В настоящее время в России идёт активная работа по совершенствованию системы образования, поиск путей её дальнейшего развития обусловлено социальным заказом современного общества. Многочисленными исследованиями в области психологии, педагогикой доказано, что период дошкольного и младшего школьного возраста имеет принципиально важное значение в становлении личности ребёнка. Общепризнано, что дети дошкольного возраста испытывают проблемы при переходе из детского сада в школу, что затрудняет процесс адаптации и негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья и в конечном итоге на качество обучения. Причинами сложной адаптации ребёнка к школе являются:
- Физиологическая незрелость организма у детей, снижающая умственную и физическую работоспособность.
- Социальная незрелость, которая проявляется непониманием позиции ученика, и её отличия от позиции дошкольника.
- Низкий уровень умственной готовности ребёнка к школе, проявляющийся в неумении логически мыслить, отсутствии познавательного интереса.
- Нереализованная потребность ребёнка-дошкольника в самостоятельности и активности.
- Отсутствие преемственности в содержании и организации дошкольного и начального школьного образования.
- Низкий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, не позволяет реализовать новое содержание и инновационные технологии.
В связи с этим возникла необходимость в обновлении принципов построения учебно-воспитательной работы. В основу инновационной деятельности детского сада были положены следующие принципы:
- Принцип гумманизации учебно-воспитательного процесса и ориентации на личность ребёнка. Данный принцип предусматривает не максимальное ускорение темпов развития ребёнка, а создание условий для полноценного проживания каждым ребёнком своего детства.
- Принцип природообразности который предлагает соответствие задач, содержания, методов и форм образовательной работы.
- Принцип культуросообразности, ориентирующих ребёнка на усвоение общечеловеческой культуры.
- Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса.
Изучение заказа родителей на содержание образования их детей позволило предположить, что оно должно быть ориентированно на подготовку детей, способных к осознанному саморазвитию, интенсивному интеллектуальному творческому труду, физическому развитию.
Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего МДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами отмечено наличие существенных предпосылок для обеспечения развития и стабильного функционирования образовательной системы учреждения. Основные идеи и цели развития МДОУ формировались с учётом выявленных в ходе анализа проблем и перспектив. Исходной идеей развития нашего МДОУ является, обеспечение естественного характера развития детского сада в интересах формирования социально-активной, творческой личности на основе паритета образования и здоровьесбережения детей.
- Каждый год ребёнка – это период перехода из одного качественного состояния в другое более высокое, однако, если ребёнок не в состоянии завершить процесс качественного перехода, ему обязаны помочь мы, взрослые. По результатам аттестации наш детский сад получил статус “Центр развития ребёнка – детский сад”. Специфические особенности данного учреждения таковы:
- обеспечение обогащенного физического, познавательного, социального, эстетического и речевого развития детей;
- формирование базисных основ личности;
- развитие одарённости у детей с повышенным уровнем общих способностей через организацию личностно-ориентированной системы образования;
- воспитание и развитие детей с учётом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей;
- осуществление коррекции в личностном развитии детей через организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности: (игра, театрализованная деятельность, хореография, изодеятельность и другое);
- создание условий для обогащения разнообразной деятельности детей;
- построение взаимодействия с семьёй по принципу партнёрства.
Определив в концепции Программы развития МДОУ на перспективу основные направления, одним из приоритетов выдвигаем проблему обновления содержания дошкольного образования. Это проявляется в следующих аспектах:
- использование в образовательной практике программ нового поколения “Детство”, “Развитие”, “Школа 2100” и др.
- обновление форм воспитания и обучения детей, используя различные варианты деятельности: регламентированную, совместную, самостоятельную, подгрупповые и индивидуальные занятия;
- обновление методов воспитания, создание развивающей среды, соответствующей реализуемым программам.
Перед нами стояла задача идти к модели педагога как участника образовательного взаимодействия. Всю работу строим на планировании. Важным является изучение личности каждого педагога. Качество образования и воспитания детей в МДОУ определяется проводимой методической работой. Главное в нашей методической работе оказание действенной помощи воспитателям в совершенствовании их практического мастерства и собственного потенциала. Методическая служба МДОУ находит пути совмещения инновационной работы и методической и удовлетворяет растущие запросы педагогов по росту своей квалификации. Внедрение инновационной образовательной программы в МДОУ определяет основное направление и содержание деятельности детского сада: возрождение, сохранение и передачу детям смысла и ценности культуры, чувства любви к родному краю. Разработка нового содержания потребовала подойти к его отбору с учётом социальных, культурно-ценностных особенностей нашей страны.
В основе работы с педагогическими кадрами лежит глубокое изучение каждого члена педагогического коллектива:
- наблюдение;
- диагностика;
- изучение опыта педагогов.
Проводимая методическая работа была направлена на:
- подготовку методического обеспечения для осуществления педагогического процесса;
- выявление изучения опыта педагогов в инновационной деятельности;
- обучение и развитие педагогических кадров;
- информирование педагогических работников о новых требованиях, предъявляемых к работе и достижениях педагогической науки и практики.
В настоящее время предъявляются высокие требования к воспитателю. Центр внимания – ребёнок, вокруг которого и разгораются споры о том, как его надо обучать и воспитывать. В детском саду этим занимается воспитатель. В нашем саду требования к нему особые: он должен быть человеком мыслящим, способным к анализу, творческой переработке поступающей информации. Самому воспитателю трудно разобраться в этом потоке нового материала. Должен существовать обмен мнениями между коллегами. Поэтому мы предлагаем различные формы методической работы: консультации, семинары. К работе по каждой методической задаче в нашем саду проводятся семинары. На них решаются задачи повышения профессионального мастерства воспитателей. В связи с этим в МДОУ 3 года работает “Школа дошкольных наук”. Она представляет собой интеграцию уже известных форм учёбы воспитателей. Каждое занятие школы комплексное: может включать в себя информационную часть, дискуссию по спорным вопросам и разработку новых практических рекомендаций. Самые интересные и приемлемые предложения используются в работе с детьми. Считаем что “Школа дошкольных наук” очень нужна, потому что педагоги получают возможность реализовать свой внутренний потенциал, самоутвердиться в глазах коллег.
Большое значение для создания условий роста педагогов, является создание творческой группы, внедряющей программу “Детство”. Работа творческой группы стимулирует педагогов на работу в инновационном режиме в процессе развития роста, созидания, прогнозирования. На заседаниях творческой группы коллектив МДОУ разрабатывает системы планирования работы с детьми, составляет тематические планы. Разработанные рекомендации сдаются на экспертизу. В течении 2-х лет в саду работает комиссия по проведению внутренней экспертизы используемого набора комплексных и парциальных программ, ориентируясь на “Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в МДОУ”. Отбирались программы в соответствии с требованием времени и социального заказа. Исходя из этого были пересмотрены методы работы, кружковая работа, дополнительные услуги, комплекс оздоравливающих и реабилитационных процедур. Ознакомившись с представленными на экспертизу программами и проанализировав их, экспертная комиссия даёт рекомендации по использованию всех разделов комплексных и парциальных программ, учитывая статус нашего сада, т.е. обеспечение обогащенного физического, познавательного, социального, эстетического и речевого развития детей, используя помимо комплексных программ “Детство” и “Развитие” дополнительные программы по всем видам деятельности. Для соответствия содержания форм и методов учебно-воспитательной работы воспитатели и узкие специалисты вначале каждого учебного года составляют перспективное планирование, на основе составленных учебных планов по всем видам деятельности. Отобранные для работы программы не противоречат требованиям государственного стандарта и скоординированы таким образом, что целостность педагогического процесса обеспечивается полностью. Содержание программ, методических рекомендаций и разработок обеспечивает широкий спектр и высокий уровень развития детей в различных сферах познания. Методы и приёмы обучения, предусмотренные этими программами, стимулируют познавательную активность детей, поиск нестандартных решений. Результативность данных разработок дают возможность отслеживать усвоение содержания программ. Отслеживание результатов работы проходит с помощью диагностических исследований, ежегодно в МДОУ. Данная форма предусматривает анализ знаний и умения детей по каждому разделу с учётом более узких критериев и при получении результатов, намечать пути коррекции недостатков, анализируя их, с последующим включением этой работы в календарные планы и индивидуальную работу с детьми. У педагогов МДОУ имеется индивидуальная программа развития детей высокого уровня усвоения программных задач и планы работы с детьми, усваивающими программные задачи на низком уровне. Реализуемые в МДОУ программы помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышает их информативный уровень и способствуют применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности.
В начале 2003–2004 учебного года воспитателями всех возрастных групп и педагогами дополнительного образования было составлено перспективное планированием по работе с одарёнными детьми, с учётом программ утверждённых Министерством образования РФ “Одарённый ребёнок”, – Детский центр “Венгера”, “Школа 2000” А.Г.Петерсон, “Школа 2100” Н.Б.Бунеев, “Росток” А.В.Шестакова. Выделение одарённых детей проходило по результатам диагностики и по результатам психодиагностики творческого мышления (по креативным тестам Е.Туник), нацеленным на раскрытие творческого потенциала дошкольников. Ответы выделенных детей отличались оригинальностью и нестандартностью, что указывает на творческий потенциал личности этих детей.
Данное тестирование выделило 6 детей в старшей и 6 детей в подготовительной группе. В календарно-тематическом планировании учитывались разработки тем занятий с данной группой детей и благодаря системе учёта отмечалась усвояемость материала. В течении года проводился оперативный контроль по состоянию работы с одарёнными детьми, заслушивался этот вопрос на совещании при заведующей. В марте 2004 года проведена диагностика усвоения материала детей подготовительной группы по методике Е.Вархотовой “Экспресс-диагностика готовности к школе”. Результаты диагностического исследования таковы, что у пяти детей уровень знаний оказался выше, чем предусматривалось данной методикой. Учитывая, что уровень развития этих детей очень высок, им рекомендовалось обучение по усложнённым программам в гимназических классах города. В апреле 2004 года проведена диагностика детей старшей группы по тесту А.И.Савенкова “Определение уровня интеллектуальных способностей детей”. Было обследовано 25 детей. Ответы одарённых детей отличались нестандартностью, оригинальностью. В апреле 2004 года было проведено анкетирование родителей по методу Л.Беккера “Оценка одарённости ребёнка”.
Цель: Сопоставление результатов тестирования творческого мышления дошкольников и их способностей родителями. Данные результаты использовались для оказания помощи родителям в формировании объективной оценки способностей своего ребенка. Вследствие проделанной работы результаты воспитательно-образовательной работы получились такими: высокий и средний уровень развития по группам составил 97–98%.
Управление инновационным режимом вызвало необходимость построения новой системы управления. Для этого необходимо было:
- выработать принципы деятельности для своих подчинённых и для всего учреждения;
- поставить выполнение воспитательно-образовательных задач в прямую зависимость от проводимой работы по формированию чувства долга, нового мышления у членов трудового коллектива;
- делегировать подчинённым значительную часть своих полномочий, оставляя за собой функции координатора;
- стремиться выработать нетрадиционные решения новых задач;
- выдавать задания предпочтительно, в виде идей, не стремясь чрезмерно детализировать;
- побуждать подчинённых к повышению их профессиональной компетентности;
- уметь разделить задачи на стратегические и тактические, вопросы на существенные и не существенные.
Работа в инновационном режиме предполагает органическое сочетание оперативных мер с осуществлением перспективного планового воздействия.
В настоящее время к работе педагогического совета, общему собранию прибавилась работа Совета трудового коллектива, творческой группы.
Стратегического звено – заведующая, зам.зав., “педагогический совет”, “общее собрание”, отвечающие за реализацию стратегического направления развития дошкольного учреждения.
Второе звено (тактическое управление) разрабатывает и реализует тактику развития детского сада, т.е. отвечает за организацию конкретных действий по всем направлениям преобразования и функционирования дошкольного учреждения (творческая группа, методические объединения, психолого – медико – педагогический консилиум).
Третье звено – тактическая реализация (педагоги, психолог, медицинские работники, т.е. непосредственные исполнители стратегии образования).
Четвёртое звено – дети конечное звено в цепочке управления.
Итоги реализации инновационного режима предусматривают изучение результатов педагогической деятельности в детском саду. Эта работа будет, включать в себя несколько этапов:
- сбор информации с помощью воспитателей, воспитанников, а также лиц, участвующих в подготовке воспитанников детского сада к обучению в школе, изучению документации, обработку полученной информации;
- заполнение листов опроса;
- обсуждение на педагогическом консилиуме полученных данных, их анализ и интеграцию, утверждение на педагогическом совете детского сада корректировки педагогического процесса в детском саду, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта, разработку рекомендаций.
Работая над внедрением инновационной образовательной программы педагогический коллектив, решает следующие задачи:
- отработку механизма развития инновационных процессов в МДОУ;
- разработку комплексно – целевой программы “Управление инновационным процессом в МДОУ;
- оформление карты инновационной деятельности МДОУ;
- изменение форм и методов осуществления преемственности.