Открытый урок русского языка по теме: "Восстановление деформированного текста"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать устную и письменную речь, креативность, взаимооценку и самооценку;
  • научить оформлять тексты (заголовок, абзац и т.д.);
  • попытаться восстановить деформированный текст по отдельным его частям, путем правильной расстановки предложений в тексте и слов в предложении, изменении формы слова, расстановки знаков препинания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Звучит спокойная музыка.

Учитель. Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех. Садитесь. Как сегодня мы будем работать? (По группам.) Чтобы урок был успешным, что для этого нужно? (Слушать внимательно задание учителя, ответы учащихся, коллективно обсуждать и принимать решения.)

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Пока вы отдыхали на перемене, ветер-озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и   объясните свой выбор.

– Какое слово является завершающим? Почему?
– Что такое текст? (Предложения, связанные между собой по смыслу.)
– Вспомните, назовите основные признаки текста. (Тема, основная мысль, смысловая связь между предложениями, порядок предложений, части текста: вступление, основная часть, концовка, заголовок, абзац или красная строка.)

На доске появляется цветок, на лепестках которого написаны основные признаки текста.

– Объясните, что обозначает каждый признак.

Ответы учищихся.

– Итак, мы будем восстанавливать текст. А что значит восстановить текст? (Определить части текста, место каждой части, если отсутствует часть, то дополнить, если деформированный текст, то восстановить.)

III. Работа по группам.

1. Восстановление 1-й части текста.

Учитель. Откройте конверт № 1 и определите задачу для своей группы.

  • Восстановить предложения из слов, данных в разбивку:
  • он, писк, вдруг, жалобный, услышал;
  • это, под, лежал, воробышек, кустом;
  • его, злой, камнем, подшиб, мальчишка;
  • воробышек, пить, просил;
  • Восстановить последовательность предложений:
  • Воробышек просил пить.
  • Злой мальчишка подшиб его камнем.
  • Это воробышек лежал под кустом.
  • Поставить точки в не пунктированном тексте:
  • Вдруг он услышал жалобный писк это воробышек лежал под кустом злой мальчишка подшиб его камнем воробышек просил пить.
  • Восстановить предложение из слов, данных в разбивку.

В работе можно использовать “черновик” – лист на котором можно пробовать варианты ответов.

2. Проверка выполнения работы. Восстановление основной части.

  • 1 группа – первое предложение. Согласны ли вы с таким порядком слов в предложении?
  • 4 группа – второе предложение. Есть ли замечания?
  • 3 группа – прочитайте третье предложение.
  • 2 группа – как закончили эту часть?

Учитель. Прочитайте предложения по порядку. Сравните с образцом. Можно ли это назвать текстом? (Да. Есть последовательность предложения, связь по смыслу.) Что заметили? (Это основная часть. Нет начала и конца) Какая это часть? Как определили? (Можно поставить вопрос – Что произошло? Связывается словом вдруг.) Укажите, что это 2 часть.

3. Восстановление 2-й части текста.

Учитель. Откройте конверты. Ознакомьтесь с его содержанием. Определите задачу каждой группы.

  • Поставь точку в не пунктированном тексте:
  • Нес зайчик лист капусты был большой круглый зайчик шел и радовался.
  • Восстановить последовательность слов в предложениях:
  • нес, лист, капусты, зайчик;
  • лист, и, был, круглый, большой;
  • радовался, шел, и, зайчик.
  • Восстановить порядок предложений:
  • Нес зайчик лист капусты.
  • Зайчик шел и радовался.
  • Лист был большой и круглый.
  • Поставить точки в непунктированном тексте

4. Проверка работы групп.

  • 2 группа – прочитайте первое предложение. Как составили? Что можно сказать о предложении?
  • 3 группа – какое предложение поставили вторым?
  • 1 и 4 группы – каким предложением завершили эту часть?

Учитель. Прочитайте эту часть текста. Где хотели бы поместить эту часть? Почему? Какая это часть? Как проверить, что составили текст? (Прочитать части по порядку.) Сверьте свою работу с образцом. На табличке поставьте оценку за восстановление разрушенной части текста.(Если обе части составлены верно, то “х” ставится в самом верху; если потребовалась помощь ребят и внесли исправления – “х” проставляется в середине; если не справились с восстановлением частей – “х” внизу.)

Таблица самооценки группы

Восстановление частей текста

Самостоятельное составление части текста

Заголовок

        

Учитель. Можно ли считать работу завершенной? Почему?

5. Самостоятельное завершение текста.

Учитель. Составте 1-2 предложения для окончания текста в черновике. Какие варианты у вас получились? Чей вариант наиболее удачен? Может ли быть такой конец? В табличке поставьте “х” вверху, если текст имеет логическое завершение. Если текст закончен неудачно, “х” поставьте внизу.

6. Озаглавливание текста.

Учитель. Все ли признаки текста есть? Что еще нужно? Какой заголовок можно дать?

Простановка оценок производится по такому же принципу, как раньше.

7. Подведение итогов работы с текстом.

Учитель. Докажите, что восстановленный кусок является законченным текстом.

IV. Самоконтроль.

Учитель. Перепишите законченный текст в тетрадь. Что следует помнить при записи? Расскажите пользуясь табличкой по самоконтролю. (В тексте должен быть заголовок; каждая часть должна начинаться с красной строки; правила записи предложений; связь предложения в тексте; орфографическое проговаривание.)

1.

2.

3.

4.

5.

 

V. Закрепление пройденного материала.

Учитель. Сейчас у каждого из вас будет возможность проверить себя с помощью теста. В тесте даны высказывания. Если высказывание верно, то поставьте “+”, если высказывание неверно, то “–”. Нарисуйте шкалу после выполнения теста. Поставьте оценку на самом верху если на 2-й и 4-й вопросы вы поставили “–”, к остальным высказываниям “+”. Оценку внизу, если неверных высказываний не нашли.

Тест по теме “Текст”

Ф.И. ученика _______________________

№ п/п

Вопросы

“+” или “–”

1. Текст состоит из предложений.   
2. К тексту нельзя придумать заглавие.   
3. Все предложения в тексте имеют границы.   
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.   
5. В тексте о чем-то или о ком-то говорится.   
6. Текст можно разделить на части.   
7. Каждая часть текста записывается с красной строки.   

VI. Подведение итогов.

Учитель. Чему мы научились на уроке? А теперь один человек от группы подойдет к доске и поставит оценку работе группы. Объясните почему вы так оценили работу группы? Какие задания было особенно интересно выполнять?