Урок "Геометрическая прогрессия"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Осознать содержание теоретического материала, его значение в жизни человека. Учиться применять теоретический материал в решении задач.
  • Развивать навыки самообразования, самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать индивидуально, в парах, в группах, умение работать на доверии, по уровням.
  • Воспитывать ответственность, умение доводить начатое до конца, желание достигнуть наилучшего результата.

Оборудование:

  • Для каждого ученика:
    • Учебник “Алгебра 9”, Авторы: Ш.А.Алимов и др. М. 1997 г.;
    • Индивидуальный пакет материалов трех модулей.
  • Для группы учащихся таблица “Подведение итогов. Обобщение полученных результатов”.
  • На доске тексты задач, которые учитель включил в объяснение теоретического материала (по усмотрению учителя).

Класс разбит на группы по 4 человека. В каждой группе есть консультант-ученик, имеющий математические способности. 2-х часовой урок состоит из 3-х модулей.

  • Модуль 1. Блок-модуль содержания учебного материала.
  • Модуль 2. Блок-модуль предписания учебной деятельности.
  • Модуль 3. Выходной контроль. Рефлексия.

М – 1. Учитель излагает весь теоретический материал по теме “Геометрическая прогрессия”. Однако выводы формул n-го члена и суммы
n первых членов прогрессии предложены учащимся для самостоятельной работы. Консультанты справятся с выводами, т.к. они делали выводы формул при изучении темы “Арифметическая прогрессия ” и в случае необходимости окажут помощь тем учащимся, которые пожелают эти формулы доказать.
В этот блок-модуль входят сообщения учащихся по теме “Стремительное размножение” [3] (Приложение 4).

М – 2. Самостоятельная работа учащихся. Не исключена работа в парах, в группах. Используется учебник, лекция учителя. Выводы формул отмечены звездочкой, что означает работа “по выбору” учащихся. Работая над УЭ – 5 учащиеся заполняют таблицу (Приложение 1).
По таблице они анализируют свою работу с помощью значков, оценивают результаты по 5-бальной системе. Консультанты беседуют с учащимися, устанавливают уровень усвоения материала и оценивают каждое задание, выполненное ими, по 5-бальной системе.
Таблицу консультант использует для обобщения результатов (какие задания выполнены самостоятельно, какие выполнены с помощью, какие оценки получены, какие допущены ошибки, кто выполнял задания по выбору и т.д.).
Перед самостоятельной работой учитель поясняет цели и задачи каждого учебного элемента.

М – 3. После анализа собственных ошибок учащиеся приступают к работе над тестом. Цель тестирования: проверить усвоение темы. Оценивает работу учитель на уроке. В конце занятия хорошо побеседовать с учащимися (см. Приложение 3). Это дает возможность учителю уточнить домашнее задание, определить перспективы последующей работы (с учетом индивидуального усвоения материала).

ХОД УРОКА

Модуль №1.

Блок-модуль содержания учебного материала.

№ УЭ Учебный материал с указанием заданий Управление обучением
0.

Цель: во время объяснения учителем нового материала вам нужно осмыслить:

  • практическую задачу получения геометрической прогрессии,
  • определение прогрессии,
  • свойство членов прогрессии, начиная со второго,
  • запись формулы n-го члена,
  • запись формулы суммы n первых членов,
  • задачи на применение формул:
    • формула n-го члена,
    • формула суммы n первых членов.
Самоосмысление учебного материала
  Во время выступления одноклассников вы должны осмыслить значение темы “Геометрическая прогрессия”.  
1. Прослушайте объяснение учителя, делая записи в тетради.

Примите участие в учебной беседе, используя следующий план:

  1. Задача. Составить последовательность длин средних линий, если в треугольнике АВС провели среднюю линию А1С1, в треугольнике А1В1С1 вновь провели среднюю линию, в новом треугольнике снова провели среднюю линию и т.д. Сторона АС = 16 см.
  2. Определение геометрической прогрессии. Примеры.
  3. Знаменатель прогрессии. Запись в общем виде. Задача на доказательство.
  4. Свойство членов прогрессии, начиная со второго. Задача на использование свойств.
  5. Запись формулы n-го члена. Задача на нахождение членов прогрессии. Задача на нахождение номера члена.
  6. Запись формулы суммы n первых членов. Задача на вычисление суммы n первых членов.
Объяснение учителя
2. Послушайте сообщение учащихся. Сделайте выводы о значении темы “Геометрическая прогрессия” в жизни человека.  

Модуль №2.

Блок-модуль предписания учебной деятельности.

№ УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением
0. Цель: по завершению работы над учебными элементами необходимо знать:
  • определение геометрической прогрессии,
  • как вычислить знаменатель прогрессии,
  • свойство членов, начиная со второго (формулировку и соответствующее равенство),
  • формулу n-го члена,
  • вывод формулы n-го члена,
  • формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии,
  • вывод формулы суммы n первых членов.
Самостоятельная работа учащихся. Работа в парах, в группах.
  Необходимо уметь:
  • приводить примеры геометрической прогрессии, указывая первый член, знаменатель,
  • безошибочно отличать геометрическую прогрессию от арифметической,
  • находить знаменатель, любой член геометрической прогрессии,
  • применять свойство членов прогрессии, начиная со второго,
  • применять формулу суммы n первых членов,
 
  В ходе занятия учиться:
  • распределять время,
  • осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль,
  • работать на доверии, по уровням,
  • соотносить результат своей работы с поставленными целями.
 

УЭ – 1

1. Практическая часть.

Цель: увидеть и сформулировать различия в получении членов арифметической и геометрической прогрессии.

Самостоятельная работа учащихся
1.1. Рассмотрите последовательность

– 10, – 8, – 6, – 4, ….
Запишите, как получен каждый последующий член Я
– 8 = – 10 + ……
– 6 = – 8 + ……
– 4 = – 6 + ……
d =

Вывод: дана ………………………….. прогрессия.

Используйте определение арифметической и геометрической прогрессий
1.2. –10, 20, – 40, ………...……
20 = – 10 * ………….……..
– 40 = 20 * ………………….
q =

Вывод: дана …………………………. прогрессия.

 
1.3. Сравните правила получения членов арифметической и геометрической прогрессий. Сформулируйте эти правила. Придумайте свои примеры прогрессий. В случае затруднения используйте формулы n-го члена одной и другой прогрессии.

УЭ – 2.

2. Работа с учебником.

Цель: закрепить теоретические знания и практические умения.

Саморегуляция.

В случае затруднений обратитесь к консультанту или учителю.

2.1. Запомните определение геометрической прогрессии и 1 – 2 примера. Приведите свои примеры. С.126 учебника.
2.2. Запомните, как находится знаменатель прогрессии,

q =

С. 126 учебника
2.3. Запомните свойство членов прогрессии, начиная со второго (формулировку, запись в общем виде, вывод). С.127 учебника
2.4. Разберите задачу №1 на стр.127. запишите решение в тетрадь. Запомните решение. С.127 учебника
2.5. Запомните формулу n-го члена прогрессии, формулу суммы n первых членов прогрессии. С.127 учебника

С.132 учебника

2.6. *

*

Запишите: вывод формулы n-го члена, вывод формулы суммы n первых членов в тетрадь.

Запомните выводы.

С.127 учебника

С.132 учебника

Выбор учащих-ся.

УЭ – 3

3. Первичное закрепление знаний.

Цель: выполнить задания, используя теоретический материал.

В случае необходимости воспользуйтесь учебником или лекцией учителя.
3.1. Составьте геометрическую прогрессию с b1 = 5, q = 2. Найдите первые пять членов. Запишите формулу n-го члена.  
3.2. Вычислите b4, если b1 = 1/3, q = 10.  
3.3. Найдите сумму шести членов геометрической прогрессии 5, 10, 20, ……… с помощью формулы.  
3.4. Докажите, что последовательность, заданная формулой n-го члена bn = 3 * 2n , является геометрической прогрессией.  
3.5. * Сделайте самостоятельно вывод формулы n-го члена, вывод формулы суммы n первых членов прогрессии.  

Выбор учащихся

УЭ – 4.

4. Выявление пробелов и коррекция (доводка до базисного уровня).

Цель: Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала.

Ликвидировать ошибки, испра вить неверные действия
4.1. Проверьте себя, сможете ли вы:
  • сформулировать определение геометрической прогрессии, записать соответствующее равенство,
  • записать формулу n-го члена,
  • записать и сформулировать свойство членов, начиная со 2-го,
  • записать формулу суммы n первых членов.
Самоконтроль

Саморегуляция

Внимание! Какими должны быть члены прогрессии?

4.2. Пусть проверит ваши знания консультант. Взаимоконтроль
4.3. Выполните взаимопроверку заданий учебного элемента 3 (УЭ –3). Можно воспользоваться ответами у учителя
4.4. Анализ и исправление допущенных ошибок.  

УЭ – 5

5. Подведение итогов. Обобщение полученных результатов.

Цели:

  • анализ и оценка успешности достижения целей,
  • создание мотивации через анализ достигнутого,
  • определение перспективы последующей работы.
Самоанализ и самооценка, саморегуляция.
5.1. Оцените свою работу самостоятельно, заполнив

Таблицу (Приложение 1).

“ + ” задание выполнено самостоятельно,
задание выполнено с помощью консультанта или одноклассника,
задание не выполнено.
В колонке “Оценка” поставьте “3”, “4” или “5” баллов.

Самооценка
5.2. Консультант заполняет все столбцы таблицы после проверки учащегося, используя 5-бальную систему Взаимоконтроль
5.3. Обобщение результатов работы учащихся группы по таблице делает консультант (какие вопросы усвоены самостоятельно, какие оценки, допущенные ошибки и т.д.). Обобщение результатов
5.4.

Исходя из полученных результатов, учитель формулирует:

  • цели домашнего задания,
  • цели следующего урока.
Создание мотивации
5.5. Уровневое домашнее задание.

I уровень: параграфы 30, 31 (без вывода формул), №408 (2), № 409 (3), № 410 (1),
№ 420 (1).

II уровень: параграфы 30, 31 (включая вывод формулы), №408 (2), № 409 (3),
№ 410 (1), № 420 (1), № 413.

Индивидуальные задания

Выбор уровня

Материалы модуля 3 помещены в приложениях 2, 3.

Приложение 1

Таблица.

Подведение итогов. Обобщение полученных результатов.

п/п

Фамилия, имя учащегося

УЭ - 2

УЭ - 3

Итого

Определение геом. прогрессии

Св-во членов, начиная со второго

Формула n-го члена

Формула суммы

* вывод формулы

Оценка

Задание 3.1

Задание 3.2

Задание 3.3

Задание 3.4

*Задание 3.5

Оценка

Сделано самостоятельно “+”

Сделано с помощью “

Не сделано “-”

Сделано со “*”

Итоговая оценка

1.                                                      
2.                                                      
3.                                                      
4.                                                      
5.                                                      
                      

Синим цветом заполняет таблицу учащийся.
Красным цветом заполняет таблицу консультант.

Приложение 2

Модуль №3.

Выходной контроль.

Цель: диагностика усвоения учебного материала

ТЕСТ

 1. Числовая последовательность b1, b2, b3, …… , bn, ……. называется геометрической прогрессией, если для всех натуральных n выполняется равенство

2. Знаменателем прогрессии называется число q =/= 0. Его находят по формуле q =

3. Если первый член геометрической прогрессии 2, а знаменатель – 2, то первые пять членов запишутся так

4. Найти неизвестные члены геометрической прогрессии …, 6, …., 24, 48 …, 192, …

5. Формула n-го члена геометрической прогрессии имеет вид

6. В геометрической прогрессии b1 = 25, q = 1/5.

Вычислить 5-ый член прогрессии.

7. Если все члены прогрессии положительны, то каждый ее член, начиная со второго, равен ________________ двух соседних членов. Это записывается так

 8. Сумма n первых членов прогрессии со знаменателем q =/= 1 равна ...

Приложение 3

Рефлексия.

При изучении материала ты помогал или тебе помогали?

  1. Какое задание вызвало наибольшее затруднение? Почему?
  2. У кого самооценка совпала с оценкой учителя?
  3. Какое значение для Вас имеют знания, полученные сегодня?

Приложение 4

Сообщения учащихся

Одна пара кроликов в год приплод в 50 крольчат. Если бы они все оставались в живых, то в грубом приближении можно было бы считать, что число кроликов увеличивается в 25 раз каждый год. Но тогда через 2 года их число увеличилось бы в 625 раз, через 3 года в 15625 раз и т.д. Последовательность чисел 1, 25, 625, 15625... возрастает очень быстро – уже через 5 лет было бы 255, т.е. более девяти миллионов пар ,а еще через 5 лет кролики исчислялись бы биллионами.

Еще быстрее увеличилось бы количество растений мака, если бы каждое маковое зерно давало новое растение. В одной головке содержится примерно 3000 маковых зерен, и уже через 5 лет число потомков одного растения равнялось бы 30005 = 243 000 000 000 000 000. Это примерно по 2000 растений на каждый метр суши, включая песчаные пустыни Сахары и Каракумов и ледяные просторы Ирландии и Антарктиды. А комнатные мухи размножались бы вообще с головокружительной быстротой. Если считать, что муха откладывает по 200 яичек и в течение лета появляется 7 поколений, то за лето появилось бы более чем 800 000 000 000 000 мух. Эти мухи весили бы несколько десятков миллионов тонн, а выстроенные в одну линию, заняли бы отрезок длиной в 1500 млн. км., что в 10 раз больше, чем расстояние от Земли до Солнца. Потомство одной пары мух за 2 года имело бы массу, превышающую массу земного шара.

Разумеется, в действительности мы не наблюдаем такого чудовищного роста – в любом сообществе животных и растений через некоторое время устанавливается динамическое равновесие. Одни питаются другими. Погодные условия также влияют на продолжительность жизни и т.д.

Литература.

  1. Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе – М. 2001.
  2. Третьяков П.И. Модульная технология. – М. 2000.
  3. Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. – М. 1985.
  4. Виленкин Н.Я. Алгебра 9. – М. 1999.