Использование информационных технологий для оптимизации профессиональной деятельности педагога (статья № 1)

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


С момента отделения человека от мира животных он пытался передавать информацию с помощью разнообразных средств коммуникаций, таких как дым от костра, звук барабана, но даже когда люди жили в пещерах и занимались собирательством, они понимали, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Об этом свидетельствуют красочные наскальные рисунки со сценами удачной охоты, с ритуальными изображениями разнообразных животных или идолов.

Прошли тысячелетия, появились письменность и книгопечатание, человек полетел в космос. Но по-прежнему мы больше доверяем своим глазам.

В школе для оптимизации образовательного процесса необходимо применять наглядный метод обучения. Учителя на уроках стараются использовать разнообразные технические средства обучения, иллюстрации, технологические карты; совершенно недавно для этих целей использовали аудио- и видеоаппаратуру: магнитофон, телевизор, проигрыватель виниловых дисков, кинопроектор и диапроектор.

Но время не стоит на месте, и в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе персональный компьютер, дополненный предметной медиатекой.

С 2002 года в своей работе я начал использовать компьютер и хотел бы поделиться некоторым опытом организации работы с мультимедийными функциями, позволяющими оптимизировать работу педагога.

Приступая к оборудованию своего кабинета, необходимо определиться, какие функции компьютера будут использоваться при работе с ним.

Я – учитель изобразительного искусства и черчения. Основной задачей данных предметов является приобщение детей к миру искусств, формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему на листе бумаге с помощью различных художественных средств. Поэтому для эффективной работы своего школьного компьютера на базе процессора Intel Celeron я дополнил его следующими функциями:

  • Приобрел звуковые колонки для прослушивания аудиофайлов.
  • Установил дисковод CD – RW для чтения и записи дисков.
  • Для эффективной работы с графикой был увеличен объем оперативной памяти; на случай неполадки компьютера и для безопасного хранения информации в случае проблем с операционной системой Microsoft® Windows 2000, жесткий диск был разбит на два логических диска “С” и “D”. На диске “С” установлена операционная система Microsoft® Windows 2000, а на диске “D” хранятся файлы для работы с образовательными дисками и информацией к моим урокам.
  • Для ввода и вывода информации были приобретены сканер, принтер и установлена программа ABBYY FineReader 5.0 версии, предназначенная для обработки введенных через сканер различных видов документов, иллюстраций, фотографий.

Использование компьютера в школе можно вести по нескольким направлениям. Первое и наиболее часто используемое – это компьютер в качестве администратора работы учителя. Ни для кого не секрет, что в последнее время, помимо разработок уроков, календарно-тематических планов, с преподавателя требуется большое количество бумажной отчетности как предметника и классного руководителя. Для этого в операционной система Microsoft® Windows 2000 я создал предметные папки по направлениям педагогической работы. Они позволяют сохранять и быстро находить нужный файл с документами.

Следующее направление – хранение в компьютере разработок уроков черчения и изобразительного искусства.

Папки по предметам содержат календарно-тематические планы со стандартами и вопросами к государственному экзамену по предмету. Там же размещены отсканированные документы – графические и тестовые задания, дополненные для уроков черчения с помощью программы ABBYY Fine Reader. Листки-раскраски для уроков изобразительного искусства в начальных классах распечатываются на каждый урок для индивидуальной работы каждому ученику. Необходимые иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, собранные для урока в программе PowerPoint и многое другое, используемое мной как предметником, сохраняются в предметных папках по каждому классу.

Работа с программой ABBYY Fine Reader позволяет обрабатывать по своему усмотрению внесенные в компьютер тексты, распознавать различные графические и иллюстративные задания и выбирать необходимые для своего урока.

Этапы работы программы Fine Reader 5.0 по созданию адаптированных под свои классы технологических карт.

Работа с программой начинается в следующей последовательности:

  1. Через меню Пуск курсором запускаем программу ABBYY Fine Reader 5.0 версии.
  2. В начале работы программы появляется диалоговое окно, помогающее освоить работу со сканером через “Мастер Scan Read”. Дальше работа ведется по плану программы. Идет считывание информации со сканера, распределение её по блокам и распознавание листа.
  3. Распознанную страницу можно передать в Word и работать с ней как с обычным документом.

С помощью этой программы я сохраняю в компьютере графический материал для индивидуального пользования во время проверочных и контрольных работ по черчению и изобразительному искусству, а распечатанный иллюстративный материал наклеивается на демонстрационные плакаты формата ватманского листа (А4). Этим экономится время преподавателя, затрачиваемое на рисование и вычерчивание необходимых рисунков и чертежей.

Сохраненные технологические карты к урокам распечатываются на листках с графическим или тестовым заданием, которые можно редактировать с учетом каждого класса. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках. <Рисунок1>, <Рисунок2>.

Для создания технологических карт, раздаточного и иллюстративного материала можно использовать возможности самого компьютера. Так, на клавиатуре имеется кнопка Print Screen, которая позволяет “фотографировать” нужную картинку с монитора компьютера, а потом скопировать ее в программу Paint, где этот фрагмент, возможно, отредактировать в зависимости от методических целей и после чего перенести в Microsoft Word, где применить как обычный документ.

Благодаря комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию приобретенных для медиатеки кабинета образовательных CD-дисков, работа по созданию уроков с применением новых информационных технологий становится увлекательной и для самого учителя. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным и увлекательным для учеников.

Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Собирая нужные документы по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации PowerPoint.

Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы к уроку, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера. В ней предусмотрены различные типы слайдов, содержащие разные формы подачи материала, и программы для работы с ними. “Текстовый редактор”, позволяет включать информацию в виде текста. “Графический редактор” используется для демонстрации различных аудио- и видеофрагментов, карт, диаграмм, иллюстраций. В процессе работы над презентацией информацию размещают в слайдах и присваивают им порядковые номера, в соответствии с которыми они и появляются на экране при показе. Смена слайдов может осуществляться вручную (щелчком мыши) или автоматически. В последнем случае заранее устанавливается время нахождения каждого из них на экране.

Работа по созданию программы презентации к уроку начинается с продумывания содержания и структуры мероприятия, т.е. определяется количество слайдов и информации, которую нужно внести в каждый из них. Далее порядок работы следующий.

  1. Щелкнуть мышью на кнопке Пуск.
  2. В меню Программы выбрать PowerPoint.
  3. Щелкнуть мышью на строке PowerPoint.
  4. В диалоговом окне, появившемся на экране компьютера после запуска программы, выбрать Пустая презентация.
  5. Откроется диалоговое окно Создать слайды, содержащее макеты слайдов разных типов и шаблоны оформления презентации.

Для того чтобы вставить картинку, аудио- или видеофрагмент из другого файла:

  1. В меню Вставка программы PowerPoint выбрать Рисунок.
  2. Выбрать Из файла.
  3. Указать папку и имя файла, где находится нужный фрагмент, и вставить его.

После заполнения слайда необходимым материалом можно переходить к созданию динамичного перехода слайдов и объектов внутри них на экране при показе презентации. Они могут, например, “вплывать” слева, справа или появляться как бы из-за открывающейся диафрагмы фотоаппарата. Для этого в меню Показ слайдов выбирают Смена слайдов. В открывшемся диалоговом окне отмечают нужные настройки.

Для создания анимационных эффектов внутри слайда нужно:

  1. Установить курсор на слайд.
  2. Дважды щелкнуть мышью.
  3. В меню программы PowerPoint выбрать Показ слайдов.
  4. Выбрать команду Настройка анимации.
  5. В открывшемся диалоговом окне выбрать из списка анимационные эффекты.
  6. Щелкнуть на кнопке ОК.

В презентацию можно добавить и звуковые эффекты, предлагаемые программой, или из другого музыкального файла.

После сбора всех слайдов можно просмотреть презентацию

  1. В меню Показ слайдов выбрать Показ.
  2. Просмотреть кадры можно, вручную перелистывая каждый лист щелчком мыши, или же с запрограммированным временем показа.

После демонстрации нужно сохранить необходимый вариант презентации, открыв в меню Файл и выбрав Сохранить как… После чего созданная программа, сохраняется в необходимой папке.

Использование на уроках программы PowerPoint приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, чем создается основа познания изобразительно – графического мира.

Техническими достоинствами программы PowerPoint являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов, создание динамических алгоритмов по объяснению нового материала и много других мультимедийных возможностей. Дидактическим достоинством программы является создание при просмотре эффекта присутствия (“я это видел!”), возникает ощущение подлинности, появляется заинтересованность в обучении, желание знать и видеть больше. При создании указанного средства обучения могут проявляться и отрицательные качества, если учитель не будет соблюдать методические требования и условия для достижения эффективного результата.

В качестве примера использования программы PowerPoint и файлов образовательного диска можно взять урок изобразительного искусства во 2-м классе (1 четверти).

Тема урока: “Как работать гуашевыми красками”

Для изучения нового материала используется программа CD-диска “Фактура” фирмы “Alisa Group” из серии образовательных программ для детей младшего школьного возраста “Секреты живописи для самых маленьких”.

На нем в доступной детям форме, с элементами мультипликации на основе сказки о трех поросятах объясняется, как можно с помощью разнообразных мазков показать фактуру материала, из которых сделаны домики героев.

Функции учителя и программы PowerPoint в данном случае заключается в следующем:

  • в иллюстрировании этапов актуализации при подготовке детей к восприятию нового материала,
  • в обобщении увиденного из программы CD-диска “Фактура” (с помощью вопросов выяснить, как дети поняли материал),
  • в практическом закреплении с объяснением этапов выполнения мазков гуашевыми красками, демонстрацией на мониторе слайдов с заданиями, не исключая и непосредственное объяснение на доске.

Кадры из образовательной программы “Секреты живописи для самых маленьких” фирмы “Alisa Group”

Кадры из образовательной программы “Секреты живописи для самых маленьких” фирмы “Alisa Group”.

Для выявления понимания нового материала на этом же диске даются интерактивные задания – из представленных на экране красочных мазков найти изображение, соответствующее пушистому меху или колючему шарику, легкому перышку или чешуе рыбки. Дети с интересом воспринимают звуковое одобрение правильного или неправильного ответа.

Практическая работа выполняется на листках-раскрасках с заданием для урока и дома. <Рисунок3>

Таким образом, новые компьютерные технологии, используемые на уроках в школе, позволяют ярко и образно представить событие или эпоху, помогают лучше понять основы какого-либо явления, процесса, расширяют кругозор учащихся. Необходимо показать детям возможности использования компьютера не только в качестве дорогой игрушки с примитивными “стрелялками” и печатной машинки с большим экраном, но и сформировать у них устойчивые представления по вопросам применения информационных технологий и обучающих программ.

Компьютерные программы – это своего рода помощники и конструкторы для учителей, которые помогают равномерно и экономно распоряжаться временем на уроке. Педагога заменить собой они, конечно, не могут, но расширяют возможности совместного использования на любом этапе урока, значительно повышают наглядность урока и заинтересованность учащихся в усвоении новой информации, снижают трудоемкость обучения и экономят время учителя в подготовке к уроку.