Урок по программе интегрированного курса "Грамота" в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с особенностями гласного звука и буквы Ю;
  • научить составлять звуковые схемы слов;
  • научить грамотно работать с линейкой, находить длину отрезков и сравнивать их;
  • научить писать красиво, аккуратно;
  • развивать речь, мышление, память, умение отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к учению, любознательность, ответственное отношение к учебе, дружбу, взаимопонимание.

1.Организационный момент.

– Доброе утро! Игра “Да-нет!” (Выделение логического ударения в предложении).

У ВАС ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ?

У ВАС ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ?

У ВАС ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ?

– Если у вас действительно хорошее настроение мы начнем урок.

2. Рефлексия.

– Давайте вспомним все, что знаем о речи.

Дети: Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова из звуков и букв.

Далее дети по схеме:

Дети: Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки тянутся и поются, согласные – во рту встречают препятствие. Гласные звуки бывают твердые и мягкие.

– Какие буквы мы с вами уже изучили, и что мы о них знаем?

(Буквы на доске)

А О Я Ё У Ю

       А, О, У
       Я, Ё, Ю

Дети: Знаем буквы А, О, Ё, У, Ю, Я. Мы знаем, что после твердых согласных пишется А, О, У, а после мягкого согласного, если слышится звук [ а ], то пишется буква Я, если слышится звук [о ], то пишется буква Ё, если после мягкого согласного слышится звук [у ], то пишется буква Ю.

– Еще мы знаем особые звуки и буквы – это Я и Ё.

– Почему они особые?

Потому что, если эти гласные стоят в начале слова, они дают два звука.

ФИЗМИНУТКА.

3 .Постановка учебной задачи и выполнение ее.

– Играет ли какую-либо еще роль гласный звук Ю. Посмотрите на рисунок на странице 62 учебника, что мы видим?

– Юлу.

– Сделаем звуковую схему слова ЮЛА. (Работают дети.)

– Выделяю голосом первый звук ЙЙЙУЛА, первый звук Й – он согласный, всегда мягкий, закрашиваю клетку зеленым цветом. Также делается анализ каждого звука, получается  схема.

Вывод: звуки [й] и [у] в начале слова обозначаются буквой Ю.

  • Аналогичный разбор слова ЮНГА, делается вывод.
  • Состав числа 9.

– Выложить в строку столько фишек, сколько я назову звуков [а] [о] [у] [ё] [я] [ю] [и] [э] [ы].

– Сколько получилось звуков?

– Разложить эти фишки в две ладошки разными способами. Показать и рассказать, как у вас это получилось.

Дети показывают, как получилось число 9. (8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4, 4 и 5, 3 и 6, 2 и 7, 1 и 8)

ФИЗМИНУТКА.

  • Повторить написания цифры 9 в прописи. Стр.18.

– Вспомним, как пишется цифра 9, на что надо обратить внимание. (Ответы детей.)

– На клетчатом поле надо заполнить пропуски, дописать недостающие цифры, каких цифр недостает?

– 2, 4, 6, 8,

– На другой строчке?

-1, 3, 5, 7, 9

– Допишите.

  • Работа со зрительными образами букв У, Ю.

– Рассмотрите первую строку, какие буквы вы видите.

– Заглавную печатную букву У, строчную печатную букву у, письменные заглавные и строчные У, заглавную печатную Ю, строчную печатную ю, письменные заглавные и строчные Ю.

На первой строчке подчеркнуть горизонтальной линией письменные строчные буквы.

– Двумя горизонтальными линиями подчеркнуть письменные заглавные буквы.

– Обвести замкнутой линией строчную печатную букву, которая может обозначать два звука.

– Обвести замкнутой линией письменную букву, которая нужна для записи слова Юра.

На второй строке продолжить заданную последовательность букв: придумать ряд слов, в которых первые буквы соответствовали буквам на строке. (Урок-юг-юла-ученик-юнга-юбка-ученый)

На третьей строке вписать на месте пропусков необходимые буквы, определив заданную последовательность букв.

На четвертой строке закончить письменную строчную букву Ю.

ФИЗМИНУТКА.

Нахождение длин отрезков. Классификация.

– Что такое единица измерения?

– Какую единицу измерения мы знаем?

– Какой прибор служит для измерения?

Работаем по учебнику на странице 63. Измеряем отрезки, дети отвечают какая длина у каждого отрезка, сравнивают, доказывают.

Работаем по странице 64. Работаем по прямоугольной таблице. Классификация. Размещение цветных фигур в прямоугольной таблице.

– Назвать предметы верхней строки. (Юла, кукла, мяч)

– Назвать одним словом.

– Назвать каждый предмет на нижней строчке? (Тарелка, кувшин, чайник)

– Как назвать одним словом?

– Назвать одним словом предметы среднего ряда?

– Какие предметы спрятались под словом животные?

– Закрыть фишкой предмет, который расположен в верхнем правом углу, что за предмет вы закрыли?

– Закройте все предметы среднего ряда, перечислите, что вы закрыли. (Таким же образом провести несколько заданий на нахождение предметов.) (Проверяемся память, внимание, знание расположения предметов, название места в тетради.)

– Назвать картинки, в названиях которых есть буква, обозначающая два звука. (Юла, заяц).

– Назвать картинку, в названии которой вторая буква Я. (Мяч)

– В правый верхний квадрат положить треугольник.

– В средний ряд в центр положить круг.

– В нижний ряд, в правый квадрат положить прямоугольник.

ФИЗМИНУТКА.

Работа в прописи.

– Работаем в прописи. Страница 19.

Работа со зрительными образами Ю иУ.

1) Написать данную последовательность букв, затем придумать слова так, чтобы в словах данные буквы были вторыми. (ю у ю у)

2) Восстановить испорченные Буквоедом буквы.

3) Прописать данную последовательность букв и определить что общего в написанных буквах (ё ю ю ё ю) общее – гласные, строчные, печатные, обозначают мягкость согласного, дают два звука, если стоят вначале слова.

В прописи по рисункам составить задачи. Стр. 19.

1)Рассмотреть рисунок, объяснить, что обозначают фишки, придумать по фишкам свои задачи.

Дети: Мама купила шесть бананов, три я съел. Сколько осталось?

Такие задачи дети придумывают сами.

Заполняем пропуски в решении задачи в прописи, делаем вывод, что означает запись, зачеркнутые фишки, какое действие выбираем, почему.

ФИЗМИНУТКА.

4. Закрепление пройденного.

На доске предметные картинки.

юла, корабль, юбка,

рюмка, рюкзак, ключ,

утюг, тюлень, салют

– Найти слова, в котором звук Ю дает два звука?

– Найти слова, в котором звук Ю является показателем мягкости?

Вывод:

– Молодцы! Вы сегодня как всегда прекрасно работали.