Учебная цель:
- содействовать развитию у учащихся исследовательской культуры и навыков структурирования информации,
- сформировать личностно-смысловое отношение учащихся к изучаемому предмету,
Развивающая цель: обеспечить развитие у школьников интеллектуальной культуры
Воспитательная цель:
- способствовать формированию ценностного отношения к окружающей действительности,
- содействовать развитию навыков совместной деятельности,
- актуализировать личностное отношение учащихся к изучаемой теме.
На фоне музыки демонстрируется видеофрагмент о гидросфере и о многообразии видов существования воды на Земле (Мировой океан, воды суши, ледники, реки, озера, айсберги, подземные воды, облака, осадки) и о значении воды в природе и жизни человека.
Учитель:
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это – только вода.
Дорогие ребята! Вы посмотрели видеофрагмент о самом распространенном веществе на земной поверхности – о ее Величестве Воде! Увидели все многообразие форм ее существования, ее огромное значение в жизни нашей планеты и в жизни человечества. Кто из вас скажет, а все ли рассказано в этом фрагменте о воде?
В зале присутствуют дети в костюмах героев сказки Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”, которые являются активными участниками всего мероприятия.
Знайка: Можно мне?
Учитель (удивленно): Извольте, голубчик. Что-то я вас не припомню. Вы что, новенький?
Знайка: Это как сказать. В вашей школе да. А в Цветочном городке я старейший.
Учитель: Не морочьте мне голову. Отвечайте на вопрос.
Знайка: А можно мы расскажем про ее Величество – воду с фантазией, с огоньком, чтобы ученики запомнили информацию.
Учитель: Интересно, что это значит – с огоньком и фантазией?
Знайка: Но ведь учение должно быть с увлечением? Верно? Вот и давайте позовем сюда моих друзей – коротышек.
Учитель: Да я, право, не возражаю. Ну а мне-то, что делать? Это же мое мероприятие!
Знайка: А что вам мешает стать одним из нас. Я чувствую, что вы в душе художник, так станьте же художником Тюбиком! (Надевает учителю берет и завязывает бант, дает краски).
Звучит мелодия песни “Я буду ждать...”, выбегают герои сказки, приветствуя зал и друг друга.
Коротышки (поют):
Всем жителям земной планеты
Забавный наш Цветочный городок
Поведает научные секреты –
Жить без воды никто еще не мог!
Знайка, Шпунтик, Винтик и Пилюлькин,
Художник Тюбик, Светик – наш поэт,
Ну а Незнайка в знаниях – Свистулькин,
Поэтому сегодня его нет!
Припев:
И вот мероприятие настало!
Про свойства и значения воды
Расскажем все, но это лишь начало,
Сегодня ваши знания нужны!
Звучит музыкальный фрагмент песни “Я нарисую”. Учитель в образе художника начинает рисовать картину “Круговорот воды в природе”
Знайка (говорит на фоне музыки): Разве вода – это только жидкость,что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю, в которой миллиарды лет назад зародилась жизнь.
Пилюлькин: Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земле – это ведь тоже вода.
Пончик: Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снежные покровы, застилающие половину планеты, и это все вода, питающая поверхность земли. А режим питания нарушать нельзя!
Поэт Светик (поет):
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А, в сущности – только вода!
Прекрасно многообразие красок солнечного заката, багряные переливы солнца… Вода – великий поэт!
Художник (учитель): И самый великий художник – вода!
Знайка: Симфония цвета возникает из-за рассеивания и поглощения солнечного спектра водяными парами атмосферы.
Пончик: На глобусе Земли больше воды, чем суши. Земля, как арбуз, который питается водой. А режим питания нарушать нельзя! Количество переходит в качество.
Художник (учитель): А кем и когда был доказан качественный и количественный состав молекулы воды?
Звучит музыка. Идет пантомима-танец с портретами ученых, в ходе пантомимы составляется химическая формула и модель молекулы воды.
Поэт Светик (поет):
Лавуазье доверено,
Чтобы было все проверено,
С Лапласом выполнял эксперимент,
Все проанализировал,
Он воду синтезировал
И доказал – она не элемент [1]
Все: Почему?
Знайка: Доказано опытами по разложению воды.
Художник (учитель): Ребята! Давайте тоже попробуем доказать химический состав воды. Кто из вас хочет почувствовать себя настоящим ученым-исследователем, таким как Лаплас или Лавуазье?
Из зала приглашаются двое желающих, и под руководством учителя проводят опыт по разложению воды под действием электрического тока [2]. Один из участников опыта определяет продукты разложения на наличие кислорода (тлеющей лучинкой), другой – на наличие водорода (горящей спичкой). Учитель просит зал прокомментировать увиденное и сделать выводы.
Звучит музыка.
Поэт Светик (поет):
Работы продолжение
Он видит в разложении
Воды в стволе, нагретом докрасна.
И это путь единственный
Для утвержденья истины!
На газы разлагается она!!! [1]
Доктор Пилюлькин: Вот какие мы знания вам даем.
Знайка: Мы уверены, что вы все запомните!
Пончик: А вот Незнайка ничего не запомнил, потому что он рассеянный, так как он не ест шоколад, а питается чем попало. А режим питания нарушать нельзя!
Появляется Незнайка. Звучит музыка. Незнайка поет.
Незнайка:
Эй, приветик, ученики! Умники-разумники.
Вы меня сюда не звали – это же подвох.
Коротышки знайкины, знайкины-зазнайкины
Я про воду знаю все, я же вам не лох!
Припев:
Ябеды, ябеды, ябеды-карябеды
Я про воду знаю все, я же вам не лох.
Я люблю попить воды, лучше газированной
И могу стирать носки, мыля их как зря!
И люблю мечтать в тумане, словно околдованный,
И по льду, и снегу мчаться, ой! Это ж не вода!
Припев.
Все равно вы ябеды, ябеды-карябеды
Без науки воду знаю, это ж дважды – два.
И потом скажу я вам, коротышки ябеды.
Град, туман, и снег, и айсберг – это ж не вода!
Коротышки смеются.
Знайка: Все ты перепутал, Незнайка. А наука утверждает, что вода обладает физическими свойствами. Ведь при нормальных условиях вода не имеет запаха.
Пончик: Не имеет вкуса, а жаль! Так бы я, не взирая на режим питания... (Все шикают на него).
Художник (Учитель): Вода бесцветна.
Пилюлькин: Не ядовита. Кипит при температуре 100о, а замерзает 0о С.
Незнайка: Это точно, у меня на морозе всегда сопли мерзнут.
Пилюлькин: При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается. И если бы тебе вовремя закапать лекарство для носа, то у тебя и не бы насморка!
Незнайка: Да замолчи ты, Пилюлькин, со своим насморком. Вот что ты там сказал о расширении? Я однажды летом забыл во дворе бутыль с квасом, а зимой, ка-ак бахнуло, и бутыль от мороза разорвало. О-о! Вот тебе и вода...
Знайка: Вода обладает исключительной теплоемкостью. Поэтому большие водные бассейны медленно нагреваются и медленно остывают, регулируя температуру нашей планеты [5].
Незнайка: А вот я однажды тоже нырнул в бассейн, думал, что вода теплая. А Пчелка и Ромашка забыли ее подогреть, так она бы-ыстро остыла, а они еще и хлорки добавили, это они из вредности, ну ничего! Ну, я им еще покажу…
Знайка: Не пори чушь. Мы говорим о больших водных бассейнах, морях, океанах... Вода в них выравнивает климат, т.к. она возвращает и поглощает очень много тепла [2].
Незнайка: Не-а. А как же тогда космический холод?
Пилюлькин: От него защищают молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере,в облаках и в виде паров. Кстати, капельки испарения есть и у тебя. А не температуришь ли ты, голубчик? (Подходит к Незнайке, пробует рукой лоб). А не сделать ли тебе укольчик?
Незнайка: Нет, вы посмотрите только на него, как это называется, я вас спрашиваю?
Коротышки и учитель: Это называется агрегатное состояние воды!
Поэт Светик (с завыванием): Вода жила и по стеклу текла!
Знайка: То есть жидкое состояние – обыкновенная вода.
Поэт Светик (трагически): Но вдруг ее морозом оковало!
Знайка: Твердое состояние – лед, снег, град, айсберг.
Поэт Светик (вдохновенно):
Но от жаркого дыханья огня
Исчезла льдинка без следа! [5]
Знайка: Испарилась – газообразное состояние. Понял, Незнайка?
Незнайка (задиристо): А чего вы грузите, чего грузите. Я, может устал и того, спать хочу, а вы: “Ля-ля-ля”. Вы должны применять новые научные того... технологии, чтобы я что-то усвоил.
Коротышки и учитель: Это какие же?
Незнайка: А вот... давайте ваши учебники по химии, биологии. Я лягу спать, а их под голову положу. А во сне это, как его, подсознание все прочтет и сознанию передаст. Короче, идите, идите, не мешайте научному эксперименту.
Звучит фонограмма космической музыки, в разноцветных плащах появляются видения: Гремучий газ, Гидросфера, Фотосинтез. Они окружают спящего Незнайку.
Гремучий газ: Я гремучий газ – брат воды. Состою из двух объемов водорода и одного объема кислорода. В основе изучения качественного и количественного вещества лежат два метода: синтез и анализ. Вот газ водород соединяется с газом кислородом. Достаточно одной искры, и тогда я ка-а-ак жахну, произойдет взрыв и все перейдет в водяной пар. Это метод – синтез. А если разложить на водород и кислород – это уже анализ. Я гремучий газ – могу так жахнуть! Ха-ха-ха!
Гидросфера:
А я гидросфера.
Я все – что вода,
И в том числе газировка твоя.
Я и пресная, я и соленая.
Я и прозрачная, я и зеленая.
Озера, реки, подземные воды, болота,
Айсберги, ледниковые гроты.
Эту водичку пресную пей,
Ну а соленую лучше не смей.
Озера соленые, моря, океаны.
О них слагались легенды, писались романы [4].
Фотосинтез: Я фотосинтез. В растительной клетке протекает реакция образования органических веществ из воды и углекислого газа под воздействием солнечной света. В качестве побочного продукта фотосинтеза образуется молекулярный кислород [5].
Видения по очереди говорят и уходят.
Видения:
Я гремучий газ – брат воды.
Я гидросфера.
Я фотосинтез.
Незнайка (просыпаясь): Ой, чего это мне привиделось! Даже голова разболелась от знаний.
Выходят все действующие лица.
Знайка: Ну, как научный эксперимент? Что ты познал?
Незнайка: Я как фильм посмотрел. Даже название помню “Брат”. Там все взрывалось! Брат как жахнул, так один хмырь по кличке “Синтез” сразу в анализ превратился. А еще приплывала ко мне гидра, говорит: “Хлебай воду пресную, а соленую не тронь, а горькую тем более”. Да я вообще не пью, только газировку. А еще фотографировал меня какой-то синтез, да еще и угрожал: “Отдавай, говорит солнечную энергию!” Ну, я и отдал, чтоб он мне того... молекулярный кислород не перекрыл.
Все коротышки смеются.
Знайка: Какая же каша у тебя в голове, Незнайка. (Можно опросить зал).
Незнайка: Это, того... метод подвел. Я больше не буду, честно-пречестно. Я что виноват, что весь состою из фантазий и идей?
Коротышки все вместе: Ты состоишь из воды.
Незнайка: Ну? А вы?
Коротышки все вместе: И мы.
Незнайка: А вы, ребята?
Зрители: И мы тоже!
Пилюлькин (выносит макет человека в разрезе): Вот, это человек. Жизнь его тесно связана с водой и зависит от нее, человек содержит много воды, она составляет более половины его массы – 65%. Вода входит в состав пищеварительных соков.
Пончик (встрепенувшись): Режим питания нарушать нельзя!
Пилюлькин: Правильно, вода входит в состав крови, слез, пота, слюны и других жидкостей организма. Стекловидное тело глаза содержит 99% воды. Кровь – 90%, кости – 28%, мышцы – 75% , жировая ткань — 29% и даже в зубной эмали – 0,2% [4].
Художник (Учитель): Верно. Вода участвует во всех процессах жизнедеятельности человека. Осуществляет транспортировку питательных веществ и кислорода, выводит продукты распада, участвует в дыхании и терморегуляции.
Пилюлькин: Потеря человеком воды на 12–15% ведет к нарушению обмена веществ, потеря ее до 25% – к гибели. Поэтому в организмах растений, животных, людей происходит процесс обновления воды. Без воды человек может прожить только 3 дня, а без пищи – 30-50 дней[4].
Пончик: Я не верблюд, я лично столько не могу прожить. Режим питания нарушать нельзя!
Пилюлькин: Это верно, Пончик, но ведь бывают лихолетья, время испытаний. И тогда люди вспоминают сказки о живой и мертвой воде. А это вовсе и не сказки. Вода, которая хранится в серебряных сосудах, называется серебряной и имеет лечебные свойства. В древней Индии раны омывали такой водой. При крещении серебряный крест выдерживали в воде, в которой крестили младенцев. Немного “ионов” серебра переходило в воду, от этого погибали болезнетворные микробы.
Знайка: Вода играет жизненно важную роль в жизни животных и растений.
Поэт Светик (патетически):
А меж растеньями царствует война.
Деревья, травы вверх растут задорно,
А корни их в земле, неся свой труд,
За почву и за влагу спор ведут! [5]
Знайка: Вода – хороший растворитель. В ней растворяется минеральные соли земли, которые поглощают корни растений. А стебель является трубопроводом, по которому идут минеральные вещества. Влага необходима для прорастания семян. Существуют растения, для которых вода – среда обитания. Морские водоросли называют легкими планеты, потому что они выделяют до 80% кислорода [3].
Художник (Учитель): Они служат кормом для многих морских обитателей. Кровь, слюна, желудочный сок животных и птиц тоже содержит воду. Она, испаряясь, способствует охлаждению тела. Так что все в природе взаимосвязано, друзья. Круговорот. Посмотрите на картину, которую я нарисовал. (В красочной форме описывает процесс круговорота воды в природе).
Незнайка: Да, здорово! Я все понял. Мы все, живущие на земле, зависим от воды, а значит друг от друга. А вот, когда я летал на Луну, то видел оттуда нашу голубую планету, но она уже и не такая уж и голубая. Почему ребята? Разве наша планета больна?
Дети отвечают.
Знайка: Большое количество пресной воды используется в промышленности. Заводы, фабрики, электростанции сбрасывают свои отходы в водоемы, от этих ядовитых веществ гибнут водоросли, рыба, раки, млекопитающие. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний.
На фоне музыкального сопровождения демонстрируется видеофрагмент об экологическом состоянии водных ресурсов Земли.
Поэт Светик (взволнованно):
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках!Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету.
Черные – сотрешь ли, Человек?! [5]
Звучит песня “Старый дом”. На вступлении учитель произносит текст, подводя итог мероприятия.
Учитель: Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Ты хранишь в себе информационную память глубин веков, которую только начал понимать человек. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, – ты жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Ты создаешь неповторимый облик нашей голубой планеты, делаешь ее такой красивой! Ты – самое большое богатство на свете!
Звучит песня.
Все участники (поют):
А ветры дуют – дуют, а время мчится – мчится.
Круговорот в природе, все вращается – кружится.
Вода дана для жизни, все в жизни из воды.
Так береги природу, живое защити!
Cписок литературы:
- Золотникова Э.Г. “Урок окончен – занятия продолжаются”, М., Просвещение, 1992 г.
- Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П., “Химия-8”, М., Дрофа, 2000 г.
- Митлена Э.М., “Создание эмоционального настроение на уроках”, Химия в школе, 1989 г. № 6
- Шарипова Д.Д., “Совершенствование гигиенических знаний школьников”, Химия в школе, № 5, 1989 г.
- Балабанова В.В., Максимцева Т.А., “Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни”, Волгоград, учитель, 2003 г.