Цели:
- познакомить с особенностями гласного звука и буквы Ю;
- научить составлять звуковые схемы слов;
- научить грамотно работать с линейкой, находить длину отрезков и сравнивать их;
- научить писать красиво, аккуратно;
- развивать речь, мышление, память, умение отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать интерес к учению, любознательность, ответственное отношение к учебе, дружбу, взаимопонимание.
1.Организационный момент.
– Доброе утро! Игра “Да-нет!” (Выделение логического ударения в предложении).
У ВАС ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ?
У ВАС ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ?
У ВАС ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ?
– Если у вас действительно хорошее настроение мы начнем урок.
2. Рефлексия.
– Давайте вспомним все, что знаем о речи.
Дети: Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова из звуков и букв.
Далее дети по схеме:
Дети: Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки тянутся и поются, согласные – во рту встречают препятствие. Гласные звуки бывают твердые и мягкие.
– Какие буквы мы с вами уже изучили, и что мы о них знаем?
(Буквы на доске)
А О Я Ё У Ю
А, О, У | |
Я, Ё, Ю |
Дети: Знаем буквы А, О, Ё, У, Ю, Я. Мы знаем, что после твердых согласных пишется А, О, У, а после мягкого согласного, если слышится звук [ а ], то пишется буква Я, если слышится звук [о ], то пишется буква Ё, если после мягкого согласного слышится звук [у ], то пишется буква Ю.
– Еще мы знаем особые звуки и буквы – это Я и Ё.
– Почему они особые?
Потому что, если эти гласные стоят в начале слова, они дают два звука.
ФИЗМИНУТКА.
3 .Постановка учебной задачи и выполнение ее.
– Играет ли какую-либо еще роль гласный звук Ю. Посмотрите на рисунок на странице 62 учебника, что мы видим?
– Юлу.
– Сделаем звуковую схему слова ЮЛА. (Работают дети.)
– Выделяю голосом первый звук ЙЙЙУЛА, первый звук Й – он согласный, всегда мягкий, закрашиваю клетку зеленым цветом. Также делается анализ каждого звука, получается схема.
Вывод: звуки [й] и [у] в начале слова обозначаются буквой Ю.
- Аналогичный разбор слова ЮНГА, делается вывод.
- Состав числа 9.
– Выложить в строку столько фишек, сколько я назову звуков [а] [о] [у] [ё] [я] [ю] [и] [э] [ы].
– Сколько получилось звуков?
– Разложить эти фишки в две ладошки разными способами. Показать и рассказать, как у вас это получилось.
Дети показывают, как получилось число 9. (8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4, 4 и 5, 3 и 6, 2 и 7, 1 и 8)
ФИЗМИНУТКА.
- Повторить написания цифры 9 в прописи. Стр.18.
– Вспомним, как пишется цифра 9, на что надо обратить внимание. (Ответы детей.)
– На клетчатом поле надо заполнить пропуски, дописать недостающие цифры, каких цифр недостает?
– 2, 4, 6, 8,
– На другой строчке?
-1, 3, 5, 7, 9
– Допишите.
- Работа со зрительными образами букв У, Ю.
– Рассмотрите первую строку, какие буквы вы видите.
– Заглавную печатную букву У, строчную печатную букву у, письменные заглавные и строчные У, заглавную печатную Ю, строчную печатную ю, письменные заглавные и строчные Ю.
– На первой строчке подчеркнуть горизонтальной линией письменные строчные буквы.
– Двумя горизонтальными линиями подчеркнуть письменные заглавные буквы.
– Обвести замкнутой линией строчную печатную букву, которая может обозначать два звука.
– Обвести замкнутой линией письменную букву, которая нужна для записи слова Юра.
– На второй строке продолжить заданную последовательность букв: придумать ряд слов, в которых первые буквы соответствовали буквам на строке. (Урок-юг-юла-ученик-юнга-юбка-ученый)
– На третьей строке вписать на месте пропусков необходимые буквы, определив заданную последовательность букв.
– На четвертой строке закончить письменную строчную букву Ю.
ФИЗМИНУТКА.
Нахождение длин отрезков. Классификация.
– Что такое единица измерения?
– Какую единицу измерения мы знаем?
– Какой прибор служит для измерения?
Работаем по учебнику на странице 63. Измеряем отрезки, дети отвечают какая длина у каждого отрезка, сравнивают, доказывают.
Работаем по странице 64. Работаем по прямоугольной таблице. Классификация. Размещение цветных фигур в прямоугольной таблице.
– Назвать предметы верхней строки. (Юла, кукла, мяч)
– Назвать одним словом.
– Назвать каждый предмет на нижней строчке? (Тарелка, кувшин, чайник)
– Как назвать одним словом?
– Назвать одним словом предметы среднего ряда?
– Какие предметы спрятались под словом животные?
– Закрыть фишкой предмет, который расположен в верхнем правом углу, что за предмет вы закрыли?
– Закройте все предметы среднего ряда, перечислите, что вы закрыли. (Таким же образом провести несколько заданий на нахождение предметов.) (Проверяемся память, внимание, знание расположения предметов, название места в тетради.)
– Назвать картинки, в названиях которых есть буква, обозначающая два звука. (Юла, заяц).
– Назвать картинку, в названии которой вторая буква Я. (Мяч)
– В правый верхний квадрат положить треугольник.
– В средний ряд в центр положить круг.
– В нижний ряд, в правый квадрат положить прямоугольник.
ФИЗМИНУТКА.
Работа в прописи.
– Работаем в прописи. Страница 19.
Работа со зрительными образами Ю иУ.
1) Написать данную последовательность букв, затем придумать слова так, чтобы в словах данные буквы были вторыми. (ю у ю у)
2) Восстановить испорченные Буквоедом буквы.
3) Прописать данную последовательность букв и определить что общего в написанных буквах (ё ю ю ё ю) общее – гласные, строчные, печатные, обозначают мягкость согласного, дают два звука, если стоят вначале слова.
В прописи по рисункам составить задачи. Стр. 19.
1)Рассмотреть рисунок, объяснить, что обозначают фишки, придумать по фишкам свои задачи.
Дети: Мама купила шесть бананов, три я съел. Сколько осталось?
Такие задачи дети придумывают сами.
Заполняем пропуски в решении задачи в прописи, делаем вывод, что означает запись, зачеркнутые фишки, какое действие выбираем, почему.
ФИЗМИНУТКА.
4. Закрепление пройденного.
На доске предметные картинки.
юла, корабль, юбка,
рюмка, рюкзак, ключ,
утюг, тюлень, салют
– Найти слова, в котором звук Ю дает два звука?
– Найти слова, в котором звук Ю является показателем мягкости?
Вывод:
– Молодцы! Вы сегодня как всегда прекрасно работали.