Развитие системы образования в экономически развитых странах мира нацелено на личностно-ориентированное образование: такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога. Российская школа на современном этапе также ориентируется на реализацию личностно-ориентированного обучения.
Использование индивидуально-личностного подхода при обучении ставит целью: развитие творческого потенциала личности обучающегося; развитие умения учиться самостоятельно; ликвидацию пробелов в знаниях и оказание помощи слабоуспевающим ученикам; удовлетворение индивидуальных особенностей и потребностей школьника. Компьютер дает в обучении именно то, чего часто не хватает на уроках: восприятие через визуальный и кинестетический каналы. Ребенок сам выбирает темп работы, а часто и вид деятельности (обучение, тренировка, контроль).
Основные специфические проблемы при обучении информатике: разный уровень знаний, разный уровень умений работы на компьютере, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием компьютерных технологий. Преодоление этих проблем я вижу в индивидуализации обучения.
В процессе индивидуально-личностного обучения педагогу нужно опираться на такие индивидуальные особенности, как особенности восприятия, мышления, памяти, речи, темперамента, характера, воли. Доминирующим качеством педагога, на мой взгляд (помимо высокого квалификационного уровня), является отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии. От индивидуальных особенностей, от способности к самоанализу, самооценке зависит развитие склонностей и способностей личности в разных областях, поэтому очень важно найти к каждому ребенку особый подход, дать возможность каждому проявить себя. В процессе обучения учитель должен выявить сильные стороны личности каждого ребенка, и, опираясь на них, помочь ему справиться с его слабыми качествами. При каждом достигнутом успехе в учебе необходимо похвалить ученика, что даст ему импульс на дальнейшие успехи. Обучение следует проводить исходя из запросов и интересов детей.
Индивидуально-личностный подход при обучении предполагает проведение трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Ниже представлена разработка блока уроков по теме “Power Point”.
Констатирующий этап
Цели:
- определение успеваемости каждого учащегося по информатике;
- выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме;
- выявление психолого-педагогических особенностей учащихся.
Задачи:
- провести анализ документации, с целью определения успеваемости по информатике всех учащихся группы;
- провести исследование по выявлению уровня сформированности знаний, умений и навыков у детей старшего школьного возраста по изучаемой теме;
- изучить обобщенные психолого-педагогические данные по группе.
На данном этапе используются такие методы исследования, как анализ документации, беседа с классным руководителем, психологом школы и тестирование.
Констатирующий этап условно можно разделить на несколько подэтапов.
1. Определение успеваемости учащихся по информатике. На этом этапе необходимо определить успеваемость каждого ученика группы по информатике. Для того чтобы определить успеваемость, нужно проанализировать оценки испытуемых по информатике за предыдущий семестр учебного года.
2. Определение уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме. Проводится входное тестирование, в котором используются основные требования к подготовке учеников по теме “Power Point”. На основании результатов составляется листок учета знаний, умений и навыков учащихся по данной теме (таблица № 1).
Таблица № 1
Листок учета по теме “Power Point”
№ | Фамилия, имя | Требования к результатам обучения | |||||||
Создание презен- тации в 1 слайд |
Создание презен- тации из нескольких слайдов |
Исполь- зование анимации |
Настройка действия | Исполь- зование звуковых фраг- ментов |
Создание схемы | Создание диаграммы | Сумма знаний | ||
(1 – осведомлен, 0 – неосведомлен).
3. Изучение психолого-педагогических данных по группе. Для выявления психолого-педагогических особенностей учащихся проводятся следующие методики: “Методика исследования типов памяти” и “Тэппинг-тест”:
Методика исследования типов памяти
Цель: исследование уровня и особенностей развития различных видов памяти у школьников – зрительной, слуховой, моторной.
Оборудование: тестовые наборы слов для запоминания.
Описание: школьникам предлагаются поочередно четыре группы слов для запоминания, пробы отличаются характером предъявления и формами организации процесса запоминания.
Инструкция и порядок работы: первая проба – слуховое запоминание.
Инструкция: “Сейчас я буду вам зачитывать ряд слов. Вам необходимо внимательно прослушать и после предъявления всех слов записать запомнившиеся слова”. Первый набор слов экспериментатор читает с интервалом 4–5 секунд между словами. После 10-секундного перерыва ученик записывает запомнившиеся слова. Через некоторое время (не менее 10 минут) школьникам предлагается второй набор слов для зрительного запоминания.
Инструкция: “Сейчас ты внимательно прочитаешь слова, написанные на доске (на карточке), а потом по памяти запишешь их”.
Третья проба – моторно-слуховое запоминание.
Инструкция: “Сейчас я буду читать вслух слова, а ты вслед за мной будешь (будете) записывать их пальцем в воздухе. После предъявления всех слов надо будет записать на листе те слова, которые запомнились”. После очередного 5–10-минутного перерыва предъявляются слова для зрительно-моторно-слухового запоминания.
Инструкция: “Сейчас я буду вам читать слова, а вы при этом будете следить по карточке и шепотом повторять каждое слово. Затем запишите слова, которые запомнили”.
Обработка полученных данных: прежде всего, подсчитывает количество правильно воспроизведенных слов в каждой пробе. Затем для каждой пробы вычисляется коэффициент типа памяти по следующей формуле:
(С – n) / 10,
где С – коэффициент типа памяти, n – количество правильно воспроизведенных слов.
Представление и анализ индивидуальных данных. Индивидуальные данные составляют отдельную строку в групповой таблице, в которой фиксируются четыре коэффициента типа памяти в соответствии с 4 проведенными пробами. При анализе важно обратить внимание как на абсолютные значения коэффициента, так и на их соотношение друг с другом: чем ближе абсолютные значения коэффициентов к единице, тем лучше развит у ребенка данный тип памяти. В норме коэффициент должен быть равен 0,6–0,8. При сравнении коэффициентов между собой можно определить ведущий тип памяти, а также ту форму запоминания, которая удается школьнику хуже всего.
Представление и анализ групповых данных.
Групповые данные фиксируются в общей сводной таблице, имеющей следующую форму:
Фамилии школьников | Типы памяти | |||
Зрительная (визуал) |
Слуховая (аудиал) |
Моторно-слуховая (кинестетик) | Зрительно-моторно-слуховая (кинестетик) | |
Основные линии анализа групповых данных:
- Какой тип памяти преобладает у учеников данного класса?
- Какой тип памяти наименее хорошо развит?
- Есть ли индивидуальные результаты, сильно отличающиеся от средне-групповых и по каким типам памяти?
Материал к методике исследования типов памяти:
- Слуховое предъявление: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.
- Зрительное представление: поле, коса, море, камень, кора, сарай, звонок, крыса, кустарник, сказка.
- Моторно-слуховое предъявление: тело, пуля, невод, песок, книга, ветка, балкон, лампа, собака, загадка.
- Зрительно-моторно-слуховое предъявление: река, сажа, телега, козел, учитель, апельсин, трава, волк, карта, гриб.
Тэппинг-тест
Для проведения исследования необходимы бланки, карандаши, секундомер, протокол исследования. В качестве бланка используется лист бумаги формата А-4, на котором изображены 6 квадратов, пронумерованных по часовой стрелке:
№ 1 | № 2 | № 3 |
№ 6 | № 5 | № 4 |
Квадрат № 1 является тренировочным. Исследование состоит из двух этапов. На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки (как можно больше) в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой по часовой стрелке. Экспериментатор подает команду “Новый квадрат” через каждые 5 секунд. Второй этап проводится на новом бланке аналогично первому, но испытуемый ставит точки левой рукой. Для обработки результатов подсчитывается количество точек в каждом квадрате и заносится в протокол.
Протокол исследования
Задание ______________ Дата _______ Учащийся ______________ Класс _____
№ квадрата | Промежуток времени работы (в секундах) | Количество проставленных точек | |
Правой рукой | Левой рукой | ||
1 | 0–5 | ||
2 | 6–10 | ||
3 | 11–15 | ||
4 | 16–20 | ||
5 | 21–25 | ||
6 | 26–30 |
Затем строятся графики работоспособности (РС) отдельно для правой и левой рук: абсцисса – пятисекундные промежутки времени, ордината – количество точек в каждом квадрате.
Условно мы обозначим графики следующим образом:
А – выпуклого типа;
Б – ровного типа;
В – нисходящего типа;
Г – промежуточного и вогнутого типов.
Горизонтальная линия отмечает уровень начального темпа работы в первые 5 секунд.
На основании графика можно прогнозировать РС на уроках.
График по типу выпуклый: уровень РС испытуемого нарастает в первые 10–15 секунд работы, далее к 25–30-й секунде может снизиться ниже максимального уровня. Наибольшая РС – в первой половине и середине урока с постепенным незначительным снижением к концу.
График по типу ровный, максимальный уровень РС удерживается примерно одинаково в течение всего времени работы.
График по типу нисходящий: максимальный уровень РС снижается уже со второго 5-секундного промежутка и остается сниженным в течение всей остальной работы. Тип нервной системы – слабый. Наибольшая РС – в начале урока с резким снижением к середине.
График по типу промежуточный: уровень РС снижается после первых 10–15 секунд. Наибольшая РС – в начале урока.
График по типу вогнутый: первоначальное снижение уровня РС сменяется кратковременным возрастанием до оптимального. Наибольшая РС – в середине урока.
Также совместно с классным руководителем составляется таблица с составляющими индивидуального способа учения учащихся (Таблица № 2):
Таблица № 2
Составляющие индивидуального способа учения учащихся
Составляющие ИСУ школьников | Фамилия ученика |
||||||||
A | B | C | D | E | F | G | H | I | |
Предпочитаемые виды занятий | |||||||||
Лекции | 1 | 2 | 2 | 4 | 5 | 2 | 1 | 1 | 5 |
Беседы | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 5 | 1 | 1 |
Работа с текстом | 4 | 4 | 1 | 3 | 1 | 4 | 2 | 2 | 1 |
Семинары | 3 | 1 | 4 | 1 | 2 | 5 | 3 | 1 | 3 |
Практические работы | 5 | 1 | 5 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 2 |
Экскурсии | 4 | 2 | 2 | 3 | 5 | 1 | 3 | 5 | 1 |
Предпочитаемые виды взаимодействия в классе при усвоении учебного материала | |||||||||
Индивидуально | |||||||||
В парах постоянного состава | |||||||||
В парах переменного состава | |||||||||
В группах | |||||||||
Ответы на вопросы учителя | |||||||||
Совместно с учителем | |||||||||
Предпочитаемые способы работы с учебным материалом | |||||||||
Рабочие тетради | |||||||||
Образный материал | |||||||||
Самостоятельное изучение | |||||||||
Творческий поиск | |||||||||
Экспериментирование | |||||||||
Предпочитаемые виды учебной деятельности | |||||||||
Обсуждение | |||||||||
Творческий поиск | |||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||
Воспроизведение | |||||||||
Использование знаний | |||||||||
Эвристические беседы |
Степень предпочтения оценивается от 1 до 5 баллов. Использование такой матрицы позволяет проектировать урок по нескольким наиболее значимым как содержательным, так и процессуальным. Если я посмотрю на строчки, то сразу увижу, для кого из учеников предполагаемая работа может оказаться сложной, а кто может выступать в качестве консультанта, помощника учителя. Возможно, следует организовать работу в парах, а возможно, почти все ученики лучше усвоят предлагаемый материал при работе с текстом, но некоторых следует объединить в проблемные группы для совместного творческого поиска. Вариантов очень много. И это многообразие позволяет найти место на уроке для каждого ученика.
Формирующий этап
Цель: повышение уровня успеваемости учащихся по информатике путём применения способов индивидуально-личностного подхода в обучении.
Задачи: разработать и внедрить в учебный процесс блок уроков с учетом индивидуально-личностного подхода в обучении (Приложение № 1).
При проектировании уроков учитываются основные требования к разработке дидактического обеспечения индивидуально-личностного подхода в процессе обучения:
- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
- стимулирование ученика к самостоятельной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
- необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности.
На каждом из этих уроков, чтобы правильно и в полном объеме довести учебный материал по данной теме до каждого ребенка (с учетом индивидуальных особенностей), для наглядности при объяснении нового материала или обобщении пройденного, используются компьютерные демонстрации. Восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения (визуалы) и слуха (аудиалы), выделения главных положений на экран. Также используются карточки, работа с учебной литературой (кинестетики).
Период продуктивной деятельности на уроке у учащихся различный. Если активность отдельных учащихся спадает к концу урока, планируется построить свою работу так, чтобы привлечь этих учащихся к активной деятельности в начале урока. С теми же учащимися, у которых активность возрастает к концу урока, работать на этапе изучения нового и первичного закрепления полученных знаний.
На первом уроке при объяснении нового материала нужно опираться на знания тех учащихся, которые уже имеют первичные представления о назначении программы PowerPoint и приемах работы в ней. При первичном закреплении полученных знаний даются индивидуальные консультации, учитывая индивидуальные особенности учащихся. При подведении итогов опрашиваются те ребята, у которых устойчивая активность на протяжении всего урока.
На втором уроке при актуализации знаний проводится опрос ребят с неустойчивым вниманием. Во время объяснения нового материала используются записи на доске, мультимедийный проектор. Всем раздаются карточки с основными этапами создания презентации в один слайд. Более подготовленным учащимся предлагается усложнить задание. При подведении итогов урока учитывается уровень знаний и умений по теме. Домашнее задание также рассчитывается на учащихся с разным уровнем подготовки по данной теме.
С целью наблюдения за успехами продвижения школьников в учении на третьем уроке проводится критериальная диагностика в виде небольшой проверочной работы, по результатам которой анализируется сформированность необходимых умений и навыков, а также выявляются типичные ошибки, допущенные учащимися и наиболее часто встречающиеся затруднения в освоении учебного материала с определением их причин.
При проведении диагностических работ нужно стараться, чтобы они не превращались в контрольную работу и не оценивались традиционной отметкой. Оценивать можно лишь степень продвижения ученика в формировании предметных умений и навыков по отношению к вчерашним достижениям, да и то с поправкой на его индивидуальные особенности. Только такая оценка приносит воспитательный эффект.
На уроках можно использовать метод проектов. Используя его, нужно моделировать ситуацию успеха, позволяющую поднять самоуважение слабых учеников, укрепляющую их веру в собственные силы. Пытаться найти такую тему проекта, где учащийся посредством ИТ реализует знания наиболее близкой ему предметной области. При работе над проектом выступать в роли консультанта, прибегая к помощи наиболее подготовленных учащихся.
На предпоследнем уроке в данной теме так же, как и на предыдущих уроках, восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха, выделения главных положений на экран. Используются карточки со схемой, работа с литературой.
Контрольный этап
Цель: проверить эффективность блока уроков, направленных на повышение успеваемости учащихся по информатике с использованием индивидуально-личностного подхода при обучении.
Задачи:
- провести исследование по выявлению степени повышения уровня успеваемости у учащихся группы;
- сравнить полученные результаты с результатами констатирующего этапа;
- установить эффективность разработанного блока уроков для повышения уровня успеваемости по информатике у учащихся старшего школьного возраста.
Заключительным уроком по данной теме является контрольный урок – урок защиты проекта. Защита проекта заключается в том, что каждая подгруппа публично должна защитить свою работу. В каждой подгруппе есть ученик, который отвечает за подготовку выступления. Он с помощью другого члена подгруппы представляет на аудиторию свое выступление. В оценке проекта участвует вся группа. Каждому выдаются бланки для оценки, в которых учитываются исполнение слайда, его дизайн, содержание, использование различных шрифтов, количество слайдов, эффекты перехода. Такой же бланк заполняет и учитель. Критерии оценивания выполнения учащимися заданий следующие:
17–16 баллов – оценка “5”,
15–12 баллов – оценка “4”,
8–11 баллов – оценка “3”,
< 8 баллов – оценка “2”.
По окончании баллы подсчитываются и выставляются оценки за проект.