барто про эту птичку написал вот такое стихотворение
Королёк такая птица, –
Весь в напёрсток уместится,
А зимой на соснах он
Свиристит синицам в тон.
Под крышу кормушки крепится картинка с изображением королька.
Учитель: Королёк самая маленькая птичка нашего края. Королёк родственник синичкам. Корольки в конце лета и осенью часто летают в стаях вместе с синицами. Но зимой корольки живут самостоятельной жизнью. Летом корольки живут в хвойных лесах, зимой в смешенных. Существует такая легенда, в которой рассказывается, почему эта птичка получила такое название.
“Однажды среди птиц устроили состязание. Кто взлетит выше всех в небо, тот и Король-птица! И взлетел в небо орёл, и поднялся он выше всех, выше облаков, прямо к солнцу. И никто из птиц не отважился соперничать с Король-птицей. Но вместе с орлом, спрятавшись у него под крылом, взлетела в небо самая маленькая птаха, Малыш-птица. Когда орёл достиг своей высоты и стал спускаться, Малыш-птица вылетела у него из-под крыла и на один миг оказалась как бы выше всех. Уловку заметили все, но, восхитившись смелостью и находчивостью птицы, с улыбкой назвали её Корольком”.
Отгадайте ещё одну загадку.
Хоть я птичка невеличка,
У меня друзья привычка,
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда,
Кто же я? (Синица)
Под крышу кормушки прикрепляется картинка с изображением синицы.
Учитель: В наших лесах можно встретить синиц нескольких видов. Самая крупная – большая синица. Другая – лазоревка. А ещё есть, гренадёрки, гаички, московки.
Хотя синичек и много видов, у всех у них много общего. Все они остаются зимовать и лишь редко перекочевывают на небольшие расстояния.
Синичка поедает столько корма сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Свои гнёзда обычно устраивает в дуплах дятла. Иногда гнёзда синичкам делают люди и называют их синичниками.
Все синицы – друзья человека и заслужив самого заботливого к ним отношения.
Под крышу кормушки прикрепляется последняя картинка с изображением КЛЕСТА.
Это клёст багряно-бурый,
Отродясь он не был хмурым
Целый день трещать готов:
– Не боюсь я холодов.
Д.Белоус
Учитель: Это своеобразная таёжная птица, размером с воробья. У клеста необычное строение клюва, как у попугая. Этот клюв специально приспособлен для того, чтобы добывать семена из шишек. Но крючковатость появляется только у взрослых птиц. Клесты вьют гнёзда в густых ветках на вершине ели. Гнёзда двойные, как рамы в окнах для того, чтобы в гнезде было тепло, так как клесты выводят своих птенцов в самые лютые зимние морозы. Когда на дворе очень холодно, то птенцов согревает живая печка – мама, а топливо (корм) доставляет отец. За время своего существования клесты научились очень ловко расправляться с шишками – ведь за короткий зимний день только для себя взрослая птица должна извлечь до 2000 мелких еловых семечек, а во время высиживания птенцов 5000 семян в день.
Ребята, давайте внимательно посмотрим на рисунки, которые вы нарисовали.
– Назовите птиц, которых вы нарисовали?
– Как мы называем этих птиц? (Зимующие)
– Почему этих птиц называют зимующими?
– Что нового вы узнали об этих птицах на уроке?
– О каких птицах вы услышали впервые?
– Когда для птиц наступают трудные времена?
– Как человек старается помочь птицам?
Диалог с детьми о том, как правильно изготовить кормушки, где их прикрепить, как и в какое время необходимо кормить птиц.
Рассказать о птичьем меню.
Прочитайте вывод в учебнике на странице 67.
Домашнее задание: ст. 63–67.