Тема урока: “Понятие об обособленных членах предложения”.
Цели урока:
- дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
- раскрыть роль (функцию) обособленных членов в предложении;
- расширить общекультурный кругозор: познакомить с творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова.
Ход урока
1. Использование грамзаписи.
Звучит музыка Римского-Корсакова из оперы “Снегурочка”. 18 марта – день рождения замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Портрет композитора висит в классе. На доске сделана запись: композитор – автор музыкальных произведений. (Латинское compositor – сочинитель, составитель).
(Первоначально понятие композиции использовалось в архитектуре, затем распространилось на другие виды искусства, в том числе и на музыку, отсюда композитор.)
Композиторский (однокоренное слово).
Познакомит нас с жизнью и творчеством композитора Римского-Корсакова ученик А. (в этом году закончил музыкальную школу, эта тема ему близка).
Слушайте внимательно, потом будете составлять предложения, используя этот рассказ.
Сообщение ученика. Рассказ о жизни и творчестве Н.А. Римского-Корсакова.
Мы сегодня услышали слова: композитор, русский, Римский-Корсаков, 160 лет со дня рождения. Вы знаете о том, что как только слова попадают в предложение, они становятся членами предложения.
– Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные).
– Назовите главные, второстепенные.
Сегодня мы познакомимся с новым видом членов предложения – обособленными членами предложения. Запишите в тетрадь тему урока: “Понятие об обособленных членах предложения”.
– Что значит слово обособить? (Ученица К. зачитывает статью из “Толкового словаря” Ожегова). Обособиться, т.е. как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу.
А как можно выделить наиболее важное по смыслу слово в предложении? Вы знаете! Вспомните! На дом вам было задано повторить десятый параграф. (1. Можно выделить, изменяя порядок слов в предложении. Обычно такое слово ставится в конец предложения. Например: В классе зеленые парты. В классе парты зеленые. Прямой и обратный порядок слов.
Пользуясь логическим ударением, т.е. усилением голоса. Миша купил лыжи (а не взял на прокат)).
Запишем в тетрадь предложение.
В шестидесятые годы об…единились умные и талантливые к…мп…зиторы.
– Выделите по смыслу слова умные и талантливые.
– Как это можно сделать? (Изменить порядок слов, т.е. поставить после определяемого слова.)
На доске ученица записывает предложение:
В шестидесятые годы объединились композиторы, умные и талантливые.
– Выделили мы по смыслу слова, добились решения поставленной задачи? И какими средствами? (Определения поставили в необычную для них позицию, после определяемого слова; а также усилением голоса, т.е. логическим ударением). Запятую объяснить.
Запишем в тетрадь предложение (на доске записано заранее).
Заключенный п…тью к…мп…зиторами сою… назывался “Могучая кучка”.
Обособьте, т.е. выделите по смыслу распространенное определение, т.е. причастный оборот.
– Как вы это сделали? Запишите. Союз, заключенный пятью композиторами, назывался “Могучая кучка”.
– Кто знает, какие композиторы входили в “Могучую кучку”? Об этом говорили на уроках музыки и будете говорить на уроках истории и литературы. (Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи.)
Итак, делаем вывод. Задаю вопрос. Какие члены предложения называются обособленными? (Обособленные члены предложения – это такие, которые выделяются по смыслу при помощи интонации и порядка слов.) На письме выделяются запятыми, реже тире. Прочитаем определение по учебнику. Так ли мы сделали вывод?
Давайте посмотрим, какую функцию (роль) выполняют обособленные члены в предложении? Запишите два простых предложения. Ученик работает у доски. Римский-Корсаков создал оперы “Золотой петуш…к”, “Майская ноч…”, “Сн…гурочка”. Они пользуют(?)ся признанием во всех странах мира.
Преобразуйте эти предложения в одно простое с причастным оборотом.
Римский-Корсаков создал оперы “Золотой петуш…к”, “Майская ноч…”, “Сн…гурочка”, пользующиеся признанием во всех странах мира.
– На основе какого литературного произведения создавал Римский-Корсаков оперу “Золотой петушок”? (Сказка А.С. Пушкина.)
– А оперу “Майская ночь”? (Повесть Н.В. Гоголя.)
– Оперу “Снегурочка”? (На основе русской народной сказки и по одноименной пьесе А.Н. Островского.)
Проведем анализ этих примеров.
– Какие предложения по цели высказывания записаны под цифрой один? (Повествовательные.)
– Какие предложения называются повествовательными? (Те, которые сообщают о чем-либо.)
– Сколько предложений и сколько сообщений в примерах под цифрой один? (Два предложения, два сообщения.)
– Чем выражены эти сообщения? (Двумя простыми предложениями, у каждого своя грамматическая основа.)
– Сколько предложений и сколько сообщений во втором примере? (Одно предложение, но два сообщения.)
– Чем выражено второе сообщение? (Причастным оборотом.)
– Какое сообщение основное, а какое добавочное? (Первое – основное сообщение, второе – выраженное причастным оборотом – добавочное сообщение.)
– Каким членом предложения является причастный оборот? Подчеркнем. (Причастный оборот является распространенным определением.)
Делаем вывод: обособленные члены выполняют двойную функцию.
- Являются второстепенными членами.
- Одновременно второстепенным сказуемым с зависимыми словами, выражающим добавочное сообщение.
Проведем наблюдение над интонацией предложений с обособленными членами.
Запишем предложение.
Композитор помнил и воображал проводы Масленицы, сочиняя впоследствии “Снегурочку”.
– Какой же член предложения обособляется? (Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.)
– Как читаем это предложение? (Делаем паузу перед обособленным обстоятельством, а само обстоятельство выделяем голосом.)
Закрепление.
Упражнения в преобразовании двух простых предложений в одно простое предложение с обособленным членом (причастным или деепричастным оборотом).
Римский-Корсаков создает ариозо “Анчар”. Он использует стихотворение А.С. Пушкина. (Римский-Корсаков создает ариозо “Анчар”, используя стихотворение А.С. Пушкина.)
Ученица берет “Музыкальный словарь в рассказах”, автор Л. Михеева, издательство “Советский композитор”, Москва, 1984 г., объясняет значение слова ариозо.
Композитор написал пятнадцать опер. Из них в девяти он использовал сказочные сюжеты. (Композитор написал пятнадцать опер, используя в девяти из них сказочные сюжеты.)
Римский-Корсаков был великим тружеником. Он посвятил жизнь музыке. (Римский-Корсаков был великим тружеником, посвятившим жизнь музыке.)
Напишите сочинение-миниатюру о Римском-Корсакове, включая предложения с обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами.
Домашнее задание.
По учебнику выучить определение. Из “Песни о Соколе” М.Горького найти и выписать три предложения с обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами.