Цели урока:
- обобщить полученные знания о производстве ткани в Омской области;
- знакомство с переплетением нитей при производстве ткани на основе шерстенных нитей;
- выполнить аппликацию с использованием заранее приготовленной ткани;
- выполнить работу по определению направления нитей основы и утка;
- выполнить работу по изготовлению шерстенного коврика;
- прививать аккуратность и трудолюбие.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы закрепим и обобщим наши знания по теме: “Ткани”.
III. Обобщение полученных знаний.
– Давайте вспомним, с какими тканями мы познакомились на предыдущих уроках труда? (Хлопок, лён, шерсть, шёлк.)
– Из чего получают льняную и хлопчатобумажную ткань?
– А как, одним словом можно назвать лён и хлопок? (Растения.)
– Какое растение использовали для изготовления ткани в Омском Приитышье и у нас в Черлакском районе? (Коноплю.)
– Давайте вспомним технологию (процесс) производства ткани из конопли.
- Срезали;
- Вымачивали;
- Мяли;
- Трепали;
- Чесали;
- Пряли нить (показать нить из конопли);
- Ткали;
- Отбеливали на солнце.
– Скажите если льняную, хлопчатобумажную или ткань из конопли изготовлены из растений, то шерсть и шёлк мы получали с чьей помощью? (Тутовый шелкопряд и овцы.)
– А овец и шелкопряда как можно назвать, одним словом? (Животные.)
– Теперь мы с вами знаем, что ткани бывают растительного и животного происхождения. Но все эти ткани можно назвать одним словом – натуральные.
(На доске составляется схема).
Натуральные |
|
растительные | животные |
хлопок | шерсть |
лён | шёлк |
Натуральные ткани можно назвать по другому – настоящие или природные.
IV. Практическая работа.
На прошлом уроке мы с вами разделились на группы, каждая группа получила своё задание и приготовила всё, что ей будет необходимо для сегодняшней работы.
Первая группа.
Вы будете работать с хлопчатобумажной тканью и попробуете при помощи вытягивания отдельных нитей приготовить салфетку.
При выполнении вашего задания вам может понадобиться иголка. Давайте вспомним правила работы с иголкой.
Вторая группа.
Вы сегодня будете ткачами. И будете ткать маленький коврик, так как это делали много веков назад.
Мы приготовили с вами рамочку, правда она у нас не деревянная, а картонная, но всё остальное будет как у настоящих ткачей.
– Как мы называли нити, которые натянуты у нас на рамке?
Основа – продольные нити идущие вдоль ткани.
– А ту нить, которую вы будете пропускать, как называют?
Уток – поперечные нити ткани, переплетающиеся с нитями основы.
– Кто покажет, как будет проходить уток в вашем коврике.
(Ученик показывает у доски).
Третья группа.
Вам досталась творческая работа. Вы будете выполнять аппликацию под названием “Весенний букет”, используя приготовленный материал.
Вам необходимо помнить, что любую работу в жанре аппликации с большим количеством деталей, лучше начать с раскладки.
Все детали надо расположить на листе картона (их можно передвигать, примерять друг к другу). Когда все детали займут своё место их можно закреплять клеем.
При вашей работе понадобятся ножницы, давайте вспомним правила работы с ножницами.
V. Выставка полученных работ.
VI. Обобщение знаний.
- Что нового узнали при изучении темы: “Ткани”?
- Какими свойствами обладают ткани?
- Какие трудности испытывали при работе с тканью?