Цель урока: сформировать у учащихся знания об особенностях внутренних вод своей местности.
Задачи:
Образовательные:
- дать классификацию внутренних вод Марий Эл;
- рассмотреть крупные реки и их особенности (питание, характер течения, режим, хозяйственное использование);
- изучить озера республики, их происхождение и значение;
- привести примеры опасных стихийных явлений, наблюдаемых на территории респ.;
- дать представление об экологической ситуации внутренних вод Марий Эл.
- воспитывать чувство любви к малой родине, гордость за природное наследие, чувство ответственности за нее, стремление к ее возрождению и охране;
- формировать экологическую культуру учащихся;
- продолжать формировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний;
- развивать творческое мышление и навыки.
- развивать умения выделять причинно-следственные связи, развивать географическое мышление;
- формировать правильную и выразительную устную речь, внимание учащихся;
- продолжать формировать умение работать с картой: показывать и находить реки и озера на физической карте и наносить их на контурную карту, умение выступать перед аудиторией.
Форма урока: урок-экспедиция (некоторые учащиеся получают опережающие задания).
Учебно-методический комплекс: физическая карта Марий Эл; контурная карта; иллюстрации, изображающие реки Илеть, Малая Кокшага, Волга, Ветлуга; озера: пойменные, карстовые, старицы; магнитофон с песнями “Гляжу в озера…”, “ Из далека долго…”; рисунки детей, аппликации, творческие проекты и т.д., национальные костюмы.
Оформление доски, стендов: тема урока, цитата, иллюстрации, схема по внутренним водам, рекам, озерам, болотам
Куда ни глянь – светлы до ослепленья
Вокруг озера, реки и поля.
Мы говорим с особенным волненьем:
– Привет тебе, марийская земля!
Иван Пиняев.
1. Организационный момент.
2. Переход к изучению новой темы.
Звучит медленная марийская мелодия.
В течение нескольких уроков мы знакомились с внутренними водами России – нашей большой Родины, а этот урок посвящен малой Родине – Республике Марий Эл и ее внутренним водам.
3. Изучение новой темы.
1. Типы внутренних вод республики.
Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие, и этот эпиграф отражает цель урока, в течение которого мы совершим путешествие вместе с марийским богатырем Онаром по его владениям – краю марийскому, во время которого мы познакомимся с крупными реками,озерами, болотами своей малой родины и оценим их состояние сегодня.
Выходит Онар в национальном костюме, читает стихотворение, подходя к учащимся.
Пойдем в мой край, в поля, в луга марийские,
Нигде я лучше края не встречал,
Я тут на ты, с любым ручьем и рощею,
Тут для меня начало всех начал.
– Много мной исхожено, много мною пройдено, много я повидал такой красоты земли родной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Пришел к вам, чтобы своими знаниями поделиться и от вас услышать что-нибудь новое и интересное.
– Поможем Онару и дадим классификацию внутренних вод. В схему вместо знаков вопроса расставьте виды внутренних вод, которые, по-вашему мнению, встречаются в нашей республике.
Схема заполняется на доске в течение урока.
2. Реки республики.
Онар открывает книгу и читает летопись:
– На территории республики протекает значительное количество рек – 476, с общей протяженностью 7000м., 689 озер, и значительная площадь занята болотами. Часть рек берет свое начало в острогах Марийско-Вятского Увала, и текут на северо-восток и относятся к бассейну Вятки, а другие на юго-запад и являются притоками реки Волги.
Задание: посмотреть на карту и назвать эти реки.
Ответ: притоки реки Волги – Илеть, Сура, Кокшага, Ветлуга; притоки реки Вятки – Немда, Буй, Уржумка.
3. Волга – основная река республики.
Волга – основная река в пределах республики. Она принимает в свое русло 14 рек, из них 9 – левые притоки луговой стороны, а 5 – правые горной, которые отличаются режимом и питанием.
Задание: работа со схемой.
Да не полно летопись гласит,
Здесь красоты родной не видно.
Отправимся друзья мы в путь недлинный
Воспеть красоты Родины своей.
– Кто из вас хочет поехать вместе с
Онаром, чтобы все понять и проанализировать на
месте, поднимите руки. Настоящие путешественники
всегда записывают свои наблюдения в
экспедиционный дневник, и мы тоже будем вести
некоторые записи в своих тетрадях.
Итак, в путь! Вверх по Волге от г. Волжска.
Дети смотрят на карту и иллюстрацию реки Волги, а Онар читает стихотворение:
Люблю ее всю в пятнах света,
Всю в окаймленье ивняка…
Но Волга для России - это
Гораздо больше, чем река.Е. Евтушенко
Звучит песня "Из далека долго, течет река Волга".
– Волга – основная жизненная артерия республики и протекает по ее территории на протяжении 150 км. Открыл дневник Онар и записывает основные параметры реки.
Задание: поможем Онару, назовем основные параметры реки.
Ответ: исток – Валдайская возвышенность, устье – Каспийское море, характер течения – равнинный (течение медленное, берега пологие, много меандр и стариц), питание – смешанное (зимой и весной – снеговое, летом – дождевое), весеннее половодье, летом и осенью – межень, но часто прерывается дождевыми паводками.
Онар. Да, в летописях много сказано о страшных наводнениях на Волге, об оползнях. Например, в 1709 г уровень воды в реке поднялся до 13 м, а в 1556 г грандиозный оползень уничтожил город Васильсурск, стоящий у места впадения реки Суры в Волгу. Сейчас наводнения уже оказывают меньшее влияние. А почему?
Ответ: так как река Волга имеет не естественный, а зарегулированный режим, на ее берегах создано несколько водохранилищ: Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское и т.д., которые регулируют сток воды в рек.
Онар. А какое значение оказали водохранилища на природу республики?
Ответ: эти изменения принесли республике неисчислимые потери. Под водохранилищами погибли земли, луга, затоплены населенные пункты, поднялся уровень грунтовых вод, поэтому многие низкие территории заболачиваются, усыхают леса, вода стала подниматься в подвалы домов нашего города.
– Волга как река перестала
существовать, она превратилась в водоем озерного
типа. В связи с этим ухудшилось
санитарно-гигиеническое состояние волжской воды
из-за загрязнения ее коммунально-бытовыми
стоками. В г.Козьмодемьянске в Волгу сливают свои
стоки молокозавод, мясокомбинат, очистные
сооружения, канализация, предприятия города.
А ведь Волга это не только река. В ее русле
значительное количество небольших пойменных
озер и стариц.
4. Пойменные озера.
– Пойменные озера очень многочисленные, во многих случаях безымянные. Они имеют постоянную или временную связь с рекой. По форме узкие, сильно вытянутые, чем напоминают русло реки.
Просмотр иллюстраций и рисунков детей, изображающих пойменные озера.
– Например: Ахмыловское
(Горномарийский район ); Марьер (Звениговский
район). Только здесь произрастает водяной орех –
чилим!
На основе их созданы водные памятники природы –
Ахмыловское озеро, Большой и Малый Марьер. Онар
произвел запись в свой дневник, и вы запишите в
тетрадь названия пойменных озер.
5. Илеть.
– Волга с обоих берегов принимает многочисленные притоки.
Задание: назовите самые крупные из них?
Ответ: Илеть, Кокшага, Ветлуга.
– И первый приток, который встречаем мы, двигаясь вверх по течению, это река Илеть.
Учитель показывает иллюстрацию с изображением реки. Выходит ученица в костюме и рассказывает дополнительный материал от имени реки Илеть.
6. Провальные озера.
– В летописи описано много удивительных и загадочных случаев в районе этой реки.
Инсценированная легенда об образовании провального озера.
– Было ли это в реальности неизвестно, однако, сам факт неожиданного исчезновения и появления озер в республике не новость. Многие из них карстового происхождения. (См. схему на доске.)
Вопрос: а что называется карстовым процессом?
Ответ: в недрах земли происходит растворение подземными водами известняковых пород, возникают провалы, и образуются озера, отличающиеся большой глубиной, питающиеся ключами, насыщенные всевозможными воронками и углублениями.
– Примеров тому множество. Это Кичиер, Яльчик и Зрыв – самое глубокое озеро Марий Эл (его глубина составляет 56 м). Все они являются водными памятниками природы, на многих из них построены дома отдыха, санатории, детские лагеря.
Онар вместе с экспедицией делают запись в дневнике.
Онар. Несомненно, озера, особенно лесные, подарок для всех нас. Однако для отдельных людей появление карстовых озер обернулось трагедией. Недалеко от села Пектубаево (Оршанский район) есть деревня Провалы. Да-да, так она и называется “Провалы”. Рассказывают, что за одну ночь под землю ушли сразу 3 дома вместе с жильцами. Селяне утром встали и видят перед глазами пустырь вместо домов. Никто из тех, кто жил в них, не спасся. После этого трагического случая и назвали деревню “Провалы”. И это не единственный случай, это встречается очень часто, но иногда провалы такие небольшие, что люди этого не замечают.
Красива сторона Илетьская,
Но путь наш труден и далек.
Мы дальше отправляемся в поход.
7. Малая Кокшага.
– Посмотрел Онар карту и видит название Ерш-река. Что это?
Учитель показывает иллюстрации, рисунки, дополнительный материал о Малой Кокшаге.
8. Междюнные озера.
В бассейне рек Большой и Малой Кокшаги встречаются междюнные озера. Они занимают котловины между дюнами, грядами, холмами. Обычно имеют заболоченные берега, отличающиеся мутной водой, не очень глубокие, но значительные по размерам. Например: Большой Мартын (Медведевский район), Таир (Звениговский район), Карасьяр (Горномарийский район).
Заполняется схема на доске.
9. Ветлуга и ее притоки.
И путь наш продолжается и заканчивается рекой Ветлугой – самым значительным притоком Волги
Учитель показывает иллюстрации, рисунки, дополнительный материал о реке Ветлуге.
10. Болота. Их виды и значение.
– В долине Ветлуги и, особенно, в Марийской низменности много болот. Почти лишено болот правобережье Волги.
Вопрос: как вы думаете, почему?
Ученики разбирают виды болот и их размещение по территории Марий Эл. Заполняется схема на доске.
Вопрос: какое значение имеют болота?
Ответ: болота дают начало рекам, поддерживают их режим, ягодники, место обитания птиц, животных.
– Некоторые болота являются
природно-территориальными памятниками.
Например: болото Карасьяр (Горномарийский район),
Подвесное (Юринский район), Большеозерское
(Горномарийский район), Мадарское (Килемарский
р-н), Марьерское (Звениговский р-н).
Охране подлежат торфяные залежи, местообитания
животных, виды древесно-кустарниковой
растительности.
11. Подземные воды.
Онар. Устал я от длинного путешествия, присяду, напьюсь, воды родниковой (пьет из деревянной чаши). Вкусна ж водица из минерального источника “Зеленый ключ”, что находится на территории национального парка “Марий Чодра” в Волжском районе. Этот ключ подлежит охране и имеет оздоровительное значение как источник столовой воды.
4. Выводы.
Волнует сердце сторона родная
Все, что увидит мой сыновний взор.
Платками белыми, гусиной стаей.
Серебряными слитками озер.
Звучит песня в исполнении Николая Баскова “Живи мой край – мари...”
– Доволен Онар своим путешествием, красива родная природа, но больно ему за современное экологическое состояние рек, озер, болот, подземных вод. Ведь природа очень уязвима, медленно будет восстанавливаться она после нарушений, а может, вообще, не восстановиться.
Задание: предложите меры по охране родной природы.
Ответ: запрещение охоты на редкие и исчезающие виды; ограничение числа туристов; составление списка заповедных районов; программы по исследованию; полная очистка отходов предприятий; запрещение слива стоков с прилегающих территорий; экономное, бережное отношение к расходу воды.
Демонстрация творческих проектов по теме “Сбережем природу”.
– Но, пожалуй, самое главное – это сыновнее отношение каждого из нас к матери- природе, тогда все наболевшие проблемы будут решены в ближайшие годы.
5. Закрепление изученного материала.
Онар. А теперь проверим, внимательны ли вы были во время нашего путешествия.
Онар и ученицы в костюмах рек Илеть, Кокшага и Ветлуга проводят викторину, загадывают загадки, головоломки и т.д.
6. Домашнее задание.
1. Стр. 20-26 из учебника “География Марий
Эл”.
2. Выучить номенклатуры рек и озер с
последующим нанесением по памяти на контурную
карту.