Традиционное разделение содержания школьного обучения на отдельные автономные предметы вызвано стремлением дать школьнику более обстоятельную подготовку по той или иной учебной дисциплине, с тем, чтобы при завершении обучения каждый учащийся, имея хорошее представление о частном, имел бы общее представление в целом. Поэтому-то столь важным для традиционной методики является реализация принципа межпредметных и внутрипредметных связей. Однако практика обучения показывает, сколь трудно осуществить эти связи в реальности, как часто школьник “за деревьями не видит леса”. Более того, обладая различными способностями к изучению того или иного предмета (что вполне естественно для ребенка), школьник не в состоянии постичь целое при наличии пробелов в тех или иных деталях.
Нарастающий поток общественной, научной и технической информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на него, часто усложняя содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебной информацией, не имеющей общеобразовательного значения.
В таких условиях целесообразен переход от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению реализация которого возможна посредством интеграции.
С учетом возрастных особенностей школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Основой разработки интегрированных уроков может являться интегрировано-тематический подход – такой подход, когда за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины.
При такой организации деятельности учащихся, ведущие положения каждой темы, с одной стороны, подчинены ведущим идеям курса, а с другой, раскрывают эти ведущие идеи, то есть происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы. Их изучение необходимо строить так, чтобы возникло взаимопереплетение элементов разных знаний на каждом этапе урока.
Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким образом, ведущие идеи выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь “стержнем”, “осью” этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, то есть ведущие идеи как бы “сшивают” узлы знаний (учебные темы) в единую систему.
Интегрировано-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно.
Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения, проявляющийся в повышении уровня знаний по предмету, который выражается в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. А так же в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами. Кроме того, в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, во включении учащихся в творческую деятельность, в эмоциональном развитии учащихся.
Важнейшим условием интеграции считается близость содержания ведущих тем разных предметов, их взаимосвязь. Так, например, на уроках информатики при изучении темы “Электронные таблицы” целесообразно включение задач с экономическим содержанием. Актуальность экономического воспитания обусловлена тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать речевые обороты взрослых, а кроме того, учащиеся испытывают определенные затруднения при изучении экономической теории в более старшем возрасте.
Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о производстве, стоимости, о природе и сохранении ее богатства, о преимуществах в условиях труда и его оплаты и тому подобное. Следует отметить, что некоторые задачи, включенные в учебники информатики, являются задачами с экономическим содержанием. Однако при их решении внимание учителя и учащихся оставляет незамеченным их экономическая суть.
Рассмотрим следующую задачу: “Кассир небольшого предприятия, имея на руках ведомость выплаты заработной платы, собирается ехать в банк за деньгами. При этом он имеет возможность не просто подать заявку на общую сумму, но и указать также, какими именно купюрами и монетами ему хотелось бы получить ее, чтобы потом было удобно рассчитываться с каждым отдельным сотрудником и при этом общее число купюр и монет было бы минимальным. Оформить лист для формирования банковского заказа”.
Несмотря на то что в задаче идет речь об экономических понятиях, экономический аспект описываемой в задаче ситуации, как правило, остается вне обсуждения. Для его усиления необходимо провести дополнительную работу над задачей после ее решения. С этой целью уместно провести дополнительную работу над задачей после ее решения.
В ходе беседы с учащимися можно поставить перед ними такие вопросы:
- Объясните значение такого понятия как купюра.
- Какая самая мелкая денежная единица используется в торговле?
- Какова на ваш взгляд на сегодняшний день заработная плата кассира?
Предлагаемые задачи, должны способствовать формированию у учащихся экономического мышления. При их решении дети обучаются расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности и т. п. При этом экономическое воспитание должно и будет осуществляться и через фабулу задачи, и при ее решении, и при анализе результата решения.
Приведем в качестве примера несколько задач такого рода:
- Гражданин открыл счет в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 1,2% от имеющейся суммы. Определить:
- сумму вклада через 1, 2, …, 12 месяцев;
- прирост суммы вклада за первый, второй, …, двенадцатый месяц.
- Гражданин открыл счет в банке, вложив 2000 рублей. Через каждый год размер вклада увеличивается на 13% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через 1, 2, …, 5 лет, если после каждого года хранения гражданин снимал со счета 200 рублей.
- В некотором году (назовем его условно первым) на участке в 100 гектар средняя урожайность ячменя составила 20 центнеров с гектара. После этого каждый год площадь участка увеличивалась на 5%, а средняя урожайность на 2%. Определить:
- Площадь участка в четвертый, пятый, шестой, седьмой год;
- Урожайность за второй, третий, …, восьмой год;
- Урожай (в центнерах), собранный на этом участке за второй, третий, …, восьмой год.
- На предприятии зарплата каждому сотруднику рассчитывается пропорционально количеству отработанных за месяц часов. Определить общую зарплату за месяц всех сотрудников, если для каждого сотрудника известен размер оплаты за 1 час работы и количество отработанных за месяц часов.
- Известна заработная плата сотрудника за каждый месяц года. Определить среднемесячную заработную плату сотрудника за каждый квартал, за каждое полугодие и за год.
- Торговый агент получает вознаграждение в размере некоторой доли от суммы совершенной сделки: если объем сделки до 3000 рублей, то в размере 5%; если объем до 10000 рублей – 7%; если выше – 10%. Введите в ячейку А1 текст “Объем сделки”, в ячейку А3 текст “Объем вознаграждения”. Объем сделки в рублях будет вводиться в ячейку В2. Получить в ячейке В3 размер вознаграждения.
- Провайдер интернет-услуг установил следующую систему оплаты: при работе с 2 до 10 часов – 0,5 $ в час, с 10 до 20 часов – 1 $ в час, в остальное время суток – 0,75 $ в час. Подготовить лист для определения стоимости работы в Интернете в течение заданного времени, если известно, что все это время находилось в одном из указанных интервалов времени суток, а момент начала работы задан в виде целого числа, обозначающего час соответствующего момента времени.
- Известны данные о стоимости каждого из 12 наименований товара. Найти общую стоимость тех товаров, которые стоят дороже 1000 рублей.
- Известны наименование и масса (в килограммах) каждого из 15 грузов. Желательно перевезти на автомобиле максимальное количество грузов (то есть в первую очередь будут загружаться грузы с минимальной массой). Подготовить лист для определения общей массы грузов, чья масса не превышает 500 кг. Принять, что имеется только 1 шт. груза каждого наименования.
- Известна информация о стоимости 1 килограмма двадцати сортов конфет. Подготовить лист для получения ответа на вопрос: Верно ли, что самые дешевые конфеты стоят меньше А рублей за 1 кг? (Значение А задается в отдельной ячейке.)
- Известны наименование и стоимость каждого из 20 канцелярских товаров. Сумма денег, имеющихся у ученика, такова, что он может купить только одну штуку некоторых дешевых товаров. Подготовить лист для определения количества наименований товаров, которые можно купить на сумму, указываемую в отдельной ячейке. Задачу решить двумя способами:
- С выводом стоимости товаров, которые можно купить, в каких-либо дополнительных ячейках.
- Без вывода стоимости таких товаров в каких-либо дополнительных ячейках.
- Известны данные о цене и тираже каждого из 15 журналов. Подготовить лист для расчета общей стоимости журналов, тираж которых составляет 3000-5000 экземпляров. Задачу решить двумя способами:
- С выводом стоимости указанных журналов в каких-либо дополнительных ячейках.
- Без вывода стоимости указанных журналов в каких-либо дополнительных ячейках.
- Известны данные о стоимости каждого товара из группы из 18 товаров. Подготовить лист для нахождения средней стоимости тех товаров, которые стоят дороже 1000 рублей, и среднюю стоимость остальных товаров. Рассмотреть два случая:
- Известно, что в рассматриваемой группе есть товары как стоимостью больше 1000 рублей, так и стоимостью, не превышающей этой суммы.
- Допускается, что товаров любого из двух указанных видов в рассматриваемой группе может не быть.
Видно, что при решении подобных задач школьники будут усваивать экономические понятия, которые являются ключевыми для всех возрастных групп учащихся, а сами задачи по своему содержанию и логике максимально приближены к условиям реальной действительности, с которой повседневно приходится сталкиваться детям. Кроме того, решение задач с экономическим содержанием вносит разнообразие в урок информатики, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащает социальный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный запас школьников, закладывает зачатки экономических знаний.
Следует отметить, что структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения, для этого при подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать приемы и методы работы при решении той или иной задачи. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.
Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только два, но и три и даже четыре, пять предметов на одном и даже нескольких уроках.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
Задания, предложенные в статье, можно использовать не только на уроках, но и при проведении внеклассной работы с учащимися.