Цели:
- показать учащимся какую роль в жизни Древних греков играли олимпийские игры, а так же познакомить с ходом и проведением олимпийских игр в древности;
- воспитывать интерес к участию в спортивно-игровых мероприятиях, укрепить уверенность детей в своих силах и знаниях, открыть новые перспективы в освоении истории и физической культуре;
- воспитание любви к спорту и здоровому образу жизни;
- пробуждать у школьников понимание красоты и величие атмосферы, в которой проходили олимпийские игры;
- оздоровление учащихся.
Место проведения: Бехтеревская школа, спортивный зал.
Время проведения: 90 минут.
Оборудование:
- Карта Греции,
- выставка книг об истории олимпиад и древней Греции,
- кроссворд, тест, магнитофон, кассеты.
Спортивный инвентарь: баскетбольные мячи, обручи, кегли, хоккейные клюшки, скакалки.
Ход урока
Организационный момент.
а) дети входят в зал под звуки спортивного марша;
б) построение;
в) сдача рапорта;
г) перестроение, после чего дети садятся на ковер.
Вступительное слово.
Учитель физкультуры. Идет по планете XXI век. Олимпийское движение – самое яркое явление в общественном мире. Олимпийские игры заняли важное место в жизни современного общества. Совсем недавно мы стали свидетелями Олимпийских игр 2004 года. Между первыми Олимпийскими играми современности, прошедшими на исторической родине олимпиад в Афинах в 1896 г. и вторыми Играми, которые состоялись в августе 2004 г. – прошло 108 лет.
25 марта в Олимпии, у развалин храма Зевса состоялась церемония зажжения олимпийского огня XXVIII Олимпийских игр 2004 года. Как и в древности жрица храма Геры в специальной чаше с помощью параболического зеркала зажгла священный олимпийский огонь от солнечных лучей.
Потом горящий символ Олимпийских игр был вручен первому факелоносцу, начавшему традиционную факельную эстафету олимпийского огня, – серебряному призеру чемпионата мира по легкой атлетике 1999г. Костасу Гациудису. Затем он передал факел Российскому спортсмену, четырехкратному олимпийскому чемпиону по плаванию Александру Попову.
Всего в факельной эстафете участвовало 11 тысяч человек. Она впервые прошла через все материки Земли и посетила 27 стран, 35 городов, все столицы предыдущих летних Олимпиад современности. 3 июля олимпийский огонь из Хельсенки прибыл в Москву, а 13 августа после такого кругосветного путешествия вернулся в Афины, туда где зародились Олимпийские игры.
Во время Олимпиады были и победы и горечь поражений. Трудом и упорством наших спортсменов сборная России завоевала 92 медали: 27 золотых, 27 серебряных, 38 бронзовых.
Учитель истории. Давайте сейчас попробуем вернуться в те давние времена, откуда все началось. Мы предлагаем вам отправиться в путешествие, где будем участвовать в Олимпийских играх Древней Греции.
Посмотрите на карту Греции. На какие части делится Греция?
Дети: Средняя, Северная, Южная, Пелопоннес.
Учитель истории. В Южной части Греции находится Пелопоннес г. Олимпия, место где проходили первые олимпийские игры в 776 г. до н.э. Какое место в Греции с подобным названием, вы знаете?
Дети: Гора Олимп.
Учитель истории: Что мы с вами уже знаем о горе Олимп?
Дети: Это место где живут боги.
Учитель истории: Каких богов вы знаете?
Дети: Зевс, Гера, Гефест, Гермес, Афина, Аид, Посейдон.
Учитель истории: “Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, Величественнее которых нет ничего, – Олимпийские игры”.
Эти слова написал древнегреческий поэт 2 тыс. лет назад. Олимпийские игры были любимым зрелищем всех греков. Каждые олимпийские игры превращались в праздник для народа, в своего рода конгресс для правителей и философов, в конкурс для скульпторов и поэтов, в ярмарку для торговцев.
Дни Олимпийских торжеств – дни всеобщего мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовали установлению взаимопонимания и связей между государствами.
Существует несколько легенд о происхождении Олимпийских игр:
1. Геракл победил царя Элиды Авгея (6 подвигов – вычистил конюшни). Радуясь победе он устроил состязания в беге между своими 4 братьями и поздравляя победителя, увенчал его оливковой ветвью. Он сам выбрал дорожку для бега и определил ее длину в 600 ступней. Эта дистанция стала в последствии длиной стадиона. (192,7 метра).
2. Игры были в первые устроены Зевсом в ознаменовании того, что ему в борьбе за владычеством над миром удалось победить своего отца Хроноса.
3. Игры связаны с именем Пелопоннеса. Юный герой в своих долгих странствиях попал в Пису. Тогда там царствовал сын бога войны Ареса Эномай, имевший дочь удивительной красоты Гипподамию.
Царю в свое время было предсказано оракулом, что он умрет от руки своего зятя. На этом основании он избегал давать согласие на бракосочетание дочери. Каждому из многочисленных искателей ее руки он ставил условие: состязаться с ним в гонке на колесницах и только в случае победы получить руку Гипподамии. Но всех состязавшихся с ним, он догоняя, безжалостно убивал. Пелопс быстро добился любви Гипподамии, но чтобы получить ее в жены подкупил возничего царя Миртилоса, которому обещал пол царства. Миртилос перед гонкой удалил чеки из осей колесницы, заменив их на восковые. Во время гонки воск растаял, но кони еще долго несли царя, пока он не умер. Пелопс добился своей цели – женился на Гипподамии, а когда Миртилос пришел к нему за наградой он столкнул его в море. Он вступил на трон Писы, присоединил Олимпию к своей стране.
Участвовать в играх могли только свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. Но существовало обязательное условие – до игр нужно было тренироваться в родном городе в течении 10 месяцев. А потом прибыть в Элладу и тренироваться этот последний месяц. Участников состязаний называли атлетами (т.е. крепкого и красивого телосложения).
Учитель физкультуры: Давайте и мы будем придерживаться правил тех первых олимпиад. Мы все с вами 10 месяцев тренировались в родном селе. И сейчас будем готовиться принять в ней участие. И так проведем разминку (разминка длиться 7–10 минут).
Учитель истории: Олимпийские игры длились 5 дней и проходили каждые 4 года (т.е. через 1417 дней). Такое количество дней составлял олимпийский год. В течении священного месяца на территории Эллады объявлялся священный мир. Всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались рядом за право называться самым ловким и быстрым.
Главным принципом состязаний была честность. Элладоники (судьи) имели право лишить чемпиона титула, если он завоевал его нечестным путем, а так же атлет подвергался телесному наказанию и штрафу (должен был сделать статую Зевса).
Для греков Олимпия была священным местом. В центре находился величественный храм, в котором стояла огромная статуя Зевса. Вокруг здания располагались другие древние здания и статуи богов, героев и победителей олимпийских игр.
На торжественное открытие приносили большие жертвоприношения Зевсу, на главном алтаре участники давали присягу, потом проходила жеребьевка участников.
Учитель физкультуры: Давайте и мы ребята откроем наши олимпийские игры, поднимем флаг современных олимпийских игр (впервые олимпийский флаг был поднят 1914 г. Это было сделано в связи с празднованием 20-летия возрождения олимпийских игр) и дадим клятву, что мы будем соревноваться честно согласно законам олимпиады.
(Звучит музыка Дж. Верди из оперы “Аида”. Поднимается олимпийский флаг.)
Дети: повторяют слова клятвы за учителем.
“От имени всех спортсменов, я обещаю, что буду участвовать в этих олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своей страны.”
Учитель истории: Олимпийский огонь зажигали от лучей солнца на горе Олимп. Затем его несли в город предстоящих Олимпийских игр. Большинство соревнований проходили на стадионе, который имел продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию храма, с другой – были сделаны земляные насыпи. Мест для сидения первоначально не было. Зрители стояли, сидели или лежали на склонах холма и на насыпях, обложенных дерном. Плату за посещение стадиона не брали.
С первыми лучами солнца раздавался звук трубы, на стадион выходили судьи в пурпуровых плащах и с венком на голове. За ним шли атлеты из всех городов Греции. Зрители приветствовали их криком и рукоплесканием. Многие соревнования устраивались под музыку.
Учитель физкультуры: На второй день проходили юношеские соревнования (бег на длину стадиона, борьба, кулачный бой, и конные состязания). Предельный возраст участников не превышал 20 лет. Давайте и мы с вами примем участия в этих состязаниях сохраняя все правила тех времен.
(Соревнования проходят по музыку спортивных песен.)
1. Соревнования в беге на длину стадиона (192,7 метра).
2. Бой с мешками.
На третий день олимпийских игр проходили состязания по тяжелой атлетике, в нее входили борьба и кулачный бой. В борьбе за победу нужно было бросить противника на землю трижды.
3.Соревнование по борьбе среди мальчиков.
На четвертый день на ипподроме проходили конные состязания. Особенно почетной считалась победа упряжки. Главными состязание считалось пятиборье (бег, метание диска, прыжки в длину, метание копья, борьба).
4. Гонки на велосипедах. (Эти соревнования проводятся на улице.)
5. Метания мяча.
6. Прыжки в длину.
Учитель истории: На пятый день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали венки из священного оливкового дерева. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на головы венки. Глашатай в это время объявлял имя атлета и называл его родной город. Затем устраивали торжественное шествие, впереди шли судьи, ними победители (олимпионики), жрицы следом вели лошадей, которых они выиграли, зрители кричали: “Слава, Слава победителям!”
Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, которую в этот же день закладывали, чтобы победа в играх вошла в город и никогда не покидала его.
Получить венок была редкая удача. О ней мечтали в каждой семье. И когда в доме рождался мальчик, на воротах появлялся знак надежды на грядущую олимпийскую победу – венок из оливковых ветвей.
Победителю в играх ставили статую, ему предоставляли почетное место в театре, до конца жизни его кормили за общественный счет.
Учитель физкультуры: Давайте и мы тоже проведем награждение победителей наше олимпиады. Наденем венок на голову и преподнесем медали. Пусть их первая победа на нашей олимпиаде будет началом большого спортивного пути (производится церемония награждения).
А сейчас мы закроем наши олимпийские игры. Но прежде давайте вспомним какие олимпийские виды спорта принимали участие в Олимпиаде в Афинах 2004 года. (Звучит музыка, и дети, танцуя, имитируют движения видов спорта.)
Следующие XXIX Олимпийские игры 2008 года по решению Международного Олимпийского комитета будут проходить в Китае.
Учитель истории: Вот закончились наши первые олимпийские игры. Что вам запомнилось? Что вам понравилось? Какие новые виды спорта вы хотели бы ввести в следующую нашу олимпиаду? Знания полученные на этом уроке, помогут вам отгадать кроссворд.
Кроссворд
По горизонтали:
1. Место проведения гонок. (Ипподром)
2. Город в котором проходили первые Олимпийские игры. (Олимпия)
3. Человек крепкого телосложения. (Атлет)
4. Место, где стояла главная статуя Зевса. (Храм)
5. Место проведения Олимпийских игр. (Стадион)
6. Первый вид состязаний, с которых начиналось пятиборье. (Бег)
7. Тема нашего урока. (Олимпийские игры)
8. Вид состязаний, который входил в пятиборье. (Прыжки)
9. Главное божество, которому посвящались Олимпийские игры. (Зевс)
10. Президент МОК. (Ж.Рогге)
11. Время года проведения Олимпийских игр. (Лето)
12. Президент ОКР. (Л.Тягачев)
По вертикали:
2. Дерево из ветвей, которых делали венки для победителей. (Олива)
15. Главное состязание Олимпийских игр. (Пятиборье)
16. Человек управляющий колесницей. (Возчий)
17. Состязание, которое входило в программу Олимпийских игр. (Метание)
18. В каком городе проходили Олимпийские игры 2000 года. (Сидней)
19. Государство, в котором проходили Олимпийские игры в 2004 году. (Греция)
20. Самое любимое и захватывающее зрелище игр. (Гонки на колесницах)
Учитель физкультуры: Во время Олимпийский игр в Интернете проводились разные опросы: об отношении россиян к “правилам” большого спорта, о том, кого они считают лучшими спортсменами прошедшей Олимпиады. Может быть и мы с вами поучаствуем в этом?
Т Е С Т
(Тест приведен с ответами детей.)
1. Кого вы считаете лучшим спортсменом Олимпиады в Греции 2004 года?
- Алексей Немов – спортивная гимнастика – 50%;
- Громова Екатерина – волейбол – 13%;
- Дементьва Елена – теннис – 12%;
- Хоркина Светлана – спортивная гимнастика – 11%;
- Попов Александр – плавание – 8%;
- Алипов Алексей – стендовая стрельба – 6%.
2. Считаете ли вы Олимпийские игры важнейшим событием в международной жизни?
- Да – 88%
- Нет – 1%
- Не знаю – 11%
3. Может ли “победа любой ценой” оправдать любые действия спортсмена или тренера?
- Да – 50%
- Нет – 46%
- Не знаю – 4%
4. Считаете ли вы, что только первое общекомандное место может быть целью участие российской сборной в Олимпийских играх?
- Да – 95%
- Нет – 4%
- Не знаю – 1%
5. Связываете ли вы результаты выступления сборной России с условиями подготовки будущих чемпионов в нашей стране?
- Да – 81%
- Нет – 5%
- Не знаю – 14%
6. Мечтаете ли вы сами участвовать в Олимпийских играх?
- Да – 70%
- Нет – 12%
- Не знаю – 18%