Уроки развития речи в начальной школе всегда оказываются трудными для учителя и неинтересными для учеников. Почему? Согласно общепринятым установкам сначала разрабатывают план будущей работы, затем ученики пишут изложение или сочинение и сдают на проверку учителю. Проверив работы, учитель выставляет оценки и в качестве образца зачитывает лучшие работы всему классу. При этом другие ученики оказываются обойденными. Используя приемы и стратегии развития критического мышления через чтение и письмо, я помогаю ученикам почувствовать себя писателями.
Тема урока: Изложение по самостоятельно составленному плану.
Название текста “Алешина яблоня” (по В. Бочарникову).
Текст-повествование, предварительно разделен мною на несколько частей. Вопросы к каждой части были составлены заранее.
Цели урока:
- познакомить с содержанием текста;
- учить работать с текстом;
- учить самостоятельно составлять план текста;
- развивать умения рассуждать, высказывать свои предложения, аргументировать свой ответ, выслушивать своего товарища.
Ход урока:
Организация урока.
Постановка детьми учебных задач.
Предположения по заголовку.
Ученикам предлагается прочитать часть заголовка: “яблоня”. Ответьте на вопрос: “О чем может быть текст?”.
– Прочитайте теперь название текста... Алешина яблоня.
– О чем будет текст? (Ученики высказывают предположения).
Работа со вступлением.
– Проверим ваши предположения … Перед самой войной посадил Алеша яблоню.
– Что узнали из предложения?
– А что могло быть дальше с Алешей?
– Что могло произойти на фронте?
– Послушайте дальше… С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. Какова судьба Алексея?
– Что могло произойти с яблоней? (Ученики высказывают предположения).
Предлагаю прослушать часть текста… А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алеши – Марфа щедро угощала всех яблоками.
– Что узнали о жизни яблони?
– Обсудите в парах: “Какова главная мысль вступления?”. Самостоятельно озаглавьте вступление.
– Обсудите свои заголовки в четверках, если есть необходимость, исправьте свои записи.
Осмысление основной части.
– Какие у вас есть предположения о том, что стало с яблоней дальше?
– С каких слов может быть начата основная часть? (Дети высказывают предположения).
– Слушайте... Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоню.
– Что значить “лютая зима”? Как сказать иначе “морозы сожгли яблоню”?
– Как вы думаете, что теперь будет с яблоней? Как поступит Марфа?
Читаю… Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево.
– Почему Марфа долго не решалась срубить яблоню?
– О чем говорит слово “долго”?
– Узнаем, что было дальше… Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.
– Смогла ли Марфа срубить яблоню? Почему?
– Как бы поступили вы в этой ситуации? (Высказывания).
– Почему сосед спилил яблоню и посадил новую?
– Каким вы представляете соседа? Если вы захотите написать о нем в изложении, то используйте зеленый цвет.
– Обсудите в парах главную мысль этой части, самостоятельно запишите заголовок. Обсудите заголовки в четверках, внесите необходимые изменения.
Работа с заключением.
– Как бы вы закончили этот текст? (Высказывания).
– Вот как заканчивает текст автор… Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!
– Почему так радовалась Марфа молодой яблоне?
– Если вы захотите написать о чувствах Марфы, то используйте зеленый цвет.
– Обсудите основную мысль заключения, озаглавьте, обсудите в четверках, исправьте, если надо.
– Итак, с текстом вы познакомились, составили план, оцените свой план и покажите сигнал (если ученики считают, что у них хороший план, то показывают зеленый цвет, если надо доработать – синий).
Целостное восприятие текста (дети читают текст самостоятельно).
Составление опоры с использованием “Пирамидной истории”.
На доске дана схема пирамиды:
– Вспомним правила работы в группах… (Ребята перечисляют):
- Право поднятой руки (отвечает только тот, кто поднимает руку).
- Быть внимательным и активным.
- Быть терпимым к мнению друга.
- Не перебивать говорящего, уметь слушать товарища.
– Заполним пирамиду по следующим пунктам:
- Имя героя, посадившего яблоню.
- Два слова, говорящие о судьбе героя.
- Три слова, рассказывающие о судьбе яблони.
- Четыре слова, рассказывающие о переменах в жизни яблони.
- Пять слов, раскрывающих решение проблемы.
- Шесть слов, говорящих о чувствах и состоянии бабушки Марфы.
(Из предлагаемых учениками вариантов выбирали наиболее популярный и вписывали в пирамиду).
Заполнили пирамиду следующим образом:
Алеша | ||||||||||
не вернулся, погиб | ||||||||||
жила, созревали, угощала | ||||||||||
зима, не решалась, сухое дерево, срубить | ||||||||||
весной, сосед, спилил, посадил, новую | ||||||||||
была обрадована, бабушка, увидела, молодую яблоню |
– Обдумайте текст в группах (детям было дано 15 минут).
Затем прошли обсуждение вариантов, выборочное чтение ответов на вопросы, орфографическая подготовка, проговаривание текста в группах, письмо и двойная проверка.
Пояснения к уроку:
При подготовке к уроку по развитию речи, где использована стратегия “Направляемое изложение” приходится проводить большую подготовительную работу учителю (подобрать текст, разбить его на смысловые части, подобрать к каждой части вопросы, предложенные Б. Блумом). Но надо помнить, что не всегда подготовленные вопросы будут использованы, возможно, что ход урока определят сами ученики, учителю надо быть готовым к импровизации.
Перед тем, как начать такой урок, необходимо вспомнить правила работы в группах.
В ходе работы ребята внимательно слушают текст, ожидая подтверждения своих версий. Прочитав до первой остановки, задаю вопросы. В дальнейшем беседа проводится по схеме: вопрос учителя – обсуждение в парах – запись в черновике – обсуждение в группе.
Учитель не должен выписывать на доске какое-либо из условных названий абзаца, потому что в таком случае учащиеся будут считать план на доске образцом.
После первичного обсуждения читаю текст второй раз без остановок или дети знакомятся с ним самостоятельно. Ученики переписывают планы начисто (каждый – свой вариант, внося в него коррективы, если необходимо).
Закончить изложение рекомендую письменным рассуждением. В данном случае “Почему Марфа радовалась появлению молодой яблони?” Опираясь на записи в черновике, пишем изложение с элементами сочинения.
Используемая мною в уроке стратегия Ровена Вагнера “Пирамидная история” помогает сделать процесс письма интересным занятием.
Предлагаемая стратегия имеет три этапа.
- Коллективное заполнение пирамиды.
- Индивидуальное выражение учащимися своих идей.
- Коллективное обсуждение написанного текста.
До начала работы готовится схема пирамиды. Далее учитель поясняет, что сегодня ученики будут настоящими писателями, авторами своих собственных историй. А для того, чтобы написать такую историю, им нужно будет сообща заполнить предложенную на доске схему.
После заполнения таблицы ученикам предлагается сочинить историю или воспроизвести текст по ключевым словам. В процессе создания текста ученики могут менять формы слов, образовывать новые части речи. Главное – придерживаться основных значений слов. Ученики сочиняют в течение 10-15 минут (устно или делают краткие записи), а затем готовят презентацию своего рассказа. После презентации вместе анализируют тексты.
Данная методика помогает преодолеть ряд трудностей, которые возникают в процессе уроков развития речи. Во-первых, каждый ученик оказывается задействованным в работе: для одного эта пирамида – опора, для другого – возможность выразить все свои мысли, не затрачивая время на установление фактов. Во-вторых, все будут мыслить в меру своих возможностей: кто-то напишет красочный рассказ с элементами сочинения, а кто-то всего несколько предложений, но и те и другие стараются выразить свое отношение к проблеме.
“Поэтапное” чтение текста; вопросы, мобилизующие читательское предвосхищение; вариативность планов, отражающая личностное восприятие и т.д. – все это предопределило успех работы. Мои ученики выполняли её с повышенным интересом. И у каждого было что-то свое.