Направляемое изложение в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Уроки развития речи в начальной школе всегда оказываются трудными для учителя и неинтересными для учеников. Почему? Согласно общепринятым установкам сначала разрабатывают план будущей работы, затем ученики пишут изложение или сочинение и сдают на проверку учителю. Проверив работы, учитель выставляет оценки и в качестве образца зачитывает лучшие работы всему классу. При этом другие ученики оказываются обойденными. Используя приемы и стратегии развития критического мышления через чтение и письмо, я помогаю ученикам почувствовать себя писателями.

Тема урока: Изложение по самостоятельно составленному плану.

Название текста “Алешина яблоня” (по В. Бочарникову).

Текст-повествование, предварительно разделен мною на несколько частей. Вопросы к каждой части были составлены заранее.

Цели урока:

  • познакомить с содержанием текста;
  • учить работать с текстом;
  • учить самостоятельно составлять план текста;
  • развивать умения рассуждать, высказывать свои предложения, аргументировать свой ответ, выслушивать своего товарища.

Ход урока:

Организация урока.

Постановка детьми учебных задач.

Предположения по заголовку.

Ученикам предлагается прочитать часть заголовка: “яблоня”. Ответьте на вопрос: “О чем может быть текст?”.

– Прочитайте теперь название текста... Алешина яблоня.

– О чем будет текст? (Ученики высказывают предположения).

Работа со вступлением.

– Проверим ваши предположения … Перед самой войной посадил Алеша яблоню.

– Что узнали из предложения?

– А что могло быть дальше с Алешей?

– Что могло произойти на фронте?

– Послушайте дальше… С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. Какова судьба Алексея?

– Что могло произойти с яблоней? (Ученики высказывают предположения).

Предлагаю прослушать часть текста… А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алеши – Марфа щедро угощала всех яблоками.

– Что узнали о жизни яблони?

– Обсудите в парах: “Какова главная мысль вступления?”. Самостоятельно озаглавьте вступление.

– Обсудите свои заголовки в четверках, если есть необходимость, исправьте свои записи.

Осмысление основной части.

– Какие у вас есть предположения о том, что стало с яблоней дальше?

– С каких слов может быть начата основная часть? (Дети высказывают предположения).

– Слушайте... Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоню.

– Что значить “лютая зима”? Как сказать иначе “морозы сожгли яблоню”?

– Как вы думаете, что теперь будет с яблоней? Как поступит Марфа?

Читаю… Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево.

– Почему Марфа долго не решалась срубить яблоню?

– О чем говорит слово “долго”?

– Узнаем, что было дальше… Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.

– Смогла ли Марфа срубить яблоню? Почему?

– Как бы поступили вы в этой ситуации? (Высказывания).

– Почему сосед спилил яблоню и посадил новую?

– Каким вы представляете соседа? Если вы захотите написать о нем в изложении, то используйте зеленый цвет.

– Обсудите в парах главную мысль этой части, самостоятельно запишите заголовок. Обсудите заголовки в четверках, внесите необходимые изменения.

Работа с заключением.

– Как бы вы закончили этот текст? (Высказывания).

– Вот как заканчивает текст автор… Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

– Почему так радовалась Марфа молодой яблоне?

– Если вы захотите написать о чувствах Марфы, то используйте зеленый цвет.

– Обсудите основную мысль заключения, озаглавьте, обсудите в четверках, исправьте, если надо.

– Итак, с текстом вы познакомились, составили план, оцените свой план и покажите сигнал (если ученики считают, что у них хороший план, то показывают зеленый цвет, если надо доработать – синий).

Целостное восприятие текста (дети читают текст самостоятельно).

Составление опоры с использованием “Пирамидной истории”.

На доске дана схема пирамиды:

– Вспомним правила работы в группах… (Ребята перечисляют):

  • Право поднятой руки (отвечает только тот, кто поднимает руку).
  • Быть внимательным и активным.
  • Быть терпимым к мнению друга.
  • Не перебивать говорящего, уметь слушать товарища.

– Заполним пирамиду по следующим пунктам:

  • Имя героя, посадившего яблоню.
  • Два слова, говорящие о судьбе героя.
  • Три слова, рассказывающие о судьбе яблони.
  • Четыре слова, рассказывающие о переменах в жизни яблони.
  • Пять слов, раскрывающих решение проблемы.
  • Шесть слов, говорящих о чувствах и состоянии бабушки Марфы.

(Из предлагаемых учениками вариантов выбирали наиболее популярный и вписывали в пирамиду).

Заполнили пирамиду следующим образом:

Алеша
не вернулся, погиб
жила, созревали, угощала
зима, не решалась, сухое дерево, срубить
весной, сосед, спилил, посадил, новую
была обрадована, бабушка, увидела, молодую яблоню

– Обдумайте текст в группах (детям было дано 15 минут).

Затем прошли обсуждение вариантов, выборочное чтение ответов на вопросы, орфографическая подготовка, проговаривание текста в группах, письмо и двойная проверка.

Пояснения к уроку:

При подготовке к уроку по развитию речи, где использована стратегия “Направляемое изложение” приходится проводить большую подготовительную работу учителю (подобрать текст, разбить его на смысловые части, подобрать к каждой части вопросы, предложенные Б. Блумом). Но надо помнить, что не всегда подготовленные вопросы будут использованы, возможно, что ход урока определят сами ученики, учителю надо быть готовым к импровизации.

Перед тем, как начать такой урок, необходимо вспомнить правила работы в группах.

В ходе работы ребята внимательно слушают текст, ожидая подтверждения своих версий. Прочитав до первой остановки, задаю вопросы. В дальнейшем беседа проводится по схеме: вопрос учителя – обсуждение в парах – запись в черновике – обсуждение в группе.

Учитель не должен выписывать на доске какое-либо из условных названий абзаца, потому что в таком случае учащиеся будут считать план на доске образцом.

После первичного обсуждения читаю текст второй раз без остановок или дети знакомятся с ним самостоятельно. Ученики переписывают планы начисто (каждый – свой вариант, внося в него коррективы, если необходимо).

Закончить изложение рекомендую письменным рассуждением. В данном случае “Почему Марфа радовалась появлению молодой яблони?” Опираясь на записи в черновике, пишем изложение с элементами сочинения.

Используемая мною в уроке стратегия Ровена Вагнера “Пирамидная история” помогает сделать процесс письма интересным занятием.

Предлагаемая стратегия имеет три этапа.

  1. Коллективное заполнение пирамиды.
  2. Индивидуальное выражение учащимися своих идей.
  3. Коллективное обсуждение написанного текста.

До начала работы готовится схема пирамиды. Далее учитель поясняет, что сегодня ученики будут настоящими писателями, авторами своих собственных историй. А для того, чтобы написать такую историю, им нужно будет сообща заполнить предложенную на доске схему.

После заполнения таблицы ученикам предлагается сочинить историю или воспроизвести текст по ключевым словам. В процессе создания текста ученики могут менять формы слов, образовывать новые части речи. Главное – придерживаться основных значений слов. Ученики сочиняют в течение 10-15 минут (устно или делают краткие записи), а затем готовят презентацию своего рассказа. После презентации вместе анализируют тексты.

Данная методика помогает преодолеть ряд трудностей, которые возникают в процессе уроков развития речи. Во-первых, каждый ученик оказывается задействованным в работе: для одного эта пирамида – опора, для другого – возможность выразить все свои мысли, не затрачивая время на установление фактов. Во-вторых, все будут мыслить в меру своих возможностей: кто-то напишет красочный рассказ с элементами сочинения, а кто-то всего несколько предложений, но и те и другие стараются выразить свое отношение к проблеме.

“Поэтапное” чтение текста; вопросы, мобилизующие читательское предвосхищение; вариативность планов, отражающая личностное восприятие и т.д. – все это предопределило успех работы. Мои ученики выполняли её с повышенным интересом. И у каждого было что-то свое.