Проблема здоровья населения, наряду с проблемами образования, науки и культуры, прочно занимает высшие ранги значимости среди приоритетов любого государства.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков. Растущая учебная нагрузка, гиподинамия, общий психологический и социальный дискомфорт, антипедагогический и антикультурный характер окружающей среды – все это отрицательно сказывается на здоровье подрастающего поколения, все это необходимо изменить.
В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. В разработке новой стратегии здоровья должно быть предусмотрено профилактическое направление, включающее преодоление факторов “риска” и активное воспитание человека в гигиеническом режиме с момента рождения. Поскольку установлена зависимость здоровья человека от образа жизни и экологической ситуации, этим направлениям необходимо уделять особое внимание в повседневной жизни.
Насущной психолого-физиологической и педагогической проблемой является восстановление статуса образовательных учреждений как учреждений, призванных растить психически и физически здоровых граждан, формировать у учащихся потребность в хорошем здоровье, учить ответственно относиться, не только к собственному здоровью, но и здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания. В процессе личностно-ориентированного обучения наиболее значимой становится комплексная, индивидуальная психофизиологическая и функциональная диагностика, используемая для нацеливания образования на поддержку и развитие самых разных возможностей ученика через процесс сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование устойчивой мотивации на потребность в здоровье следует осуществлять через содержание всего общего образования, через коррекционные и оздоровительные средства режима дня, через прикладные элементы и дополнительное образование.
Предложенный курс рассчитан на тесное сотрудничество учащихся и учителей образовательных учреждений, преподающих биологию и физическую культуру, медицинских работников, педагогов-психологов и валеологов.
В результате изученного курса обучающиеся будут знать, как повседневный образ жизни и окружающая среда влияют на состояние здоровья человека.
Будут уметь сознательно управлять мышечными сокращениями в двигательной и дыхательной системах. Владеть теоретическими знаниями и практическими умениями по организации двигательного режима дня.
Владеть теоретическими знаниями и практическими умениями по организации двигательного режима дня.
Программа рекомендована для учащихся 9-х классов. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является:
- содействие формированию здорового образа жизни;
- ознакомление с возрастными и индивидуальными особенностями человека;
- создание условий, при которых каждый обучающийся мог систематически и самостоятельно заниматься физической культурой и спортом без вреда для своего здоровья.
Курс рассчитан на 10 часов, предусматривает проведение лекций и практических занятий, и завершается оформлением стенгазеты (плаката) на тему здорового образа жизни.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы курсов по выбору для учащихся 9-х классов
ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Здоровье как состояние и свойство
организма:
|
1 | 1 | – |
2 | Возрастные и индивидуальные
особенности адаптации к факторам
воспитательно-образовательной среды:
|
2 | 2 | – |
3 | Школьная дезадаптация и состояние
нервно-психического здоровья учащихся:
|
1 | 1 | – |
4 | Психологические и педагогические
технологии:
|
2 | 2 | – |
5 | Практические занятия:
|
2 | – | 2 |
6 | Контроль:
|
2 | – | 2 |
5 | Итого: | 10 | 6 | 4 |
Содержание программы курсов по выбору
ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Здоровье как состояние и свойство организма
- Состояние здоровья населения России, здоровье и болезнь, воспроизводство здоровья, формирование здоровья, потребление здоровья, восстановление здоровья, социальное здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье.
- Генетический фактор здоровья, хромосомные и генные болезни, наследственные болезни, наследственная предрасположенность.
- Окружающая среда и здоровье, влияние на организм человека энергетических воздействий, динамических и химических характеров атмосферы, водного компонента, физических, химических и механических характеристик поверхности Земли, влияние биосистем местности и ландшафтных сочетаний, влияние климата и т. д.
- Медико-физиологические и психологические аспекты обеспечения здоровья, различные способы диагностики состояния здоровья школьника, возможность применения профилактических мер. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Физкультурные минутки различной направленности.
- Образ жизни и состояние здоровья субъектов образовательного процесса, культурологический аспект образа жизни, личностный компонент, биосоциальный компонент, культура питания, культура движения, культура эмоций, оптимальный двигательный режим.
2. Возрастные и индивидуальные особенности адаптации к факторам воспитательно-образовательной среды
- Особенности возрастных периодов становления человека, факторы, определяющие приспособительные возможности человеческого организма, формирование этих факторов, этапы и уровни развития факторов.
- Роль психовегетативного статуса школьника в адаптации к учебной деятельности, школьная адаптация, особенности адаптации учащихся с различным типом психовегетативной организации.
- Адаптация старшеклассников в процессе профессионального самоопределения, психофизиологические критерии готовности учащихся к профильному обучению, степень психофизиологической готовности учащихся к обучению на повышенном образовательном уровне.
- Профессиональная адаптация, формирование необходимых компонентов – уровень физического развития, здоровье, образование, культура, способности, квалификация, профессиональные знания для работы в сфере общественно полезной деятельности.
3. Школьная дезадаптация и состояние нервно-психического здоровья учащихся
- Факторы и критерии, совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо- и психологического и психофизиологического статуса индивида требованиям ситуации школьного обучения. Неуспешность в обучении, систематическое нарушения поведения, нарушения личностного характера, нарушения психосоматического здоровья.
- Степень нарушения здоровья, повышенный и высокий уровень тревожности и страха, низкие показатели умственной работоспособности и интеллектуальной продуктивности, нарушения психоэмоционального статуса, низкая успеваемость, гиперактивность и нарушение внимания.
- Неадекватное поведение.
4. Психологические и педагогические технологии
- Четкое разделение показателей продуктивности и цены определенных затруднений, уровень развития и тренированности врожденных психофизиологических механизмов, сознательное управление мышечными сокращениями в двигательной и дыхательной системах.
- Биоуправление и оптимизация работоспособности школьников, тренинг, направленный на изменение физиологических функций организма, повышение стрессоустойчивости, переутомление. Комплекс технологий, способствующий повышению работоспособности учащихся.
- Влияние физических нагрузок на организм школьника, гиподинамия, физические нагрузки, лечебная и физкультурно-оздоровительная работа.
- Двигательная активность в подростковом возрасте и ее влияние на развитие всех систем организма.
- Познавательно-развивающая технология физического воспитания.
- Процессразвития личности, процесс формирования здоровья, процесс физического воспитания, развитие способностей, двигательная деятельность.
- Система непрерывного физического воспитания, урочные и внеурочные формы физического воспитания, двигательный режим дня, система дополнительного образования.
5. Практические занятия
- комплекс утренней гигиенической гимнастики,
- комплексы физкультурных минуток различного направления,
- соревнования по спортивным играм (баскетбол, волейбол, настольный теннис) среди слушателей курса.
6. Контроль
- Оформление наглядной агитации на тему “Здоровый образ жизни в нашем образовательном учреждении” (стенгазета, плакат и т.д.).
Приложение № 1
Комплекс утренней гигиенической гимнастики
1. И.п. - о.с.
1 - руки через стороны поднять вверх, подняться на носки, потянуться, вдох.
2 - и.п.
Повторить 7 - 8 раз.
2. И.п. - стойка, руки на пояс, ноги врозь.
1 - наклон головы вперед.
2 - наклон головы назад.
3 - наклон головы влево.
4 - наклон головы вправо.
Повторить 6 - 8 раз.
3. И.п. - о.с.
1 - 4 - круговые движения рук вперед.
5 - 8 - круговые движения рук назад.
Повторить 6 - 8 раз.
4. И.п. - стойка, руки на пояс.
1 - наклон туловища влево.
2 - и.п.
3 - наклон туловища вправо.
4 - и.п. Повторить 6 раз.
5. И.п. - стойка, руки на пояс, ноги врозь.
1 - наклон туловища вперед.
2 - и.п.
3 - присед, руки вперед.
4 - и.п.
Повторить 6 раз.
6. И.п. - выпад вперед левой ногой, руки на пояс.
На каждый счет прыжком смена положения ног.
Повторить 10 - 12 раз.
7. И.п. - стока, ноги врозь.
1 - подняться на носки, руки вверх, вдох.
2 - и.п.
3 - 4 - то же.
Повторить 6 раз.
Приложение № 2
Комплекс физкультурной минутки
1. И.п. - руки за голову.
1 - прогнуться, руки отвести как можно больше назад.
2 - подняться на носки, руки вверх.
3 - 4 - опуститься на ступни, руки за голову, локти вперед.
Повторить 6 - 8 раз.
2. И.п. - руки на пояс.
1 - полуприсед, руки в стороны с поворотом туловища направо, голову повернуть направо.
2 - и.п.
3 - 4 - то же с поворотом налево.
Повторить 6 - 8 раз.
3. И.п. - ноги врозь, руки в стороны.
1 - 4 - круговые движения тазом.
Повторить движения 4 - 6 раз в одну и другую стороны. Дыхание не задерживать.
Комплекс физкультурной минутки для улучшения мозгового кровообращения
1. И.п. - ноги врозь пошире.
1 - 2 - полуприседая на левой ноге, дугами внутрь руки в стороны - вверх, ногу выпрямить, голову слегка наклонить назад.
3 - 4 - вернуться в и.п.
5 - то же в другую сторону.
Повторить 4 - 6 раз.
2. И.п. - о.с.
1 - 2 - руки вверх, два рывка назад.
3 - 4 - руки согнуть перед грудью, два рывка согнутыми руками назад.
Повторить 4 - 6 раз.
Затем опустить руки вниз и потрясти кистями.
3. И.п. - сидя.
1 - голову наклонить вправо.
2 - 3 - голову наклонить назад.
4 - и.п.
5 - 8 - то же влево.
Повторить 4 - 6 раз очень медленно.
Физкультурная минутка для снятия утомления мышц плечевого пояса и рук
1. И.п. - сидя, руки на пояс.
1 - 2 - прогнуться, локти отвести назад.
3 - 4 - округлить спину (ссутулиться), локти вперед, голову наклонить вперед.
Повторить 4 - 6 раз.
2. И.п. - упор, стоя сзади спиной к спинке стула, на шаг от него.
1 - полуприсед на левой ноге, правая скользит по полу вперед. (Туловище сохраняет вертикальное положение).
2 - и.п.
3 - 4 - то же, стоя на правой ноге.
Повторить 6 - 8 раз.
3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс.
1 - 2 - поворот туловища налево, мах левой рукой в сторону.
3 -4 - и.п.
5 - 8 - то же в другую сторону.
Повторить 4 - 6 раз.
Физкультурная минутка изометрическая
1. И.п. - сидя, руки вперед, соединить ладони.
1 - нажимать одной ладонью на другую
2 - расслабить мышцы.
Повторить 2 - 3 раза.
2. И.п. - сидя, положить ногу на ногу.
1 - нажимать верхней ногой на нижнюю.
2 - расслабить мышцы.
Повторить упражнение по 2 раза.
3. И.п. - сидя на стуле, руки на подлокотниках или на сиденье.
1 - нажимать руками на сиденье.
2 - расслабить мышцы.
Повторить 2 - 3 раза.
Приложение № 3
Упражнения для снятия зрительного утомления
Упражнения выполняйте через каждые 20-25 минут зрительной работы.
Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя.
1. Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа - налево, затем слева - направо.
2. Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх - вниз и вниз - вверх.
3. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами: слева - направо, затем справа - налево.
4. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами: вначале в правую, затем в левую сторону.
Тонизирующие дыхательные упражнения.
1. И.п. - стоя, руки вверх.
1 - полный вдох.
2 - задержка дыхания (2 - 3 сек.).
3 - сжать руки в кулаки.
4 - быстро отвести руки до предела назад и вернуться в исходное положение.
5 - повторять движения пока хватит воздуха.
6 - выдох с силой через рот, опуская руки.
2. И.п. - стоя прямо.
1 - медленный полный вдох.
2 - задержка дыхания (2 - 3 сек.).
3 - сложить губы трубочкой, выдыхать короткими сильными толчками весь воздух, который есть в легких.
4 - при необходимости сделать, следующий вдох, не пересиливая себя.
3. И.п. - сидя или стоя за столом.
1 - глубокий вдох.
2 - задержка дыхания (2 - 3 сек.). Прижать руки к животу.
3 - энергичный выдох короткими, сильными толчками, со звуками: “ХА-ХА-ХА”.
Литература
- Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев, 1985.
- Гриншпун С.С., Дубровская Л.И. Педагогическое руководство подготовкой старшеклассников к выбору профессии. М., 1982.
- Заруба Н.А. Психическое и физическое развитие личности как индивидуальности. Кемерово, 1996.
- Казин Э.М. Адаптация и здоровье. Кемерово, 2003.
- Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. М.: Владос, 2000.
- Казин Э.М., Панина Т.С., Неворотова Н.П. Валеологические аспекты образования. Кемерово, 1995.
- Казин Э.М., Заруба Н.А., Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. II часть. Кемерово, 2004.
- Лисицин Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986.
- Медведев В.И. Компонента адаптационного процесса. Л., 1984.
- Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры. М.: Астрель, 2003.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: Владосс пресс, 2002.
- Сельге Г. На уровне целого организма. М., 1972.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1997.