Решение задач с экономическим содержанием на уроках информатики

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Экономика


Традиционное разделение содержания школьного обучения на отдельные автономные предметы вызвано стремлением дать школьнику более обстоятельную подготовку по той или иной учебной дисциплине, с тем, чтобы при завершении обучения каждый учащийся, имея хорошее представление о частном, имел бы общее представление в целом. Поэтому-то столь важным для традиционной методики является реализация принципа межпредметных и внутрипредметных связей. Однако практика обучения показывает, сколь трудно осуществить эти связи в реальности, как часто школьник “за деревьями не видит леса”. Более того, обладая различными способностями к изучению того или иного предмета (что вполне естественно для ребенка), школьник не в состоянии постичь целое при наличии пробелов в тех или иных деталях.

Нарастающий поток общественной, научной и технической информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на него, часто усложняя содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебной информацией, не имеющей общеобразовательного значения.

В таких условиях целесообразен переход от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению реализация которого возможна посредством интеграции.

С учетом возрастных особенностей школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Основой разработки интегрированных уроков может являться интегрировано-тематический подход – такой подход, когда за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины.

При такой организации деятельности учащихся, ведущие положения каждой темы, с одной стороны, подчинены ведущим идеям курса, а с другой, раскрывают эти ведущие идеи, то есть происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы. Их изучение необходимо строить так, чтобы возникло взаимопереплетение элементов разных знаний на каждом этапе урока.

Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким образом, ведущие идеи выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь “стержнем”, “осью” этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, то есть ведущие идеи как бы “сшивают” узлы знаний (учебные темы) в единую систему.

Интегрировано-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения, проявляющийся в повышении уровня знаний по предмету, который выражается в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. А так же в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами. Кроме того, в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, во включении учащихся в творческую деятельность, в эмоциональном развитии учащихся.

Важнейшим условием интеграции считается близость содержания ведущих тем разных предметов, их взаимосвязь. Так, например, на уроках информатики при изучении темы “Электронные таблицы” целесообразно включение задач с экономическим содержанием. Актуальность экономического воспитания обусловлена тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать речевые обороты взрослых, а кроме того, учащиеся испытывают определенные затруднения при изучении экономической теории в более старшем возрасте.

Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о производстве, стоимости, о природе и сохранении ее богатства, о преимуществах в условиях труда и его оплаты и тому подобное. Следует отметить, что некоторые задачи, включенные в учебники информатики, являются задачами с экономическим содержанием. Однако при их решении внимание учителя и учащихся оставляет незамеченным их экономическая суть.

Рассмотрим следующую задачу: “Кассир небольшого предприятия, имея на руках ведомость выплаты заработной платы, собирается ехать в банк за деньгами. При этом он имеет возможность не просто подать заявку на общую сумму, но и указать также, какими именно купюрами и монетами ему хотелось бы получить ее, чтобы потом было удобно рассчитываться с каждым отдельным сотрудником и при этом общее число купюр и монет было бы минимальным. Оформить лист для формирования банковского заказа”.

Несмотря на то что в задаче идет речь об экономических понятиях, экономический аспект описываемой в задаче ситуации, как правило, остается вне обсуждения. Для его усиления необходимо провести дополнительную работу над задачей после ее решения. С этой целью уместно провести дополнительную работу над задачей после ее решения.

В ходе беседы с учащимися можно поставить перед ними такие вопросы:

  • Объясните значение такого понятия как купюра.
  • Какая самая мелкая денежная единица используется в торговле?
  • Какова на ваш взгляд на сегодняшний день заработная плата кассира?

Предлагаемые задачи, должны способствовать формированию у учащихся экономического мышления. При их решении дети обучаются расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности и т. п. При этом экономическое воспитание должно и будет осуществляться и через фабулу задачи, и при ее решении, и при анализе результата решения.

Приведем в качестве примера несколько задач такого рода:

  1. Гражданин открыл счет в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 1,2% от имеющейся суммы. Определить:
    • сумму вклада через 1, 2, …, 12 месяцев;
    • прирост суммы вклада за первый, второй, …, двенадцатый месяц.
  2. Гражданин открыл счет в банке, вложив 2000 рублей. Через каждый год размер вклада увеличивается на 13% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через 1, 2, …, 5 лет, если после каждого года хранения гражданин снимал со счета 200 рублей.
  3. В некотором году (назовем его условно первым) на участке в 100 гектар средняя урожайность ячменя составила 20 центнеров с гектара. После этого каждый год площадь участка увеличивалась на 5%, а средняя урожайность на 2%. Определить:
    • Площадь участка в четвертый, пятый, шестой, седьмой год;
    • Урожайность за второй, третий, …, восьмой год;
    • Урожай (в центнерах), собранный на этом участке за второй, третий, …, восьмой год.
  4. На предприятии зарплата каждому сотруднику рассчитывается пропорционально количеству отработанных за месяц часов. Определить общую зарплату за месяц всех сотрудников, если для каждого сотрудника известен размер оплаты за 1 час работы и количество отработанных за месяц часов.
  5. Известна заработная плата сотрудника за каждый месяц года. Определить среднемесячную заработную плату сотрудника за каждый квартал, за каждое полугодие и за год.
  6. Торговый агент получает вознаграждение в размере некоторой доли от суммы совершенной сделки: если объем сделки до 3000 рублей, то в размере 5%; если объем до 10000 рублей – 7%; если выше – 10%. Введите в ячейку А1 текст “Объем сделки”, в ячейку А3 текст “Объем вознаграждения”. Объем сделки в рублях будет вводиться в ячейку В2. Получить в ячейке В3 размер вознаграждения.
  7. Провайдер интернет-услуг установил следующую систему оплаты: при работе с 2 до 10 часов – 0,5 $ в час, с 10 до 20 часов – 1 $ в час, в остальное время суток – 0,75 $ в час. Подготовить лист для определения стоимости работы в Интернете в течение заданного времени, если известно, что все это время находилось в одном из указанных интервалов времени суток, а момент начала работы задан в виде целого числа, обозначающего час соответствующего момента времени.
  8. Известны данные о стоимости каждого из 12 наименований товара. Найти общую стоимость тех товаров, которые стоят дороже 1000 рублей.
  9. Известны наименование и масса (в килограммах) каждого из 15 грузов. Желательно перевезти на автомобиле максимальное количество грузов (то есть в первую очередь будут загружаться грузы с минимальной массой). Подготовить лист для определения общей массы грузов, чья масса не превышает 500 кг. Принять, что имеется только 1 шт. груза каждого наименования.
  10. Известна информация о стоимости 1 килограмма двадцати сортов конфет. Подготовить лист для получения ответа на вопрос: Верно ли, что самые дешевые конфеты стоят меньше А рублей за 1 кг? (Значение А задается в отдельной ячейке.)
  11. Известны наименование и стоимость каждого из 20 канцелярских товаров. Сумма денег, имеющихся у ученика, такова, что он может купить только одну штуку некоторых дешевых товаров. Подготовить лист для определения количества наименований товаров, которые можно купить на сумму, указываемую в отдельной ячейке. Задачу решить двумя способами:
    • С выводом стоимости товаров, которые можно купить, в каких-либо дополнительных ячейках.
    • Без вывода стоимости таких товаров в каких-либо дополнительных ячейках.
  12. Известны данные о цене и тираже каждого из 15 журналов. Подготовить лист для расчета общей стоимости журналов, тираж которых составляет 3000-5000 экземпляров. Задачу решить двумя способами:
    • С выводом стоимости указанных журналов в каких-либо дополнительных ячейках.
    • Без вывода стоимости указанных журналов в каких-либо дополнительных ячейках.
  13. Известны данные о стоимости каждого товара из группы из 18 товаров. Подготовить лист для нахождения средней стоимости тех товаров, которые стоят дороже 1000 рублей, и среднюю стоимость остальных товаров. Рассмотреть два случая:
    • Известно, что в рассматриваемой группе есть товары как стоимостью больше 1000 рублей, так и стоимостью, не превышающей этой суммы.
    • Допускается, что товаров любого из двух указанных видов в рассматриваемой группе может не быть.

Видно, что при решении подобных задач школьники будут усваивать экономические понятия, которые являются ключевыми для всех возрастных групп учащихся, а сами задачи по своему содержанию и логике максимально приближены к условиям реальной действительности, с которой повседневно приходится сталкиваться детям. Кроме того, решение задач с экономическим содержанием вносит разнообразие в урок информатики, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащает социальный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный запас школьников, закладывает зачатки экономических знаний.

Следует отметить, что структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения, для этого при подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать приемы и методы работы при решении той или иной задачи. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только два, но и три и даже четыре, пять предметов на одном и даже нескольких уроках.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

Задания, предложенные в статье, можно использовать не только на уроках, но и при проведении внеклассной работы с учащимися.